Руководство и прохождение по "Medal of Honor"
Рядовой встречает врага лицом к лицу.
Рядовой рискует своей жизнью.
Рядовой знает цену скверной стратегии.
А что знают генералы?
Тактические схемы и диаграммы.
Вся цепочка подчинения стоит на голове.
Питер Уоттс, «Ложная слепота»
После нескольких лет затишья Electronic Arts воскресила и запустила заново серию боевиков Medal of Honor. Впервые действие в игре происходит не на полях Второй мировой, а в современном мире. Несколько лет назад так же поступили создатели конкурирующей серии Call of Duty — они перенесли события серии в наше время, придумав собственные, порой весьма фантастические сюжеты. Но разработчики нового Medal of Honor решили пойти другим путем. Они сделали игру про реальную войну, которая идет уже много лет и конца которой не видно.
Афганистан, наши дни. Разведчики секретного подразделения «Первый эшелон» узнают от местных жителей, что в узкой долине Шахи-Кот и на возвышающихся над ней горных пиках скопились крупные силы талибов и террористов Аль-Каеды. Но американские генералы пренебрегают ценной информацией и в надежде на быструю победу отправляют батальон рейнджеров прямо под вражеские минометы. Когда все идет наперекосяк, когда нет надежды на командиров, а враг наступает, бойцы должны сами позаботиться друг о друге. Отряд «Нептун» лезет в самое пекло, чуть ли не в тыл к врагу. Снайперы с горных хребтов уничтожают минометные расчеты. Потрепанные рейнджеры из последних сил удерживают долину, а пилоты «Апачей», рискуя попасть под шальную гранату, утюжат склоны гор. Четыре героя — четыре истории вокруг одной горной гряды.
Шесть дней в Шахи-Кот
Когда в 2002 году вышла первая часть серии Medal of Honor , война в Афганистане уже началась — США и Великобритания вовсю утюжили позиции талибов. Вряд ли многие тогда предполагали, что противостояние будет продолжаться и сейчас, почти девять лет спустя, грозя побить мрачный рекорд СССР. Солдаты и мирные жители продолжают гибнуть, а конца противостоянию не видно.
Так что война, которая идет сейчас в Афганистане, — тема очень щекотливая. Меньше всего разработчикам нужна была скандальная слава наподобие той, что настигла и безвременно похоронила проект Six Days in Fallujah от Konami.
Чтобы не навлечь на себя лишний раз гнев Fox News, разработчики мудро решили сделать игру своего рода посвящением, данью уважения солдатам, — и для этого привлечь их к работе над проектом. Трудно обвинять в неуважении к героям игру, в основе сюжета которой — личные воспоминания и свидетельства не просто ветеранов, а тех, кто и сейчас воюет с Талибаном. Если уж сами герои, находящиеся на переднем крае борьбы за свободу, были не против участия в проекте EA, как тут возразишь?
А список консультантов в титрах весьма внушителен. Тут есть и пилоты, и морпехи, и военно-исторические консультанты, и специалисты по оружию, и те, кто записывал звуки выстрелов на реальном полигоне. Еще вчера консультанты участвовали в бою. Уже завтра они могут вернуться в Афганистан и продолжить свою работу. Мир будет играть в Medal of Honor, а они — отражать настоящие атаки талибов.
В качестве консультантов разработчики сумели привлечь даже четырех бойцов из засекреченной спецслужбы «Первый эшелон» (Tier 1). Естественно, не под настоящими именами они появились в титрах, а под прозвищами: Дасти, Куп, Вандал и Панчо.
Но как же секретность? Что если агент не мог ответить на вопросы разработчиков из соображений государственной тайны? «Тогда мы переходим к следующему вопросу», — отвечает, улыбаясь, Грег Гудрич.
Следующий вопрос
Униформа, оружие, жесты и команды, взрывы и звуки стрельбы, интерьер «Чинука», пустыни и горные пейзажи — к достоверному воплощению всего этого Danger Close Games отнеслась так серьезно, как это вообще возможно. В том, что касается антуража, Medal of Honor — самая реалистичная игра про Афганистан и Ближний Восток. Другой такой еще не было и долго не будет.
А когда дело доходит до звукового оформления, прилежность разработчиков просто пугает. Для озвучивания ролей талибов и местных информаторов они раздобыли актеров пуштунского происхождения. А если по сюжету мы сражаемся с террористами из Чечни, то и озвучивать его будут чеченцы. После такого внимания к мелочам вряд ли кто-то усомнится в достоверности армейской лексики в диалогах и переговорах по радио.
Но в непримиримой борьбе за реализм разработчики прекрасно отдавали себе отчет в том, что игровой процесс все-таки важнее. Форма формой, а жанр диктует свои жестокие законы. Здоровье должно регенерировать, враги — гибнуть пачками, а напарники — так убедительно играть свои роли, чтобы игрок не видел в них бессмертных статистов, кем они, по сути, и являются.
Если остановиться — действие тоже замрет. Напарники рассядутся по укрытиям и будут терпеливо ждать, когда игрок соизволит вернуться и заняться делом. Чтобы мы думали быстрее, они подгоняют нас: «Где ты застрял? У нас нет времени, скорее!»
И впрямь — нечего рассиживаться. Игра сама собой играться не будет, так что надо спешить! Нужно идти по скриптам вперед, чтобы с игроком продвигался вперед и сюжет. Ручка должна крутиться. Аттракцион есть аттракцион, тут надо играть по правилам. Перестрелка меж скал, наведение ракет через бинокль, стрельба из скорострельной пушки, штурм бункера, бег по склону от преследующего врага, заезд на квадроциклах…
Medal of Honor — тщательно просчитанный и выверенный калейдоскоп событий. Лишь в одном месте сюжет дал сбой — когда в пещере, увлекшись подствольным гранатометом, я взорвал что-то не то, действие остановилось, напарник остановился, а враги так и не пришли. К счастью, контрольная точка была рядом (она тут всегда рядом), и со второй попытки место заедающего скрипта удалось пройти.
Гораздо чаще к точке сохранения нас возвращает меткий огонь арабских наемников или не вовремя прилетевшая под ноги граната. Пару раз ее туда забросили напарники, ну да ничего — на войне всякое бывает, рука может дрогнуть. Герой хрупок — но не чрезмерно. Как раз настолько, чтобы не хотелось лезть на рожон, а при краснеющем экране игрок без напоминаний искал укрытие — перевести дух.
Но даже гибель и загрузка — не слишком большая проблема. Еще раз-другой поучаствовать в перестрелке нетрудно — для кроссплатформенного проекта в Medal of Honor поразительно прогрессивное управление. Если спринтом, прицелом или приседанием уже никого не удивишь, то возможность вести бой из положения лежа — приятный сюрприз.
Вот только единственное автосохранение на всю игру — моветон. Не мешает, но выглядит… по-консольному. К счастью, этого не сказать о графике. Мультиплатформенность ей не повредила. Экономия на треугольниках не столько ухудшает картинку, сколько разгоняет FPS. Довольно скромны, правда, эффекты дыма с огнем, и не очень удачно решение сделать некоторые миссии почти монохромными, как в Operation Flashpoint: Dragon Rising. Зато модные шейдеры, объемные тени и другие недоступные Xbox 360 спецэффекты прекрасно ложатся на картинку. Горный Афганистан красив. Война в таком месте выглядит даже… неуместной.
Правда об одиннадцатом оперативном
А ведь именно среди этих заснеженных перевалов в 2002 году и произошло, пожалуй, самое драматичное сражение за всю афганскую кампанию. То была операция «Анаконда», в ходе которой войска коалиции выбили из долины Шахи-Кот укрепившихся в ней талибов и Аль-Каеду. В начале операции союзников преследовали неудачи. Количество врагов было недооценено разведкой в пять раз. Первые вступившие в долину войска были обстреляны своей же авиацией и попали под плотный минометный огонь талибов.
Но больше всего не повезло «Морским котикам» из одиннадцатого оперативного соединения. Они должны были высадиться с двух «Чинуков» на безлюдный (согласно данным разведки) пик и угодили в засаду. Прямо на вершине были мощные укрепления талибов. Два вертолета были сбиты из РПГ, несколько бойцов погибли, а раненых долгое время нельзя было эвакуировать под кинжальным огнем с вершины горы. При попадании гранаты в вертолет из него выпал морпех, оказался среди врагов и был убит.
Изначально разработчики собирались воспроизвести в игре реальные события, но по зрелому размышлению отказались от этой идеи, и правильно сделали. Но в вымышленном сражении за Такур-Гар все равно местами узнается «Анаконда». Тот, кто знает ее историю, сразу узнает и место действия, и разбитый вертолет на склоне, и два «Апача», под вражеским огнем ликвидирующие минометные позиции, и даже момент гибели стрелка «Чинука» от шальной пули. Любое совпадение случайно? Пусть так.
• • •
Сравнение Medal of Honor и серии Modern Warfare было неизбежно. Заочные ставки позади — теперь можно подбить итоги. Творение Infinity Ward — яркий блокбастер без особой заботы о достоверности. В нем есть драматичность как самоцель, есть что-то от заговоров Тома Клэнси, погонь Джеймса Бонда — но и от клюквы Мюнхгаузена тоже.
По сравнению с ним Medal of Honor — чуть ли не урок истории, с тщательно проработанным антуражем, единством места и времени (разнообразие пейзажей Афганистана помогло) и отчетливым патриотическим посылом. Но это, конечно, не джинго-патриотизм в стиле «Ура, мы их всех победим!», а скорее попытка взглянуть на войну глазами тех, кто встречается с врагом лицом к лицу. А у бойца другое отношение к войне. Он не размышляет о победе демократии во всем мире, а делает то, что должен. И в самые тяжелые минуты главное для него — не дядя Сэм и не яблочный пирог, а плечо напарника. Генералы далеко. Враг — рядом. Надеяться можно лишь на себя, на винтовку — и еще на того, кто прикрывает спину и в случае чего без колебаний отправится выручать тебя из беды.
Вот об этом — Medal of Honor. И еще о том, что порой всего этого бывает недостаточно для хэппи-энда, в котором все живут долго и счастливо.
Вердикт: Афганистан — не далекая история и не сказка. Солдаты, ставшие прообразами героев игры, прямо сейчас сражаются и гибнут в афганских горах. Стоило ли совмещать развлечение и серьезный рассказ о войне? Однозначного ответа тут быть не может. Но и то и другое разработчики сделали на совесть.
[[BREAK]]
Краткое руководство
Игровой процесс в Medal of Honor устроен традиционно для боевиков, с уклоном в аттракционы: мы бегаем и стреляем в выскакивающих из-за угла врагов, наблюдаем, как вокруг нас все взрывается и рушится, слушаем напарников, время от времени садимся за пулемет или корректируем огонь. События происходят достаточно быстро, чтобы мы не заскучали, и пройти игру достаточно просто, чтобы нигде не приходилось застревать — по крайней мере надолго.
Оружие
Выбирать оружие перед заданием нельзя — нам выдается по умолчанию комплект из двух пушек (например, автомат и дробовик или автомат и снайперская винтовка), пистолет и нож.
-
Автоматы — самый удобный вид оружия, буквально на все случаи жизни. Бывают они разными, но в целом им свойственны хорошая убойная сила и меткость на большом расстоянии. Автоматами вы будете пользоваться чаще всего, поскольку врагов много, пули надо рассылать вокруг интенсивно, а с боеприпасами проблем в игре нет по определению — их всегда можно попросить у напарников. Правда, если вы в жарком бою выбросили казенное оружие и подхватили с убитого талиба трофей советского производства, придется питаться подножным кормом.
-
Пулеметы — неожиданно хорошее оружие. Их невысокая меткость с лихвой искупается мощностью и возможностью выпустить сотню пуль до перезарядки. А если пулемет выдан вам в начале миссии, а не подобран в поле, то не нужно беспокоиться и о боеприпасах — их всегда можно «стрельнуть» у напарников.
-
Дробовики — в меру удобны в замкнутых условиях пещеры, когда ближайший враг сидит где-нибудь за ящиком метрах в пяти. Но я бы сказал, что с убойной силой дробовиков слегка дали маху — когда патронов всего шесть, потратить два из них на врага суть непозволительная роскошь. Но совсем бесполезными дробовики не назовешь.
-
Пистолеты — запасное оружие, на случай если закончились боеприпасы. Особенно с ними не повоюешь, но бесконечные патроны греют душу. Приятно знать, что в случае чего разработчики не оставят нас совсем без оружия.
-
Снайперские винтовки — бывают двух видов: сюжетная навороченная и СВД. Обе очень хороши. Сюжетная — тем, что в ней можно включать тепловой режим и легко выцеплять среди растительности даже тщательно замаскировавшихся вражеских снайперов. СВД — тем, что ее время от времени можно подобрать, выбросив ненужный дробовик, и неплохо пострелять… пока не кончатся патроны. Жаль, кончаются они обычно быстро, а у напарников такие не водятся.
-
Нож — не слишком полезен, так как бежать к вам с распростертыми объятиями враги не будут никогда, а бежать к ним навстречу нет смысла — надо стрелять. Даже когда часовой стоит к вам спиной, лучше всего снять его выстрелом, а нож оставить для сюжетных мест, где у нас вообще нет оружия, и для многопользовательских баталий с перестрелками и беготней в тесных окопах.
