Руководство и прохождение по "Create"
Sims, Spore, а теперь вот. Create — еще одна игра в жанре «детской песочницы» от ЕА. Кажется, после успеха Sims их директора, совсем как герои «Стэпфордских жен», по-настоящему осознали важность домохозяек. И единственная причина, по которой издатель выпустил пока совсем немного больших казуальных проектов, — то, что компании сложно определиться с идеями.
Все ясно
Sims и Spore сделали в студии Maxis, а придумал их странный умник Уилл Райт. К сожалению, после относительного провала последней игры Уилл успел сменить место работы, уйдя в маленькую студию под занятным названием Stupid Fun Club. Maxis не смогла найти ему замену и принялась за разработку странной ролевой игры Dark Spore. А издатель оказался в ситуации, когда большие казуалки делать надо, но некому. Однако ему повезло. Совершенно неожиданно на место Maxis выдвинулась скромная Bright Light — внутренняя студия ЕА, которая расположена в Лондоне и известна двумя мелочами. Во-первых, они делят офис вместе с замечательной Criterion, разработчиками звездной серии Burnout. А во-вторых, Bright Light когда-то собрали из остатков легендарной Bullfrog.
Вместо того чтобы придумывать продолжения Syndicate и Dungeon Keeper, последние пять лет студия штампует игры про Гарри Поттера. Наверное, Create — это попытка команды развеяться, сменить жанр и удрать подальше от волшебных палочек и магглов.
На первый взгляд, в этой головоломке все крайне просто. В воздухе перед вами висят одиннадцать площадок, на каждой из них десять разных заданий. За успешные решения игра награждает искорками. Доступ к площадкам открывается постепенно, по мере набора искорок, и, чтобы перейти на следующую, обычно достаточно решить шесть-семь задач с предыдущей. Create не требует многого и не слишком сурова к игрокам.
Но в головоломке вас могут попросить сделать все что угодно! Приземлите два воздушных шарика в круг. Забросьте канистру с бензином в багги. Джип должен прыгнуть через обруч, ага?
Вот тут стоить уточнить, что Create — это игра про машины Голдберга и все задачи решаются с помощью этих странных аппаратов. Чтобы добиться поставленной цели, вы строите цепочки из разных предметов: задумчиво расставляете по уровню воздушные шарики, иголки, магниты, дирижабли. Потом надо нажать «пробел», Create включит физические законы, и наковальни начнут падать, моторы жужжать, а телепорты — телепортировать.
Машины Руба Голберга
Руб Голдберг был американским карикатуристом, который рисовал забавные и очень сложные машины. На его карикатурах устройство из часов с маятником, противовеса, плиты, велосипеда, рулетки и попугая могло справляться с таким невероятно сложным заданием, как приготовление яичницы.
Из-за этих рисунков с 30-х годов прошлого века имя Голдберга стало нарицательным для всех подобных машин. А сами механизмы периодически появляются в фильмах и сериалах. Например, в «Назад в будущее» такое устройство готовит доку Брауну завтрак.
Скажем, задачу, где требовалось залить в багги бензин, мы решили, сбросив на канистру тяжелую покрышку. Канистра отлетела на подставленную пружину, пружина толкнула ее через пропасть, где ей не дал упасть вниз умно приклеенный магнит, и она, подпрыгнув на склоне за обрывом, приземлилась как раз там, где нужно.
Можно было решить головоломку и по-другому. Например, забросить канистру на один из десятка доступных автомобилей и перелететь через дырку, поставив перед ней трамплин. Или воспользоваться воздушными шариками, хитро расставив вентиляторы так, чтобы емкость вынесло к джипу потоком воздуха.
Название Create соответствует истине, эта игра действительно поощряет созидание и фантазию. Тут сотни разнообразных стреляющих, летающих, прыгающих и других хитрых предметов, из которых можно строить самые странные механизмы удивительной сложности. Правда, порой игра устанавливает ограничения, например: «Сделайте это с помощью воздушного шарика, мотоцикла и клея», но иногда все-таки дает порезвиться.
