Старикам здесь место
Каких-то пару лет назад доморощенные нострадамусы ехидно посмеивались, мол, игровая индустрия состарилась, обрюзгла — того и гляди начнет срыгивать переизданиями старых хитов. Сегодня же, куда ни плюнь, сплошь и рядом HD-ремейки, 3D-версии и межплатформенные браки — чаще всего по расчету. И если выход игр пяти-шестилетней давности на айпадах воспринимается как само собой разумеющееся (на большее планшетники пока не способны), то перевыпуск классики на мощных платформах вызывает у многих праведный гнев.
Логика стихийных споров проста: почему я должен платить за игру, на которую когда-то уже раскошелился. О том, что платить никто не заставляет, а «та же самая» игра не только приведена в чувство, но зачастую еще и переписана с нуля под другую платформу, обычно умалчивается. потому что издатель, разумеется, просто решил по-быстрому навариться на «бедных геймерах», вместо того чтобы с нуля разработать что-то новое.
Для издателя ситуация окрашена в несколько иные тона. Он отдает немаленькие деньги за игровой макияж (кто думает, что это быстро и легко, может на досуге подумать, почему цикл разработки какого-нибудь Serious Sam HD или The Legend of Zelda: Ocarina of Time занял столько времени), тратится на портирование, вкладывает солидную сумму в рекламную кампанию. По сути, продается уже не тайтл, а услуга — возможность сыграть в давно любимую игру на новой платформе, да еще и не морщиться от устаревшей картинки.
Позиции издателей, а также игроков, покупающих переиздания старых игр, и игроков, негодующих по этому поводу, понятны. Но мало кто задумывается, как такая ситуация вообще стала возможна и что она означает.
Еще лет десять назад мало кто из геймеров готов был отдать деньги за игру, скажем, пятилетней давности. Потому что с точки зрения обычного игрока обязательным условием качественной игры было ее соответствие современным техническим требованиям. Зачастую играм со слабым геймплеем, но новаторским видеорядом выставлялись куда более высокие оценки, чем эти проекты заслуживали.
Сегодня ситуация изменилась, людям стала не так важна картинка, как проработанный геймплей. И неожиданно оказалось, что многие старые игры способны дать фору современным наработкам. Это не значит, что стало выходить меньше хороших игр. Это значит, что люди стали более требовательными к начинке и значительно меньше внимания обращают на обертку.
Более того. За последние несколько лет каких-то серьезных прорывов в графике не было, да и эволюционное ее развитие сильно замедлилось. А значит, игра пятилетней давности сейчас выглядит куда современнее, чем игра десятилетней давности пять лет назад.
Заметьте, в больших, состоявшихся индустриях — например, в книжной или киноиндустрии — на переиздании классики зарабатывают давно и со вкусом. Подарочные издания, выходы DVD к запуску в прокат следующей части киносерии, расширенные версии, версии с фильмами о фильмах и с комментариями создателей. Значительная часть денег собирается не на старте, а намного позже.
И только игровая индустрия, молодая и необъезженная, до недавнего времени почти все деньги собирала в первые дни после релиза. Но ситуация меняется. Индустрия становится взрослой и перенимает успешный опыт своих старших товарищей. Один из трендов киноиндустрии — повторные прокаты. «Аватар» наглядно показал, что на этом можно очень неплохо заработать. Помяните мое слово, лет через десять никто не удивится, что какой-нибудь Modern Warfare 9 сначала выходит осенью, а затем где-нибудь в середине весны следующего года появляется версия с дополнительными стволами для мультиплеера, новыми уровнями и купоном-скидкой на следующую часть игроновеллы.