World of Warcraft: Cataclysm
Фирменная неторопливость студии Blizzard Entertainment у самых ярых фанатов ее же продукции почему-то вызывает обычно лишь негодование и глупые вопросы. Самый глупый из них — «Смогут ли Blizzard в этот раз превзойти себя?». Очевидно, что для того, чтобы на него ответить, надо исследовать дополнение со всех сторон, вплоть до колоноскопии. А для этого, в свою очередь, надо дождаться выхода игры, очень терпеливо готовясь к новому забегу по дивному новому миру орков, зомби, эльфов, гоблинов, шмоблинов и Смертокрыл его знает, кого еще. Если у вас не хватило терпения и вы в ретроспективном порыве ушли в какую-нибудь Ultima Online — соболезнуем. Мы же дождались, колоноскопировали и готовы дать ответ на тот самый вопрос.
Ня, смерть!
В дополнении Wrath of the Lich King игроки безжалостно расправились со всеми ключевыми злодеями Warcraft 3 (во главе с Артасом), и Blizzard не оставалось ничего, кроме как придумать нового. Вероятно, в самый ответственный момент в сценарный департамент кто-то притащил бочку виски, потому что они этого не сделали. Весь сыр-бор затеял Смертокрыл — социально опасный дракон, о котором ничего не было слышно со времен Warcraft 2. Он, конечно, всеми забыт, но недостаточно хорошо, чтобы быть чем-то новым.
Потерпев поражение в войне с другими драконьими ипостасями, Смертокрыл несколько веков отсиживался под землей — зализывал раны и подбирал нужный момент для удара. Теперь чудище выбралось на поверхность, а из названия аддона ясно, к чему это привело. Чтобы в полной мере оценить масштабы катастрофы, лучше начать с чистого листа и выбрать одну из новых рас: гоблина (Орда) или воргена (Альянс).
Индустриальный городок Казан и затерянные острова, откуда начинают свой путь гоблины, пожалуй, лучшая стартовая локация со времен Тортажа в Age of Conan. За короткий промежуток с первого по пятнадцатый уровень вам дадут прокатиться на роскошном автомобиле, поиграть в роботбол (лучше даже не спрашивайте, это надо видеть), организовать модную вечеринку, пережить извержение вулкана, потерпеть кораблекрушение и высадиться на острове безумных дикарей (на лицо ужасных, добрых внутри). К тому времени, как придет пора отчаливать на большую землю, вы почувствуете, что прошли не «нубскую» локацию, а качественную одиночную RPG.
И если похождения гоблинов полны юмора и шумных взрывов, то у воргенов ставка идет на макабрический сюжет и гнетущую атмосферу. Тут игрокам предстоит узнать, что произошло в застенках города Гилнеас, который долгое время был изолирован за высокой стеной, выяснить, почему люди кругом стали превращаться в оборотней, и попытаться спасти тех, кто еще не заражен. В итоге ваш герой и сам станет на четыре лапы, потому что попытка, как известно, первый шаг к провалу. Оно, разумеется, не беда. Воргены — не только ценный мех, но и неплохие расовые бонусы (ускорение не раз спасет шкуру в PvP). Чтобы скакать быстрее ветра, им при этом даже лошадь не нужна — достаточно высунуть язык и начать бешено перебирать лапами.
ЖЗЛ
Когда же из новых стартовых локаций игроки прибудут в старые, от удивления им останется только открывать рты. Многие классические зоны не узнать: столицы натурально кишат летающими маунтами, запасы здоровья у большей части героев исчисляются десятками тысяч, а в интерфейсе появилась тьма новых закладок и кнопочек. Если вы пользовались модами, улучшающими интерфейс предыдущих версий World of Warcraft , — без труда разберетесь. В целом управление все еще дружелюбное, оно просто стало лучше.
Решение Blizzard обновить старые локации и вовсе можно встречать овацией. Сложно представить, сколько на это все понадобилось времени и труда, но ничего более разумного разработчики со своей маленькой вселенной сделать не могли. Многие ветераны скорее сунут пальцы в розетку, нежели согласятся в сотый раз проходить квесты Степей и Оскверненного леса. Еще в предыдущем дополнении стало ясно, что старые территории по сравнению с пейзажами Нордскола выглядят уныло и пусто. Теперь же народ возвращается, он хочет увидеть изменения.
