Team Fortress 2. Так ли универсально стандартное оружие?
Сомнительная религия и устаревшее оружие не заменят хороший бластер, сынок.
Хан Соло
Сейчас изначальная догма Team Fortress уже безнадежно забыта. Когда-то давным-давно геймдизайнер Робин Уокер отказался от типичного для того времени огромного арсенала в пользу малого набора вооружения для выполнения конкретных задач. Этот принцип прошел проверку временем и реализован в Team Fortress Classic, как и в Team Fortress 2.
Однако теперь, после множества нововведений, перед каждым классом стоит тяжелый выбор – ассортимент оружия огромен, а взять с собой можно лишь три штуки. К тому же неоднозначные свойства некоторых предметов делают их обладателя где-то сильнее, где-то, наоборот, уязвимее. Родился миф о том, что изначальное оружие — лучший выбор в этом царстве пушек. Но так ли это?
Арсенал демократии
В руках игрока TF2 несметная прорва стилей игры — и все благодаря богатству арсенала. Рассматривать каждое оружие по отдельности — безумие, слишком уж его много. Поэтому мы разделим существующие предметы на несколько категорий, основываясь даже не на характеристиках, а на их отношении к стандартному набору, который среди ортодоксальных игроков считается выигрышным.
ЭТО ВАЖНО: заплатки-обновления выходят чуть ли не ежедневно, поэтому характеристики предметов, указанные здесь, могут со временем устареть.
Вундерваффе, или Кузькина мать производства «Манн Ко»
Начнем мы с тех образцов, что к балансу игры относятся с пренебрежением, а оригинал им вообще не конкурент. «Имба» — так жаргон именует то, что в руках даже не самого умелого игрока обращается в оружие возмездия.
К счастью, разработчики оперативно исправляют положение. Недавний Линчеватель скота 5000 , стреляющий сгустками энергии, в течение двух дней вообще не имел недостатков! И это при всей своей мощности: самовосполняемые боеприпасы и альтернативная атака, на четыре секунды вырубающая инженеровы игрушки. Теперь у него занижен урон, изменена скорость перезарядки и еще кой-чего по мелочи.
Досталось в свое время и Черному ящику. Топорный дизайн и всего три ракеты в обойме ну никак не могли уравновесить +15 очков здоровья за каждое, пусть и самое ничтожное повреждение, нанесенное врагу. Задуманный как спасательный круг для «аркадных» солдат (это те ребята, которые предпочитают вольное плавание и смертельные авантюры слаженной игре с командой), Черный ящик обратился на Темную сторону. Ведь учитывался не только факт попадания, но и количество пораженных… один залп в сторону вагонетки мог восстановить здоровье полностью! Такого кошмара теперь уже не встретишь.
Разведчику повезло больше остальных. Газировщик — двуствольный обрез с прикрученной банкой Крито-колы — многие полагают слишком мощным. Хотя у него всего два патрона, он стреляет и перезаряжается почти мгновенно, но это мелочь по сравнению с Клево-метром. Пока разведчик движется, заполняется особая шкала, дающая мини-критические удары на шесть секунд сразу после накопления. По изначальной задумке они должны тратиться очень быстро, но знающие игроки долго носились кругами с битой в руках, накапливали заряд, а потом наскакивали на какого-нибудь пулеметчика с чудо-обрезом в руках и в один миг отправляли его на возрождение. Не менее внезапно работает и Прерыватель — пистолет-перечница, выстреливающий четыре патрона разом. Вблизи эффект убийственный, сравнимый даже со шпионским ударом в спину. Зато перезарядка у него… врагу не пожелаешь.
