Весь этот MAME. Как поиграть на PC в игры с игровых автоматов
Разобравшись с эмуляторами домашних платформ — как популярных, вроде Super Nintendo или PlayStation, так и легендарно неудобных или дорогих, вроде Virtual Boy да 3DO, — мы расскажем теперь об эмуляторах игровых автоматов… Точнее, об одном эмуляторе, самом главном и большом — MAME
Универсальный эмулятор аркадных автоматов Multiple Arcade Machine Emulator (он же MAME, http://mamedev.org) не предназначен для того, чтобы на нем играли. Цель создателей — добиться максимально полного воссоздания всех происходящих в эмулируемом автомате процессов, а не получить в итоге нечто со звуком, картиной и приемлемой скоростью игры.
Этот историческо-образовательный проект по охране забытых игр для давно исчезнувших систем был запущен итальянцем Николой Салмориа 5 февраля 1997 года и регулярно обновляется. Последняя на момент сдачи номера версия, MAME 0.142u5, вышла 6 июня 2011-го. MAME был портирован на «Макинтош» в виде MAME OS X (mameosx.sourceforge.net), а также на все известные консоли и портативные устройства, имеющие экран.
Точность эмуляции настолько ювелирная, что компания Namco пользовалась MAME (а не собственными исходниками) при создании версии Pac-Man для компиляции Namco Museum, а господин Салмориа числился одним из программистов сборника Taito Legends.
Своими руками
MAME поддерживает порядка восьми тысяч игр: более точную цифру во всей этой мешанине игровых версий и модификаций автоматов вам никто найти не возьмется. Начинается все со Space Invaders (1978), а заканчивается где-то в ранних 2000-х.
Четкого горизонта эмуляции нет, автоматы вроде трехмерного файтинга Virtua Fighter 4: Final Tuned (2004) поддерживаются. Но на самом деле чем ближе к современности, тем чаще рядом с названиями игр встречаются буквы GNS (GAME_NO_SOUND — нет звука), GIG (GAME_IMPERFECT_GRAPHICS — нет картинки) и GNW (GAME_NOT_WORKING — не работает). Virtua Fighter 4 и его ревизии — типичное GNW.
Системные требования у MAME ничтожные (любой PC), но в сложных трехмерных играх вам никто ничего не гарантирует. Поскольку авторов волнует точность, а не играбельность, в MAME нет программистских фокусов, ускоряющих игровой процесс (как в ранних эмуляторах N64 или современных — PS2 и GameCube). Экспериментируйте на свой страх и риск.
Для успешного пользования вам понадобится не только сам эмулятор, но и графическая оболочка к нему (скажем, MameUI c www.mameui.info ). В первозданном виде все игры запускаются из командной строки — и отдельные фрики даже предпочитают такой вариант нормальному меню с шотами и артом.
Обращаться с MAME надо очень осторожно — или можно увлечься и превратиться в коллекционера. Оглянуться не успеете, как начнете выпиливать из фанеры компоненты аркадного кабинета, а потом поставите внутрь получившегося монстра старый PC с MAME и будете приглашать друзей на аркадные вечеринки.
Чужой против кулака
Настроек в MAME — суровый минимум. Разрешение картинки выбирается автоматически, от вас требуется лишь указать размер изображения (там есть хитрости с широкоэкранными играми и шутерами, ориентированными на вертикально развернутый монитор). Останется только переназначить управление на геймпад от Xbox 360 — и можно пользоваться.
Размер ромов для игровых автоматов варьируется. Протогонка Rally-X (1980) занимает 14 килобайт, красочные файтинги — от 14 ( Samurai Shodown 2 ) до 70 ( Samurai Shodown: Warrior’s Rage ) мегабайт. Dragon’s Lair , один из первых игровых автоматов на CD, занимает свыше гигабайта и на MAME, к сожалению, GNW: для автоматов на компакт-дисках вам придется качать эмулятор DAPHNE ( www.daphne-emu.com ).
Среди всех возможных ревизий игр (а только у Street Fighter 2 существует 95 вариантов) надо выбирать международные, World-версии, они самые стабильные. Игры фирмы SNK для автоматов и консолей Neo Geo (вроде серии Metal Slug) требуют скачивания Neo Geo BIOS — вот, пожалуй, и все технические подробности.
Практически все проекты для автоматов рассчитаны на игровые сеансы по 10-12 минут (потом нормальный человек просто устает стоять перед кабинетом), в них очень быстро убивают (см. Metal Slug 3 ), но для продолжения банкета достаточно опустить в виртуальный слот виртуальный жетон (подвешивается на отдельную кнопку геймпада). Жанры: файтинги, вертикальные и горизонтальные шутеры, пазл-аркады. Во все можно играть как минимум вдвоем — а то и втроем, вчетвером или вшестером, как в грандиозный скролл-файтинг X-Men.
Большинство игр для MAME портировано на домашние консоли — если не по одиночке, то в составе компиляций аркадной классики. Но есть и пара эксклюзивов: скажем, beat ’em up версия Alien vs. Predator 1994 года выпуска.
Все ваши любимые франчайзы представлены на MAME в виде изометрических игр из жизни молотящих друг друга огромных ярких спрайтов: помимо Людей Икс и Чужих с Хищниками есть еще The Simpsons , Michael Jackson’s Moonwalker (не путайте с платформером для Genesis) и пара серий Dungeons & Dragons: Shadow over Mystara и Tower of Doom (с неожиданными ролевыми элементами).
Аркадные версии рыцарского beat ’em up Knights of the Round или знаменитого ковбойского шутера Sunset Riders гораздо сильнее портов на Super Nintendo (и не только в плане графики — в Sunset Riders можно играть вчетвером!), в то время как аркадная версия Golden Axe выигрывает у версии для Sega Genesis по картинке, но отстает по количеству уровней.
Ну а аркадная Contra выглядит и играется неизмеримо хуже версии для NES — что лишний раз доказывает, что дело все-таки не в мощности платформы (по мощности игровые автоматы всегда будут выигрывать у консолей), а во внимательности дизайнеров и умении программировать.
Если вам не нравятся шутеры, файтинги или жанр «побей их всех», играть на MAME вам будет не во что. Игры на автоматах столь же великолепно оформлены, сколь и однообразны — 98% ромов осточертеют уже через полчаса.
Отдельные шедевры вроде гениальной Bubble Bobble (о ней — на врезке) только подчеркивают общую убогость игрового дизайна, ориентированного на выжимание из пользователей максимального количества жетонов за минимальное время. Ну а во все шедевры вы уже переиграли в домашних портированных версиях…
Все-таки создатели правы, и основная ценность MAME — не игровая, а коллекционная. Без ностальгии в наше время трудно оценить даже Pac-Man.
Шесть шедевров для MAME
Среди тысяч низкопробных жетоновыжималок на игровых автоматах набралось полдюжины игр, достойных вашего внимания и в домашних условиях
Star Wars
1983, Atari. Единственный приличный игровой автомат американского производства (до выхода Mortal Kombat в 1992-м). Симулируется атака на первую «Звезду смерти» — в векторной графике, с голосом Дарта Вейдера за кадром. Эксклюзив.
Space Harrier
1985, SEGA. Экспериментальный псевдо-3D-шутер со свободно летающим героем. Вторая игра Ю Сузуки (создателя Virtua Fighter и Shenmue ) и один из первых аркадных блокбастеров компании. Портирован на всё. Всё еще гениален.
Bubble Bobble
1986, Taito. Розовая девочковая аркада гениального покойного дизайнера Фукио Мицуджи. Несмотря на мыльные пузыри и кавайных дракончиков, это лучшая игра, существующая на игровых автоматах. Портирована на все платформы.
Assaul
1988, Namco. Танковый симулятор, для управления которым требовались два рычага для независимого включения гусениц (можно приспособить аналоговые рукоятки геймпада от Xbox 360). Выпущен в японском отделении Virtual Console на Wii.
Garou: Mark of the Wolves
1999, SNK. Изо всех многочисленных файтингов плодовитой фирмы (создавшей серии Fatal Fury и Samurai Shodown ) этот — лучший. Анимация, герои, система ударов, легкость освоения… Портирован на Dreamcast, PS2 и Xbox 360, но это первый файтинг, который вам стоит скачать для MAME.
Progear
2001, Cave. Лучший представитель дико красивого жанра Bullet Hell Shooter (вражеских пуль на экране так много, что от них физически невозможно увернуться). Отличается от прочих горизонтальным скроллингом картинки. Эксклюзив для MAME — порт задерживается из-за проблем с авторскими правами.
И снова про 3DO
В июньском номере мы публиковали статью «Тотальная эмуляция», в которой рассказывали, как поиграть на РС в игры консолей-аутсайдеров, в том числе на консоли 3DO Interactive Multiplayer. И написали там, в частности, что 3DO известна тотальным отсутствием эксклюзивов, — что заметил наш читатель ALEXEVIAN, большой знаток 3DO, и прислал нам несколько уточнений.
Итак, приносим извинения всем эмуляторщикам!
Во-первых, эксклюзивы на 3DO все-таки имеются. Это вышедшие эксклюзивно в Японии FPS Iron AngeloftheApocalypse (1994) и jRPG Lucienne’s Quest (1995), о которых мы, признаться, не имели ни малейшего представления (чай, не японцы). Также эксклюзивно на 3DO вышли игры по лицензии AD&D — Slayer (1994) и DeathKeep (1995).
Во-вторых, существует более свежая версия эмулятора FreeDO (помимо описанной v2.1) — FreeDO v2.1a , которой не требуется прошивки консоли 3DO для запуска.
Еще ALEXEVIAN пишет, что в PC-версиях игр Killing Time и Need for Speed содержатся другие ролики, звуки и спрайты, — это мы и сами знаем, но мы не видим, как это влияет на эксклюзивность, если сама игра та же самая. И Lucienne’s Quest не является эксклюзивом - игра выходила на Sega Saturn.