Serious Sam 3: BFE
До выхода Serious Sam 3 осталось всего ничего, а информации минимум. Короткий пресс-релиз, горстка скриншотов, на которых не видно ни оружия, ни интерфейса (лишь демонстрация графических возможностей Serious Engine 3.5). Неизвестно даже, как расшифровывается аббревиатура в названии.
«Лучше вам этого не знать», — рассказывает нам в интервью директор Croteam Роман Рибарик. Попробуем угадать.
Before First Encounter
Успех Serious Sam: The First Encounter стал для студии из Загреба своего рода сюрпризом — хорваты создавали игру в основном для того, чтобы разрекламировать движок, на продажах которого они и рассчитывали разбогатеть. Но безмозглый, нарочито старомодный шутер, где верзила в джинсах, кедах и майке расстреливал толпы монстров, прекрасно продался. Создается впечатление, что сами авторы так и не сумели оправиться от удивления и осознать, что же принесло успех их первой игре: The Second Encounter была повторением пройденного, а Serious Sam 2 почему-то скатился в глупую и несмешную клоунаду.
Теперь, похоже, Croteam взялись за ум и пытаются вернуться к истокам. Serious Sam 3 — приквел к The First Encounter, игра рассказывает о становление главного героя. Впрочем, ждать сентиментальных соплей и романтических бредней не стоит, даже в прыщавой юности Самуил был весьма серьезен, бесстрашен, мускулист и умел обращаться с пулеметом.
Было бы в кого стрелять! Как и десять лет назад, главному герою противостоят гнаары, быки, безголовые камикадзе, гарпии и прочая нечисть. Но звезда Serious Sam 3 — толстяк с двумя ракетницами вместо рук, дальний родственник манкубуса из Doom 2. Выглядит эта тварь на редкость мерзко: блестящая гора грязно-розовой плоти, сшитая из останков нескольких мертвых спецназовцев.
Впрочем, на монстрах сходство игры с The First Encounter заканчивается, и начинаются неожиданные отличия. Стилистически Serious Sam 3 не похож ни на пасторально-цветастую первую часть, ни на пластиково-лубочную вторую. Нас ждет предельно серьезный и мрачный антураж. Представьте себе, что кто-то взял Medal of Honor и заменил в нем бородатых талибов на уродливых монстров. Узкие, заваленные мусором улочки совсем непохожи на бескрайние просторы, к которым мы привыкли. Serious Sam 3 пытается играть на контрасте и устраивает кровавую мясорубку в предельно реалистичном окружении.
Big F***ing Entertainment
«Раньше Сэм сражался с сотнями врагов. Сейчас их еще больше», — рассказывает Роман и объясняет, что боевую систему они тоже решили доработать. Нет, фирменное сэмовское мочилово никуда не делось, герой по-прежнему может изрешетить целую орду монстров из шестиствольного пулемета или проделать брешь в авангарде противника с помощью пушечного ядра. Но теперь Croteam уделяют существенно больше внимания бою накоротке.
В качестве примера Роман привел… кувалду. «Ей можно либо наносить мощные удары из-за головы, либо крутить ее вокруг себя, расшвыривая мелких противников. Если же у вас стальные яйца и молниеносная реакция, то кувалдой можно раскроить череп разогнавшемуся быку буквально с одного удара». Если вы играли в самого первого «Сэма», то отлично помните, что бой с быками представлял собой самую настоящую корриду. Чтобы убить копытную бестию, нужно было потратить несколько ракет, а уж из шотгана приходилось сажать раз за разом. Теперь же для этого достаточно одного меткого попадания молотком-гигантом.
Croteam сознательно сближают Сэма с монстрами и выстраивают на этом совершенно новую, можно сказать интимную, тактику боя. Например, если вас со всех сторон окружают безголовые, истерично вопящие камикадзе, стрейф вам больше не поможет. Сэм застынет на месте, подпустит самоубийц поближе, а в последний момент изогнется, как Нео, чтобы увернуться от атаки. Если же в кармане завалялась динамитная шашка, наш «гимнаст» с удовольствием засунет ее под хвост гигантскому быку, а сам отскочит в сторону за секунду до лобового удара. Более того, на камерных уровнях именно такой способ ведения боя зачастую оказывается самым эффективным — когда противник выпрыгивает на вас из-за угла, времени на то, чтобы расчехлить пулемет, раскрутить стволы и навестись на цель, просто не остается. Приходится использовать более быстрое и смертоносное оружие.
Мы уточняем у Романа, будет ли новая боевая система давать какие-то преимущества в анонсированным недавно кооперативном режиме игры, и неожиданно узнаем вещь, которой от «Сэма» уж никак не ожидали. Кооператив в игре будет поддерживать — внимание! — до шестнадцати человек.
«Это настоящая бойня, — говорит Роман. — Чем больше народа участвует в игре, тем больше врагов будет им противостоять. Когда все места в команде заняты, начинается настоящий ад. Готов поспорить, вам захочется пристрелить кого-нибудь из напарников, чтобы хоть чуточку ослабить натиск». Теперь нам больше всего хочется узнать, как такие массовые забеги будут сочетаться с более узкими, по сравнению с первой частью игры, уровнями и боем с использованием холодного оружия.
Еще одно опасение, которое возникло у нас после намеков на реалистичное окружение, — будет ли третий «Сэм» достаточно смешным. Ведь первая часть запомнилась во многом благодаря колкому, почти черному юмору главного героя. Разработчики пока отделываются общими фразами про то, что весело будет обязательно, но конкретных примеров не приводят. Самое смешное, что мы можем рассказать вам про Serious Sam 3, — это комментарий Форка Паркера, финансового директора Devolver Digital , данный одному западному ресурсу: «Блин, я заработаю кучу денег! Вы ведь о них спрашивали? Если эта штука действительно выйдет летом, моя жена наконец-то получит силиконовые сиськи, о которых давно мечтала!»
* * *
В 2001 году The First Encounter по сути возродил жанр мясного шутера. Сегодня на этом поле хватает сильных игроков: недавно вышел Bulletstorm , на подходе (а когда вы будете читать эти строки, возможно, уже на прилавках) Duke Nukem Forever. BFE придется очень сильно постараться, чтобы заслужить приз зрительских симпатий. Впрочем, в его вольной программе есть целых два элемента, которых нет у других, — необычная система ближнего боя и небывалого размаха кооператив. Будем надеяться, что в этот раз Croteam сделают все так, как надо.
Будем ждать? Неожиданное возвращение папы Bulletstorm, с системой ближнего боя и умопомрачительным кооперативом на 16 человек.
Процент готовности: 80%