Дон Кихотц. Война между Sony и Джорджем Хотцем закончилась жалким перемирием
Многомесячная история со взломом PlayStation 3 наконец-то завершилась. 31 марта представители Sony и хакера Джорджа Хотца, также известного как GeoHot, пришли к мировому соглашению. Формальный итог трехмесячных перепалок — ничья, но для Хотца и всего хакерского сообщества эта ничья равносильна поражению. Sony снимает все обвинения, предъявленные хакеру, в то время как сам Хотц обязуется больше не взламывать ее продукты. Если он нарушит слово, то в лучшем случае отделается штрафом от $10 тысяч до $250 тысяч, а в худшем — угодит в тюрьму. Все это означает, что своей цели группировка fail0verflow так и не добилась: джейлбрейк PlayStation 3 даже для личного пользования теперь вне закона. «Игромания» разобралась, как же знаменитый взломщик iPhone до такого докатился
Бешеная фигура
Зимой, когда разбирательство только начиналось, складывалось впечатление, что все в руках юристов Хотца. Послужной список хакера внушал. Особенно в нем выделялся взлом iPhone и последовавший за ним иск от Apple , обернувшийся полным провалом. Джейлбрейк iPhone был признан легальным на территории США, но Apple это не особо заботило. В конце концов, iPhone и так продается с гигантской накруткой, что позволяет империи Джобса держать доступные цены на программное обеспечение и считать происки пиратов неизбежными издержками. Sony, работающая на консольном рынке, позволить себе этого не может. Изначально PlayStation 3 даже при цене в $599 продавалась в убыток: издатель рассчитывал, что компенсирует недобор отчислениями с продаж игр. Но запуск консоли прошел не так удачно, как предполагалось, и всего за несколько лет Sony растеряла все деньги, заработанные на PS1 и PS2. Со временем компоненты PS3 подешевели и дело наладилось, но нет ничего удивительного в том, что Sony по-прежнему видит в пиратстве гораздо б о льшую угрозу, чем Apple.
Поэтому те, кто сулил Sony позорное поражение, не учли главного преимущества корпорации. На стороне Sony была не только куча первоклассных юристов, но и пользовательское соглашение PS3 плюс морально устаревший DMCA — американский закон об авторском праве в цифровую эпоху.
В 20 лет ума нет
В 21 год Джорджа Хотца уже поздно называть вундеркиндом, но это не значит, что он им никогда не был. В свое время будущую грозу корпораций больше всего интересовала не борьба с защитами консолей, а вещи куда более высокие — робототехника и нейробиология. Еще в 15 лет Джордж попал на телевидение, став триумфатором соревнования, организованного Intel. В 17 лет он снова засветился на ярмарке молодых талантов Intel, подготовив прототип голограммы, видной со всех сторон. Специалисты пришли в восторг: о Хотце начали писать даже такие влиятельные издания, как Forbes.
В тот же год Хотц завоевал грант на сумму $20 тысяч и взломал iPhone — что и принесло ему мировую известность. На волне успеха хакер поступил в Рочестерский технологический институт, рассчитывая получить степень в нейробиологии. Его мечтой было «взломать мозг». Но когда Хотц понял, что в институте ему этого сделать не дадут, то потерял интерес к учебе и бросил высшее образование, посчитав карьеру злого хакера и грозы корпораций куда более перспективной и интригующей.
Вскрытый шах
Для обычного покупателя запрет на модификацию принадлежащей ему собственности — полный абсурд, но в зале суда такая аргументация не работает. Именно за счет этого Sony столь быстро перешла из обороны в наступление: суд немедленно запретил распространение скрытых кодов PS3 по интернету, забрал жесткие диски Хотца на экспертизу и получил доступ к его PayPal-аккаунту. В это же время немецкая полиция устроила обыск в квартире еще одного хакера, Александра Егоренкова (известного среди коллег как graf_chokolo). Сейчас он готовится к судебному разбирательству с Sony и собирает пожертвования на адвоката.
У Sony были не только правовые, но и моральные аргументы. Когда Хотц выкладывал скрытые коды доступа к PS3, он, конечно же, понимал, что не только сделает возможным создание сторонних программ для консоли, но и расчистит дорогу пиратам и читерам.
И те и другие пришли на платформу в мгновение ока. Если пассаж о недополученной прибыли еще можно было бы оспорить (возможность качать пиратки должна только подхлестнуть продажи самой консоли, что, собственно, и произошло — в марте PS3 обогнала по пользовательской базе Xbox 360 ), то объяснить, почему обычные пользователи PlayStation Network должны терпеть читеров, заполонивших сервера самых популярных игр, было куда сложнее. К счастью для Sony, у программистов компании достаточно быстро получилось устранить уязвимость — вопреки первоначальным прогнозам, что хак Хотца необратим.
Что ты сделал для хип-хопа в свои годы?
12 февраля Джордж Хотц опубликовал эксцентричное рэп-обращение к Sony ( YouTube.com/watch?v=9iUvuaChDEg). Пускай жестикуляция местами спорная, в целом получилось славно, хоть и должного эффекта не произвело. Тематические чарты Billboard молчали, музыкальная пресса, еще не оправившись от последнего альбома Канье Уэста, и вовсе оказалась не готова к появлению новой звезды.
