Operation Flashpoint: Red River
В 2009 году мы стали свидетелями дуэли бывших «однополчан» — Bohemia Interactive и Codemasters. Первые сделали ArmA 2 , вторые — Operation Flashpoint: Dragon Rising.
В номинации «Flashpoint года» у нас победила ультрахардкорная ArmA 2 — OF: DR оказался вполне стандартным консольным шутером с автоприцеливанием и короткими аркадными миссиями. В Dragon Rising серия наконец-то избавилась от миллиона багов, запутанного интерфейса, эксклюзивности для PC и прочих непонятных простому смертному вещей… Но вместе с хардкорностью Operation Flashpoint утратила индивидуальность.
Внезапно девелоперы поняли, что вместо легендарного военного симулятора у них на руках оказался военный FPS второго эшелона: в нынешнем состоянии OF еще может поспорить с ремейком Medal of Honor , но о лаврах Battlefield: Bad Company 2 или о продажах Call of Duty: Black Ops остается только мечтать.
У слива рек
Продолжение Dragon Rising, Operation Flashpoint: Red River , готовится к выходу во втором квартале 2011-го. Проблема, на наш взгляд, ровно одна — Codemasters пытается сохранить отношения с реализмом, не расставшись при этом с аркадными амбициями. С одной стороны, сеттинг для игры выбран еще более странный и некоммерческий. С другой — разработчики сделали ставку на сквозной кооператив и считают зомби-серию Left 4 Dead образцом для подражания.
Несмотря на то, что главным нашим противником по-прежнему выступает Народно-освободительная армия Китая, действие сиквела происходит… в Таджикистане.
«С одной стороны у Таджикистана — Афганистан, а с другой — Китай, так что с политической и стратегической точек зрения это идеальный сеттинг для военно-фантастического шутера ближнего прицела». Боевые действия будут вестись между заброшенной в страну группой американских морпехов и китайской армией (американцы традиционно вторгаются в страну под предлогом снятия угрозы терроризма; а китайцы, чтобы США не начали ущемлять их интересы, тоже вводят войска).
Пока что вся информация, известная нам о футуристическом Таджикистане Red River, укладывается в образчик концепт-арта с изображением горящей плотины на титульной (красной) реке Вахш. Сьон Лентон клянется, что в не имеющей выхода к морю маленькой стране в предгорьях Памира можно отыскать и «другие достопримечательности», но пока не признается, какие именно.
«Википедия» не обнадеживает: 93% территории Таджикистана занимают горы, а среди растительности преобладают травянистая и полукустарниковая. Реалистичнее некуда, в общем.
Chinese versus Zombies
По словам креативного директора Red River Сьона Лентона, в играх сейчас наблюдается явный переизбыток живых мертвецов… но являются ли китайцы таким уж оригинальным противником по сравнению с зомби?
Массовые
Left 4 Dead
Новомодные бегающие зомби — зараженные граждане с горящими глазами, очень быстро нападающие огромной пестрой (клоунские носы, защитные комбинезоны) толпой… Танки у них тоже есть — пусть это не настоящая бронетехника, а гигантские мутанты с очень толстой шкурой, но тысячам затоптанных игроков от этого не легче. Появление «танка» превращает любую карту L4D в площадь Тяньаньмэнь.
Operation Flashpoint: Dragon Rising
В военных симуляторах нам, в принципе, без разницы, в кого стрелять — все равно лица (и разрез глаз) противника не разглядишь. Так, мелкие фигурки в современной боевой экипировке. То, что нашим противником на острове Скира все-таки является НОАК, становится заметно лишь тогда, когда в бой вступает характерных очертаний бронетехника или когда мы снимаем с очередного трупа китайский клон автомата Калашникова.
Стратегические
Plants vs. Zombies
В жанре RTS (ну или хотя бы поджанре Tower Defense) зомби сумели организовать серьезную многофункциональную армию. Хотя костяк ее составляют классические (им. Джорджа Ромеро) неторопливые мертвецы, его поддерживают зомби разных родов войск (ныряльщики, катапульты, авиация на воздушных шариках), зомби-спортсмены и зомбифицированный Майкл Джексон. Даже без атомного оружия это очень опасный соперник!
Command & Conquer: Generals
Совершенно неожиданно Китай выступает на стороне добра: вместе с США, против террористов из ГОА. Согласитесь, это все равно как если бы зомби объединились с оборотнями против вампиров. Китай в C&C экипирован не хуже монстров из PvZ: «МиГи», огнеметные танки и ядерные боеголовки… По техническим характеристикам перед нами медленные китайцы — победа за НОАК достигается мерным, вялотекущим наступлением на противника.
