Total War: Shogun 2
Вернувшись спустя 11 лет к тому, с чего они начинали, а именно к теме феодальной Японии, британцы из The Creative Assembly сегодня сами напоминают умудренного опытом восточного мудреца: пройдя в своей жизни через многое, он оставил попытки объять необъятное и решил самосовершенствоваться в малом. Тяга к гигантизму, достигшая апогея в Empire: Total War , осталась в прошлом, и британцы снова делают почти камерную стратегию, в которой молятся не количеству, а качеству. В этом мы убедились лично, познакомившись с превью-версией игры.
Девять на одного
Итак, снова феодальная Япония, XVI век, и снова 9 кланов схлестнулись друг с другом в борьбе за власть. Тот, кто поставит на колени остальных и обратит на себя внимание Императора, получит главный приз — звание сегуна, фактического правителя страны.
События охватывают совсем небольшой по меркам Medieval или Empire временной период и разворачиваются на маленькой территории, где нет шокирующей смены климата и культурных традиций. При этом инструментарий остался прежним: на глобальной карте обустраиваем города, нанимаем новых юнитов, двигаем фигурки полководцев поближе к чужим границам, рассылаем шпионов, ведем переговоры, а на тактической — непосредственно управляем войсками, держа в голове старую добрую формулу про «камень, ножницы, бумагу». Чем же в таком случае будет удивлять и радовать Shogun 2?
Все дело в деталях. Выбравшись из-под груды цифр, сотен дублирующих друг друга юнитов и целого хоровода разномастных стран, континентов и наций, британцы с явным удовольствием позволили себе сосредоточиться на тщательной проработке одной относительно маленькой, но крайне увлекательной войны.
Дело, конечно, не только в том, что глобальная карта прорисована куда подробнее, щеголяя видами цветущей сакуры и парящими над водой чайками. Главное, что каждая занятая провинция теперь на вес золота и каждая имеет свое стратегическое значение. И пока вы не закрепитесь здесь, не справитесь с недовольством населения, далеко лучше не отходить: восстания у вас за спиной вспыхивают регулярно. Попытка же «включить популиста», снизив налоги, быстро приводит к банкротству: денег всегда не хватает.
Вместе с тем ИИ на глобальной карте явно поумнел: конкуренты, например, с удовольствием используют близость провинций к морю, неожиданно разгружая у вас в тылу джонки, полные злых самураев. Поэтому приходится думать о тылах, дробить армии, аккуратно распределяя войска и тщательно готовясь к новым завоеваниям. А еще — следить за временем года: оказавшись зимой на чужой территории, ваша армия начнет редеть от мороза и голода. Играть, одним словом, стало сложнее, но вместе с тем и интереснее.
Клан на прокачку
Как и провинции, на вес золота стали генералы и всевозможные спецагенты — ниндзя, монахи, гейши и метсуке (это такие японские «эфэсбэшники»). Теперь они еще больше похожи на типичных героев какой-нибудь RPG. Тут нужно вспомнить, что в 2009 году у серии Total War появился серьезный конкурент — венгерское чудо King Arthur: The Role-playing Wargame, которое одновременно похоже и на стратегию, и на сказочную ролевую игру с магией и эльфами. Так вот, в Shogun 2 влияние King Arthur очень заметно. Во-первых, здесь тоже появилась своя магия — речь о пламенных речах полководцев, которые творят чудеса, вдохновляя солдат на подвиги не только перед, но и во время сражения.
Во-вторых, все спецагенты и полководцы теперь получают опыт и прокачивают несколько веток умений. Генералы могут увеличивать силу своих атак, совершенствовать себя как стратега (снижая, например, стоимость найма новых юнитов) или как бравого кавалериста (конница под предводительством такого полководца получает массу бонусов). А еще есть отдельная ветка, влияющая на харизму генерала: она увеличивает силу его напутственных речей или, например, заставляет подданных в захваченных провинциях чувствовать прилив счастья.
Монахи, ниндзя, гейши и метсуке могут разучивать умения, увеличивающие шанс успешно провернуть ту или иную операцию на глобальной карте, например саботировать вражеские армии, убивать, подкупать или переманивать на свою сторону их лидеров и целые гарнизоны, укреплять порядок в беспокойных провинциях и т.д. Учитывая возросшую сложность, теперь это особенно важно.
Кроме того, генералы и спецагенты приобретают на службе различные черты характера, пользуются услугами наставников (например, известного поэта или агронома), а монах даже может выписать себе в помощники смешную обезьянку — все это тоже дает бонусы к умениям и характеристикам (та же обезьянка увеличивает уровень счастья в провинциях, где действует ее хозяин).
Но главный герой в Shogun 2 — это, конечно, лидер клана. Это не только генерал, но и глава огромной семьи. У него есть жены, дети, а главное — репутация. Каждое наше действие тут же отражается на отношении к лидеру со стороны его семьи, его клана и его Императора. Можно, например, назначить своего совершеннолетнего сына генералом, а можно оказать такую же честь неродному, но очень талантливому вояке — правда, в этом случае упадет доверие сына.
Малой кровью
Видов юнитов не так много, как раньше, но зато каждый из них теперь действительно уникален, а его специализация и сильные и слабые стороны еще больше высвечены. Например, самураи настолько суровы и морально устойчивы, что, даже расстреливаемые в упор, в наполовину усеченном составе доберутся до стрелков, засевших в здании, и порубят их на японский флаг. А уж если это самураи-ветераны, прошедшие с нами не одну битву… Холить и лелеять, прокачивать войска — теперь это почти так же важно, как в King Arthur или Warhammer: Mark of Chaos.
В морских сражениях громадные каравеллы и корветы уступили место небольшим джонкам с лучниками на борту и мечниками в трюме, но зато и тактики стало больше: быстрое маневрирование, возможность идти на абордаж под прикрытием стрел и ворох активных умений (снова вспоминаем об RPG!) позволяют устраивать динамичные морские бои.
Особый упор авторы сделали на погодный фактор и время суток. Сражения можно даже откладывать (правда, не бесконечно!), если вас не устраивает проливной дождь или утренний туман, вернулись ночные бои. Но тут Shogun 2 не может ничем удивить: в King Arthur менять день на ночь, а ливень на ясное небо со всеми вытекающими для тактики последствиями можно по несколько раз в течение одной схватки.
А вот штурм японских крепостей — это действительно что-то новенькое. Все они хитро построены, и частенько, чтобы пробраться к воротам, нужно бежать в гору по узкой тропинке под градом стрел. Поэтому штурмовать такие укрепления особенно сложно.
* * *
Total War: Shogun 2 — важная ступень в эволюции именитой серии, доказывающая, что The Creative Assembly готовы учиться на своих ошибках, не стесняются заимствовать хорошие идеи и возвращаться к пройденному в поисках идеала. Но говорить, что эта игра станет недостижимым идеалом для остальных, нельзя. На стороне King Arthur (и его недавно анонсированного сиквела) по-прежнему масса неоспоримых аргументов: увлекательный сюжет, текстовые квесты, интересные события на глобальной карте (этого в Shogun 2 очень не хватает!), уникальная система морального и религиозного выбора… Но нам, игрокам, это только в радость: две по-своему уникальные и интересные стратегии, согласитесь, лучше, чем одна, подмявшая под себя все остальные.