23 апреля 2011
Обновлено 17.05.2023

MotorStorm: Apocalypse

MotorStorm: Apocalypse - изображение обложка

После того, как мартовские землетрясение и цунами в щепки разнесли северо-восточное побережье Японии, сотрудники компании Sony и британской Evolution Studios в частности должны были нервно проглотить слюну. Худшего времени для того, чтобы выпускать игру, в которой аналогичная катастрофа используется как декорация для беззаботных гонок с возможностью безжалостно давить выживших людей, придумать было просто невозможно. В результате единственными странами, где MotorStorm: Apocalypse можно в эти дни купить легально, были, кажется, только Россия и некоторые регионы Центральной Европы — в Британии, США, Австралии, Новой Зеландии (где в марте тоже сильно трясло) и, конечно, Японии игру отложили на неопределенное время, а ее демоверсию убрали из PlayStation Store. Но если не брать в расчет этическую сторону вопроса, то общего у настоящего и игрового апокалипсиса не так уж много, кроме разве что прилагательного «самый-самый». В этом смысле быть самой лучшей аркадной гонкой как-то почетнее — вспоминать будут не так долго, но зато с теплотой.

Гром гремит, земля трясется

Как оказалось, концепция MotorStorm прекрасно работает и без виртуальной грязи, которая была не последним достоинством первых двух частей. Колеи, которые в реальном времени прокладывали мощные джипы и багги, реально влияли на поведение машин (по уже проложенной колее можно было двигаться чуть быстрее, нагоняя лидеров) и на первых порах убедительно демонстрировали, для чего нужны ресурсы нового поколения консолей. Казалось, скоро так будет везде, но на деле все ограничилось двумя частями самого MotorStorm, провальной Sega Rally , да и (как не забыть) отечественным « Полным приводом 3 ».

Поэтому переносить действие MotorStorm из тропических болот в пусть и рушащийся город, где нет и не может быть никакой грязи, казалось нам самой глупой идеей из возможных. Получить еще один Split/Second — только с джипами, мотоциклами и поддержкой 3D — было, конечно, заманчивым, но вторичным предложением. На деле разница в масштабах чувствуется с первых же минут: если в Split/Second какая-нибудь взрывающаяся на фоне бензоколонка не оказывала особого влияния на картину гонки (ну взрывается себе и ладно, едем дальше), то в MotorStorm: Apocalypse нельзя расслабляться ни на секунду. Пока мы будем увлеченно давить нежелающих покидать город людишек и активно принуждающий их к этому спецназ (крови нет, сейчас не 1997 год и не Carmageddon ), из-под колес может неожиданно исчезнуть целый пласт земли, а на его месте появится бездонный провал, мост может развалиться прямо во время проезда по нему, трассу могут перегородить пара упавших небоскребов, а в финале на нее обязательно выскочит потерявший управление бензовоз. И все это — за один-единственный круг.

Правда, в Split/Second все разрушения вызывали сами игроки, поэтому теоретически бензоколонка могла и не взорваться, а башня — не упасть. В MotorStorm же перед стихией равны абсолютно все: происходящее жестко заскриптовано и происходит каждый раз по одному и тому же сценарию. Вот только смотреть, как падают небоскребы, слетает с рельс метропоезд и разъезжается по швам асфальт, не надоедает и со второй, и даже с третьей попытки, которые могут понадобиться для победы. Фактически MotorStorm: Apocalypse — это растянутая на два вечера печально знаменитая сцена гонки на такси из игры Alone in the Dark , только сделанная людьми с прямыми руками. Камера в суматохе происходящего сама выхватывает кадры врезающегося в пристань корабля, поэтому секунда на то, чтобы среагировать и увернуться, у вас всегда будет. Это нелегко, ведь здесь всегда что-нибудь происходит: кого-то из соперников утаскивает торнадо, а двое других только что не поделили узкий проезд и отправились на свалку запчастей.

В тех гонках, когда на трассе тихо и спокойно (такие этапы тут тоже бывают, но их меньшинство), играть становится намного скучнее, но базовая механика MotorStorm хороша и сама по себе, без поддержки со стороны землетрясений и торнадо. Каждая трасса тут обладает несколькими развилками, которые зачастую располагаются на разной высоте (один путь может пролегать по подземной стоянке, а другой — по крыше здания), а на старт одновременно выходят принципиально разные виды техники, от грузовиков до легких мотоциклов. Поэтому цели и задачи у каждого свои: для мотоциклистов это — как можно быстрее вырваться вперед, не дав себя раздавить, а для пилотов тяжелой техники — намотать мошкару на колеса, пока та не уехала слишком далеко, и не пускать вперед вплоть до самого финиша. У каждого колесного агрегата есть неограниченный запас буста, использование которого мгновенно перегревает мотор: нужно каждые десять секунд давать ему остыть, отпуская кнопку ускорения или проезжая по воде, иначе двигатель взорвется.

Код апокалипсиса

Шесть других игр про разрушение городов, которым больше повезло с датой выхода.

Пять баллов по шкале Рихтера

Alone in the Dark

В Alone in the Dark конец света пришел в настоящий Нью-Йорк, который Сатана, кажется, выбрал для своего полноценного камбэка. Одна из самых запоминающихся сцен игры была одновременно и одной из самых корявых (притом что сама игра в целом была сделана явно не тем местом): мы несемся по городу на такси, по сторонам падают небоскребы, а дорогу перегораживают огромные расщелины. Создатели Test Drive Unlimited явно могли бы отполировать автомобильный эпизод намного лучше.

Шесть баллов по шкале Рихтера

Legendary

Бездарный в целом шутер Legendary тоже предлагал полюбоваться на разрушение Нью-Йорка, только на этот раз при помощи существ из греческой мифологии, которых случайно выпустил из ящика Пандоры главный герой. Гигантский грифон, утаскивающий в лапах полицейскую машину, — это, конечно, здорово, но плохих шутеров на Unreal Engine 3 к тому времени расплодилось как-то неприлично много.

Семь балов по шкале Рихтера

Crysis 2

В свежем Crysis 2 Нью-Йорк громят уже инопланетяне, да и шутер получился все-таки неплохой. Правда, самому уворачиваться от падающих небоскребов (как в Alone in the Dark) здесь не приходится. Все происходит как-то на фоне, а игроку достается только медленно оседающая бетонная пыль, которая превращает и так не очень умных врагов в слепых котят. Зато апокалипсис в Crysis 2 самый технологичный из всех представленных — к таким взрывам уж точно не захочется поворачиваться спиной.

Восемь баллов по шкале Рихтера

Advent Rising

Самый радикальный способ уничтожить Нью-Йорк и все остальные города планеты был продемонстрирован в экшене Advent Rising. Чуть ли не в самом начале игры инопланетяне взрывают Землю, вся человеческая цивилизация (кроме тройки героев) погибает. Игра с треском провалилась, и было из-за чего: хорошим в Advent Rising был только сценарий. Его сочинил не самый худший писатель Орсон Скотт Кард, работавший в том числе и над квестами LucasArts — The Digg и серией Monkey Island.

Девять баллов по шкале Рихтера

Enslaved: Odyssey to the West

В прошлогоднем Enslaved можно наблюдать только последствия техногенного апокалипсиса, но даже этого достаточно, чтобы получить исчерпывающее представление о масштабах людского идиотизма. Заигравшись в войнушку, люди как-то пропустили момент, когда на земле остались только одни роботы (создатели просто забыли их отключить), планомерно уничтожающие жалкие остатки существ, у которых в жилах течет кровь, а не машинное масло. При этом Enslaved стала первой игрой, которая доказала, что строить планы на жизнь и влюбляться можно даже на руинах — поля тюльпанов в центре Нью-Йорка идеально создают нужное настроение.

Десять баллов по шкале Рихтера

SimCity

Как заметил главный редактор www.igromania.ru Андрей Александров, происходящие в Японии грустные вещи напоминают последние аккорды любой SimCity, когда ты, построив город своей мечты, говоришь «Эх, ну жаль, конечно!» и насылаешь на него все возможные беды и напасти. Вот и сейчас, похоже, кто-то по ту сторону монитора произнес «Эх, ну жаль, конечно!» и полез в меню Disasters. Землетрясения, цунами, наводнение, ядерная катастрофа… Что дальше — нападение инопланетян?

БелАЗ по улице несется

В Apocalypse к обычному бусту добавились еще и боковые ускорители, позволяющие резко ударить соперника в борт (а для мотоциклистов — просто врезать кулаком по голове в стиле Road Rash , шлемы у здешних гонщиков считаются за трусость). В результате из безумного варианта марафона «Париж — Дакар» здешние гонки по темпу и аварийности превратились скорее в осмысленный аналог Burnout со всем тем, чего самому Burnout так не хватало. Все-таки в MotorStorm гораздо интереснее бороться за позицию, чем бездумно разбивать о стенку соперников. А осваивать новые виды техники не надоедает вообще никогда. Теперь в режиме фестиваля игра больше не позволяет выбирать машину и сама подсовывает нужный по сюжету транспорт: биг-футы, полноприводные арктические будки вроде нашего «Урала», джипы, спорткары, пикапы, багги, квадроциклы, чопперы и спортбайки.

Сам фестиваль из простого набора гонок превратился в сюжетный режим со смешными, но совершенно необязательными кат-сценами между миссиями: фрики-гонщики приехали навести шороху на руинах разрушенного города, про них снимает фильм недотепа-оператор. На самом деле сюжет нужен здесь скорее для того, чтобы заставить проходить один и тот же фестиваль три раза, за трех разных персонажей — новичка, профи и ветерана. С ростом сложности меняется не только агрессивность соперников, набор машин, но и состояние трасс: на «новичке» все еще более-менее чисто, на «профи» земля разверзается под колесами каждую секунду, а на «ветеране» кругом уже одни затопленные руины.

* * *

Потом, конечно, каждую трассу можно будет перепройти отдельно на любой машине, а возможно, и открыть что-то новое — большинство машин и мотоциклов после прохождения коротенького фестиваля остаются закрытыми. Но MotorStorm: Apocalypse настолько хорош, что его всегда мало; отчасти спасает только мультиплеер и редкий сейчас сплит-скрин на двух или четырех игроков. Чтобы снова почувствовать себя за 16-битным Road Rash, достаточно поставить четыре мотоцикла и разрушенную автостраду — людей давить все еще можно, а смертоносных коров уже нет. Те, кто начинает освоение аркадных гонок с MotorStorm: Apocalypse, однозначно счастливее нас.


Реиграбельностьда

Классный сюжетнет

Оригинальностьда

Легко освоитьда

Геймплей: 9

Графика: 8

Звук и музыка: 9

Интерфейс и управление: 9

Дождались? Аркадные гонки делают новый шаг вперед: есть надежда, что этот, в отличие от прошлогодних Blur и Split/Second, не окажется незамеченным.

Рейтинг «Мании»: 9,0

«Великолепно»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь