Red Orchestra 2: Heroes of Stalingrad
Росуэлл, штат Джорджия — типичный южный пригород, родина матери Теодора Рузвельта и тетки Джимми Картера. Местные жители в одежде предпочитают кроссовки, толстовки и бейсболки, ездят преимущественно на джипах, пикапах и масл-карах, увлеченно обсуждают в кафе политику и перспективы в воскресном финале Суперкубка. За завтраком упитанные мужчины из очередной религиозной группы обнимаются, шумно славят Иисуса и листают газеты. Уходя, один из них бросает приятелю: «А знаешь, Микки, оставь этот револьвер себе, у меня еще один есть». Трудно поверить, что здесь, в сердце Америки, делают исторически точную игру, посвященную Сталинградской битве. И еще труднее поверить в то, что Red Orchestra 2: Heroes of Stalingrad — не заумная тактическая стратегия и не истерический варгейм, а сетевой шутер с амбициями.
Экипаж машины боевой
Перебоев с подачей онлайновых боевиков в этом году точно не будет — Brink , Battlefield 3 , традиционный новый Call of Duty , Crysis 2 — на этом празднике жизни хардкорный РС-проект выглядит чужим. Однако Heroes of Stalingrad, вопреки ожиданиям, не вываливает игроку на голову сто тысяч правил, таблиц и небылиц, а кнопок на клавиатуре задействовано меньше, чем в навороченном Brink. Red Orchestra всегда была игрой тысячи мелочей, и термин «хардкорный» следует прежде всего понимать в смысле «реалистичный»: отсутствие привычного перекрестия в центре экрана, правдоподобная баллистика, детальная модель повреждений и общая уязвимость каждого игрока заставляют пересмотреть свое поведение на поле боя.
Поэтому, говоря о Red Orchestra 2: Heroes of Stalingrad , в первую очередь вспоминаешь не ряд глобальных нововведений (о которых ниже), а о мелочах, благодаря которым глубина погружения достигает каких-то опасных для психического здоровья величин. Например, новая система укрытий с видом от первого лица — со стремительными перебежками между баррикадами, робкими выглядываниями из-за угла и отчаянным огнем вслепую. Или непривычный для шутеров параметр «мораль»: если бойца прижало к земле пулеметным огнем или он увидел, как боевому товарищу в метре впереди оторвало голову прямым попаданием из ПТРС, то взгляд мигом застилает пелена, а руки начинают предательски дрожать.
Другой фактор стресса — повреждения, причем большое значение имеет, куда пришлось ранение: будучи подстреленным в ногу, герой начнет хромать, а при поврежденной руке сильно снизится точность огня. Если же задеты жизненно важные органы, то перед тем, как истечь кровью, у персонажа обязательно будет несколько мгновений, чтобы пустить пулю в спину убегающему противнику: разработчики намеренно добавляют в игру своеобразного боевого драматизма.
Прощай, родимый экипаж
Tripwire пытаются как можно достовернее воссоздать ощущения солдата на поле боя, но при этом относятся к игроку вполне гуманно: элементов интерфейса на экране не видно, но нажатием одной кнопки можно на несколько секунд вызвать тактическую подсказку, увидеть текущую цель и прикинуть количество оставшихся патронов. Кооперироваться с другими игроками и выполнять приказы командира не обязательно, но за соблюдение субординации, как в MAG, дают бонусные очки. Смерть настигает внезапно, но возрождение занимает от пяти до двадцати секунд (исключение — режим Countdown, где у игрока есть всего одна жизнь и становится совсем уж не до шуток).
Но как только встает вопрос о реалистичной симуляции — разработчики не щадят никого. Наверное, самый показательный пример их въедливости — танковый бой, в котором нам довелось поучаствовать. Внутри стальной машины мгновенно случается легкий приступ клаустрофобии — трудно ожидать иного, если пятеро мужчин оказываются запертыми в тесной металлической банке. Они совершают неловкие телодвижения, пытаясь разглядеть окрестности через узкие смотровые щели, и что-то хрипло друг другу говорят на языке военных.
То есть это, мягко говоря, не вид из кабины в стиле Battlefield. Вы от первого лица обозреваете чрево боевой машины, каждое действие вашего героя и членов экипажа. Речь, по сути, идет об управлении управлением танка.
Самые нервные мгновения случаются, когда кого-нибудь из членов экипажа убивает случайной пулей или снарядом. Оставшимся в живых приходится переползать с места на место и, буквально сидя на коленях у мертвых товарищей, попеременно исполнять обязанности водителя и наводчика. У тех, кто пережил такое, песня «На поле танки грохотали» вызывает непроизвольную внутреннюю дрожь и легкий озноб.
Ни шагу назад
По всем остальным параметрам Red Orchestra 2 вроде бы нормальный здоровый командный шутер. Три понятных режима игры — борьба за контрольные точки, перестрелка «до последнего» или свирепый дефматч. Вполне привычная система прокачки за очки, с поправкой на то, что по мере использования оружия дополнительно улучшается навык работы с ним — уменьшается отдача, увеличивается магазин и т.д. В дополнение к этому по мере «профессионального роста» меняется внешний вид персонажа: впервые на поле боя мы попадаем застегнутым на все пуговицы новобранцем с дрожащим синюшным подбородком, а ближе к верхней планке уровней становимся похожими на героя Тиля Швайгера из фильма «Бесславные ублюдки». Опытные бойцы также получают привилегии при выборе классов (в каждом отделении есть строго определенная квота на количество пулеметчиков, снайперов и стрелков).
В центре внимания в онлайне — сетевая кампания, в которой предлагается разыграть Сталинградскую битву по полной программе. Те, кто не ковырялся в носу на уроках истории, вероятно, знают, что это было напряженнейшее многомесячное сражение, в котором на каждом пятачке города шла своя маленькая священная война — некоторые улицы и стратегические точки переходили из рук в руки десятки раз.
В игре будет происходить примерно то же самое: есть карта Сталинграда, поделенная на оспариваемые секторы. У каждой стороны есть определенное количество очков «живой силы», которые расходуются на атаку или оборону; последняя стоит меньше, но бой приходится вести на своей территории. Соответственно, начинается изматывающая, нервная (но до странности увлекательная) позиционная война: решительные прорывные маневры, уход в глухую оборону, безнадежная атака из последних сил… Получается парадоксальная ситуация: Heroes of Stalingrad вроде бы работает по тем же правилам, что и обычно, но при этом возникает чувство причастности к чему-то большему, трагическое осознание того, что если сейчас вы не отобьете у немцев вот эту конкретную кучу камней, то потеряете целый район и исход битвы (а почти наверняка — всей войны) решится отнюдь не в вашу пользу.
* * *
«Наша игра не о каком-то конкретном солдате или подразделении. Главный герой Red Orchestra 2 — сама Сталинградская битва», — говорит Джон Гибсон, президент Tripwire Interactive. После трех часов кровавой грызни за зерновой элеватор и площадь Павших Борцов мы понимаем, что имеется в виду. Heroes of Stalingrad — это военный опыт, максимально приближенный к реальности и избавленный от излишних подробностей. Без условностей Call of Duty, без пафоса Medal of Honor , без занудства ArmA 2. Это война без особых причин, но с размахом и прозаическими гнусностями: нелепыми смертями, стрельбой из положения предсмертной агонии и короткими яростными стычками, когда сталкиваешься нос к носу с противником, а в обойме — ни одного патрона. И если разработчики сумеют справиться с больным местом всех серьезных шутеров — высоким порогом вхождения, — то получится достойная альтернатива бесчисленным мультиплатформенным войнам, которые в последнее время стали легкомысленными, словно дворовая игра в войнушку.
Будем ждать? Хардкорный сетевой шутер с человеческим лицом набирает массу. Освоиться — просто, играть — сложно, но страшно интересно.
Процент готовности: 60%