Результат этих изменений — не просто «фейслифтинг». Авторы убрали большинство утомительных квестов формата «убей 20 свинок» и «собери 20 шкурок», а вместо них добавили цепочки с интересными историями. Например, старых квестов почти не осталось в Западном крае (начальной локации Альянса): Братство Справедливости, которое раньше терроризировало округу, теперь не представляет большой опасности — было, да вышло все. Настоящая угроза — этот чертов дракон и вызванный им катаклизм.
Скитания по изувеченному Азероту наполнены сюрпризами. Помните старину Манкрика? Того, что разыскивал свою жену в Степях Калимдора? Он, наконец, узнал о ее бесславной кончине и дает новый квест — отомстить свинорылам за утраченную любовь. Страж Паркер в Красногорье, тот, которому вы носили завтрак от возлюбленной, — уже капитан Паркер, командующий зелеными рекрутами. У него родилась дочь, она помогает своему папаше нести службу.
В Выжженные земли вы встретите троицу NPC, которая будет наперебой рассказывать о первой встрече со Смертокрылом. Каждый наврет с три короба — мол, навалял дракону как следует. Можно даже увидеть, как все было, став на время главным героем байки; финал квеста заставит расхохотаться даже сурового челябинского сталевара.
А вы никогда не задумывались, каково приходится квестовым NPC? Стоять целыми днями на месте, трепаться с вереницей нубов. У вас есть возможность побывать и в этой шкуре. Задание, казалось бы, проще пареной репы — раздать три квеста трем героям, — но в конце вы будете готовы удавить каждого из них голыми руками.
Буря перемен
Смертокрыл нашкодил в Азероте с такой силой, что леса превратились в огненные озера, болота — в пустыни, а горы в ущелья. На словах всех изменений не передать, поэтому мы решили продемонстрировать самые интересные последствия катаклизма в отдельной врезке.
Степи
Степи — одна из сильнее всего пострадавших локаций. Из-за сильных землетрясений в центре пустыни произошел раскол, и заполненная кипящей лавой расщелина теперь разделяет Степи на Южные и Северные. Силы Альянса сожгли дотла лагерь Таурайо, а чтобы оградить от напастей свою столицу, таурены возвели бронированную стену на границе Степей и Мулгора.
Азшара
Принц Галливикс, хорошо знакомый всем, кто начал играть за гоблинов, все-таки добрался до Азшары и отгрохал там Дворец удовольствий. Чтобы ускорить перемещение по локации, гоблины протянули сеть скоростных магистралей, а на востоке возвышается царь-пушка, последнее гениальное изобретение гоблинов.
Тернистая долина
Тернистая долина, как и Степи, теперь разделена на две отдельные зоны. В центре можно увидеть гигантскую воронку с несколькими водопадами. Лагерь охотника Ливингстона превратился в хорошо защищенный форт, так что «ганкерам» будет не так просто издеваться над «нубами». Но главные изменения коснулись Зул’Гуруба — теперь это не инстанс, а крупный квестовый хаб. К выходу Cataclysm разработчики не успели добавить туда заданий и NPC — они должны появиться в ближайшем патче.
Тысяча игл
Направляясь в Тысячу игл, не забудьте захватить с собой переносную лодку — после катаклизма локация оказалась полностью затопленной, а большинство ее обитателей теперь покоятся на дне. Те, кому удалось спастись, укрылись на вершинах скал и дрейфующей гоблинской барже. Пираты усердно пытаются захватить корабль, так что для героев здесь всегда найдется работенка.
Вам нравилось рыбачить в прибрежном городке Аубердине и охотиться на безобидных зверушек? Забудьте. Катаклизм полностью разрушил этот город, и по всей зоне теперь бушуют смерчи, огненные вихри и прочие стихийные бедствия. Единственным оплотом цивилизации является лагерь Лор’данел, жители которого пытаются отстроить Аубердин заново.
Пустоши
Пустоши всегда были аутсайдером среди классических зон. Квесты в них вызывали тоску (в основном они сводились к геноциду кентавров), а пустынный пейзаж не вдохновлял на исследования. В результате катаклизма море вышло из берегов и превратило засушливый край в цветущий рай — теперь Пустоши не такие уж пустые. Туда даже перебрались друиды, которых здесь не видели очень давно.
