Shadows of the Damned
Насколько качественно отработана основная идея любой игры, легко узнать по бытовым мелочам. Например, Кратос до того крут, что считает ниже своего достоинства таскать ящики, — он их пинает. Или вот Portal 2 — тот же ящик там может выпустить пару лапок и убежать — прямо в пропасть. В Shadows of the Damned переосмыслили другой обязательный предмет игрового интерьера — двери. Вместо замков у них — чугунные младенческие лики. Пупсы все время хнычут, требуют клубнику (обычную) и яблоки (глазные). Предмет желаний капризного «ребенка» герой вколачивает ему прямо в пасть, а пока тот, выпучив глаза, пытается прожевать лакомство, открывает створку и заходит внутрь. В крайнем случае в глотку бейби можно вогнать меч — и вырвать его вместе с дверью.
Если вам кажется, что это ад какой-то, то спешим успокоить — так и есть, действие игры происходит как раз в преисподней.
Один в аду
Главного героя зовут Гарсия Хотспюр, и он знаменитый охотник на демонов. Как заявляют разработчики, у него есть все, что нужно для такой работы: модная кожаная куртка, клевый мотик и красавица-подружка. Только вот последнюю, как обычно, похитили — демон по имени Флеминг утащил ее в ад. Гарсия рванул следом.
Банальнее этого на свете, кажется, ничего уже быть не может — но Electronic Arts , имевшая сатанинский опыт с Dante’s Inferno, прекрасно отдает себе в этом отчет и подходит к делу со свойственным только ей размахом. Она максимально японизирует новую игру, собирая под свои знамена только самых именитых восточных безумцев. Глава разработки — Гоити Суда (автор психоделических Killer 7 и No More Heroes. Помогает ему Синдзи Миками (человек, который когда-то придумал Devil May Cry, а музыку пишет Акира Ямаока, покинувший Konami композитор Silent Hill. Официальное разделение обязанностей следующее: Миками отвечает за ужасы, Суда — за безумства. Судя по увиденному в Лондоне, вместе у них получается просто отлично — прямо новый Devil May Cry.
То есть вот у нас условный Данте, похищенная Беатриче тоже есть — остался Вергилий. В роли проводника по преисподней выступает болтливый летающий череп с рогами по имени Джонсон. Говорит он с британским акцентом и все время невпопад — прямо как Уитли из Portal 2 (а игроки постарше, конечно, должны вспомнить Морте из Planescape: Torment. Например, из-под земли вырывается огромная зубастая голова — черепок тут же советует: «Целься в голову». И все в таком духе. Но есть у нашего помощника и действительно полезная особенность — он охвачен адским пламенем и потому постоянно светится. Если усадить его на стальной прут, получается факел. На этом факеле завязана и боевая система, и головоломки, и вообще все.
Ад в Shadows of the Damned очень своеобразный: тут нет ни залитых магмой кратеров, ни истязаемых мучеников. Вместо этого — тихий европейский город с парками и бронзовыми памятниками, погруженный в непроглядный мрак. Кроме обычных теней, в игре есть тьма куда более вязкая, густая — вот именно с ней мы и будем бороться.
Не во сне, не в бреду
В Shadows of the Damned просматриваются внешние черты христианской адской мифологии. Но это далеко не единственный вариант преисподней, придуманный человечеством.
Шибальба
Индейцы майя верили, что под землей существует царство зловещих повелителей смерти, которые насылают на людей болезни. Любой, попавший в Шибальбу (так называлось это место), подвергался жестоким испытаниям — его травили ягуарами и летучими мышами, резали острыми лезвиями, пытали адским пламенем и жутким холодом.
Впрочем, неприятности у посетителей индейского ада начинались еще на пути туда. По дороге в Шибальбу, по поверью, нужно было переплыть три реки, наполненные, соответственно, кровью, гноем и скорпионами. И если первые два потока теоретически еще можно было переплыть, сжав зубы и сосредоточившись на чем-то приятном, то с третьим наверняка возникали серьезные проблемы.
Нарака
Именем Нарака называются сразу несколько вариантов ада: в частности, индуистский и буддистский. В первом случае это царство бога смерти Ямы, который судит души умерших и прописывает каждой наказание, соответствующее ее земным прегрешениям. Во втором — особые миры, в которых грешники перерождаются, чтобы опять-таки искупить сделанное при жизни. Хотя в этом Нарака схожа с христианским адом, у обоих ее вариантов есть важные отличия. Главное же из них заключается в том, что ни в индуизме, ни в буддизме нет понятия вечного наказания. В обоих местах грешники «отбывают срок», обнуляют негативную карму и отправляются на новое перерождение.
Геенна
Таким же неожиданным либерализмом отличается иудейская Геенна. Некоторые источники вообще заявляют, что максимальный срок пребывания в Геенне даже для самой злодейской души — жалкие не только по христианским, но даже по буддистским меркам двенадцать месяцев. А основная пытка, принятая в Геенне, — ощущение глубокого, пронзительного стыда за собственные поступки. Мы, конечно, не хотим недооценивать потенциальную воспитательную силу мук совести, но на фоне привычных чертей с вилами все это смотрится верхом гуманизма.
Крах мазутный
Самый простой вид монстров, с которыми мы столкнулись, — облепленные чернотой зомби. В таком состоянии они неуязвимы, мрак поглощает урон от пуль без остатка. Чтобы победить, нужно сначала сбить с них тень при помощи факела или светового пистолета, а уж потом прикончить.
Прямо скажем, все это неприлично похоже на Alan Wake, но у Shadows of the Damned есть одна важнейшая особенность. Тьма тут совершенно иного толка. Она более плотная, более липкая, более концентрированная. Если у Remedy одержимые словно подернуты дымкой, которую запросто рассеивает свет фонарика, то здесь враги будто искупались в чане с гудроном. Они не то что укрыты тенью — тьма свисает с них клочьями, каплями падает на землю. Именно поэтому процесс осветления выглядит очень болезненно, почти непристойно. Вы буквально наматываете тьму на факел, срывая с врагов здоровенные струпья «мазута». По ощущениям это очень похоже на обработку засорившегося унитаза вантузом — много усилий, много хлюпов, много яростных и резких движений, но, когда облупленный враг вываливается из «кожуры», его добиваешь с чувством выполненного долга. Поработал на славу, можно отдыхать.
Естественно, создав столь необычную грязную субстанцию, разработчики не могли целиком израсходовать ее на одних только зомби. Сгонять тьму нужно не только с врагов, но и с предметов и целых улиц. Мрак обладает вполне земными физическими свойствами: как облако густого отравляющего газа, он заполняет собой все вокруг.
Бороться с этой гадостью можно разными способами. Есть миссии, где Гарсия позорно убегает от нее, оставляя улицы на съедение мраку, или же дает тьме бой, рассеивая всевозможными способами. Можно действовать, как Алан Вейк, зажигая фонари, но куда более интересный прием — взаимодействовать не с источником света, а, напротив, с источником тьмы. Чернота прорывается в игровой мир из различных напорных станций (гигантских голов или ладоней). Заткните такой фонтан — и уровень спасен.
Но когда поблизости нет ни одного подходящего светильника, а с напором мрака не совладать, остается только одно — окунуться в черноту в прямом смысле слова. Тут начинается самое интересное. Попав в эту гадость, Гарсия не умирает. Его движения становятся скованными, индикатор здоровья медленно опустошается, но герой все равно может идти и сражаться. Разработчики готовят массу «подводных» квестов: например, некоторые двери можно открыть, только когда они «подмыты» тьмой, поэтому хочешь не хочешь, а нырять в эту мерзость придется.
Все на выборы
Как и во всякой игре про борьбу света и тьмы, в Shadows of the Damned отличные эффекты освещения, но речь здесь отнюдь не про HDR или реалистичные тени. В игре абсолютно дикая палитра: город выполнен в бурых тонах, тьма окрашивает его в темно-синий, а наш верный факел сияет ярко-красным. Комбинация цветов меняется каждый раз, когда вы меняете оружие. На данный момент известны четыре ствола: помимо упомянутого светового пистолета, отдельного упоминания заслуживает карабин под названием Boner (похабная игра слов: bone значит «кость», и он как раз стреляет костями, но вот конкретно слово boner переводится как «стояк»). Под каждый вид оружия модная куртка Гарсии меняет цвет, вместе с ней меняется цвет факела, а мир окрашивается в новые тона. Во время жарких перестрелок, когда каждую секунду надо использовать разное оружие, и без того неистово мигающий экран начинает переливаться, как хамелеон на ЛСД.
Ну и вообще, игра насквозь психоделична и ничуть не уступает по накалу первосортной японской дичи эталонам вроде Bayonetta или Vanquish. Подруга героя то и дело является ему голой, сама отрывает себе голову, не переставая при этом болтать; по всему городу расклеены объявления о готовящихся выборах (кандидат один — натуральный черт с рогами, прямо как в жизни), а один из врагов — адский всадник, а именно двуногий козел, сидящий на лошади с лицом человека. Наконец, враги очень любят вылезать на поле боя из тел других врагов — выходить из дверей им как-то скучно.
* * *
Все это, точь-в-точь как в Vanquish, подано легко и ненавязчиво. Главный герой весело матерится, над ухом все время трещит о чем-то болтливый черепок, и ты вдруг замечаешь, что мрачная и в общем-то недружелюбная игра про ад совсем не напрягает. Клевый мотик, модная куртка, красотка-подружка — а действительно, что еще нужно? Разве что чувство юмора, но и с ним в Shadows of the Damned, как видите, все в порядке.