Killzone 3
Главной претензией к серии Killzone у нас всегда была ее наглая, неприкрытая конъюнктурность: фальшивый ролик второй части на Е3 2005 рекламировал всю мощь PlayStation 3, а теперь Killzone 3 точно так же рекламирует Move и трехмерные телевизоры. Игра, чей бюджет всегда опережал ее реальную значимость, изначально была сделана в пику Halo и Gears of War , но таланта голландцев Guerilla Games просто не хватало на что-то еще, кроме безыскусного копирования чужих идей и схем: в общем ряду прекрасных PS3-эксклюзивов этот был явно лишним. Упорству Sony , конечно, можно позавидовать — желание иметь «серый военный шутер про будущее» было настолько велико, что с третьей попытки у голландцев даже получилось.
Фашисты идут в атаку
Проблема только в одном: к тому моменту, как голландцы научились, перефразируя Александра Кузьменко, делать шутеры, неотличимые от настоящих, самые дальновидные студии уже соскочили с карусели серых экшенов про войну и открыто насмехаются над ними (см., например Epic Games и их великолепный Bulletstorm ). Guerilla же продолжают тратить на карусельную гонку все безразмерные бюджеты Sony. Методы у студии остались те же, сменились только ориентиры — Killzone 3 с первых же кадров пытается заново переснять Call of Duty: Modern Warfare , только красивее, дороже и с нормальной физикой тел.
Раскачивается игра примерно пару часов, за которые мы тем не менее успеем нанести короткий визит на базу хелгастов, несколько раз покататься на бэтээре и танках, а также полюбоваться ядерным грибом размером с весь горизонт. Здесь и становится заметно самое главное отличие от неудачной второй части — команда наконец-то осознала важность нормального, связно рассказанного сценария. У вселенной игры появился хоть какой-то объем, а главные враги — хелгасты — стали (осознанно или нет) почти что трагическими персонажами.
Когда-то брошенные на произвол судьбы, колонисты-шахтеры, вынужденные сотню лет выживать на поверхности отвратительной планеты Хелган, подвергаясь лучевой болезни, мутациям и страдая от чудовищного климата, и так имели мало шансов на мирную и спокойную жизнь. Но их положение дополнительно ухудшилось из-за экономической блокады со стороны людей (которые не простили хелгастам попытку обрести независимость) и внутренних репрессий. Комплекс побежденных, жажда реванша над людьми и всеобщая нищета стали благодатной почвой для образования на планете своеобразного аналога гитлеровской Германии — Хелганской империи. На Хелгане проходят этнические чистки, а малейшая провинность нередко карается расстрелом на месте без суда и следствия. Даже «неправильные» мысли приравниваются к преступлению. А после убийства императора Визари, которым закончилась Killzone 2, Хелган погрузился в пучину еще большего зла — гражданской войны.
Ее ключевые персонажи (а вовсе не люди, которые в основном кричат, умирают, отступают и пытаются срочно эвакуироваться с планеты) как раз и стали центральными героями третьей части. В роли главного злодея — ученого Йоргена Сталя — здесь выступает потрясающей неразборчивости актер Малькольм Макдауэлл (видимо, ответ на Гари Олдмана из Call of Duty: Black Ops ). Сталь, поставщик оружия для национальной армии, сходится в борьбе за власть с генералом Орлоком. Остальные генералы, среди которых затесались хелганский Гитлер и (неясно почему) хелганский же Карл Маркс, в перепалку благоразумно не вступают, поддерживая текущего альфа-самца.
Роль людей, как уже говорилось, сводится к минимуму — отряд нашего героя Томаса Севченко пытается эвакуироваться с чертовой планеты и ведет партизанскую войну с вконец осатаневшими хелгастами. На наших глазах постоянно что-то разваливается, корежится и плавится, Севченко расчищает путь танковому взводу, вышагивает гоголем на двуногом роботе, ввязывается в снайперские дуэли и совершает глупые ошибки, последствия которых приходится расхлебывать в следующей же миссии.
Источник вдохновения предельно ясен — из Modern Warfare даже целиком утащен эпизод с погоней на снегоходах (только здесь снегоходы вооружены самонаводящимися ракетами и гоняются за межгалактическим боевым крейсером), но по темпу игра все-таки гораздо медленнее, чем тир Activision. Герой передвигается и реагирует намного тяжелее, напоминая по ощущениям скорее бронированного Мастера Чифа. Здесь приходится постоянно прятаться за укрытиями (убивают очень быстро), которые при этом постоянно разрушаются, а сами перестрелки получились гораздо более напряженными.
