SOCOM: Special Forces
SOCOM — одна из тех игр, которые, не представляя из себя абсолютно ничего особенного, оказались в нужном месте в нужное время. Первые три части SOCOM:U.S. Navy Seals на PS2 (2002, 2003 и 2005 годы) уже тогда не казались слишком красивыми, особенно умными или тактическими, но при этом были вполне веселыми и про взрывы. На платформе, где обычно приходилось драться, резать, бегать, прыгать, ездить, но почти никогда — стрелять, были нужны как раз такие.
А уж консольный мультиплеер, ради которого не приходилось набиваться большой компанией в тесную комнатушку (а потом каждому пялиться в свой уголок телевизора), вообще казался вещью из другой реальности. Многие, в том числе и автор этих строк, играли в SOCOM только ради того, чтобы убедиться, что онлайн на PS2 действительно работает. Ну а мужики с автоматами, джунгли, одиночная кампания — все это изучалось мимоходом, как бы заодно. Диск-то уже в приводе.
Управляемая демократия
Ясно, что в 2011 году, когда онлайновый режим есть в любом консольном шутере (самый масштабный — в MAG , который сделала та же самая студия Zipper Interactive ), а игр про условную современную войну сами понимаете сколько, концепция SOCOM требовала кардинального пересмотра.
Что бы могло получиться из SOCOM: Special Forces , можно хорошо проследить на примере родственного (и столь же безликого) сериала Conflict. Четверо бойцов — морпех, снайпер, сапер и специалист по тяжелому вооружению, гуляя между войнами и эпохами, лоббируют интересы американской демократии. Там можно было переключаться между солдатами, отдавать простенькие приказы, кататься на технике, играть в прятки и поверхностную тактику вида «один прикрывает, другие проходят». Как раз почти SOCOM. Но к 2008 году, когда все окончательно поняли, что тактические шутеры должны быть либо совсем хардкорными, как ArmA , либо глупыми, как Rainbow Six: Vegas , Conflict оказался где-то посередине и кризиса среднего возраста не пережил.
SOCOM: Special Forces в этом смысле выступает куда грамотнее и еще при выборе уровня сложности спрашивает, играл ли вообще уважаемый игрок в тактические экшены или просто зашел пострелять? Но как бы вы ни ответили на этот вопрос, победит все равно тот, кто с усами. SOCOM — это в любом случае про стрельбу и взрывы. Вся возможная тактика — бегать от укрытия к укрытию и со страшным криком косить врагов из ручного пулемета. По простоте, бессмысленности и беспощадности экшена очень похоже на Kane & Lynch 2: Dog Days, только в камуфляже.
Другое дело, что ни уровни, ни игровые ситуации не дотягивают не только до Call of Duty , но и, пожалуй, даже до Homefront. Самый любимый, с позволения сказать, постановочный прием дизайнеров — когда враги засели полукругом, а где-то далеко и высоко сидит кто-нибудь с гранатометом. Американский солдат вполне в состоянии пережить попадание ракеты в грудь, хотя от пуль дохнет за три секунды.
Самое печальное, что скучные уровни тут вовсе не компенсируются относительной свободой локаций, как в ранних частях Conflict (и даже некоторых эпизодах SOCOM 2!). Там тоже не происходило ничего интересного, но зато можно было развлекаться самостоятельно, устроив героический штурм базы из вашего любимого боевика со Стивеном Сигалом. Здесь же приходится покорно следовать от обломка к обломку. Прижались к камню — очередь — граната — побежали дальше.
Как от козла молока
Отряду можно отдавать приказы: следовать к цели всем или по двое (это помимо обычных «за мной!» и «стоять, %$#!»). Но никакой пользы от этого нет. Во-первых, потому что уровни не располагают: они тесные, да и по архитектуре больше похожи на коридор. Во-вторых, потому что вражескому AI все равно, командуете вы кем-то или нет. Он не перегруппируется, не меняет позицию, не способен следить сразу за несколькими целями, а значит, и не мотивирует вас к тому, чтобы вы что-то придумывали в ответ на его коварство. Есть один действенный способ: послать подчиненных куда-то за горизонт, чтобы отвлечь внимание противников, и самому всех перестрелять. А лучше вообще забыть о том, что за вами кто-то следует, и делать все самостоятельно.
Еще есть стелс-миссии за девушку с позывным «агент 45» (два очка, как видите, не добирает), которые организованы по принципу «чем хуже, тем лучше». Чекпойнты на таких заданиях расставлены еще неудобнее, чем на обычных (а там регулярно приходится переигрывать пятнадцатиминутные эпизоды), а сама необходимость скрытого прохождения выражается в том, что врагов очень, ОЧЕНЬ много. Авторы свято верят в то, что кто-то действительно будет таскать трупы и убивать всех со спины, по полчаса ожидая подходящей возможности. Но и тут швах — оказывается, что гораздо проще подобрать автомат, поднять тревогу и, засев за какой-нибудь машиной, всех убить. Девушка, конечно, хилая, но здоровье в SOCOM восстанавливается автоматически, так что главное — не высовываться.
* * *
Когда-то SOCOM была идеально-конъюнктурной игрой, которая успевала везде и во всем. Даже после заката родной PS2 она успешно переехала на PSP, где и требования пониже, и нормальных экшенов, опять же, нет. Но в этот раз вышло все наоборот: изжившие себя механика, технология и сама идея без особых изменений реинкарнируются на платформе, хозяева которой чаще других говорят о том, как они гордятся качеством своих эксклюзивов.
Любопытно, что это уже вторая позорная попытка вывести серию SOCOM на PS3, первая называлась SOCOM: U.S. Navy SEALs Confrontation и появилась полтора года назад. С тех пор серия так никуда и не продвинулась, но зато обрела поддержку Move и 3D-режима. С одной стороны, это нормально — хороших игр с поддержкой того и другого вообще мало. А с другой — становится даже любопытно: когда же, наконец, появится хоть какой-то, пускай самый жалкий аргумент в пользу покупки Move или 3D-телевизора?
Реиграбельность — нет
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Геймплей: 4
Графика: 5
Звук и музыка: 6
Интерфейс и управление: 7
Дождались? Псевдотактический шутер с PS2, который пытаются выдать за важный эксклюзив для PS3. Наглое вранье.
Рейтинг «Мании»: 5,0
«Плохо»