The Sims Medieval
Чтобы понять трагедию The Sims Medieval в полной мере, нужно очень хорошо представлять себе, кто стоял у истоков этой игры. Сейчас Уилл Райт не занимается ни The Sims, ни видеоиграми вообще, но в 90-х этот человек придумывал новые жанры чуть ли не на регулярной основе, вместо утреннего кроссворда. Это он впервые показал, что должность мэра мегаполиса (SimCity) — это не только личная пасека и уютное место в партии власти, но и тяжелый труд, и большая ответственность. Он придумал симулятор вертолетчика-спасателя, муравья, башнестроителя. Он, наконец, доказал, что, чтобы создать виртуального человека, не нужен никакой искусственный интеллект: достаточно сделать так, чтобы полигональные люди исправно совершали те же рутинные действия, что и среднестатистический офисный работник, — тогда большинство людей радостно узнает в гомункулах самих себя.
Человек — это звучит гордо…
При этом будем откровенны: The Sims всегда были в первую очередь посвящены тем, кто в детстве не наигрался в куклы либо был втайне неудовлетворен своей жизнью. Миллионы людей находили отдушину в том, чтобы поселить электронную копию себя (соседа, брата, свата, Моники Белуччи) на голый участок в шесть соток и быстро, без особых усилий, построить на нем дом своей мечты, обставить его кожаными диванами и плазменными панелями, завести роман с грудастой горничной и сделать карьеру частного детектива. Однако во второй части у симов появился довольно жесткий жизненный цикл, а сама концепция начала обрастать аддонами — со временем персонажей научили получать высшее образование, заводить собак и собственный бизнес, таскаться по ночным клубам и экзотическим странам. И тогда произошло удивительное: за симами стало интересно наблюдать: у каждого из них была своя, уникальная история взаимоотношений с окружающим миром и людьми, свои цели, фобии и хобби. Игра давала возможность моделировать самые разные жизненные ситуации и смотреть, как на них будут реагировать ваши подопечные. В триквеле у них, ко всему прочему, появились уникальные личные особенности, а игровой мир наконец-то стал бесшовным, давая возможность проследить за жизнью маленького социума.
В этот самый момент, когда качественный прорыв в сознании электронных человечков казался неизбежным, Уилл Райт покинул проект, а те, кто подхватил его знамя, похоже, совершенно не представляют, куда двигать серию в дальнейшем. В результате на свет появился один великолепный аддон (World Adventures) и еще два посредственных. После этого началась сплошная оргия микротранзакций, а главной особенностью последнего дополнения к The Sims 3 считается возможность поужинать на пиратском корабле. Для симов, очевидно, настали Темные века, и лишнее тому подтверждение — спин-офф The Sims Medieval, в котором цифровые люди отправляются в Средневековье.
…а выглядит — отвратительно
Идеологически эта игра ближе не к классическим The Sims, а к ответвлению Stories для второй части, в котором возможности персонажей были сильно ограничены, а сама игра фактически превращалась в квест с жестко заданной последовательностью действий. В Medieval количество возможностей гораздо больше — в распоряжение игрока поступает маленькое, но очень гордое королевство. Жанр у игры неопределенный — это и стратегия, и ролевая игра, и тот самый квест. Сквозной сюжетной линии нет, только набор заданий и глобальная цель: привести государство к процветанию.
Королевство населяют два типа жителей — NPC и герои. Первые ожидаемо создают эффект массовки, вторые же могут участвовать в выполнении квестов, при этом после их завершения они становятся неактивными и присоединяются к остальной пастве. У каждого героя есть свое жилище: маг живет в башне, рыцарь — в казарме, бард — в таверне и так далее. Для каждого предусмотрен свой набор заданий, хотя некоторые квесты можно выполнять разными путями и, соответственно, разными персонажами. Таким образом, проходить игру можно прорвой различных способов — так, нашествие разъяренных шиншилл можно отразить в открытом бою, при помощи магии или хитроумных ловушек, которые кует кузнец.
Впрочем, на деле все равно оказывается, что каждую задачу можно решить при помощи последовательности элементарных действий. С одним — поговорить, другого — вызвать на поединок, отыскать волшебные вершки-корешки, сковать эпическую ракетку для местной вариации бейсбола… для решения всех этих вопросов понадобится не более одной извилины. Спасает только то, что сценарии в квестах написаны (как всегда, значимые события, которые невозможно отобразить стандартным набором анимаций, подаются в текстовом виде) довольно интересно и часто предполагают развилки: например, избавить дом лекаря от проклятья можно при помощи специального ритуала, а можно изготовить амулет из трав и вареной жабы. А барду, чтобы найти вдохновение для гениальной пьесы, приходится пускаться во все тяжкие: морить себя голодом, воевать с китами и есть галлюциногенный хлеб. Выполненные задания приносят очки, которые можно тратить на постройку новых зданий. Герои, в свою очередь, тоже растут в уровнях, получают новые способности и учат новые рецепты.
Невыноsimо
При этом сами симы стали куда более примитивными, чем их потомки из виртуального XXI века. У них всего две черты характера и один безусловный недостаток: у них нет желаний. Вместо них — две ежедневных повинности, невыполнение которых приводит к упадку духа и в конечном итоге к штрафу по очкам. Они могут жениться и заводить детей, но при этом те никогда не вырастут из штанов на лямках. Наконец, симы не учатся, не старятся и почти никогда не умирают.
Вместе с тем, несмотря на все нанесенные концепции увечья, играть поначалу довольно интересно. У каждого класса героев есть свой набор способностей, квесты довольно забавно написаны и реализованы, а играть при этом очень просто — The Sims Medieval погружает игрока в своего рода транс, здесь можно увидеть прогресс и добиться успеха, не прилагая особенных усилий. При этом видимой конечной цели все равно нет, разве что обязательный набор ачивментов.
При ближайшем рассмотрении Medieval оказывается своеобразной версией Stories — с куда более сложной концепцией, но тем же лейтмотивом. Это гибрид ролевой игры, стратегии и квеста для расслабленных умом людей, которые не переносят соответствующие жанры в чистом виде. Какое-то время ее интересно изучать, но интерес к происходящему в королевстве проходит довольно быстро. Все роли давно распределены, все умения разучиваются без вашего участия, нет ни вызова, ни благородной цели. По тем же причинам за героями больше не интересно наблюдать: набор их занятий ограничен, и вне квестов им некуда себя деть. Перестраивать жилища нельзя, набор предметов для покупки весьма скуден, и единственное, что остается несчастным лоботомированным симам, — это накачиваться элем из пивных бочонков в тщетной попытке забыться.
* * *
Medieval, безусловно, найдет свою аудиторию — речь о тех самых миллионах людей, которые не готовы разбираться в сложных играх, но при этом рады одной лишь возможности выкрасить королевскую спальню в цвет фуксии. Однако всех, кто видел в The Sims игру с сильной социальной составляющей, не будет покидать ощущение, будто она безвозвратно лишилась чего-то важного. Так что если вы играли хоть в одну серьезную стратегию, ролевую игру или просто в The Sims 3, то Medieval для вас — совершенно не обязательное развлечение.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Геймплей: 6
Графика: 7
Звук и музыка: 8
Интерфейс и управление: 8
Дождались? Симы попали не только в историческое, но и в интеллектуальное Средневековье: стали проще и скучнее. The Sims Medieval — любопытный жанровый гибрид, который, однако, имеет мало общего со всем тем, за что мы любим и уважаем The Sims.
Рейтинг: 6,5
«Выше среднего»
Локализация: 2/3