Total War: Shogun 2
Никто не будет спорить, что древняя Япония — это жестоко и красиво. Узорчатые серебристые доспехи, изогнутые шлемы, блестящие катаны, сакура, заснеженные горы, причудливые замки, пестрые штандарты, ниндзя и гейши… Мы в редакции, если бы умели, обязательно посвятили бы Shogun 2: Total War какое-нибудь проникновенное хокку, чтобы в трех строчках уместить мысли и о войне, и о природе, и о философии.
Удивительно, но инстинкты благородного полководца в серии Total War срабатывают только тогда, когда вокруг самураи. Азиатский подход к битвам и их роли в жизни почему-то позволяет не чувствовать себя полным мерзавцем, вырезая очередную пятитысячную армию. Подобно фильмам Джона Ву, где оружие служит чуть ли не инструментом высокой поэзии, Shogun 2 — стратегия, где драться так же почетно, как торговать или вести переговоры. Это, в конце концов, первая после Rome: Total War игра серии, в коллекционное издание которой можно с чистой совестью положить шахматы. Для Medieval: Total War и Empire: Total War , бессмысленных и беспощадных, подошел бы разве что кусок обугленного человеческого мяса.
Английская студия The Creative Assembly в этом контексте видится прозревшим юнцом, который долго тратил баснословные деньги на масштабную, но безыдейную ерунду, а теперь, наконец, вернулся в родной дом, отрастил бородку и настроил дзен.
Терпение, терпение, терпение
Разумеется, уникальность Shogun 2 не в пестрых картинках и даже не в забавных головных уборах. Хотя выглядит все прекрасно. Битва дождливой ночью смотрится настолько впечатляюще, что BBC и Discovery (британцы, напомним, периодически ставят на своих движках реконструкции для телевидения) больше никогда не будут снимать про Японию на натуре. От панорамы заснеженных островов забываешь моргать и дышать. Ну и, конечно, традиционная для The Creative Assembly тщательность: не возникает никаких сомнений, что каждая иконка и каждый шрифт перерисованы из какого-нибудь старинного учебника по военному делу.
При этом технологии словно остались нетронутыми: графически от Empire игра по большому счету отличается только текстурами воинов, а на каждой карте по-прежнему можно обнаружить какой-нибудь низкодетализированный уголок. Не говоря уже о прочих курьезах — например, на стены солдаты взбираются практически синхронно, как муравьи. Но, честно говоря, Shogun 2 можно было бы представить и в виде начерченных от руки схем, и это не было бы катастрофой. Потому что в остальном это варгейм, лишь условно напоминающий Total War, к которому вы привыкли за последние семь лет.
Разумеется, основы никто не трогал: номинально это все та же стратегия, где мы ходим по карте генералами и захватываем города. Но темп и настроение игры изменились кардинально. Все, конечно, из-за геополитических условий: Япония маленькая, кланов много, но каждый из них состоит из кучки плохо подготовленных солдат под руководством даймё. Разумеется, с такими хилыми стартовыми позициями действовать и вообще думать приходится по-другому.
Как начинает партию в Total War любой человек, не наделенный врожденной унылостью? Он тратит от силы десять ходов на поверхностную подготовку (солдат побольше, побольше!), объявляет войну ближайшим соседям и бездумно захватывает несколько городов. Грабит, убивает, пополняет казну золотом — в общем, метит территорию. А потом уже думает о таких сложных вещах, как экономика и торговля, и по мере сил пытается отсрочить бунт своих новоявленных подданных.
В Shogun 2 такое невозможно по той простой причине, что каждый поход здесь — ответственное мероприятие. Политическая ситуация нестабильна: ни на кого не давят традиционные, формировавшиеся веками отношения (как в Европе), поэтому не имеет значения, с кем у вас торговые соглашения и вообще дружба. Предадут за секунду. При этом шагать до вражеского города, как правило, далеко, и, пока вы ведете свои войска на захват конкурирующего клана (по традиции оставив в городе минимальную охрану — иначе нечем будет воевать), легко может случиться так, что экономика пошатнется, жители поднимут восстание, у границ будут топтаться самураи противника, а вашу армию на середине пути застанет суровая зима и треть япошек передохнет. Первые десять часов вообще сложно удержать больше 3-5 городов, каждую секунду не опасаясь бунта.
Сам себе харакири сделаешь
После очередного похолодания в российско-японских отношениях (вызванного, конечно, руганью из-за Курильских островов) в интернете неожиданно заговорили о возможной войне. Впрочем, кто бы с японцами ни воевал, ему стоит учитывать следующие нюансы.
Будьте готовы к сюрпризам!
Все важные ситуации, когда под вопросом была дальнейшая судьба Японии, неожиданно переворачивались с ног на голову в самый последний момент. Самый очевидный пример: по прогнозам американских спецслужб, Вторая мировая война должна была затянуться как минимум до 1947-1948 гг. — и не факт, что закончилась бы победой союзников (по опросам, отдать свою жизнь за Императора готово было 85% населения страны). Но внезапная атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки в августе 1945-го вынудила японцев подписать акт о капитуляции менее чем через месяц.
После войны, в 50-е годы, Япония испытывала финансовые трудности, но каким-то чудом добилась невероятного экономического подъема. Потом очередной поворот: неожиданный кризис 90-х, который, казалось, отбросит страну в развитии лет на двадцать. Но к началу нулевых — все так же внезапно — ситуация стабилизировалась.
Но самый любопытный случай пришелся на монгольское вторжение 1274-1281 гг., когда впервые в истории появилась реальная угроза того, что Страна восходящего солнца будет захвачена. Японцы терпели поражение за поражением, но к финальным сражениям флот монголов просто смыло штормом. Так что будьте бдительны: даже если победа уже у вас в руках, все может перемениться за мгновенье.
Топчитесь по вражеской территории!
Одна из любопытных деталей Shogun 2: прямо как в Civilization, здесь нужно запрашивать разрешение на проход через вражескую территорию (в прочих играх серии топтание по чужой земле раздражало соседей, но прямого запрета не было).
В реальности Япония относится к своим границам так же трепетно, включая спорные Курильские острова, которые официально являются частью РФ. В ноябре 2010 года Дмитрий Медведев посетил один из островов, что премьер-министр Японии Наото Кан назвал непростительным оскорблением. Тут же, впрочем, добавил, что они готовы пойти на переговоры по вопросу принадлежности Курил и даже подписать мирный договор с Россией, если их все устроит. Посол России в Японии меж тем резонно отметил, что президент может ездить по собственной стране где и когда захочет.
Официальная позиция России: извините, но итоги Второй мировой войны никто не отменял. Но ясно одно — японцы готовы в лепешку разбиться, лишь бы не позволить этим западным варварам топтаться по чужой территории.
Загрязняйте воду!
Несмотря на то, что любой человек, побывавший в Японии, обязательно отметит, что там чисто (и это мягко сказано!), экологическая ситуация в стране удручающая. В Японии много рек и еще больше озер (не считая того, что Япония со всех сторон окружена морями), поэтому состояние окружающей среды зависит в первую очередь от чистоты воды. А вода в Японии за счет промышленных и сельскохозяйственных отходов — грязная. Естественная плата за многолетнее финансовое чудо.
Экологическая катастрофа отражается и на экономике страны. Так, рыбаки жалуются на удручающе низкие уловы у побережий государства. А лес, которым покрыто 2/3 площади японских островов, в такой неблагоприятной среде просто увядает.
Но главное, что в конечном счете перенаселенной Японии нечего будет пить. А значит, химические и биологические атаки будут наиболее эффективны.
Труд, труд, труд
Впрочем, даже на поздних этапах игра мало напоминает симулятор управленца державой, ведь никакой державы еще нет: конечная цель — объединить под своим знаменем всю Японию, а действующее правительство (формальное) лишь собирает дань с даймё. Скорее это такой старинный военно-политический «Крестный отец». Есть глава клана, несколько его доверенных полководцев (при этом их можно и не принимать в семью), наемные убийцы (ниндзя и гейши), хедхантеры (мэцукэ) и территория, за которую идет борьба.
Благодаря пресловутой камерности те вещи, которые в том же Empire только отвлекали (куда там, великие завоевания ждут!), здесь стали по главу геймплея. Вы будете поименно знать всех ваших полководцев, их сильные и слабые стороны и вдумчиво распределять очки опыта. Будете улучшать свой замок, строить дороги и развивать сельское хозяйство. Будете прекрасно понимать, кто из ваших агентов с каким заданием справится, а какое завалит. Сможете, не обращаясь к окну управления кланом, сказать, сколько лет вашим дочерям и за какими генералами они замужем, а также сколько лет их детишкам. Будете, наконец, с колотящимся сердцем ждать, когда завершится очередной апгрейд — и об этом отдельный разговор.
После всех этих вымученных систем с университетами и исследованиями, которые невероятно бесили, авторы, наконец, вернулись к простейшему древу технологий с двумя основными ветками: бусидо, т.е. военной, и ки — мирной. Нужно прокачать мастерство лучников или провести налоговую реформу? Никаких проблем, кликните на соответствующую иконку и подождите несколько ходов.
Страна летающих кинжалов
Наверное, кто-то ждал от Shogun 2 откровений в плане сражений, и для этих людей у нас не самые плохие новости. Новостей нет вовсе. Вспомните битвы из Rome (по масштабу) и вообразите, что на поздних этапах к ним прибавится огнестрельное оружие. Плюс штурмы замков, о которых мы все уже сказали в нашем финальном превью. Если коротко: атакующей стороне приходится долго карабкаться вверх, блуждая меж укреплений, так что перед осадой замка лучше как следует подготовиться.
О морских сражениях авторы распространялись неохотно по той простой причине, что их тут практически нет. Японские бамбуковые лодки предназначены разве что для патрулирования побережья, и стычки случаются редко, в основном при транспортировке войск. Корабли обменялись снарядами, потонули, вот и конец. Разочарованы? Тогда вспомните, пожалуйста, сражения из Empire — красивые, но совершенно неуправляемые.
Изменения коснулись кое-чего поважнее — того, как война выполнена на макростратегическом уровне. Здесь на руку Shogun 2 играет все тот же здоровый минимализм: вы точно знаете, какие типы войск для чего нужны, и с придыханием ждете, когда же уже удастся нанять, скажем, всадников с яри. Прямо как в хорошей RTS.
То есть воевать все-таки интересно. И воюйте на здоровье, потому что с переговорами все довольно грустно. Искусственный интеллект по-прежнему не способен что-то планировать, соглашается на любую чепуху, стоит чуть задобрить золотом, и ввязывается в невыгодные союзы. Если Shogun 2 и нужен аддон, то он целиком и полностью должен быть посвящен дипломатии.
Непростительное оскорбление
Тут нельзя не сделать традиционную для жанра оговорку о том, что за рамками этой рецензии остался еще миллиард мелочей, связанных с экономикой, политикой, религией и войной. Остался по избитой, но справедливой причине: кое с чем лучше познакомиться лично. Разница только в том, что в Empire этого необязательного «кое-чего» было такое невообразимое количество, что за год не изучишь. Теперь же все детали имеют практическую ценность, и, пожалуй, так и должно быть.
Два номера назад, делясь впечатлениями от бета-версии Shogun 2, мы посоветовали авторам развивать серию именно «японским» путем — сделать такую же подробную, глубокую стратегию про все государства, где имели место хоть сколько-то любопытные исторические события. Перспектива действительно заманчивая: представьте, как все эти игры потом можно объединить в титанических масштабов варгейм мечты. Но чтобы это стало возможным — разработчики должны открыть еще десять филиалов, нанять миллион программистов-индусов, два миллиона китайских художников, а руководство должно выпросить у SEGA все доступные деньги до последнего доллара плюс заложить дома и машины. Или продаться Бобби Котику: уж он-то объяснит им, что такое «поставить на поток».
* * *
Total War — как вязкое инопланетное вещество с хаотично передвигающимися частицами. Она может расширяться, сжиматься в точку, расти, делиться или даже заточить что-нибудь в кокон. Но как она поведет себя в следующий момент — не знает никто. Ясно одно: когда-нибудь авторы вернутся к идее гигантской стратегии про все на свете, только вернутся действительно подготовленными. А вот с Японией, кажется, уже покончено.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Геймплей: 9
Графика: 8
Звук и музыка: 9
Интерфейс и управление: 9
Дождались? Первый шаг на пути к идеальному Total War и первая после Rome игра серии, где вы действительно контролируете ситуацию.
Рейтинг «Мании»: 8,5
«Отлично»