Авангардные
Red Dead Redemption: Undead Nightmare
Смесь традиционных медленных и ускоренных (опасных даже для ковбоев с быстрой реакцией) зомби, не говоря уж о радиоактивной плюющейся разновидности, зомби-медведях и зомби-кугуарах… В аддоне Red Dead Redemption со всеми этими тварями приходится сражаться не в городах, а в сельской глуши — безлунной ночью, без единой крупной постройки в окрестностях. Там, знаете ли, и без живых мертвецов очень неуютно!
Kane & Lynch 2: Dog Days
Не вся китайская нация стремится разорвать на части всех встреченных чужеземцев. В нетуристических районах Шанхая обидными расистскими стереотипами являются как раз белые Кейн и Линч, мимо которых спокойно идут на работу китайские офисные дроны… В тени подъемных кранов и небоскребов, в естественной среде обитания, опасны только специальные разновидности китайцев — гангстеры и полиция.
Total Callofdutation
Геймплей Red River почти не отличается от Dragon Rising — те же уровни реализма (чем выше, тем меньше визуальных подсказок на экране), то же упрощенное тактическое управление партнерами по звену и затяжные перестрелки с высовывающимися из-за бетонных укрытий китайцами.
Единственное существенное нововведение — это четкое разделение звена морпехов на классы (стрелок, автоматчик, гранатометчик и снайпер). «У каждого класса будет свой уровень брони — скауты путешествуют налегке, и их очень легко убить одним выстрелом. Гранатометчики носят тяжелые бронежилеты и могут пережить целых два прямых попадания в тело…»
Да, мы тоже немного заскучали. Но интересно, что сама по себе разбивка персонажей на классы делает игру не менее, а более реалистичной. В реальное звено американской морской пехоты тоже входят четыре специалиста: лидер, стрелок и два пулеметчика.
«Мы просто взяли реально существующие оружейные раскладки и снаряжение и спроецировали их на четыре игровых класса, — объясняет Лентон. — Ведь в жизни участников звена специально готовят вести бой на разных дистанциях. Вместе они дополняют друг друга и составляют весьма эффективную боевую единицу».
Военно-полевой L4D
Обрадовавшись, что каноны современных онлайновых боевиков так удачно подходят под реалистичный сеттинг игры, разработчики пустились во все тяжкие. Следующей мыслью, очевидно, было: «Китайцев много. Прямо как зомби!»
Традиционного дефматча «команда на команду» в Red River не планируется вообще — только сквозной кооператив. Четверке бойцов нужно будет прорываться сквозь таджикские поселения, отбивая волны нападающих китайцев (предвкушаем ачивмент за первый миллион убитых сынов Мао и японского Бумера-сумоиста).
«Действительно, сравнение с Left 4 Dead вполне уместно, — соглашается Лентон. — Лично я на опыте этой игры убедился, что прохождение тесной группой из четырех участников может быть не менее интересным, чем масштабные многопользовательские сражения. Именно поэтому в Red River мы решили на сто процентов посвятить себя кооперативу».
L4D — одна из лучших современных кооперативных игр — учит беречь не только себя, но и всех членов команды. В Red River для успешного прохождения тоже нужны все четыре специализации — так, потеря автоматчика лишает вас не только возможности эффективно сражаться на коротких дистанциях, но и не дает подавлять врага огнем (во вселенной Flashpoint это смерти подобно). Можно проходить кампанию и командой бойцов одного класса, но если миссия заключается в зачистке маленького таджикского городка, то в ближнем бою вашу группу снайперов мгновенно порвут на куски.
Животрепещущий для любого игрока в L4D вопрос — а как в Red River с респауном напарников? На высшем уровне реализма его не будет совсем, на остальных бойцы могут возрождаться на чекпойнтах.
Помимо основной кампании, будет четыре кооперативных мини-игры. Наибольший интерес представляет Last Stand: вчетвером обороняем кусочек карты от китайских солдат и бронетехники. Остальные режимы предсказуемы: Combat Sweep (скоростная зачистка), Rolling Thunder (сопровождение конвоя) и CSAR (спасение заложников). «В каждом режиме свой тип ведения боя и своя таблица рекордов для лучших команд, — старательно объясняет Лентон. — Короче, мы сделали все, чтобы вы с друзьями могли как можно быстрее оказаться в гуще сражения».
Ну а что насчет настоящего зомби-режима? «Нет, зомби в нашей игре точно не появятся. Мне кажется, видеоигры в данный момент полностью укомплектованы живыми мертвецами».
* * *
В настоящий момент серия Operation Flashpoint находится в очень уязвимом положении — из симуляторов ее уже исключили, а в мейнстримовые шутеры еще не приняли. Но вся игра аккуратно затачивается под максимально доступный кооператив — и значит, у Red River есть шанс стать кооперативным гигантом уровня Left 4 Dead среди военных шутеров. Эта ниша у нас точно никем не занята, да и соображениями аркадности и реализма там можно особо не мучиться: главное, чтобы было, что обсудить всей командой после выполнения очередного задания.