Хелгасты мрут очень неохотно, да и действуют они несоизмеримо умнее своих скриптовых коллег из Call of Duty, но недотягивают до действительно умных врагов из Halo. Они не стесняются наступать, могут зайти с фланга или выкурить вас из укрытия метко брошенной гранатой: назвать эти бои тактическими еще нельзя (игра предельно линейна, особого простора для маневра нет), но какую-никакую конкуренцию человеческому мозгу AI составить способен.
Еще лучше получилось оружие: мы буквально ощущаем каждый выстрел, чувствуем вес пулемета в своих руках, радуемся тому, как красиво хелгасты ловят пули и роняют каски, а кровь, совсем как у Гумилева, струей хлещет на сухую, пыльную и мятую траву. В ближнем бою появились зверские добивания: Томас Севченко режет космическим фашистам глотки, сворачивает им шеи и выдавливает пальцами глаза прямо сквозь противогаз. Guerrilla Games даже позволили себе в первый и единственный раз отступить от канонов жанра и разрешили нам таскать с собой сразу три вида оружия вместо привычных двух: пистолет, винтовку и что-нибудь совсем тяжелое, вроде многоствольного пулемета, ракетницы или экспериментальной пушки, разрывающей жертву на куски.
I like to Move it
Мужская сторона вопроса
Алексей Макаренков, главный редактор
Killzone 3 с Move — совершенно другая игра. Менее динамичная, но куда более взрослая, суровая, а главное — реалистичная. За точность стрельбы (а Move позволяет выцеливать врагов в глаз с дистанции в сотню метров!) приходится расплачиваться мокрым лбом и потными подмышками. Всего одна схватка с хелгастами — и можно топать в душ.
Правильнее всего держать манипулятор в вытянутой руке: амплитуда больше, на каждый сантиметр смещения прицела приходится сантиметров десять движения руки. Можно, конечно, держать кисть у бедра: локоть фиксирован, рука не устает, но точность будет ниже.
Приноровиться непросто. Главное — с самого начала перебороть себя и играть дальше. Move раскрывается где-то через полтора-два часа, когда привыкаешь к постоянной болтанке на экране и учишься синхронизировать движения тела с хаотичными скачками картинки. С этого момента начинается чистая тактика, а игру ощущаешь буквально всем телом. Когда герой ныряет за ящики, хочется присесть — пару раз ловил себя на том, что вот-вот уйду в подкат.
Еще один важнейший, на мой взгляд, момент: чтобы получать удовольствие от игры, нужен кредл-пистолет, а лучше — автомат. Иначе уже минут через двадцать затекает запястье и играть становится некомфортно.
Женская сторона вопроса
Алена Ермилова, редактор раздела «Спецматериалы»
Очень сосредоточенная, с ровной спиной и плотно прижатыми к бокам локтями я битый час сижу и усиленно пялюсь в экран. Там болтанка, как на маленькой яхте при ветре в сорок узлов. Томаса шатает, мотает и крутит: стоит мне легонько двинуть рукой, как бедолага тут же влетает мордой в ближайший ящик. Попробуй в такой ситуации еще и стрелять!
На соседних страницах Леша Моисеев называет Killzone 3 первой хардкорной игрой для PS Move, делая акцент на слове «первая». Я бы упирала на хардкорность: нелепая палочка с цветастым шариком, которую все за глаза язвительно называют улучшенным Wii Remote, обладает потрясающей чувствительностью. Можно просто сидеть, положив руку с контроллером на подлокотник, а прицел на экране все равно будет немного подрагивать, реагируя на пульсацию крови в кисти!
Игра с Move — это игра на микрорецепторах, магия миллиметража. Уверена, Move особенно понравится «быстрым» снайперам: коротким и четким движением кисти они лихо вздернут фраг за фрагом там, где обладатели геймпадов будут уныло ворочать правый стик. Кроме того, с Move восхитительно бить одиночными выстрелами, а не очередями: дугообразный триггер под указательным пальцем ходит туда-сюда упруго, пружинисто и мерно, как настоящий курок. Нажимаешь его — и каждый раз почти что чувствуешь, как пуля покидает ствол. Удачно сделана и перезарядка — переворотом контроллера вбок.
На этом, правда, эргономика заканчивается. Move требует очень хорошей координации, к автоматизму движений прийти чрезвычайно сложно. Даже после двух часов с контроллером мозги скрипят так, словно не играешь, а учишься технично плавать кролем.
