18 июня 2011
Обновлено 17.05.2023

Alice: Madness Returns

Alice: Madness Returns - изображение обложка

Американ Макги всю творческую жизнь силился стать индустриальным эквивалентом Тима Бертона — он столь же регулярно придумывал странных персонажей с бледной кожей, одевал их в полосатые колготки, украшал уровни готическими финтифлюшками и заставлял разговаривать человеческим голосом шахматные фигуры. Но если Бертон, несмотря на многочисленные вопросы, которые можно предъявить к его творчеству последних лет, все-таки является автором как минимум одного гениального («Эд Вуд», 1994) и кучи очень сильных фильмов, то геймдизайнерские опыты Американа похожи скорее на постановки настоящего Эда Вуда. Признанного, напомним, худшим режиссером всех времен и народов.

Записки из желтого дома

Безусловный успех был только один — American McGee’s Alice 2000 года, в создании которой ему помогало сразу несколько хороших людей, начиная от Ричарда Грея (дизайнера уровней Duke Nukem3D и Unreal ) и заканчивая бывшим ударником Nine Inch Nails Крисом Вренной, который написал для игры беспощадный по степени депрессивности саундтрек. Сейчас, когда спустя одиннадцать лет при помощи команды китайских рабочих Spicy Horse Games Макги наконец-то выпустил сиквел к своей титульной игре, он допустил лишь одну, но фатальную ошибку — не позвал с собой хороших людей. Из старой команды в создании Alice: Madness Returns принимал участие только продюсер и сценарист Эр Джи Берг, ну да сценарий в первой игре изначально не был сильным местом. Били, кромсали и падали в странные разноцветные воронки там гораздо чаще, нежели открывали рот.

Alice: Madness Returns - фото 1

[[BULLET]] Мы еще не говорили, что в игре блестящий арт-дирекшен? Так вот - по ней даже будет выпущена специальная книга с рисунками, достаньте лучше ее.

На этот раз Макги и его команда и вовсе ступили на самую зыбкую из всех возможных почв, разрешив юной Алисе дорасти до того возраста, когда заглядывание ей под юбку во время прыжков уже не будет считаться признаком нездоровых сексуальных наклонностей. В прошлом году на том же самом грунте по уши провалился Тим Бертон с надутым, целиком коммерческим фильмом « Алиса в Стране чудес », теперь его примеру (вот же карма!) последовал и Макги. Несмотря на слишком разную биографию и типажи героинь (Алиса по версии Макги напоминает болезненную студентку-гота из метро), а также разные возрастные рейтинги фильма и игры, придать образу повзрослевшей Алисы хоть какую-то целостность и, простите, объем одинаково не получилось у обоих. Там, где Бертон просто заказывал компьютерные декорации подороже и заставлял Джонни Деппа плясать в финале джигу, Макги натужно пересказывает сам себя одиннадцатилетней давности, только с использованием движка Unreal Engine 3.

Alice: Madness Returns - фото 2

[[BULLET]] Как раз сейчас в Xbox Live и PSN появилось переиздание первой части игры. Там все далеко не так красиво, но в нее все еще можно играть (в отличие от невыносимой Madness Returns).

Результат похож даже не на авторемейк (что бы ему еще простили — игра-то была культовая), а на сбивчивый рассказ старого, подвыпившего солдата: позабыв о многих важных подробностях своих подвигов (чуткое управление, хороший дизайн уровней, интересные враги), он приплетает сюда кучу подробностей выдуманных. Тут и выясняется, что Алиса, чья психика была навсегда травмирована гибелью родителей и сестры, провела последние 10 лет в том же виде, каком мы оставили ее в финале первой части, — лежа на кушетке психбольницы с плюшевым кроликом в обнимку. Когда же не слишком учтивые доктора пытались расспрашивать Алису о том, что она видит во время гипноза, Алиса обычно кричала от страха и проваливалась в Страну чудес. Но если обстановка Страны чудес образца десятилетней давности (Чеширский Кот с серьгой в ухе и кровавый кухонный нож в руке) говорила скорее о том, что девочке срочно нужна качественная реабилитация под контролем психолога, то нынешнее положение дел (по Стране буквально текут реки крови, Гусеница пожирает устриц-танцовщиц во время спектакля, а из спины у Шляпника торчит металлический позвоночник) предполагает только полную изоляцию пациента и жидкое питание через трубочку.