Свою долю дурной славы в свое время огреб Томислав , новый «друг» пулеметчика (в противовес прежним «подругам»). При немного замедленной скорости стрельбы «Томми» бесшумно раскручивает стволы, а время раскрутки почти вдвое меньше (до патча — так и вовсе вчетверо). Верзила с такой игрушкой страшен настолько, что ни один сопляк не осмелится обвинить его в нетрадиционной ориентации! Хотя бы потому, что просто не успеет: тактика «как выскочу, как выпрыгну!» увеличивает эффективность пулеметчика до бестактной величины. Теперь в дуэли Heavy vs. Heavy неизменно побеждает владелец мафиозного пулемета: разница в скорости раскрутки делает свое грязное, черное и мокрое дело.
И напоследок упомянем грозную в руках профи и бессмысленную в руках профана Базарную безделушку. Старинная винтовка с примитивным прицелом увеличивает скорость зарядки после каждого попадания в буйну головушку: не надо объяснять, чем это грозит. Последнее прибежище жертв самых умелых снайперов — четыре спасительные секунды заряда — осталось в прошлом, прячьте голову в песок.
Главный калибр, или I’m loving it!
Есть мнение, что выбор — это иллюзия. В этой главе такая точка зрения не просто имеет право на существование — она неопровержима. Эти «инструменты» не позволят свирепствовать каждому новичку, но их превосходство над стандартом несомненно.
К этому классу неизменно относят целый ряд оружия ближнего боя. Так, Уберпила медика и Уравнитель солдата однозначно выигрывают. Первая просто помогает набирать уберзаряд, один из ценнейших ресурсов игры. А второй — так и вовсе универсальное средство для бегства с поля боя (благодаря плюсу к скорости, обратно пропорциональному количеству здоровья).
ЭТО ИНТЕРЕСНО: бурные споры на форумах спровоцировал Дожигатель пиромана. В стародавние времена его полезность — критическая атака исключительно в спину — уравновешивалась слабым уроном и отсутствием «толчка» сжатым воздухом. Однако теперь Дожигатель почти сравнялся в правах с обычным огнеметом — благодаря тому самому «толчку», пусть и более дорогому (50 единиц топлива вместо 20). Учитывая, что хороший поджигатель не нуждается в патронах, так как натурально ходит по трупам, тут же их обирая, дороговизна пневматики перестает играть значимую роль. Но на этой почве уже сломано столько ребер, копий и жизней, что спорить больше не хочется.
Огнетопор мычащего вундеркинда, хоть и крепко получил по урону (вдвое меньше!), причиняет особенный ущерб воспламенившейся плоти: то бишь гарантирует критический удар по горящему врагу. Благодаря этому тактика «поджег-ударил» долгое время была монополистом на безумном пироманском «рынке», лишь изредка уступая лоботомической стратегии W + MOUSE1 (то есть бестолковой беготне вперед и атаке всего, что попадется под струю напалма).
Особняком стоят Кулаки грозного бегуна нашего соотечественника пулеметчика. Красивые перчатки с аппликациями из языков пламени ежесекундно «отгрызают» по 6 единиц необъятного здоровья силача. Благодаря этому он носится, словно ужаленный, — скорость передвижения возрастает аж до шпионского уровня! Урезанный вдвое урон от мордобоя, конечно, не радует — да и черт с ним, богатырю не к лицу пачкать руки чужой кровью, ведь добычу еще догнать нужно. Таким образом, минус становится плюсом за счет того, чего всегда в избытке: автору еще ни разу не удавалось загнуться от «реактивных» перчаток — медики не позволят, да и бутерброд в кармане подсобит в трудную минуту.
«Лошадью ходи!», или Второе мнение
Не только сами Valve, но и народные умельцы нередко давали волю фантазии, что порой выливалось в оружие, переворачивавшее наше представление об игре в Team Fortress 2. Сейчас мы поговорим о тех случаях, когда оружие не просто меняет подход, но и обеспечивает совершенно новый стиль игры.
Одним из первопроходцев внутрижанровых революций стал тот самый сэндвич, он же бутерброд. Замена дробовику, съедобный «боеприпас» лишал пулеметчика возможности сражаться с юркими противниками и превращал дефицит пулеметных лент из простой неприятности в трагедию — хлебом не постреляешь. Зато кулинарный подвиг здоровяка открыл для него аж два способа игры: одиночные прогулки по вражеским тылам и регулярное прикармливание медиков. Фрицы будто караси собираются вокруг еды (интересно, они любят жмых?), и бутерброд иногда становится залогом спасения тщедушного врача. На серверах с более или менее постоянным и сознательным контингентом медики уже давно должны были разожраться как кабанчики — уж больно старательно их откармливают!
Как ни удивительно, соперником сэндвича оказался напиток «Бонк!» (может, газировка сделала разведчика таким миниатюрным и неусидчивым?). Заменяя пистолет, «Бонк!» дает потребителю временную неуязвимость — согласно описанию, ловкость пацана повышается настолько, что он умудряется уворачиваться от пуль (а также падения, огня, взрывов…). По сути же стремительный бегун обзавелся персональным уберзарядом. Подобным образом действует и «Крито-кола» , дающая мини-критические выстрелы на несколько секунд. Но разведчик тоже может пострадать — весь урон по нему тоже станет «мини-критическим».
ЭТО ИНТЕРЕСНО: в закромах мальчика на побегушках найдется еще один питательный боеприпас. Зломолоко , полученное у радиоактивной коровы (везет же сорванцу с гамма-излучением!), пить нельзя, зато облитый им супостат поделится с вами здоровьем, если вы успеете его как следует отлупить.
Следующий предмет снаряжения — это уже не продукт потребления, а продукт жизнедеятельности. Банкате — стеклянная емкость со снайперовой уриной, брошенная во врагов, делает их уязвимыми к повреждениям (стыдно же!), а шпионы немедленно демаскируются. Что ж, определенный деморализующий эффект у желтого дождя имеется: когда каждый нанесенный удар становится мини-критическим, боевой дух не очень-то высок.
Не менее противоречив и Звон смерти. Карманные часы шпиона не позволят раствориться в воздухе по желанию, зато, если вас заденут, скроют в спасительной пелене прозрачности, оставив на съедение врагу фальшивый труп ушлого лягушатника. Игра шпионом обретает совершенно новые грани, когда вы беретесь за Звон смерти.
Еще более неординарен Поводырь , заменяющий инженерский пистолет. Ручной радар с удобным рычагом позволяет брать управление турелью на себя и троекратно сокращает получаемый урон. Зато сам технарь в это время весьма и весьма уязвим — хоть пушка наносит недюжинные повреждения (под руководством создателя она стреляет вдвое быстрее), нужно еще прицелиться.
И это не единственный способ перевернуть инженерову жизнь с ног на голову — ведь он к тому же счастливый обладатель Оружейника! Механическая рука дает малозаметную прибавку к здоровью и «критует» исключительно каждый третий удар. Зато гений гаечного ключа сможет за пару секунд строить мини-турель, которую нельзя улучшить. Зачем? Да эта малютка открыла технарям дорогу в увлекательный мир дерзких авантюр и подлых диверсий во вражеском тылу! Дешевизна (всего 100 единиц металла) и стахановская скорость постройки делают мини-пушку полноценным напарником, пусть и не самым выносливым.
Напоследок — солдатские приспособления. Знамя победы с успехом заменяет дробовик (пусть солдат и становится почти беззащитен против разведчиков и опытных поджигателей); нанесенный бойцом ущерб накапливает заряд «дудки». Когда дело запахнет керосином, наш бравый патриот «задудит» боевой клич, за его спиной взовьется знамя, а окружающие однополчане в течение 12 секунд будут стрелять «мини-критами». Отличное подспорье в атаке, скажете вы и будете правы: но при этом солдату приходится прилагать особые усилия к сохранению собственной шкуры, чтобы не растерять заряд. Поскольку чаще всего ракетница в руках подразумевает несколько самоубийственный стиль игры, знамя здорово сковывает действия.
Флаг имеет пару эквивалентных вариаций: один накапливает заряд, раня самого солдата, дает товарищам защиту от критических попаданий и вообще увеличивает живучесть; другой позволяет копить заряд обоими способами, а клич одарит союзников эффектом вампиризма.
Против лома… или «Догони меня, кирпич»
И вот наше судно вплотную подошло к границе необъятного водоема, где бултыхается все то, что мы пока не осветили в статье. Почему бултыхается? Да потому, что их судьба и значимость настолько зависят от капризов Valve, что ничтожное увеличение урона, например, от горения сделает такое оружие либо свирепой «имбой», либо издевкой над наследием Сэмюеля Кольта. Именно из-за этих пушек появилось мнение, что стандарт — лучшее решение. Но не стоит кидаться в другую крайность, обвиняя точку зрения «и вашим, и нашим» в нежизнеспособности: порой многие из этих приспособлений способны сотворить чудеса — в умелых руках, конечно же.
Здесь покоится целый склад всевозможных орудий убийства. Целый выводок ракетниц солдата, колюще-режущие игрушки подрывника, биты и их подобия всех сортов и расцветок… их роль в игре невелика и невыразительна — хотя у любого из таких инструментов найдутся верные почитатели. Самый же главный недостаток предметов этой категории в том, что их функции с успехом могут выполняться стандартным оружием — либо же их польза не перевешивает изъяны. Перечислять весь этот сонм смертоубийственных изделий мы здесь не будем: разбор каждого из них превратит статью в раздутый фолиант сомнительной полезности – ведь ответ на вопрос «что лучше: бить чаще и слабее или реже, но сильнее?» как правило звучит так: «кому как привычнее».
Не нажимай эту кнопку! — или Палка-убивалка
Нельзя обойти вниманием те продукты гениальных умов из «Манн Ко», которые решительно никуда не годятся, — просто чтобы никому не пришло в голову брать такую гадость в руки. Но почему же в ювелирной когда-то схеме Team Fortress 2 появились ненужные элементы? Да тот же баланс тому виной: то Valve боялись его повредить и «недовешивали» оружию полезных свойств, то вдруг спохватывались и низводили вчерашнюю «имбу» до обидной ничтожности.
Когда-то жертвой слепой Фемиды стала Неумолимая сила. Эх, какой удалью прежде славился этот обрез разведчика! Два патрона против шести в стандартном варианте не играли особой роли, ведь чудовищная отдача заменяла юному наемнику третий прыжок! Каких высот он мог достичь! Мишеням для обреза приходилось несладко — импульс выстрела весьма ощутимо толкал их, приостанавливая движение и сбивая с толку.
Те славные времена прошли: заплатка за заплаткой лишали Неумолимую силу ее преимуществ, пока урон не стал совсем смешным, а легендарная отдача не ослабла до смехотворной величины. Единственное логичное применение свергнутого короля — пресловутый тройной прыжок (который, кстати, совершается еще и с битой- Расщепителем ).
Стальная подруга пулеметчика, Наташа , когда-то наводила ужас на разведчиков и прочих быстроногих подлецов. Тому способствовал эффект замедления, когда каждая пуля снижала скорость жертвы. Неплохая компенсация за урезанный на четверть урон! Все изменилось, когда «Наташе» увеличили период раскрутки, а заодно сделали эффект «Погодь, пацанчик!» зависимым от дистанции. Впрочем, пулемет еще не безнадежен, но пользу приносит в чрезвычайно редких ситуациях.
Простите за каламбур, однако понятие чести у Valve не в чести… иначе почему аутентичный самурайский меч типа полузатойчи нельзя убрать в ножны, пока он не обагрится кровью? Его носят солдаты и подрывники, и он с первого взмаха отделяет башку от тела у их собратьев, вооруженных тем же мечом, и излечивает все раны самурая местного розлива. Идея поединка на катанах, конечно, занятна, но в TF2 дуэлянтам слишком много мешает.
Пока одни предметы день за днем слабеют усилиями сами-знаете-кого, Бронепанцирь снайпера обрел вторую жизнь. Ни один нормальный шпион не будет пытаться зарезать стрелка с такой штуковиной на спине (если не хочет парализующий руку удар током!). Но сейчас, когда игра стала условно-бесплатной и народу прибавилось, количество неопытных агентов возросло просто безумно, и нет-нет да и чиркнет кто-нибудь ножичком по электрической бандуре. Однако надеяться на чужую глупость — значит признать свою. Ведь шпион-новичок еще должен пробраться в тыл, чтобы совершить самоубийственный удар в спину. По дороге его десять раз убьют, а вас десять раз застрелят более умелые французы.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: в стародавние времена шпионы могли без особых усилий «ронять» сервера. Для этой диверсии нужно было вынуть Звон смерти, замаскироваться под пулеметчика, выбрать ножик — чтобы ваше обличье «достало» кулаки, — а затем упасть с достаточной высоты, провоцируя мнимую смерть. К счастью (или к сожалению), такой метод теперь не работает.
Наконец, самый, пожалуй, спорный объект нашей статьи — Охотник. Это обыкновенный цельный лук со всеми вытекающими, как то: отсутствие оптического прицела, необходимость натягивать тетиву ради большей убойной силы, устающие от этого руки, малая скорость и дугообразный полет снаряда и т.д. Как ни странно, с Охотником можно достичь положительных результатов, но всеми вашими успехами вы будете обязаны госпоже Удаче. Иными словами, Великому Рандому (от англ. Random — случайный). До сих пор сообщество не решило, как относиться к старомодному орудию, — оценки разнятся от полного неприятия до безвольного поклонения. В любом случае, если вы готовы положиться на Фортуну — да пребудет с вами Сила. И шапки.
* * *
Итак, хоть оружие стандартной поставки — это неплохой вариант по умолчанию, его универсальность не выдерживает критики. В конце концов, если у вас такой богатый выбор, зачем зацикливаться на самом очевидном?
Могучая обезьяна
[[BULLET]] Хоть сорока разбойников здесь и нет — один подрывник сделает всю работу за них.
Отдельной строкой стоит упомянуть «обезьян». Так в народе ласково именуют подрывников, вооружившихся набором « Тысяча и одна взрывная ночь ». Самый пикантный нюанс этого набора заключается в том, что шотландец теряет способность что-либо взрывать. Ботиночки Али-Бабы дают плюс к здоровью и позволяют управлять грузной тушей подрывника во время рывка со щитом. Щит Роскошное прикрытие наносит урон тем, кто встал на пути у бегущего пьяницы (ну и плюс к сопротивляемости — послабее, чем у Штурмового щита, но все же…). Наконец, ятаган Персидский заклинатель вдвое быстрее перезаряжает рывок и превращает подобранные патроны в аптечки!
А теперь представьте, как всеми любимый Badwater превращается в «Зов джунглей»! Полдюжины обезьян носятся за добычей, мелкой и крупной. Заряд ярости восстанавливается с чудесной скоростью, ботинки позволяют ловко маневрировать, ловя ускользающую жертву. Любая серьезная угроза сможет лишь отпугнуть дикарей — ведь они просто развернутся и с воплями исчезнут за поворотом! К счастью, одна «макака» не так опасна: умелый игрок нейтрализует ее в два счета. Но представьте себе на секунду организованное племя этих вреднющих созданий… есть повод для паники!
Джек-из-Тени
[[BULLET]] Трусливо озираясь, бродит рыцарь плаща и кинжала среди врагов. Шальная пуля или столкновение с врагом выдадут его с потрохами, но покамест он незрим и чертовски опасен.
Еще один предмет неутихающих споров — Невидимый кинжал , жертва неадекватного перевода (Cloak and Dagger значит «плащ и кинжал», этот фразеологизм используется в отношении шпионов — уж про «рыцарей плаща и кинжала» слыхали все). Однако не только горе-толмачи поглумились на часиками — около половины игроков TF2 считают их бесполезным хламом. Другая половина еще более яростно отстаивает права кинжала.
Что за шум, а драки нету? Часы позволяют восстанавливать заряд невидимости, стоя на месте, зато патронами запас маскировки уже не пополнить. Главный аргумент противников кинжала — его обладатели зачастую подолгу сидят в засаде, практически не принося пользы команде. Автор воздержится от поспешных выводов и скажет лишь: уметь играть с этим причудливым аксессуаром эффективно — весьма непростая задача. Но результат может того стоить!
Запах динамита поутру
[[BULLET]] Самоубийственная натура подрывника жаждет схватиться за ручку устаревшей гранаты. Всех убью и сам взорвусь!
Ни для кого не секрет, как глубоко подрывник утонул в объятиях зеленого змия. Казалось бы, ну какая еще фантасмагорическая бредня способна посетить его заспиртованную черепушку? Ан нет, как говорил дедушка Эйнштейн: «Вселенная и глупость безграничны. Хотя насчет Вселенной я сомневаюсь».
Итак, подрывник нашел себе новую отраду в гранатах, которые, согласно клятвам Valve, канули в Лету вместе с Team Fortress Classic. Однако обещание надо держать, поэтому мавр-пьяница использует гранату как рукопашное оружие. Немецкая Stielhandgranate эпохи Второй мировой, именуемая в игре Аллапульским бревном , чертовски удобно ложится в руку, прямо отпускать не хочется. Удар по твердому объекту (враги, стены, пол, интерьер и т.п.) приводит к детонации. Шарахает неслабо: в радиусе двух метров каждый получит свою порцию осколков. Обладатель гранаты огребет ничуть не меньше — взрыв заберет как минимум половину его здоровья. Естественно, игрушка одноразовая, после «употребления» придется мчаться к шкафчику на точке возрождения. Спрашивается: а оно нам надо?
Ответ: если вам охота получить заряд безумного позитива, однозначно надо! Взяв на себя роль камикадзе, прихватите с собой Штурмовой щит — он не только позволит брать нешуточный разгон (и критический взрыв в конце!), но и защитит от неприятных последствий. Гранатомет пригодится, чтобы вольно-художественно забрасывать гранаты на предполагаемые вражьи позиции — а потом врубиться в толпу чуть живых противников!
Договоритесь с другом, и супостату предстоит разбираться уже с двумя камикадзе! Хотя камикадзе ли вы — тот еще вопрос; при желании можно удрать восвояси и вернуться со свеженьким боеприпасом… Ваше поведение не одобряют ортодоксальные игроки, ибо пользы от беготни с фугасом в зубах немного. Зато весело.
Вредная сладость
[[BULLET]] «Не люблю сладости», — говорила Алиса из сказки Льюиса Кэрролла. Пулеметчик с ней солидарен: шоколад для него — то еще лакомство, зубов не соберешь.
Абсолютный чемпион по бесполезности даже принадлежит к классу оружия. У него отобрали все, что придавало смысл его сородичам. Взамен он заработал один-единственный плюс, сводимый на нет целым сонмом факторов.
Этот предмет — плитка «Далокош».
Как альтернатива сэндвичу шоколадка не справляется с приоритетной задачей закуски пулеметчика: брошенная, она никому не восстановит здоровье. Угостить медика или в экстренном порядке подзаправиться не выйдет. И это еще не все: в противовес другим пищевым запасам богатыря «Далокош» не исцелит хозяина полностью, а лишь вернет 60 единиц жизненной силы — это не оправдывает четырехсекундного простоя с оглушительным чавканьем, на которое, словно стервятники, слетятся окрестные любители легких «фрагов».
Так что же дарует обладателю сей кондитерский кошмар? Эффект перелечивания (50 единиц здоровья) на полминуты. И все. С аналогичным воздействием от лечебной пушки не суммируется, раздатчиком не пополняется — а какой был бы славный сюрприз для снайперов! Видать, не судьба.