Все это очень сильно напоминает серию The Incredible Machine. Но Bright Light ориентировалась и на другие игры жанра. Скажем, если вы видели бесплатную головоломку на языке Flash — Fantastic Contraption, то обнаружите тут похожие идеи. На каждой площадке есть несколько загадок, в которых игра просит построить какой-нибудь механизм, способный к самостоятельному передвижению. Она выдает вам вращающиеся колеса, балки, простой каркас. С их помощью можно свинтить тележку, танк, конвейер — все что угодно.
The Incredible Machine
Любопытно, что первую The Incredible Machine должны были сделать именно для ЕА и аж в 1984 году, но так получилось, что подконтрольная им студия Dynamix не смогла найти времени. Спустя шесть лет ее основатель Джефф Туннел уволился и организовал Jeff Tunnell Productions. Вместе с опытом он унес из Dynamix идею, которую реализовал своими силами.
Игры этой серии выходили с 1992 по 2001-й годы. Сейчас права на разработку Incredible Machines принадлежат очередной студии Туннела — PushButton Labs, но что он собирается с ними делать, пока неизвестно.
И наконец, самое приятное — то, что в Create отличный онлайн. Легко пролететь через сотню с лишним встроенных уровней за несколько дней, но игра на этом не закончится. Тут есть редактор, где можно собирать свои задачи, чтобы потом публиковать их в интернете. ЕА даже сделала для этого внутренний «портал», отдаленно напоминающий YouTube, — со своими конкурсами и рейтинговой системой. Там можно меняться загадками, сценками, сложными машинами Голдберга и даже решениями других задач.
В Fantastic Contraption люди делали потрясающие штуки, и можно не сомневаться, что Create, с ее шикарным набором инструментов, соберет собственную армию последователей. Они придут в онлайн и станут меняться сконструированными из автомобильных шин котами, изобретать неожиданные головоломки и забавные механизмы и сделают игру еще интереснее и лучше.
Create приятна и красива, она увлекает и очаровывает. Но все-таки заметно, что кое-где ЕА сэкономила, и игра иногда бьет в глаза упущенными в бета-тестах мелочами. Например, очень раздражают неприятно размазанные фотографии на фоне большинства уровней. А еще мешает чрезмерно дружелюбный и обильный интерфейс — он слишком, до неудобства, упрощен. Скажем, тут нет жутко необходимой для сложных механизмов функции copy-paste.
Большие подсказки могут закрывать пол-экрана — за ними просто не видно игры. Определенная часть головоломок предлагает игроку возиться с вентиляторами и потоками воздуха. Но подсказка легко может перекрыть маленькую стрелку, которая показывает, куда вентилятор будет дуть! А еще игра норовит прилипнуть камерой к одному ключевому предмету, когда вы включаете движение. Это мешает рассмотреть, правильно ли вы расставили устройства на другом конце уровня.
Create не идеальна, но мелкие огрехи не портят удовольствия. Графика и управление — не самое тут важное.
Главное тут, что возня с дирижаблями, динамитом, автобусами, тостерами, инопланетными летающими тарелками и футбольными мячами гипнотизирует и держит у компьютера. Решение каждой головоломки воспринимается как акт бытовой магии. Хочется собрать на кухне несколько чайников, генераторов, колес с хомячками и теннисных мячей, чтобы строить машины Голдберга в реальной жизни. Это идеальный конструктор для всех возрастов — от 3 до 103.
А еще стоит заметить, что с момента выхода последней The Incredible Machine прошло восемь лет. Да, рынок не спал, мы уже видели несколько похожих проектов, но игра ЕА отличается от них, как паровоз Стефенсона от каменных колес эпохи неолита. Она больше, красивее и позволяет обмениваться результатами в онлайне. Так что, если вам нравятся Сrayon Physics, Armadillo Run и Fantastic Contraption, обязательно пробуйте. Create вас наверняка порадует.
Это Crazy Machines
Серия The Incredible Machines потянула за собой целый жанр, планета успела увидеть много похожих игр и во второй половине двухтысячных у нас появился даже настоящий клон. Только, конечно, с современной картинкой и интерфейсом.
В 2005-м немцы из FAKT Software скопировали идеи Туннела в свою Crazy Machines. С тех пор они даже успели выпустить продолжение — Crazy Machines 2 с поддержкой Nvidia PhysX. Получилась приятная игра, которую сегодня легко приобрести на Steam.
Запоминается:
- невероятное количество запчастей для конструкций
- дружелюбие
- разнообразные загадки
Хотелось бы:
- более удобного интерфейса
- причесанной графики
- еще больше возможностей, особенно в онлайне
Вердикт: Лучший конструктор из тех, что можно купить в магазине, неожиданно продается на дисках. Обязательная игра в коллекцию тех, кто любит головоломки, машины Голдберга и возню с гаечными ключами.
[[BREAK]]
Уловки, хитрости и странные идеи
Первый и самый важный совет — не относитесь к Create как к обычному набору головоломок. Ее не нужно преодолевать, изображая бульдозер на стройке, от первой до последней площадки. Хотя бы потому, что вы довольно быстро обнаружите несколько универсальных приемов, с помощью которых слишком легко пролететь добрую половину игры.
Не стоит. Гораздо интереснее экспериментировать. Пробуйте разные идеи, варианты, откажитесь от самых очевидных. Скажем, не стоит клеить телепорты по всему уровню. В общем, разбудите спящего в глубине души сумасшедшего инженера. Примерно так же мы когда-то играли в Sims. Разбираясь. Пробуя новое. С целью не заработать миллион долларов, а развлечься.
Телепорты, которые заменят вам лифт
Телепорты крайне полезная штука, которая поможет вам перенаправить летающее по уровню пианино или несущийся трактор в нужное место. Кроме того, с их помощью можно аккуратно забросить тяжелый предмет на большую высоту. Для этого всего лишь нужно растянуть телепорт по вертикали, чтобы круг «выхода» оказался над «входом». Стоит предмету попасть в нижнее отверстие, как он тут же угодит в цикл: вылетит сверху, по инерции пролетит несколько метров вверх, упадет и снова вылетит сверху. С каждым разом объект будет подниматься все выше и выше, пока не окажется на нужной вам высоте.
Отражатели как инструмент победы
Пинбольные отражатели невзрачно выглядят, но совершенно незаменимы — особенно там, где нужно набрать большое количество очков. Дело в том, что система подсчета баллов награждает за каждый случайный рикошет. Можно поставить на пути летящего предмета пару этих оранжевых цилиндров и молниеносно набить несколько легких тысяч.
Но еще лучше строить из них целые ловушки — коридор из десятка плотно составленных отражателей, во-первых, «поймает» объект, во-вторых, выплюнет его куда нужно, а в-третьих, после небольшой настройки настучит уже не тысячу-другую, а сотню или две сотни тысяч очков.
Фокус с магнитами
Магниты работают как крохотные системы антигравитации для всех металлических предметов. Если вам нужно, чтобы багги или велосипед перелетели по дороге через провал, линейка из трех-четырех магнитов над ним — красивый и удобный способ помочь железке в этом.
Но магнитами можно не только левитировать объекты с колесами. С их помощью легко подвесить в воздух несколько взрывоопасных канистр или подкорректировать траекторию парящего спутника. Экспериментируйте, пробуйте их в разных условиях. Магниты интереснее, чем кажутся на первый взгляд.
Не стоит недооценивать мины
Космические мины, которые взрываются от касания, иногда могут быть даже полезнее отражателей. Они точно так же не подчиняются гравитации, и их можно лепить куда угодно — в пропасти и на облака. В отличие от отражателей они одноразовые (что неудивительно), но зато, сработав, легко могут зашвырнуть тяжелый неповоротливый предмет на другой конец площадки.
Взрыв мины может даже подбросить на десяток метров вверх увесистый каменный диск майя. К сожалению, некоторые вещи от взрывов ломаются — у автомобилей отрываются колеса, дирижабли падают, — так что развешивайте эти коварные штуки с осторожностью.
Ракета-носитель — друг человека
Вы наверняка обнаружите, что используете ракету-носитель чуть ли не чаще маленьких ракет. Она большая и массивная, а главное, очень нетороплива. Там, где обычная ракета прорежет уровень и скроется с глаз, этот Гаргантюа будет медленно парить над землей. Его очень легко подставить в нужное время в нужном месте — отбить летящий мяч, притормозить воздушный шарик или спровоцировать цепочку взрывов.
В плюсы ракеты-носителя стоит также записать ее отношение к законам всемирного тяготения. Бегемот не обращает особого внимания на гравитацию и одинаково неторопливо движется как вверх, так и вниз.
Пользуйтесь клеем
Когда половина экрана забита минами, а в воздухе сталкиваются дирижабли и ракеты, довольно сложно рассчитать положение одного маленького автомобиля, который должен оказаться в ключевой точке, скажем, через пять секунд после старта. Поэтому в игре есть такая штука, как временный клей. Одна капля на дороге удержит попавшую в нее машину и даже ракету несколько нужных секунд.
Потом она испарится, а авто двинется дальше. А еще с помощью клея можно лепить важные мелочи на сами автомобили.
Нобель не зря изобрел динамит
Многие устройства на колесах — тракторы, пушки, фургоны, электрическая машинка из аттракциона — стартуют очень медленно и разгоняются крайне неторопливо. Иногда настолько, что не могут перепрыгнуть через трамплин. Но им легко можно придать нужный импульс, если уронить рядом взрывоопасную канистру или бомбу.
Краткая характеристика воздушных шариков
А если вам нужен легкий и острожный толчок, то его можно совершить при помощи небольшой связки из вентилятора, воздушного шарика и груза. Вентилятор подует на шарик, шарик потянет за собой подвешенный груз, а тот ткнет то, что нужно. Незаменимая штука для красивых и аккуратных действий.
Теория Репки
Если взрывы вам не по душе, а трактор все-таки надо разогнать, попробуйте сделать это с помощью других механизмов с моторчиком. Их можно собирать по несколько штук, делая из ракет и джипов маленькие связки бурлаков.
И еще раз про телепорт
Кстати, телепорт — это не только дешевая альтернатива лифту, но и идеальный «вратарь». С его помощью можно быстро и безопасно зафиксировать любой летающий объект .
Предположим, вам нужно доставить к цели пролетающую мимо топливную ячейку. Можно оградить цель стенами, но это сложно, скучно и неинтересно. Гораздо проще установить там телепорт, который направит ячейку в нужную сторону.
К тому же телепорт незаменим при взаимодействии с взрывоопасными объектами, которые самоуничтожаются при контакте с твердыми поверхностями.
Утренний запах напалма
В Create вообще интересно экспериментировать с динамитом и его аналогами. Скажем, из желтых канистр легко собрать целую цепочку взрывоопасного домино, которая за секунду протянет взрыв по всему уровню. И тут работают крайне любопытные физические законы.
Падающая бочка взрывается. Падающая бочка, которая стоит на падающем стальном брусе, приземляется без происшествий. Падающая бочка, которая стоит на падающем стальном брусе, который падает на другие бочки, стоящие на земле… о, вот тут вообще может произойти все что угодно.
Кстати, если Create просит довезти куда-то взрывоопасные материалы, лучше фиксируйте их сразу на старте. Так безопаснее.
Воздушный шар 2: воздушные шары возвращаются
А вот большие воздушные шары жизнерадостных цветов, медленно поднимающиеся вверх, можно использовать не только как украшение уровня, но и как симпатичные мосты. Поместите несколько штук поперек пропасти и позвольте транспорту проехать прямо по ним.
Чуть сложнее, но зато и интереснее использовать в качестве мостов маленькие воздушные шарики.
Как строить машины?
- Далеко не в каждой головоломке со строительством «машин» нужно действительно собрать ездящий механизм. Нередко задачу можно решить с помощью мостов, перекрытий или пачки сваренных в хитрую дугу балок. Попробуйте рассмотреть уровень с разных сторон, ищите линию наименьшего сопротивления.
- Красные ребра, к которым подключаются колеса, чуть короче, но зато легче длинных стальных балок. В некоторых ситуациях, когда вы захотите построить мост или ступеньки, лучше использовать их — нередко можно обойтись без тяжелых синих блоков вообще.
- И, кстати, даже если дело не решается обыкновенным мостом, это не значит, что нужно обязательно строить тележку на колесиках. Попробуйте конвейер. Свяжите несколько брусьев в линейку с колесами наверху — для такой системы может потребоваться меньше деталей, и она может оказаться эффективнее тележки.
- Синие шарниры, которыми красные ребра клеятся к синим балкам, могут быть использованы не только по прямому назначению. Попробуйте не закреплять их, а просто положить под конструкцию — так она будет ездить на них, как на коньках.