-
Гранаты — в одиночной игре они хороши, но в меру. Бывают случаи, когда враги наседают кучей или прячутся за укрытием, где их удобнее вынести, бросив гранату. Но чаще всего сие означает, что за этой партией талибов выбежит другая — стало быть, лучше занять хорошую позицию и последовательно отстреливать одного за другим. К тому же гранат всегда не хватает, поскольку напарники нам их не дадут. Да и бросать гранаты всегда приходится «на глазок», а это чревато.
-
Подствольный гранатомет встречается по сюжету всего один раз. Он интересен тем, что гранат с ним выдают достаточно много, чтобы рассыпать их щедрым жестом сеятеля. Правда, полезность его в афганских горах тоже сомнительна, но с ним как-то веселее — если при стрельбе не высовываться и не хватать слишком много пуль от врагов.
Работа наводчиком
Время от времени игроку дают передохнуть, вручают в руки бинокль с лазерной указкой и заставляют поработать наводчиком для авиации, артиллерии или управляемых ракет.
Ничего сложного тут нет, чаще всего нам просто говорят, куда наводить, мы нажимаем кнопку, и через несколько секунд в указанном нами месте происходит взрыв, уничтожающий оборонительные позиции или минометные расчеты талибов. Если мы наводим штурмовики, то надо указать не только место, но и азимут, с которого самолет пойдет в атаку. При управлении ракетами надо мышью корректировать их падение так, чтобы они попадали на вражеские танки, автомобили или вышки со снайперами.
Пулеметы
За станковые пулеметы игрока сажают с той же целью: отдышаться после беготни и стрельбы. Иногда пулемет установлен на оборонительной позиции, иногда — на вертолете и даже на крыше автомобиля. В одном случае мы просто сидим на месте пассажира и отстреливаемся от догоняющих нас автомобилей с боевиками. Суть одна — глазеть по сторонам и стрелять в большую часть того, что движется.
Часто при стрельбе надо следить за тем, чтобы пулемет не перегрелся.
Вертолеты
Лишь в одной миссии нам предложат побыть стрелком вертолета «Апач». Ничего сложного в этом тоже нет — знай себе верти мышью и лепи из пушки во врагов. Главное — присматривать за температурой (индикатор справа внизу).
Но не стоит забывать и про другое оружие. Неуправляемые ракетные снаряды помогут уничтожить дом, из которого в нас садят выстрел за выстрелом из РПГ. Про них вообще забывать не стоит — не зря же пилот нарезает круги над вражескими позициями так, чтобы они как можно чаще оказывались в зоне поражения НУРСов.
Третий вид оружия — ракеты «Хеллфайр». С ними все совсем просто: они используются лишь в сюжетные моменты. Появился на экране квадратик прицела — запускаем!
Вертолеты в игре не неуязвимы — несколько попаданий из РПГ преждевременно завершат миссию. Но их «поврежденная гидравлика» регенерирует точно так же, как и здоровье героя на земле, так что особенно беспокоиться не нужно.
Квадроциклы
В одной из миссий героя загрузят на квадроцикл и прикажут следовать за напарником, который на другом квадроцикле едет впереди. Испортить тут что-то очень сложно. Главное — помнить, что с компьютерным управлением скорость набирается быстро, а места для маневра не очень много. Поскольку летать от скалы к скале нам не надо, присматривайте за тем, чтобы не разгоняться слишком сильно.
Когда Дасти скажет, что нужно потушить фары, сделайте это. Снова их можно не включать — дорога видна и так.
Тактика боя
Теперь, когда вы в общих чертах понимаете, как устроен игровой процесс Medal of Honor, давайте разберемся с основами тактики. Стандартная ситуация — кругом талибы, идет стрельба, напарники кричат: «Вперед!» Что делать?
Прежде всего — не торопиться. Как бы игра нас ни поторапливала, время поразмыслить есть всегда. Даже если талибы напирают, помните, что напарники ваши бессмертны и вполне могут отвлекать огонь на себя, пока вы решаете, что делать дальше. Выясните, где враг. Убедитесь, что это враг (лучший способ убедиться — выстрелить. Если цель ругается — значит, это свои).
Берегите здоровье. Выработайте хорошую привычку постоянно прятаться и стрелять из-за укрытия. Если экран покраснел, не надо геройствовать — прячьтесь и ждите, пока здоровье не восстановится.
Самая большая угроза здоровью — прилетевшие гранаты. Враги очень здорово их бросают, как, впрочем, и ваши напарники. Изредка, правда, напарники могут бросить гранату криво — так, что она ударится о скалу и отскочит нам под ноги. Не беспокойтесь за напарников, беспокойтесь за себя. Наш герой — единственный среди них смертный.
Индикатор гранаты покажет, с какой стороны она упала; по нему легко сориентироваться, чтобы спринтом отскочить подальше. Красный индикатор — опасность: взрыв нанесет большой урон и может даже оборвать миссию. Белый индикатор — опасность невелика. Отойти в сторонку стоит, но ничего страшного не случится.
Похожий индикатор «входящих» сразу же покажет, откуда прилетела пуля. Вообще, в Medal of Honor нет проблем с тем, чтобы обнаружить врага, но пуля, прилетевшая с неожиданной стороны, даст прозрачный намек на то, что укрытие стало ненадежным. Передвигаться между укрытиями лучше всего в режиме спринта — если, подбегая, нажать клавишу «присесть», герой быстро юркнет за укрытие. Такой прием не имеет ничего общего с консольной системой укрытий (и слава богу), но очень удобен в интенсивном бою.
Стрельбу всегда лучше вести через прицел. В ногах правды нет — если присесть, точность выстрелов повышается. В позиции лежа стрельба становится еще точнее, но страдает маневренность. В условиях сравнительно «тесных» уровней это может быть важно, так что обычно укладываться на землю перед сражением не нужно.
Обнаружить затаившихся врагов поможет хорошее правило: если действие замерло, не начинается скриптовая сцена, новые диалоги — значит, скорее всего проблема в «последнем сектоиде», затаившемся где-то впереди. Осторожно обследуйте окрестности, и вы найдете прикинувшегося ветошью талиба.
Самое сложное место в игре — оборона маленького дома у склонов горного хребта Шахи-Кот. Проблема тут в том, что домик разрушается от выстрелов из РПГ и возможностей найти укрытие становится меньше с каждой минутой. Кроме того, враги нападают сразу с трех направлений, и спрятаться от них проблематично, особенно если они подходят к домику вплотную. Когда дело станет совсем плохо, лучше спрятаться за остатками стен, отстреливая лишь подошедших вплотную врагов и давая возможность напарникам принимать на себя вражеский огонь. Если вы прошли это задание, то даже финал игры не станет для вас проблемой — враги там стреляют гораздо более метко, но укрыться от них не в пример легче.
Режим Tier 1
Кроме обычного одиночного режима и многопользовательского, который запускается отдельным исполняемым файлом, в игре есть режим Tier 1. Это своего рода «nightmare» — сильно усложненная одиночная игра, в которой по результатам прохождения миссии игроку выставляется оценка. Ею потом можно похвастаться перед друзьями, выложив в интернете.
Правила, по которым проходит Tier 1, довольно суровы. Враги наносят увеличенный урон. Попросить патроны у напарников нельзя. Здоровье восстанавливается очень медленно. Сильно урезан HUD, а крестик на экране отсутствует (впрочем, он как раз не очень нужен, так как стрелять все равно лучше через прицел).
Но, чтобы жизнь совсем медом не казалась, игра в Tier 1 не сохраняется на промежуточных точках. Если герой погиб, придется начинать все заново. Казалось бы, раз такое дело, спешить не надо, но оценка выставляется по времени прохождения. Часы тикают неумолимо… впрочем, умолить их приостановить отсчет времени можно.
- За убитого выстрелом в голову врага таймер останавливается на две секунды.
- За три подряд попадания в головы врагов — на пять секунд.
- За убитого ножом врага таймер останавливается на две секунды.
- Три взмаха ножиком — уже десять секунд в запасе.
- Два врага, убитые одной пулей, — шесть секунд форы.
- За пятерых врагов, убитых в течение пятнадцати секунд, награда самая щедрая — таймер выключается на пятнадцать секунд.
Режим Tier 1 становится доступным только после однократного прохождения сюжета как минимум на среднем уровне сложности.
• • •
Как вы, наверное, заметили, в материале осталась не раскрытой тема многопользовательской игры — ни в рецензии, ни в руководстве. Почему? Потому что играть попросту не с кем! По непонятным причинам найти в интернете партнеров для пресс-версии крайне тяжело — практически невозможно. А оценивать режим, который не удалось опробовать в действии, мы не беремся. Но мультиплеер — это очень важная часть Medal of Honor, поэтому так просто мы его не оставим и в следующем номере ЛКИ обязательно расскажем о нем и оценим его. А со временем, вероятно, даже сразимся в «Дуэльном клубе».
Но это будет уже другая история.