Не плачь, Алиса, ты стала взрослой

Вместо этого Алиса бежит из больницы и гуляет по подворотням, кабакам и пристаням викторианского Лондона: там она однажды едва не тонет, получает пудовым кулаком по лицу и слышит много не слишком галантных реплик в свой адрес. Лондон здесь служит перевалочным пунктом между мирами-главами, куда Алиса попадает, погнавшись за котом или свалившись в очередной обморок.

К сожалению, жуткие, тягучие кошмары Алисы становятся точно такими кошмарами и для игрока. Только реки крови вкупе с оторванными головами тут совершенно ни при чем. Первая часть даже по меркам 2000 года была достаточно суровым платформером, где каждый прыжок был воистину прыжком веры — мир постоянно находился в движении, нужная платформа через секунду могла оказаться не там, где требуется, а автоматическую корректировку ошибок и отмотку времени назад только еще предстояло придумать через три года в Prince of Persia: Sands of Time.

Alice: Madness Returns - фото 3

[[BULLET]] Игра очень длинная сама по себе, а многочисленные механические и прыжковые пазлы еще больше увеличивают ее. Правда, смысла в них все равно ноль.

В здешней Стране чудес никакого Sands of Time как будто отродясь не существовало, тут все еще серьезнее, чем одиннадцать лет назад. Количество различных движущихся, летающих, отталкивающих, шипастых, невидимых (!), убирающихся или убивающих при попадании на них платформ здесь достигает какой-то просто неописуемой величины. Даже простое перемещение по уровню, требующее, как правило, филигранной точности и мгновенной реакции, только усложняется невообразимо скотской камерой, которая во время прыжка частенько любит демонстрировать на пол-экрана большие зеленые Алисины глаза или совершенно не вовремя заглядывать к ней под юбку. Плюс сами по себе психоделические миры настолько пестры, что рассчитать прыжок сквозь струю зеленоватого пара уже достаточно сложно даже при идеальных управлении и камере.

А если в это время из-под земли вылезает хотя бы пара-тройка носатых карликов, ходячих агрессивных чайников, червей, стражей, ос-самураев или мерзких комков слизи с кукольными лицами (словно позаимствованных из Silent Hill 4 ), из самого лучшего на свете интерактивного путеводителя по психоделии игра превращается в самый худший на свете слэшер. Прежде всего — здесь очень неточное и слабое оружие (особенно в начале игры, без апгрейдов), а прицельно стрелять приходится постоянно — либо для попадания в уязвимую точку на теле монстра, либо для решения очередной механической головоломки (которые бесконечно повторяются всю игру). Автоприцел чувствует себя умнее всех и вместо пускающего в нас смертельные файерболы босса фиксируется на ближайшем ползающем слизне, а ручное прицеливание происходит настолько медленно и трудно, что пользоваться им в бою почти бессмысленно — не заметишь, откуда смерть придет.

Но, даже кое-как привыкнув к такому всеохватывающему хамству, усидеть на стуле до финальных титров все равно будет сложно. Игра получилась невероятно длинная и тягучая, с запутанными уровнями и странно расставленными чекпойнтами. Поэтому, когда, снова промахнувшись мимо прозрачной движущейся платформы, придется в пятый раз убивать уже убитого босса, вы гарантированно проклянете не только Американа Макги лично, но и весь китайский народ, и, возможно, даже самого Льюиса Кэрролла. Главное — запомните: Кэрролл здесь совершенно ни при чем.

Реиграбельность:

Классный сюжет:

Оригинальность:

Легко освоить:

Геймплей:

4

Графика:

7

Звук и музыка:

7

Интерфейс и управление:

3

Дождались?

Настоящий ночной кошмар среди платформеров, выбравшись из которого уже не захочется обратно.

Рейтинг «Мании»: 5,5

«Средне»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь