21 мая 2011
Обновлено 17.05.2023

Мозг номера. Portal 2

Мозг номера. Portal 2 - изображение обложка

GLaDOS из дилогии Portal — пожалуй, один из главных секс-символов современной игровой индустрии. Ее обворожительный голос и неподражаемое чувство юмора заставляют забыть, что мы имеем дело с безжалостным и циничным искусственным интеллектом. Чтобы вы все время были начеку и не покупались на ее обаяние, «Игромания» публикует подборку сухих фактов о GLaDOS в специальном научно-популярном выпуске «Героя номера»

1. Клубень веселых и находчивых

На середине Portal 2 GLaDOS обретает форму закрепленного на порталопостановщике микрочипа, питающегося от обыкновенной картофелины. Для бедняжки это один из самых шокирующих эпизодов ее жизни, для нас — повод вспомнить уроки физики (или все-таки химии?) для восьмого класса, на которых нас заставляли добывать электричество из клубней обыкновенного Solanum tuberosum (а также яблок и лимонов).

Еще в XVIII веке итальянский врач Луиджи Гальвани собирал прототипы первой батареи из картофеля с цинковыми и медными электродами. Электрический ток возникает из-за активности между двумя металлами, далеко отстоящими друг от друга в ряду электрохимической активности (поищите там Zn и Cu), а картофелина (или лимон) играет роль кислой среды. В 1800 году другой итальянец — некий Алессандро Вольта, — собрал на основе идей Гальвани первый настоящий аккумулятор с цинковыми и медными пластинами, погруженными в раствор серной кислоты.

На иллюстрации: Часы из двух картофелин, медной монетки и гвоздя с цинковым покрытием, дающих полтора необходимых вольта.

2. Что-то стало холодать

Согласно официальной версии, изначально GLaDOS была разработана как система для борьбы с обледенением топливопроводов, за контракт на производство которой Aperture Science билась с Black Mesa. Обледенение — большая проблема автомобильной и авиационной промышленности, способная привести к катастрофам различной степени тяжести (вода при замерзании расширяется и все внутри закупоривает, обледеневшие самолеты плохо летают). Борются с ним разными способами: механическими (щеточкой), тепловыми (обдувание стекла феном и нагрев крыльев инфракрасными излучателями) и при помощи антифризов — специальных жидкостей, температура замерзания которых ниже температуры замерзания воды.

Автомобильные антифризы состоят из этиленгликоля, воды и антикоррозионных, антикавитационных, антипенных и окрашивающих добавок. В авиации используется ПОЖ — противообледенительная жидкость, заправляемая в БПС — бортовую противообледенительную систему (раньше использовался этиловый спирт, теперь — все тот же раствор этиленгликоля).

Для борьбы с наземным оледенением берутся более вязкие жидкости, образующие пленку на поверхности крыльев и оберегающие их от осадков. Эта пленка сдувается с самолета во время разбега по взлетно-посадочной полосе, в свою очередь, щедро политой ПОЖ в нагретом виде.

На иллюстрации: Первый в мире антифриз — двое с киянками.

3. У дежурного офицера газы

Любимым оружием GLaDOS являются не агрессивные роботы и не автоматические турели, а устройство для распыления нейротоксинов. Нейротоксин — это любой яд, поражающий мозг и нервную систему. Самым разрекламированным является кураре — то самое излюбленное оружие индейцев племен бассейна Амазонки и авторов третьесортных детективов, вызывающее быструю (5-10 минут) мучительную смерть через паралич окончаний двигательных нервов всех поперечно-полосатых мышц, в том числе и дыхательных. Впрочем, никотин — тоже нейротоксин, пусть и не столь смертоносный для человека…

Парализующие жертву нейротоксины удобны как при охоте, так и при защите от хищников. Они взяты на вооружение пчелами, пауками, змеями, скорпионами, рыбами вроде бородавчатки или бурого скалозуба (из которого, как известно, делается фугу). Усеянная шипами бородавчатка обитает среди коралловых рифов и считается самой ядовитой рыбой в мире.

Искусственно разработанные нейротоксины — химическое оружие массового поражения по классификации ООН, объявленное вне закона Конвенцией 1993 года. Случаи применения изобретенных во время Второй мировой зарина, циклозарина, зомана и табуна встречаются и в наше время — то в токийском метро, то при газовых атаках в Иракском Курдистане.

На иллюстрации: Принцип работы БОВ нервно-паралитического действия в представлении голливудского сценариста. Успевайте надеть противогаз!

4. Следовательно — существую

GLaDOS — несомненно, живое, тонко чувствующее существо на зависть иным человекоподобным NPC. Что будет делать человечество, когда первая машина наконец-то осознает себя? Есть ли у искусственного сознания права? Стоит ли навязывать ему законы поведения или модули совести?

Короче и проще всего моральный кодекс искусственного интеллекта был сформулирован Айзеком Азимовым — в 1942 году, в рассказе «Хоровод». Не может причинить вред человеку… должен повиноваться всем приказам, кроме… должен заботиться о своей безопасности в той мере… Но эти три закона не устраивали даже самого Азимова, напридумавшего к ним поправок, дополнений, нулевой, четвертый и пятый законы. Что уж тут говорить о лишенных чувства прекрасного нердах-футурологах вроде Рея Курцвейля или Билла Хиббарда, не устающих подчеркивать, что законы были написаны на английском, а не на языке программирования, и что роботы их при всем желании не поймут.

На снимке: Робот Робби из фильма «Запретная планета» (1956): его беззаветное следование азимовским законам едва не привело к гибели всей экспедиции на Альтаир-4.

5. Спаси и сохранись

В основе GLaDOS лежит личность Кэролайн — оцифрованной секретарши президента Aperture Science Кейва Джонсона. Возможность записи человеческого сознания на внешние носители и интеграции его с вычислительными машинами зовется в футурологии технологической сингулярностью — той самой, до которой так мечтает дожить доктор Шелдон Купер из «Теории большого взрыва».

По самому оптимистичному прогнозу американского футуролога Рэймонда Курцвейла сингулярность должна наступить в 2045 году — так что следите за здоровьем! Дальнейшее развитие событий выходит за рамки человеческих представлений: для того, чтобы серьезно рассуждать о перспективах трансгуманизма, надо быть бессмертным ИИ или хотя бы личностью с реально модифицированным при помощи биотехнологий разумом.

Мечты о полном копировании человеческого мозга стремятся воплотить в жизнь серьезные дяди из The Blue Brain Project (которым пока что приходится довольствоваться частичным копированием мозга крысы). Ну а о том, что будет, когда кого-то из нас все-таки оцифруют, правдиво рассказывают Джосс Уидон в сериале «Кукольный дом», Иен Бэнкс в серии романов про Культуру и прочие безответственные словоплеты.

На снимке: Явным прототипом Кэролайн выступает ИИ Анна Колманн из гениальной (по нашему мнению) киноверсии «Джонни-мнемоника».

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь