Sony в летнюю ночь
Journey
Жанр: Сорок лет в пустыне
Разработчик: thatgamecompany
Дата выхода: 2011
По большому счету thatgamecompany — это один обаятельный азиат Дженова Чен плюс сотни тысяч долларов Sony , на которые реализуются его идеи. Все его игры примерно об одном и том же. В медитативной аркаде Fl0w вы плавали по морскому дну, кушали более мелких тварей и прятались от более крупных. С каждым съеденным монстром ваше создание всегда отращивало себе новый орган.
Потом вышел Flower. В нем вы ветром летали над цветочными полями, помогая бутонам распускаться. Взамен каждый цветок всегда дарил вам по одному лепестку, и к концу уровня над полями носился настоящий лепестковый вихрь. У Дженовы Чена с героями всегда происходят какие-то заметные, легко считываемые визуальные изменения. Во Fl0w это были «плавники» и «жабра», во Flower — лепестки. А в новой игре, Journey , это шарф.
На первый взгляд Journey практически ничем не отличается от Flower. Какое-то странное существо в шарфе бродит по пустыне, собирает руны, они высвечиваются на шарфе, со временем шарф становится длиннее. Еще существо может летать. И вот тут начинается удивительное: трепетно взмахнув полами одежды и оторвавшись от земли, вы словно стряхиваете руны с шарфа, они улетают от вас. Когда их не остается, вы падаете. Приходится искать «топливо» по окрестностям или… брать руны у другого такого же существа. Дело в том, что Journey — это кооперативная игра, проходить ее нужно вдвоем (хотя есть и сингл). Узнать, кто ваш напарник, или заговорить с ним разработчики не позволят. «Согласны ли вы поделиться своими сокровищами с незнакомцем, чтобы тот мог летать?» — вот о чем спрашивает Дженова в своей игре. Согласитесь, нетривиально.
Кроме того, игра поразительно, пронзительно красива. Объяснить это очень сложно, за дизайном стоит внушительная концепция, но мы все же постараемся. Действие происходит в пустыне. Барханы, дюны, песок… Так вот, на самом деле это море. Только из песка. Притяжение работает, как на морском дне. Там есть свои рыбы и водоросли, а ваше существо — ну, это медуза. Когда оно летит, одежда словно выстреливает из себя воздух, точь-в-точь как делает медуза, когда плывет. Песок при этом оформлен бесподобно, каждая песчинка блестит и переливается, а иногда по бархану проходит волна… и ее можно оседлать и ехать на ней, как на серфе! В общем, даже без каких-либо целей (а в Journey, как и во Flower, на каждом уровне есть определенное задание) находясь в мире игры, вы получаете огромное эстетическое наслаждение.
* * *
Второй принцип дизайна Journey — это ткань. Ваше существо не просто обернуто в шарф. Оно и есть шарф, а внутри, под тканью, похоже, ничего нет. Кроме него, в игре много других живых шарфов, например стайка рыбок (короткие шарфы), которая повсюду плавает за вами, или водоросли (длинные полосы ткани). В этом свете ключевой подтекст игры становится еще более впечатляющим. Если помните, в советском мультфильме «Варежка» собачка в последний момент расплелась и не смогла добежать до финиша. В Journey вам придется расплетать себя , чтобы к финишу могли прийти совершенно незнакомые вам люди.
[[BREAK]]
Uncharted 3: Drake’s Deception
Жанр: Индианиада
Разработчик: Naughty Dog
Дата выхода: 4 ноября 2011
Даже не знаем, что тут сказать. Uncharted 3. Главный «летний блокбастер» на свете. Call of Duty от мира приключенческих экшенов. Naughty Dog (авторы Jak and Daxter и Crash Bandicoot ) словно занимаются акупунктурой. Они тщательно разметили «тело» игрока и колют только в самые выпуклые центры наслаждения. Паркур. Стрельба с укрытиями. Стелс. Великолепные ролики на движке. И лучезарный главный герой! Устоять невозможно.
Темой первой части были зеленые джунгли. Второй — снег. А в третий раз Натан Дрейк отправляется покорять пустыню. Цель поисков героя — древний город в пустыне Руб-эль-Хали, таинственная Песчаная Атлантида. Добраться до разгадки его секретов герою поможет дневник Лоуренса Аравийского, который тоже искал этот город и по чьему следу отправляется Дрейк.
