Мальчишки и девчонки, а также их родители. Prime World
Nival делает MOBA с огромными жабами, Змеем Горынычем, «Зумой» и социальными элементами
ЧТО?
Prime World — онлайновая тактика, стратегия, ролевая игра и даже «Зума»
ГДЕ?
Московский офис Nival
Еще два-три года назад, вбив в поисковике слово «моба», вы могли узнать лишь об африканском народе, проживающем на севере Того. Копнув чуть глубже, вы бы выяснили, что представители этого племени специализируются на разведении коз и цесарок, умеют выращивать кофе и рады продать туристам свои сермяжные украшения из шерсти, лиан и глины. Разумеется, по спекулятивной цене — на внутренних рынках эти безделушки стоят в сотни раз дешевле. Изучив проблему еще глубже, вы бы открыли для себя, что моба очень милые и дружелюбные люди, но если турист путешествует один, да еще и станет вести себя непочтительно — скажем, откажется покупать дорогие цацки, — его могут и наказать. Например, проткнуть традиционным копьем из ветки дерева лимбали или изрешетить из не менее традиционного в Африке АК-47.
Сегодня, напечатав «моба» в строке поиска «Яндекса», вы рискуете узнать не только о забавном африканском народе, но и о новом, набирающем популярность игровом жанре. В переводе с английского MOBA — Multiplayer Online Battle Arena. Родоначальником направления стала карта Defense of the Ancients для Warcraft 3. Когда DotA начала раз за разом занимать первое место в чартах, многие разумно решили, что идею пора вывести за тесные, уже порядком запылившиеся рамки WC3 и сделать не просто карту, а самостоятельную игру. Так появились Demigod , Heroes of Newerth , League of Legends , Bloodline Champions и еще несколько менее известных проектов.
В Nival делают собственную MOBA, а заодно перекраивают жанр, по-новому трактуют, казалось бы, устоявшийся геймплей и попутно нанизывают игру на социальный шампур. Чтобы разобраться, что представляет из себя Prime World , мы отправились в московский офис студии, расположившийся неподалеку от «Октябрьского поля».
Чувства и логика
Столичное отделение «Нивала» занимает два этажа большого бизнес-комплекса. По стенам развешаны арты в рамках, на них игры, в разное время выпущенные компанией, — « Демиурги », пятые « Герои », « Операция: Silent Storm », « Аллоды ». В уютной маленькой кухне нам заваривают вкусный натуральный кофе и просят немного подождать.
Prime World — игра командная, вовсю идет закрытый альфа-тест, но и сами разработчики почти каждый вечер остаются после работы и играют до позднего вечера. Не потому что надо, а просто по фану.
[[BULLET]] Сражение двух самых симпатичных дам в игре — Царицы Ночи (Докты) и Рыжего Хвоста (Адорния).
Мы собираемся в самой большой комнате и садимся за компьютеры. Ниваловцы объясняют, что нас ждет схватка пять на пять. Почти все участники действа собрались в одном помещении, лишь двоим не хватило места, и они будут играть из другой комнаты, общаясь со своей командой по скайпу.
В нашей комнате на стене висит большая табличка с двумя стрелками. Налево — Докты, направо — Адорнийцы. Это две игровые расы. По сюжету в мире Prime World произошла глобальная катастрофа: в пространство выплеснулось вещество — титульный прайм, — которое в больших концентрациях вызывает сложносочиненные мутации, а в малых способствует развитию у людей и животных магических способностей. Помимо этого прайм еще и отличный источник энергии.
В разных регионах новый ресурс начали использовать по-разному. На севере он дал толчок техническому прогрессу, там сформировалась Империя Доктов — некий аналог современного европейского общества. На юге прайм растворялся в воздухе, в результате рождалось много людей с магическими мутациями. Так родилось Королевство Адорния — страна снедаемых страстями магов.
Механика социума
Запускаем клиент, нас просят зарегистрироваться через свой Facebook-аккаунт. Из социальной сети Prime World берет информацию о половой принадлежности, а заодно позволяет приглашать в игру друзей, сбиваться в группы, а в дальнейшем еще и рассказывать всем о своих достижениях.
[[BULLET]] Борьба Изобретателя и Предводителя. Изобретатель поставил две турели, но и они не помогут сдержать натиск.
Запрыгиваем в замок, выполняющий в том числе функцию лобби, — и без промедлений отправляемся в бой. Арена представляет собой квадратную карту в изометрии. Внизу слева — наша база, вверху справа — база противников. Между цитаделями проложено три пути. Центральный (главная линия) и два по краям. На каждой базе через небольшие промежутки времени рождаются юниты-солдаты (крипы), которые тут же устремляются в стан противника. Управлять крипами нельзя, но можно активно им помогать. Поддержкой занимаются управляемые игроками герои. У каждого — тридцать шесть слотов активных и пассивных талантов (умений, способностей, абилок… называйте как хотите), шесть уровней по шесть слотов в каждом. Девять талантов уникальны для каждого героя, остальные — общие.
[[BULLET]] Воевода сражается с Чудью - нейтральными монстрами на карте.
Скажем, только герои Тень и Невидимка могут автоматически скрываться от глаз противника и делать невидимыми своих союзников. А обрушить на врага цепь молний способны лишь Молниеносный и Громовержец — это их уникальные таланты. А вот «быстрота» (+4 скорости), «просвещенный разум» (+5 разума) или «портал» (возможность мгновенного перемещения в указанную точку на родной земле) — таланты универсальные, ими могут пользоваться все персонажи. Таланты можно и нужно сочетать. Например, талант «вдохновение милосердия» у Жрицы сам по себе непосредственного действия не имеет. Однако, будучи активированным, он усиливает другие способности этого персонажа: по силе, по продолжительности действия или по количеству одновременно атакуемых врагов. Точно так же талант «метель» у Вьюги наносит противнику значительно больший урон, если цель сначала заморозить талантом «вечность». Сыгранные команды становятся грозной силой: один игрок парализует цель, другой громит ее в ближнем бою, а третий, не вступая в бой самостоятельно, стоит позади и лечит товарищей. Эффективность талантов усиливается за счет характеристик героев — физический урон зависит от силы, магический — от разума Однако бывают и исключения: например, урон таланта «удар героя» у Бессмертного зависит от проворности персонажа, которая, в свою очередь, влияет на скорость атаки.
[[BULLET]] Воевода и Мейдзин (в вихре) на подступах к адорнийской базе.
В начале раунда таланты неактивны. Чтобы включить их, нужен прайм, который выдается за уничтожение геров, крипов или построек противника, а также за помощь соратникам, да и просто с течением времени. Накапливаете прайм, тратите его на активацию талантов, с их помощью начинаете еще эффективней уничтожать врага, зарабатываете еще прайм, получаете доступ к более мощным талантам и так раз за разом. На протяжении одного раунда каждый герой совершает маленькую эволюцию от беспомощного юнца до настоящего берсеркера.
Все эти свистопляски нужны для одного — продавить оборону противника и сровнять с землей главное здание на его базе. Но сделать это непросто, на пути к вражеской цитадели поджидает масса неприятностей. Башни противника поливают огнем, приходится дожидаться волны своих юнитов и атаковать огненные турели толпой. Вражеские крипы так и норовят грызануть за пятки, их нужно своевременно поджаривать и отвлекать. Герои обходят с тыла или наваливаются гурьбой… да еще и расставленные на дорогах знамена приходится постоянно захватывать: под знаменем образуется зона своей земли; выглядит это как скоростной терраморфинг — только что была пустыня, и вот уже зеленеет трава, цветут цветочки. На своей земле союзные герои получают преимущество, но и времени на захват знамен уходит немало.
Практическая математика
И это только вершина айсберга. В Prime World очень сложная механика; чтобы описать все тактические и стратегические моменты, уловки, приемы и хитрости, которые можно применять в игре, не хватит и целого журнала. Главное не это, а то, что вся эта хитроумная математика складывается в простой и увлекательный геймплей.
Вот по центру несется толпа крипов в сопровождении тяжелого воина — Воеводы — и Целительницы Доктов. Вот они сносят башню, вот из подлеска с диким воплем выныривает адорнийский Громовержец, летящий на положенном плашмя огромном мече, и начинает жарить всех ударами грома. Докты орут в микрофон, требуя поддержки, но свои не успевают, вместо этого на арену выпрыгивает лягушка-переросток с карликом на горбу (это в бой ворвался Болотный Царь), подтягивает к себе доктскую Целительницу — прямо языком — и снимает у нее значительную часть здоровья. За соседним столом кто-то ехидно хихикает. Докты отступают, уходят под прикрытие сторожевой башни и начинают спешно лечиться.
[[BULLET]] Царица Ночи, Предводитель и Повелитель Крыс: одна сторона атакует башню, другая защищает. Нападать на вышки без поддержки крипов — смертельное занятие.
По правому флангу удалось организовать прорыв за счет того, что Целительница (за нее играет одна из художниц «Нивала») спасла Воеводу гендерным талантом. В Prime World герои, управляемые игроками разных полов, оказавшись рядом, позволяют спасать друг друга на краю гибели. Отправившись на бой, скажем, со своей подругой или сестрой, вы получите небольшое преимущество.
В этот момент еще одна Целительница стоит на базе и играет в головоломку, напоминающую «Зуму», — за успешные действия тут дают различные магические свитки, которые можно сразу же, не выходя из мини-игры, передать одному из соратников. Когда здоровье всех сопартийцев оказывается на максимуме, целительница отключается от «Зумы» и устремляется в бой.