А жаль — хороших белых рэперов (а особенно белых рэперов-нердов) на сцене всегда не хватает. Вот только если Хотц всерьез задумывается о музыкальной карьере, то сводить дело о взломе PS3 к жалкому перемирию ему бы не стоило: символическая отсидка была бы для хакера намного привлекательнее. Уважение в определенных кругах Хотц бы точно приобрел, а творчеству это, как показывает опыт Лила Уэйна и Гуччи Мэйна, нисколько не мешает.
Пат
Ответные аргументы Хотца были по-человечески понятны и объяснимы. В конце концов, почему пользователь, купивший себе консоль, не может делать с ней то, что считает нужным, если это не противоречит интересам других?
Гораздо хуже выглядело неспортивное поведение хакера, устроившего из взлома настоящее шоу. Хотц не только выложил коды в интернет, но и предложил свои услуги по защите всем производителям консолей. Ответный иск лишь раззадорил юного хакера. GeoHot дал интервью сразу нескольким телеканалам, самодовольно утверждая, что Sony подала в суд не из жажды справедливости, а просто из мести. В какой-то момент Хотц перешел все границы и начал врать: вопреки его словам, у хакера все-таки был зарегистрированный аккаунт в PSN, а значит, и пользовательское соглашение Хотц тоже принимал. Позже хакер ссылался на своего соседа, якобы зарегистрировавшего эту учетную запись под его именем, но эти показания ему так и не помогли.
Вероятно, у Sony были в запасе стопроцентные доказательства вины Хотца. Почувствовав это, адвокат хакера, по-видимому, посоветовал тому соглашаться на условия, выдвинутые Sony. Да та и сама больше не желала участвовать в схватке, которая только вредила ее репутации.
Неуловимый Джо
Самый комичный момент и без того балаганного процесса — мартовский «отпуск» Джорджа Хотца, который, подобно герою песни Hey Joe, неожиданно смотался на юг — только не в Мексику, а в Южную Америку. Для юристов Sony это было неприятным сюрпризом — задавать хакеру неудобные вопросы через Панамский канал стало намного сложнее. И хотя сам неуловимый Джо утверждал, что отпуск был давно запланирован и никак не связан с бегством от правосудия, мы-то знаем, с кого Хотц брал пример.
Бутч Кэссиди и Санденс Кид
Бутч Кэссиди (настоящее имя — Роберт Лерой Паркер) — один из самых известных грабителей Дикого Запада и член Дикой банды, которой руководил его друг и подельник по кличке Санденс Кид. На пару они ограбили около дюжины поездов, а в 1901 году Кэссиди вместе с Санденсом и его женой Эттой Плейс бежали Аргентину.
Но в 1905 году Этта вернулась в Штаты, а Бутч и Санденс взялись за старое, поставив на уши полстраны. Через три года «партнеров» уже искала вся Аргентина, и в поисках удачи они рванули в Боливию — где были пойманы местными солдатами.
Считается, что Бутча и Санденса застрелили в 1908-м, но достоверных сведений до сих пор нет. Зато «свидетелей», утверждающих, что Бутч еще долго жил под чужим именем, — вагон.
Джон Уэсли Хардин
Преступник и один из самых известных стрелков Дикого Запада, в 15 лет Джон Хардин вызвал на драку и позже застрелил бывшего черного раба, а потом, спасаясь от тюрьмы, бежал в Техас, по пути убив из дробовика трех отправленных за ним солдат.
Скитаясь по американскому югу и время от времени постреливая обидчиков, Джон забрел в городок Эйбилин. Там он встретил другого известного стрелка, маршала Дикого Билла Хикока. Несмотря на то, что двое находились по разные стороны закона, между ними установилось что-то вроде дружбы: они вместе выпивали, играли в покер и ходили по девочкам. Однако продолжалось это недолго. В соседнем номере отеля, где остановился Хардин, сильно храпел постоялец. Ночью Джон застрелил его прямо через стенку, а затем в одном белье по крышам сбежал из Эйбилина — боялся, что Дикий Билл его непременно пристрелит. Через пять лет Хардин был пойман, отсидел 17 лет, однако вздорный нрав сохранил и в 42 года был убит в салуне выстрелом в спину.
Билли Кид
Билли Кид (настоящее имя — Уильям Генри Маккарти) был не слишком известен при жизни, но после смерти стал одним из символов Дикого Запада — во многом благодаря своему убийце. Голубоглазый, обаятельный и жестокий, Кид впервые порешил человека, когда ему было 12 лет, а сам ушел из жизни в 21 год. Сбежавшего из тюрьмы Билли подкараулил шериф Пэт Гаррет. Вместе с двумя полицейскими он допрашивал приятеля Билли, Пита Максвелла, у того на кухне. Заглянув в полутемное помещение, Билли спросил, кто там. Шериф узнал голос преступника и выпустил две пули, одним из выстрелов попав Билли в грудь.
Правда, так это было или нет, мы тоже никогда не узнаем. Единственный источник этих сведений — книга «Истинная жизнь Билли Кида», написанная самим шерифом Гарретом. Неудивительно поэтому, что одни утверждают, будто шериф специально устроил засаду в доме Пита, а другие — что Гаррет тогда и вовсе Билла не убивал.