Ну и немного о несерьезном: Move открывает в Killzone 3 особый режим кооперативной игры, наверняка не предусмотренный разработчиками. Дело в том, что PS Move в шутере отвечает за обзор и стрельбу, а специальный навигационный контроллер со стиком, продающийся отдельно, — за ходьбу и служебные действия. Так вот, рекомендую: выберите уровень попроще, вооружитесь Move, а девушке своей отдайте навигационный контроллер — и пусть она руководит истреблением хелгастов. Смех и визг вам гарантированы — если через полчаса не передеретесь, проведете отличный вечер! Проверено восьмого марта.
Подают нам фашисты знаки
Несмотря на то что основной цвет планеты Хелган (а значит, и всего Killzone 3) — серый, среди уровней появилось кое-какое разнообразие. Мы успеем побывать в хелганской Антарктиде, джунглях, разрушенном городе, на свалке и даже в космосе. Игра не задерживается ни на чем дольше 15-20 минут и постоянно чередует ситуации: только что вы защищали базу, через несколько минут уже катаетесь на роботах, потом прыгаете по айсбергам на джетпаке, а еще спустя несколько мгновений берете штурмом передвижной мусорозавод. Дичайшие городские перестрелки сменяются ползанием на брюхе по болотам и игрой в прятки с хелганскими патрулями, которые затем уступают место рельсовым покатушкам с градом спецэффектов, причем постановка ничем не уступает Modern Warfare.
А по техническому уровню — и превосходит его. Игра наконец-то дотянулась по уровню графики до того нашумевшего CG-ролика с Е3 2005 и, похоже, действительно выжимает все соки из PlayStation 3. Речь идет даже не о декорациях, которые вполне стандартны, а о самой войне: в кадре постоянно что-то грохочет, стреляет, вспыхивает, искрится, сверкает и дымится, мимо пролетают ракеты и снаряды, а поле боя засыпает пепел или снег, которые (в трехмерном режиме) должны стать единственным утешением для владельцев 3D-телевизоров.
Другая актуальная примочка Sony, PlayStation Move, оказалась в несколько лучшем положении. Killzone 3 — первая хардкорная игра, которую целиком можно пройти при помощи нового сенсорного контроллера. Играть с ним оказалось на удивление комфортно. Это, конечно, далеко не мышка, но, немного приноровившись и найдя удобную опору (на весу руки устают очень быстро, да и прицел скачет по экрану), можно довольно сносно отстреливать хелгастов. Подробнее о том, как играется в Killzone 3 с Move, читайте в нашей врезке.
Фаша карта бита
Зверства фашистской Германии оставили такой глубокий след в истории, что вспоминать ее будут еще долго — хотим мы этого или нет. Есть масса фильмов, книг и игр, по своему интерпретирующих фашистскую эстетику, и Killzone 3 — лишь одна из многих.
Fallout
Анклав из серии Fallout — вылитые фашисты. Сидя в своих бункерах и базах, прямые потомки правительства и армии США считают себя единственными чистокровными, немутировавшими людьми, даже если жители Пустоши внешне от них ничем не отличаются. Как и положено, анклавовцы носят устрашающую форму и всячески пытаются извести выжившее американское население. В Fallout 3 Анклав вынашивает планы отравить всю воду в окрестностях Вашингтона и очистить этот клочок земли от низших рас, а в Fallout 2 — чуть не осуществляет грандиозные планы по уничтожению всего живого и хоть немного радиоактивного на всем американском континенте.
Final Fantasy VI
Гестальская империя, олицетворение зла в первой половине игры Final Fantasy VI, впитала в себя много нацистских идей. Ее император Гесталь (почти однофамилец Сталя из Killzone 3) сумел подчинить себе магические силы, возвел свою нацию в идеал и начал завоевывать мир при помощи обработанных магией солдат и магических же двуногих роботов. В одной из сцен Гесталь характерным нацистским жестом, вытянутой вперед-вверх рукой, приветствует своих генералов. Не говоря уже о планах скрестить одного из них (девушку Целес) с первой жертвой магических экспериментов Кефкой, чтобы создать идеальную расу. Неудивительно, что Целес в итоге присоединяется к повстанцам.
Король Лев
Фашисты проникли даже в самые неожиданные места. В диснеевском мультфильме «Король Лев», который все из вас, несомненно, смотрели в детстве, главный злодей Скар вполне успешно строит тоталитарное звериное государство. Он объединяется с гиенами, убивает прежнего короля Муфасу (путь Гитлера к власти тоже не был устлан лепестками роз) и заставляет весь прайд работать на себя и свою гиенскую армию, чтобы та «больше никогда не голодала». Перед узурпированием власти Скар вдохновляет гиен песней Be Prepared («Будь готов»), в которой падальщики огромной армией маршируют перед своим предводителем. Посмотреть можно на YouTube по ключевым словам «Be Prepared The Lion King English».
«Стена» Pink Floyd
От антивоенного пафоса альбома The Wall группы Pink Floyd местами сводит скулы, тогда как в музыкальном фильме по его мотивам (режиссер Алан Паркер, 1982) эта музыка лишь дополняет визуальные образы и обретает, наконец, законченную форму. Рефлексирующий рок-музыкант Пинк (которого лидер группы Роджер Уторес писал явно с себя) накачивается наркотиками и запирается в номере отеля. Во время трипа Пинк заново переживает все свои детские комплексы и словно в отместку всему миру представляет себя в роли фюрера, управляющего армией свирепых бритоголовых наци. И если на пластинке приятнее всего слушались совершенно аполитичные Hey You и Comfortably Numb, то киношная сцена с вышагивающими под убойный марш Waiting for the Worms скрещенными черно-красными молотками давно стала классикой.
451 градус по Фаренгейту
Фильм, снятый по одноименной книге Рэя Брэдбери, повествует о тоталитарном будущем, в котором люди не умеют чувствовать и мыслить, предпочитая вместо этого смотреть трехмерное телевидение и общаться с виртуальными, а не реальными друзьями и родственниками (ничего не напоминает?). Книги в этом обществе под запретом, а пожарники занимаются не тушением огня, а сжиганием еще уцелевших книг. В фильме сходство пожарников с фашистами подчеркивается их характерной униформой, а в одной из сцен герой, держа в руках книгу Гитлера «Моя борьба», произносит: «Если уж вы решили начать жечь какие-то книги, то вы должны сжечь их все до единой».
Железное небо
Финский фильм «Железное небо» (премьера состоится в следующем году) вызвал такой интерес у публики, что часть средств на съемки этой фантастической комедии была собрана в виде пожертвований с потенциальных зрителей. Кино рассказывает о том, как фашисты в 1945 году улетели на Луну, основали там базу, подготовились к вторжению и вернулись захватывать Землю в 2018-м.
Думаете, бред сумасшедшего? А вот и нет! Исследовательский зонд «Кассиопея» облетел Луну и нашел на ее обратной, невидимой с Земли стороне огромное сооружение в форме свастики. Ученые все сваливают на помехи от метеорологического спутника и оптические иллюзии, но мы-то все знаем. P.S. Новость предоставлена изданием Truth Today.
* * *
На самом деле все наши претензии к Killzone 3 связаны с общим истощением жанра шутеров и в особенности военной темы. За последние несколько лет мы приняли участие в бесчисленном множестве вооруженных конфликтов, победили тьму-тьмущую террористов, фашистов и ниндзя-культуристов, стреляли из пистолетов, дробовиков и берданок, ездили на лодках, танках, бэтээрах, роботах… И это, поверьте, еще не конец — вот-вот из-за угла покажутся Battlefield 3 , новые Medal of Honor и Call of Duty.
В такой, прямо скажем, непростой ситуации очередная мировая война (пусть даже с фашистами-мутантами, нам уже все равно) в Killzone 3 объяснимым образом вызывает икоту. Это прекрасная, дорогая, красивая и хорошо поставленная игра, которая, впрочем, станет гвоздем в крышку ментального гроба для всех, кто уже страдает от жанровой аллергии. Третью часть можно пройти с большим удовольствием, но в Killzone 4 придется что-то менять, причем радикально. Bulletstorm вот, например, предлагает прицельно стрелять врагам в анус и добивать ботинками. Ну, уже хоть что-то.
ПЕРЕВОД: Русская озвучка получилась хуже, чем в случае с Killzone 2. Хотя бы потому, что ни один российский актер из скудного набора наших локализаторов не способен сыграть так же замечательно, как Малькольм Макдауэлл. Но к этому мы давно привыкли, а вот от технических неурядиц уже успели отвыкнуть. В русской версии Killzone 3 почему-то довольно часто проглатывается начало фраз. К тому же здесь нельзя выбрать русские субтитры и английский звук — либо все на нашем языке, либо на иностранном.
Реиграбельность — нет
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Геймплей: 8
Графика: 9
Звук и музыка: 9
Интерфейс и управление: 9
Дождались? Killzone больше не выглядит самым худшим способом потратить $60 млн бюджета. Третья часть —- действительно хороший шутер про войну, особенно для тех, кому они еще вконец не надоели.
Рейтинг «Мании»: 8,0
«Отлично»
Рейтинг локализации: 2/3