[[BULLET]] Рокот защищает башню от Воеводы и Дуэлянта.
Где-то сверху в этот момент Адорнийцы уже снесли башни Доктов, подняли все знамена и пытаются прорваться на территорию базы, но их умудряются удержать Бессмертный и Воевода при помощи «удара предводителя» и таланта, восстанавливающего здоровье. Через несколько секунд Адорнийцы теряют трех героев сразу — в скайпе зубовный скрежет. Но Докты почему-то не атакуют базу, да и вообще куда-то пропадают. Еще до возрождения Адорнийцы догадываются, что Докты достаточно прокачались и ушли в леса рубить Змея Горыныча — огромную трехглавую тварь, за победу над которой дают море прайма.
Вот Докты почти снесли Горынычу полоску жизни, но в этот момент по боковой тропинке подкрадывается передовой отряд Адонийцев, первым же разрывным талантом они убивают двух магов, а следующим ударом добивают Змея — весь прайм и, соответственно, прокачка достаются Адорнии. В скайпе — фигурный мат Доктов.
В красках о красках
Prime World силен именно потрясающим командным духом. Игра не заставляет всеми силами сражаться в партии, а лишь делает этот процесс простым и ненавязчивым. Хочешь — играй один, хочешь — строй команду и разрабатывай тактики. Взаимодействие с другими игроками налаживается подспудно, само собой. Буквально через минуту после начала раунда ты уже кричишь в скайп команды, просишь о помощи, костеришь противников и озвучиваешь хитроумные планы по захвату базы. А в голове в этот момент роятся десятки тактик, с помощью которых ты (кто бы сомневался!) минут через десять прокачаешься до максимума и вынесешь всех. И неважно, что не все осуществится. Главное, что ругаться по скайпу и шевелить извилинами в Prime World — интересно.
После этого можно, конечно, рассказывать про фирменную ниваловскую графику — яркие цвета, гротеск, слегка рубленная, но реалистичная анимация, — про стратегическую составляющую игры в замке (читайте про нее на врезке по соседству), делано брызгать слюнями на социальные заигрывания, которые в Prime World оказываются неожиданно к месту, уличать разработчиков в сексизме из-за гендерных взаимодействий. Но мы, пожалуй, оставим все это для рецензии. А заодно скрестим пальцы, чтобы игра к релизу не растеряла той магической атмосферы и командного духа, которые есть в ней сейчас, — в отечественных играх мы ничего похожего не видели уже много лет.
Когда мы сильно за полночь сидели с нивальцами в небольшом ресторанчике и ужинали (хотя больше это было похоже на ранний завтрак), они продолжали с упоением рассказывать про свою игру. Про то, как однажды Целительница в одиночку разворотила базу противника — собрав целую толпу крипов и леча их до победного. Про самого крутого альфа-тестера, которого никто не может завалить: в начале игры он прокачивается на Чуди (это нейтральные монстры, расставленные по карте, Змей Горыныч — самая сильная Чудь) быстрее всех, а потом просто не дает шансов остальным догнать себя. Победить его удалось только один раз, когда устроили охоту всей командой, да и то не сразу получилось. Про то, что сейчас готово больше полутора сотен талантов и дизайнеры выверяют баланс, выкидывая или добавляя умения разным классам. Люди горят работой, а в этом случае сделать плохую игру можно, только не имея опыта. С опытом же у «Нивала» все в порядке. Впрочем, вы и сами уже можете это оценить — к моменту выхода журнала должен стартовать открытый альфа-тест Prime World, куда принимают всех желающих, а при переходе на бета-тестирование еще и обещают оставить игрокам все заработанное.
За́мок на замке́
В отличие от большинства MOBA, в Prime World битвы на аренах — лишь одна из граней игры. Помимо микроэволюции героев на поле боя, за каждую битву они получают очки опыта и наращивают свой уровень, с которым получают очки умений, то есть развиваются от битвы к битве. Вначале у каждого есть всего несколько талантов, но со временем их станет столько, что придется перед каждым боем составлять удачный сет из множества умений. Против одних противников эффективны одни комбинации, против других — совсем иные. Таланты можно покупать, продавать, ими можно обмениваться и даже в дальнейшем комбинировать между собой (в результате может получиться как более мощный, так и более слабый талант).
Разработчики акцентируют внимание на том, что в Prime World можно играть как в макростратегию, практически не появляясь на аренах. В версии, которую тестировали мы, в замке было только здание, где можно было снаряжать героев, и две бани, куда вояки отправлялись восстанавливать силы после подвигов. Но места вокруг еще столько, что туда запросто можно поместить еще с десяток различных строений. Некоторые из них появятся во время бета-тестирования.