По сравнению со второй частью номинальных изменений совсем немного, но они все к месту, и — что уж тут скрывать! — они все классные. Например, Дрейк получил новый прием в свой арсенал промышленного скалолазания — это прыжок назад. Теперь, даже вися спиной к уступу, вы можете отпрыгнуть и зацепиться за него. Драки станут еще более контактными (хотя, казалось бы, куда уж больше!). Мы стали свидетелями того, как Дрейк ловко зарядил негодяю ботинком в пах, а потом ударил его лицом об стену — благодаря контекстной боевой системе избиваемые враги отлично «взаимодействуют» с окружением.
Ну а главная особенность всей серии — это, конечно, кинематографичность, и здесь разработчики оторвались на полную катушку. Во втором Uncharted, если помните, была сцена с падающим домом (разваливался он, пока Дрейк был внутри). Со словами «теперь у нас есть кое-что покруче» Naughty Dog выкатывают эпизод с домом горящим. Строится он на тех же принципах: здание догорает, пока Дрейк находится внутри. Каждый раз, когда вы куда-то прыгаете, уступ обязательно отваливается, Дрейку в лицо бьет сноп искр, он хватается руками за какую-то корягу, та ломается… В общем, это как Super Meat Boy , только понарошку (на самом деле упасть не так-то просто) и приблизительно в две тысячи раз дороже. В кульминационный момент под героем провалился пол, и в шикарном постановочном ракурсе журналисты увидели Дрейка, на одной руке висящего на краю огненной пропасти…
* * *
По большому счету Uncharted 3 от второй части отличается только локациями и происходящими на них событиями — графика не изменилась, геймплей — тоже. Но ругать игру за это — все равно что сказать, что в Харрисоне Форде из второго «Индианы Джонса» меньше мышечной массы, чем в его герое из первой части. В общем, писать про такую игру одностраничный материал — это как-то некультурно, поэтому мы обязательно вернемся к Uncharted 3 в будущих номерах.
[[BREAK]]
inFamous 2
Жанр: Миллиард веселых киловатт
Разработчик: Sucker Punch Productions
Дата выхода: 4 ноября 2011
Оригинальный inFamous всех удивил два года назад. Поздно анонсированный, он казался сделанным на скорую руку клоном давно ожидаемого Prototype. Кстати, оно, может, так и было, только Sucker Punch в итоге удалось выпустить более сбалансированную и интересную игру.
Главного героя зовут Коул Макграф, в сиквеле мы вновь играем за него. В результате взрыва устройства под названием Ray Sphere Коул превратился в супергероя, этакого бога молний и электричества.
Из показанной нам демоверсии сложно сделать какие-то выводы о том, насколько сильно изменилась игра по сравнению с первой частью. Визуальных изменений масса, а вот по сути все примерно то же самое.
Разработчики «сменили» виртуального оператора. На каждое событие в игре он реагирует очень бурно, постоянно дергается, показывает героя с разных ракурсов, а уже если тот, не дай бог, упадет, то камера сделает сальто и грохнется рядом с ним.
В боевой механике существенное изменение только одно, и оно находится в руках Коула, искрит и колется. Это острый обломок высоковольтной линии электропередачи, который герой использует как дубину. Этот предмет прекрасно впитывает генерируемое электричество, отчего избивать им врагов — одно удовольствие. Если грамотно выполнить комбо-удар, Коул выпустит потрясающе оформленный черный вихрь, который засосет в себя врагов, а потом унесет в неизвестном направлении. То есть Коул теперь настоящий громовержец: не только бьет молниями, но и обрушивает бурю.
Молнии вы по-прежнему можете пускать из пальцев или скатывать их в «снежки» и кидаться, как гранатами. Когда Коул «садится», нужно выкачать энергию из любого электрогенератора поблизости (не важно, будь то машина или фонарный столб), но лучше всего для этого подходят трамвайные провода и упомянутые линии электропередач. Словно сеть, они опутывают город, а Коул ловко перебирается по ним, как паук. Вообще, в серии inFamous очень своеобразный сэндбокс: аккуратный паркур здесь сочетается с совершенно неуправляемым геноцидом случайных прохожих, когда от одной неверно брошенной «скомканной» молнии вдруг взрывается улица. Тем не менее разработчики на полном серьезе говорят о морали. За сильным лидером пойдут толпы. Так, если вы освободите отряд милиции, они будут бегать за вами на протяжении всей миссии.
* * *
Ну и конечно, выбор. Игра сделана в духе постмодернистского комикса, где супергерои ведут себя как свиньи, и делать добро в этой игре совсем непросто. Так, в показанной нам миссии мы вольны были решать, освободить ли пленника с минимальными потерями для мирного населения или просто взорвать все к чертям. Мы, понятно, выбрали второй вариант.
[[BREAK]]
Ratchet & Clank: All 4 One
Жанр: Платформер c пылесосом
Разработчик: Insomniac Games
Дата выхода: 4 ноября 2011
Неожиданно интригующим оказался новый Ratchet & Clank. Не то чтобы мы ничего не ждем от этой серии, — наоборот, под этим названием уже много лет выходят стабильно отличные аркады. Вот только All 4 One целиком ориентирована на так называемый диванный геймплей (это когда игру проходят в кооперативе, сидя рядом с друзьями). Основной режим рассчитан на четырех человек, так что про геймплейные излишества лучше сразу забыть: тут бы удержать всех четырех в кадре — вот проблема. Тем не менее игра предоставляет широкие просторы для импровизации.
Для начала немного истории. Ratchet & Clank — это благородная PlayStation-серия, уже пережившая одну смену поколений приставки. Геймплейных основ две. Во-первых, это боевой платформер, где нужно много прыгать и стрелять. Вторая особенность — оружие. Его очень много, каждый ствол можно неоднократно прокачивать, при этом сами пушки совершенно безумные. Самый безобидный агрегат — стоствольный пулемет размером раз в пять больше своего владельца. Обычные «дула» безжалостно жарят небольшими неуправляемыми ракетами, а из специального, отдельного ствола (он посередине) в определенный момент вылетает ракета побольше, красная. Или вот «Пространственный разлом». Действует он ровно так же, как и называется: ткань бытия надламывается, оттуда вылезают адские щупальца и затягивают врагов в пасть гигантскому спруту. В общем, Bulletstorm может удавиться своей цепной гранатой от зависти.
Ну так вот, в All 4 One все эти фокусы надо проделывать вчетвером. На выбор доступны самые разные персонажи вселенной R&C, включая самих Рэтчета и Клэнка (антропоморфная рысь с оттопыренными ушами и хромированный робот соответственно) или вот доктора Кварка (на доктора он похож так же, как Арнольд Шварценеггер — на политика: это здоровенный детина с выступающей на метр челюстью, одетый в зеленое трико).
Вчетвером вы с друзьями скачете по уровням, сражаетесь с монстрами, набираете очки. Постепенно игра начинает давать вам кооперативные задания. Например, один игрок должен поймать монстра в воздушный капкан, а другой — расстрелять.
Фирменный, самый знаменитый трюк в игре — бросок «пылесосом». Часто на вашем пути будут попадаться пропасти, через которые перепрыгнуть нельзя. Достаньте «пылесос» (на самом деле он называется по-другому, но сути это не меняет), плотно утрамбуйте в него боевого товарища, а потом выстрелите им, как из катапульты. Обещаем, вам это так понравится, что будете повторять маневр и просто так, без лишних причин.
* * *
Ну и самый бриллиант. В игре есть невероятная, исполненная гамлетовского трагизма сцена гибели босса. Огромная рыбина (размером с авианосец) со щупальцами и пастью, сплошь утыканной зубами, атаковала героев, пока те карабкались на башню. Сражаться с ней надо было следующим способом: «пылесосом» ловите одного из маленьких монстров, которые вовсю резвятся на локации, — и закидываете его в пасть чудовищу. Нескольких тварей рыба проглотила… а последней подавилась.
Дальнейшие события надо видеть. Рыбина долго кашляла. Била себя щупальцами в грудь. Стучала по спине. Снова кашляла. Не помогло. Потом — здесь нам поможет только Лев Толстой, не меньше — с выражением лица: « Меня! Которую так все любят!» — в последний раз взглянула на игроков. И издохла. Если каждый босс в игре будет отходить в мир иной столь же пафосно, игру просто обязаны будут в порядке исключения номинировать на «Оскар».