Наш пострел везде не поспел
Итак, для «Катаклизма» утверждение «Все MMORPG состоят из унылых квестов» заведомо неверно. Услышите это от кого-нибудь — можете смело указать в сторону нового World of Warcraft. Новый аддон — хороший пример того, что достаточно отречься от самокопирования и просто включить мозги. Вместо череды рутинных заданий сразу получится классное приключение.
Игрокам так или иначе придется смириться с одной вещью. При той реактивной скорости прокачки, которую дают фамильные шмотки, «пригласи друга» и прочие бонусы с гильдейскими перками, к 60-му уровню герои даже половины новых квестов не испробуют. Зато, начиная с 80-го уровня, спасать мир придется снова, ведь Cataclysm не ограничивается переделом старых локаций. Есть еще и совершенно новые. Они как минимум не уступают по красоте зонам Нортренда, и теперь это не просто квестовые «хабы», где можно понабирать охапку заданий и идти всех дробить на комбикорм. Каждая зона несет свою сюжетную линию, которая раскрывается по мере прохождения квестов и просмотра кат-сцен.
Для начала можно отправиться в место под названием Вайш’ир — подводное царство, в котором вы окажетесь после знакомства с гигантским спрутом. Когда-то Вайш’ир был домом Леди Вайши, и теперь здесь господствуют несчастные наги — они вынашивают план всемирного господства, но никак его не родят. Мысли о подводных квестах «классики» у многих вызовут рвотный рефлекс, однако здесь выполнять задания так же легко и приятно, как на суше. К вашим услугам подводное дыхание, глубоководные декорации и морской конек-горбунок, который быстро доставит в любую точку бездны.
Попасть в другую интересную локацию, Подземье, намного проще — достаточно воспользоваться телепортом в столице. Именно в этом гигантском гроте веками отсиживался Смертокрыл. Злой дракон так спешил показать всем кузькину мать, что во время вылазки повредил каменную колонну, удерживающую землю. И если добровольцы не успеют ее починить, то разрушения будут такими, что Смертокрыл покажется всего лишь слегка подгадившей мухой.
Хоть все зоны разительно отличаются внешне, в одном они схожи на фундаментальном уровне — каждая вовсю использует технологию фазирования. Еще в прошлом аддоне Blizzard начала с ней экспериментировать, а в Cataclysm довела технику почти до совершенства. Благодаря фазированию мир преображается в реальном времени, прямо на глазах. Еще недавно вы выполняли пустяковые поручения, как вдруг происходит извержение вулкана и мирный город окунается в хаос: везде перепуганные горожане, падающие с неба огненные булыжники, пылающие здания. Теперь можно видеть изменения, а не просто читать о них в квестлогах. Это гигантский шаг вперед, и разработчикам других MMORPG стоит в очередной раз поучиться у Blizzard.
Another Dead Hero
Красивые зоны и квесты — это чудесно, но эпические доспехи в них не добудешь. А они нужны всем, даже, как показали маркетинговые исследования, домохозяйкам из Мексики. Blizzard не стала мелочиться и добавила в игру семь новых подземелий, четыре новых рейда плюс прикрутила героический режим к классическим инстансам — Мертвым копям и Крепости Темного Клыка. Если вы думаете, что по ним удастся пробежаться с таким же ветерком, как по «героикам» Wrath of the Lich King, вы глубоко заблуждаетесь. Трэш-мобы теперь бьют больнее некоторых боссов, а мана у хилеров сливается, словно вода в сито. Казуалы в ужасе, хардкорные рейдеры рыдают от счастья. Справедливости ради стоит отметить, что Blizzard уже пошла на уступки, чтобы не нервировать самых чувствительных варкрафтеров, так что к моменту выхода номера подземелья вполне могут вернуться в свое привычное состояние.
Главным испытанием для рейдовых гильдий станет, конечно, Смертокрыл. Сложно сказать, как доблестные герои будут убивать чудище, которое одним плевком превратило два континента в руины, но что-нибудь обязательно придумают. Пока что придумывать нечего: инстанс с этим боссом появится в игре нескоро. В ожидании игроки могут навестить воскреснувших Нефариана и Ониксию в Твердыня Крыла Тьмы, повидать бывшего вождя орков Чо’Галла в Сумеречном бастионе и сразиться с могущественными элементалями стихий в Троне четырех ветров.
Чем бы игроки ни занимались — выполнением квестов, походами в подземелья, PvP, — все пополняет копилку гильдейского опыта. Как только уровень гильдии вырастет на единицу, все ее члены получают новый бонус (например, снижение износа экипировки на 10%). Максимальный 25-й уровень — повод для гордости и веский аргумент при найме рекрутов. Blizzard даже внедрила систему клановых достижений. Хотя среди пары сотен ачивок интересных мало; в основном они заставляют пройти в составе гильдии подземелье, наковырять 100 тысяч руды или выполнить столько же квестов.
Война — это сказка
Рейды, квесты и прочие мирские шалости в то же время не имеют никакого значения для настоящих поклонников PvP. На завтрак у них дуэли, на обед — бэттлграунды, на ужин — арены. В Blizzard прекрасно знают, что львиную долю подписчиков занимают любители резать глотки себе подобным в схватках стенка на стенку, и в каждом аддоне для них находится новое развлечение.
В игре появились еще три бэттлграунда. Два из них напоминают Низину Арати и Ущелье песни войны в новых декорациях. Третья, Тол Барад, — открытая PvP-зона с кучей ежедневных квестов, где игроки пытаются захватить базу и открыть доступ к новому контенту (еще шесть дейликов и полный трофеев босс). Прошлая попытка Blizzard создать PvP-локацию, где должны проходить массовые битвы нон-стоп, обернулась провалом: на Озере ледяных оков игра лагала, словно Crysis на нетбуке, а у защищающей стороны было мало шансов сдержать натиск толпы. Теперь разработчики ударились в другую крайность. В Тол Бараде уже атакующая фракция набивает шишки, так как для победы ей нужно захватить и удерживать три контрольные точки, в то время как защитникам — всего одну. Выиграть при таком раскладе практически нереально, поэтому многие PvP-шники шарахаются от Тол Барада как от огня.
Хоть бэттлграунды появились в игре намного раньше, PvP-элита редко организовывала туда вылазки. На аренах и экипировку давали лучше, и оппоненты были сильнее. Теперь к полям сражений приделали рейтинговую систему, и PvP-гильдии собирают под свои знамена талантливых бойцов, формируют отряды из 10 человек и отправляют их на поля сражений: отстаивать честь клана и добывать очки завоеваний (новая валюта, за которую можно купить лучшую экипировку). Старые титулы, включая Главнокомандующего и Верховного вождя, также вернулись — любителям красивых ярлычков вновь есть чем заняться.
* * *
Единственное, чего в новом дополнении пока что нет, — сколько-то адекватного баланса. То, в каком состоянии сейчас некоторые классы, демонстрирует ролик на YouTube — там какой-то умелец управляет аркан-магом, то катаясь головой по клавиатуре, то прижимая ее к заднице. И, конечно, выносит все живое.
Но это не главное. С выходом Cataclysm стало окончательно понятно, что Азерот никогда уже не будет прежним. Тот яркий сказочный мир постепенно умирает. Можно вздыхать по старым зонам, вспоминать, что когда-то трава была зеленее (ее и правда местами подпалили), но Blizzard не живет прошлым и активно развивает свою игру. Начать уничтожать ее вселенную — тоже в каком-то смысле развитие. Если 6 лет назад WoW был провинциальным цирком, то теперь это шикарный Диснейленд с развлечениями на любой вкус. И, отвечая на тот самый глупый вопрос, скажем только одно: если вы решите вернуться, чтобы «одним глазком» оценить Cataclysm, заранее попрощайтесь с близкими. На всякий случай.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — да
Легко освоить — нет
Оправданность ожиданий: 90%
Геймплей: 10
Графика: 7
Звук и музыка: 9
Интерфейс и управление: 9
Дождались? В истории MMORPG не было аддона масштабнее, чем Cataclysm. Blizzard использовала весь накопившийся за 6 лет опыт, чтобы превратить WoW в идеальный аттракцион. Если вы планировали попробовать игру или вернуться, сейчас самое время.
Рейтинг «Мании»: 9,5
«Великолепно»