Darkspore
Единственный вопрос, который волнует большинство впервые слышащих о Darkspore людей, — это то, откуда он, собственно, взялся. Во избежание путаницы сразу сообщаем — это ни в коем случае не аддон для Spore 2008 года, а самостоятельная игра, пускай и использующая тот же самый конструктор существ. Жанр ее при этом проще всего описать словами «Diablo с парой розовых щупалец», отращивание которых здесь заменяет привычный обвес бронелифчиками.
В этом нет ничего выдающегося (Spore на стадии существа и так была отдаленно похожа на Diablo, и это была самая лучшая часть игры), но на награду за смелость Maxis точно может претендовать: после анонса Diablo 3 мало кто решался работать в жанре изометрических экшен-RPG, чтобы, не дай бог, не попасть под колеса мчащегося локомотива Blizzard Entertainment. На руку смельчакам играет лишь тот факт, что локомотив этот ползет на прилавки со скоростью гоночной черепахи.
Экстерминатус
И это даже хорошо, ведь для того, чтобы получить от Darkspore максимум удовольствия, очень важно не знать о нем ничего. Завышенные ожидания сильно вредят новому проекту Maxis: вспоминая выпущенную ранее Spore, невольно воображаешь сотни вариантов генетического развития ваших существ, отпиливание понравившихся щупалец у босса и дальнейшее водружение их на хитиновый панцирь своего героя — словом, нечто масштабное, смелое, свежее и амбициозное. И если бы Уилл Райт не покинул студию после выхода Spore, так оно, скорей всего, и вышло бы, а вы бы читали рецензию на самую нетривиальную экшен-RPG десятилетия. Но теперь-то понятно, что вся амбициозность Maxis держалась исключительно на Райте, — Darkspore же словно придумана и спроектирована калькулятором.
Генетический меркантилизм
По сюжету сверхразвитая раса крогенитов пала жертвой собственного хобби — игры в бога. Инопланетяне любили на досуге поиграться с генетикой и в один не самый прекрасный день вывели темные споры — заразу, поражающую все формы жизни и превращающую любую смирную буренку в кровожадного монстра. Чума быстро распространилась по галактике и уничтожила почти всех своих создателей. Как водится, в живых остался только один герой-крогенит, чудом избежавший смерти. Теперь ему предстоит расхлебывать кашу, заваренную его предшественниками, с помощью специально выведенных в пробирке персонажей.
На деле же спасение мира выглядит довольно рутинно. Вместо придумывания изящного плана по очистке всей вселенной, от нас требуется упертым бульдозером прокатиться по каждому захваченному миру и буквально вручную задавить каждую зараженную муху. Ни квестов, ни разнообразия заданий — ничего. Только бесконечная мясорубка, брызги инопланетной крови и обильно валящийся лут.
Кстати, о луте: вопреки ожиданиям, в Darkspore действует все та же пошлая система одевания персонажей, как и у собратьев по жанру, только слегка замаскированная под генетический сеттинг. Кажется, что Spore и не было вовсе: нельзя снабдить своего любимого генетического героя парой лишних ног, которые бы вдвое увеличили его скорость, или, например, приделать к рукам длинные щупальца, чтобы цеплять противников издалека. Вместо этого — приевшиеся наплечники, наколенники и напузники, дающие +3 к интеллекту. Правда, при желании можно напялить шлем на шипастую спину или вообще на клешню — вот уж где редактор Spore пригодился.
В итоге наша эпопея по спасению галактики похожа скорее на будни рабочего вьетнамской текстильной фабрики — весь процесс происходит на одних инстинктах, посредством бесконечного повторения одних и тех же действий. Мы высаживаем на планету отряд из трех генетических героев (причем активен из них только один, два других ждут в запасе). Размахивая массивными ложноножками, мы кромсаем в фарш всю обозримую фауну, собираем щедро сыплющиеся усики и фасеточные глаза, а в конце линейного этапа откручиваем рога особо толстому монстру. Возвращаемся на корабль, одеваем героя в новые вещи — и бегом на следующий этап. Повторить до полного спасения мира.
Hack ’n’ slash, бессмысленный и беспощадный, — это все, что Darkspore может дать игроку. Надо ли говорить, что из-за монотонности и однообразия действия игру хочется бросить уже на пятом уровне?
Аж жуть!
Отсутствие возможности создать своего рукотворного уродца в Darkspore существенно портит впечатление от игры. Но вы не отчаивайтесь — в деле создания по-настоящему мерзких и опасных тварей природа уже постаралась за вас.
Высосу досуха
Позывные: Haementeria ghilianii
Дислокация: Венесуэла, Французская Гвиана
Длина — до полуметра. Ширина — около десяти сантиметров. Хобот-жало — пятнадцать сантиметров! В качестве приятного бонуса — две присоски. Все это вместе — амазонская пиявка. Гигантских размеров зверюга. Поговаривают, что три-четыре таких монстра способны завалить целую корову, — бедная буренка умрет от острой кровопотери, ведь каждая гигантская пиявка за один прием пищи способна втянуть в себя более литра крови. Чтобы убить человека, достаточно двух, а может, и всего одной пиявки. Правда, человека в сознании пиявке будет победить не так уж просто — вы ни за что не пропустите, когда в вас воткнется огромное жало. Те, кто испытал это на себе, говорят, что боль адская, хоть и проходит быстро — пиявка впрыскивает в ранку анестетик.
Эх, проглочу…
Позывные: Chiasmodon niger
Дислокация: тропические океанские глубины
Живоглот. Эта маленькая рыбка с романтическим латинским названием внешне мало чем отличается от своих глубоководных собратьев. То есть да, страшненькая, но ничего выдающегося. Большая голова, крупные глаза, огромная пасть, полная острых стреловидных зубов. Удивительное начинается, когда живоглот решает пообедать. Помигивая фотофорами на брюшке (это такие маленькие светящиеся огоньки, которые есть на теле у многих глубоководных хищников), он приманивает доверчивую рыбку и заглатывает ее целиком. В принципе, похожим образом поступают многие рыбы, вот только живоглот способен проглотить добычу, превышающую по размеру его самого. Представляете себе?! Двадцатисантиметровая рыба глотает полуметровую! Выглядит все это довольно жутко. Плывет живоглот, а под ним в тонком мешке из растянутого желудка и стенок тела болтается медленно переваривающаяся жертва. Нередки случаи, когда этот смертельный кокон разрывается и живоглот погибает.
Типун тебе на язык
Позывные: Cymothoa exigua
Дислокация: Тихий и Атлантический океаны
Cymothoa exigua, или языковая мокрица, — небольшой рачок, едва достигающий в длину пяти сантиметров. Внешне схож со своими многочисленными собратьями, которые всю жизнь проводят, роясь в придонном иле. Вот только Cymothoa exigua не из таких. Он нигде не роется, а селится там, где пищу можно найти всегда. Во рту у рыбы. Через жабры эта чудесная мокрица проникает в ротовую полость рыбки люциана и… съедает ее язык! В самом прямом смысле. После этого рачок прочно фиксируется на том месте, где еще недавно был важный для рыбы орган, и… начинает выполнять его функции — рачок своей спиной проталкивает пищу в глотку и облегчает рыбе глотание. Это единственный известный науке случай, когда паразит замещает собой целый орган. Питается же рачок остатками трапезы и слизью рта рыбы. Рыбаки, которым довелось поймать люциана с такой вот присадкой, запомнили эту встречу на всю жизнь. Открываешь рыбе пасть, чтобы вынуть крючок, а оттуда на тебя таращится пара чьих-то глаз… А иногда и четыре глаза, потому что во рту у рыбы могут поселиться сразу две некрупные мокрицы.
Рыба имени Брэма Стокера
Позывные: Danionella dracula
Дислокация: Бирма
Рыба-дракула выглядит настоящим монстром. Мало того что у нее большущая голова и гигантские глаза, так на верхней челюсти еще и расположены два клыка. В общем, стоит только увидеть фотографию эдакого страшилища, как сразу представляешь себе, как эта тварь набрасывается на своих несчастных жертв, вонзает в них зубы и высасывает досуха — почти как амазонская пиявка. Вот только, кроме клыков и устрашающего внешнего вида, ничто не связывает рыбу-дракулу с героем Стокера. Пикантность ситуации в том, что рыба-дракула очень мала: два сантиметра — это не размер. Да и питается она в основном водорослями, ну разве что иногда проглотит маленькую дафнию. Клыки же самцы используют во время брачных игр. При этом они и не думают вонзать их друг в друга. Забавно выпятив верхнюю челюсть, разбушевавшиеся кавалеры лишь пихаются зубами. Хотя… какими еще зубами?! Это и не зубы вовсе, а всего лишь выросты верхней челюсти, которые на зубы только похожи.
Клопятник
Позывные: Lethocerus indicus
Дислокация: Таиланд
Представьте: залитый солнцем песчаный пляж Тая, лазурная кромка воды, заросли лотосов… Вы входите в воду по колено, потягиваетесь от удовольствия… И тут в ваш большой палец на ноге что-то вцепляется! После этого следует стремительный прокол, и вы чувствуете жгучую боль, поднимающуюся к колену. Вы в ужасе!
Не беспокойтесь — опасности для жизни нет. Это всего лишь огромный клоп летоцерус принял вашу конечность за добычу. Двадцатисантиметровое насекомое подкралось к вашему пальцу, так похожему на жирного червяка, обхватило его своими членистыми конечностями и вонзило под ноготь острейшее жало. Если не обращать внимания на омерзительные повадки и жутковатый внешний вид, летоцерусы — добрейшей души создания. Они заботятся о своем потомстве (самец вынашивает кладку на спине, обогревает ее на солнце, очищает, вентилирует), а в свободное от забот время — украшают собой столы гурманов. В том же Таиланде хорошо прожаренных гигантских клопов можно свободно купить на продуктовом рынке. Ах да, мы совсем забыли упомянуть о еще одной милой особенности летоцерусов. Если их напугать, они выбрасывают из заднепроходного отверстия струю зловонной жидкости, очевидно полагая, что их пакостного вида недостаточно, чтобы отпугнуть противника.
Уретральный паразит
Позывные: Vandellia cirrhosa
Дислокация: Амазонка
Кандиру, она же ванделлия, — небольшой сомик, обитающий в Амазонке. Местные жители боятся его больше, чем пираний. Дело в том, что кандиру обладает одной очень милой особенностью: сомик ведет паразитический образ жизни, он забирается под жаберные крышки рыб, растопыривает там свои острые грудные плавники, фиксируется таким образом и начинает поедать жабры жертвы. Фокус в том, что, помимо жабр, ванделлия может проникать в мужской уретральный канал, попросту говоря в половой член. Там рыбка тоже растопыривает плавники, надежно фиксируется и… погибает из-за недостатка кислорода. Выудить ее из уретры можно только хирургическим путем, разрезав половой орган вдоль до самой сердцевины. Если же опытного хирурга под рукой нет, то выходов всего два — умереть (от болевого шока или гангрены) или отрубить себе пенис. К женщинам ванделлия тоже питает неподдельный интерес, но забирается, как несложно догадаться, в просвет влагалища. В этом случае рыбку можно легко удалить обычным пинцетом.
Пикачу, я выбираю тебя!
Однако есть два момента, которые удерживают Darkspore на плаву. Во-первых, это сами генетические герои. Игра всячески воздерживает вас от поиска любимчика и его прокачки вплоть до победного конца. В кампании на выбор нам дается аж сотня героев с уникальными характеристиками, внешним видом и способностями. Новые зверушки открываются с ростом в уровне, причем с каждым «левел-апом» сразу несколько, но выбрать за раз можно лишь одного. В результате у двух разных игроков оказываются разные наборы героев, а следовательно, и разные стили прохождения.
Удивительно, но это коллекционирование новых монстров цепляет мертвой хваткой. Darkspore живет по принципу покемонов — «всех их вместе соберем». Так как у каждого героя всего три активные способности, игра любым персонажем приедается в рекордные сроки. К счастью, можно добавить в свой отряд нового героя, в корне поменять тактику и избавиться от скуки (хотя бы на какое-то время). В итоге в какой-то момент замечаешь, что продолжаешь остервенело месить нечисть, лишь бы поскорее открыть вон ту древоподобную многоножку с огромной дубиной.
К тому же новые герои сулят дополнительные возможности для старых персонажей. Некоторые способности новичков становятся доступными остальным членам отряда. То есть иногда вы будете включать героя в отряд лишь ради крайне симпатичного «Квантового прыжка», который бы здорово пригодился вашему «танку». Таким образом, манипуляции с героями почти полностью нивелируют однообразие и монотонность геймплея Darkspore.
Наконец, второй момент, спасающий Darkspore, — это кооперативный режим. Даже не вздумайте проходить игру в гордом одиночестве — с раздражением выключите ее через первые же полчаса. Главное веселье здесь — в скоростных забегах оравы рогатых монстров-героев по компактным мирам с тотальным истреблением всего живого. Способности игроков можно лихо комбинировать: кто-то врывается в толпу монстров прыжком, притягивает окружающих врагов к себе, а его соратники заливают область массовыми заклинаниями.
И не нужно забывать о том, что каждый игрок выходит на поле брани еще с двумя героями в кармане, между которыми можно свободно переключаться. Так что в любой момент состав партии можно поменять до неузнаваемости: если в битвах с боссами полезнее всего будет стандартный MMO-набор «танк, хилер, друид», то для быстрой зачистки больших областей всем игрокам можно переключиться на магов или прытких разбойников.
* * *
Пускай студия Maxis больше не изобретает новые жанры каждый год, но она все еще способна собрать свою Diablo из подручных средств. Это не очень умно и не слишком красиво, но провести некоторое время до выхода Diablo 3 здесь все-таки можно.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Геймплей: 7
Графика: 6
Звук и музыка: 7
Интерфейс и управление: 8
Дождались? Diablo от Maxis — без квестов, крафта и прокачки талантов, зато с мощным редактором и множеством героев.
Рейтинг «Мании»: 7,0
«Хорошо»