Operation Flashpoint: Red River
Третья часть Operation Flashpoint (и вторая по счету игра серии в руках британских разработчиков из Codemasters ) собиралась добиться того, чего так и не удалось сделать второй: стать популярным реалистичным военным шутером.
Номинально Operation Flashpoint: Dragon Rising была именно такой игрой: четверо солдат участвовали в масштабной военной операции, проходили в среднем по десять километров за миссию, в нужных местах катались на бронетехнике — рутина армейского быта всегда показывалась в игре без всяких купюр и монтажа. Однако в руках Codemasters все эти элементы реализма оказывались не более чем ширмой: да, нас могли свалить одной пулей, но в дизайне миссий копировались более простые, консольные FPS, то есть чекпойнты были расположены так близко и пройти их было настолько легко, что в конечном итоге оказывалось не так уж и важно, каким количеством пуль нас убивали. В Red River разработчики обещали сделать все в три раза реалистичнее новой Medal of Honor , в три с половиной — Call of Duty: Modern Warfare 2 , но при этом, в отличие от ArmA 2: Operation Arrowhead , оставить происходящее постижимым для нормального человека.
Я — третий!
Все эти мучительные поиски равновесия между доступностью и реализмом вылились в геймплей, в котором мы по 15-20 минут бегаем между далеко разнесенными чекпойнтами только для того, чтобы умереть от руки выскочившего из-за камня в 100 метрах к юго-востоку китайца или душмана.
Основная работа вашего подразделения — расчистка бесконечных дорог перед конвоями «Хаммеров». Мы либо топчем пыльную землю Таджикистана, либо умираем, либо уже умерли. Изредка все-таки удается кого-то подстрелить — если вы играете не на геймпаде, в достаточно высоком разрешении и/или пользуетесь помощью при прицеливании, доступной на самом низком уровне сложности.
Вокруг этой повторяемой снова и снова нехитрой военной зарисовки разыгрывается баллада о похождениях четверки американских морских пехотинцев, которая сначала уничтожает минирующих старые автомобили (как в «Повелителе бурь») таджикских инсургентов, а потом — приравненную к ним китайскую армию.
300 морпехов
Самое разительное отличие Red River от игры-предшественницы (да и, в общем-то, от других военных шутеров нашего времени) — это форма подачи. Игра содержит очень неголливудскую, непричесанную и неприукрашенную военную лексику и терминологию: знали ли вы, к примеру, что награды на парадном мундире морского пехотинца зовутся «фруктовым салатом»?
Темнокожий сержант Нокс (его озвучивает Эл Мэттьюз, ветеран Вьетнама и исполнитель роли сержанта Эйпона в «Чужих») выступает отцом-наставником нашей четверки и заполняет паузы между миссями ненормативными монологами в стиле сериала «Поколение убийц» с канала HBO. Впрочем, в отличие от героев последнего, сержант Нокс в основном однообразно матерится на нерасторопных подчиненных и разглагольствует на беспроигрышные темы «война — полное говно!» и «эти м***ки дома не понимают, что мы тут делаем».
Есть, есть отдельные удачные замечания («я вам кто, Нострадамус, б**?»), но уже к третьей миссии сержант надоедает не хуже свода абсолютно бесполезных правил имени его самого, которые с завидной регулярностью демонстрируют на загрузочных экранах. Чтобы вы понимали, что мы имеем в виду, приведем в пример правило №3: «Гордись тем, что ты — Морпех!» Ей-богу, советы и подсказки по прохождению, которые принято показывать в подобных случаях, были бы уместнее.
Брифинги между миссиями тоже ошеломляют. Это нечто среднее между уроком истории для третьего класса, видеоклипом, комиксом и реалити-шоу с субтитрами. Демонстрируется интерактивная карта Таджикистана, за кадром рычит генерал, выводится сравнительная статистика морпехов и трехсот спартанцев царя Леонида. За неимением лучшего все это может сойти за злобную сатиру на сюжеты современных военных FPS, но, право слово, в первой Battlefield: Bad Company (в той самой, где DICE еще не делали серьезных лиц и шутили на каждом шагу) было на порядок смешнее.
Параллельная война
Играть в унылом одиночестве надоедает феноменально быстро: Red River состоит из 10 долгих миссий, а единственное архитектурное украшение (дамба) останется позади после четвертой. Горы, пустыня и тучи быстро утомляют. В затерянных в песках деревушках и военных лагерях не получается толком развлечь игрока традиционными увеселительными приемами — на этом споткнулись еще создатели ремейка Medal of Honor. С Red River приходится обращаться как с серьезным военным симулятором. Главное тут не аттракционы (их два: поездить на джипе под комментарии Нокса и посмотреть на артобстрел), а ощущение собственной уязвимости. Ведь какой бы уровень сложности вы ни выставляли в настройках, до чекпойнта далеко, а организму достаточно 7,7 грамма свинца…
Здесь все удовольствие от процесса портят напарники. Игра в Red River в одиночку — настолько же бессмысленное занятие, что и сингл в Left for Dead. Искусственный разум жизнерадостно лезет под пули (вы проводите больше времени с пакетом первой помощи у ног соратника, чем у окуляра прицела) и истекает кровью в самый неподходящий момент. Вот приходит ваша очередь, и затаившаяся в 200 метрах черная точка делает роковой выстрел… AI-пулеметчик, AI-гранатометчик и AI-скаут бестолково носятся по округе, пока в груди лидера огневого звена «Браво», дымясь, чернеет рана и кровь льется из нее хладеющей струей.
Получить удовольствие от такой пляски смерти все-таки можно. Для этого нужны живые партнеры — люди, которым не жалко перевязывать кровоточащие ранения, с которыми можно организовать атаку с фланга или грамотную засаду для вражеского конвоя. С которыми, наконец, есть о чем поговорить во время долгих путешествий в «индивидуальных кожаных транспортерах» (так в морской пехоте США называют ботинки) и порадоваться количеству сбитых вертолетов по окончании миссии.
Как и в любой хорошей кооперативной игре, в Red River нет особой разницы, проходите ли вы кампанию, переигрываете одну и ту же карту с плотиной или выполняете независимые от сингла миссии в режиме Fireteam Engagements (спасти пилота, защитить конвой). В онлайне всегда есть место тактике, геройству, здоровому юмору — всему тому, чего так не хватает синглплееру. Поверьте, даже самый занудный грифер из черного списка ваших друзей в XBLA в конечном счете окажется более приятным собеседником, чем сержант Нокс.
* * *
По большому счету отличия Red River от Dragon Rising минимальны: увеличили расстояние между чекпойнтами, усилили вражеский AI, добавили кооператив. Этого оказалось достаточно, чтобы сложился совсем другой тактический узор игры — куда более жизненный, чем в MoH и CoD. Третья часть Operation Flashpoint напоминает вышедший в 2001 году оригинал… и в наше время это лучший комплимент, который мы только можем сделать серьезному тактическому шутеру.
Но для нормального человека все это доступно только в мультиплеере — сингл, на оформление и озвучение которого было затрачено столько ресурсов, получился ничуть не играбельнее непропатченной Operation Arrowhead.