Deus Ex: Human Revolution: Руководство по развитию персонажа
Опубликовано в журнале Лучшие Компьютерные Игры №10/2011
Основа игровой механики Human Revolution — биомеханические имплантаты, которыми напичкан наш герой. Все доступные в игре улучшения уже имплантированы Адаму, но находятся в выключенном состоянии — мозг Дженсена еще не оправился от травм и не сможет контролировать такое количество железяк, если их включить единовременно. Поэтому подключать имплантаты мы будем вручную, используя программные пакеты «праксис». По одному такому пакету Дженсен получает с каждым повышением уровня — его мозг потихоньку привыкает к новому телу. Но если мы хотим ускорить процесс привыкания, к нашим услугам сеть клиник «ПРОТЕЗ», где пакеты продают по 5000 кредитов за штуку. Кроме этого, «праксис» можно найти в тайниках или получить в награду за некоторые задания.
Без имплантатов Дженсен не умеет практически ничего — разве что бегать, стрелять да прятаться за укрытиями по нажатию правой кнопки мышки. Всему этому игроков научат еще в первой миссии — за исключением одного нюанса. Вести огонь из-за укрытий можно двумя способами — как привычным методом «выглянул, прицелился, выстрелил», так и вслепую — выстрелить не высовываясь. Вероятность поразить таким выстрелом цель крайне мала, разве что враг стоит совсем близко к укрытию Адама.
Система телесного улучшения
[[BULLET]] Врезать по шее, сломать руку, после чего вырубить ударом в висок. И пусть скажет спасибо, что жив остался.
Ради расширения своих возможностей Дженсену нужно улучшать механическое тело. Все имплантаты разделены на семь больших групп, вдобавок каждый имплантат обладает своим деревом улучшений. Для включения самого имплантата нужно затратить два чипа «праксис» , для активации любого улучшения — один.
Модификации черепа
Самая большая группа имплантатов, которая включает, помимо прочего, кипу устройств для взлома электроники. Взламывается вообще все — компьютерные сети, терминалы охраны, пульты управления и электронные замки. Не изобрели еще в 2027 году универсального манипулятора, что ж поделать.
Взлом представляет собой мини-игру. На экране появляется небольшой ориентированный граф — узлы и соединяющие их ребра , причем каждый узел обладает своим уровнем. Поначалу под управлением Дженсена находится один «домашний» узел. Задача заключается в том, чтобы переместиться по ребрам от домашнего узла к целевому, захватывая все точки на пути. Из одного узла можно двигаться одновременно по нескольким ребрам, чтобы захватить сразу несколько точек. Чем выше уровень узла, тем больше времени уходит на захват и тем выше вероятность, что наше присутствие засечет система защиты.
[[BULLET]] Куда бы ни вела эта вентиляционная шахта, в ней мы охрану точно не встретим.
После активации системы защиты из специального узла, символизирующего файрволл, к нашему домашнему узлу начнет продвигаться компьютер — точно так же захватывая узлы, соединенные с «его» узлами. Замедлить продвижение можно, усиливая свои точки, — это требует времени и отвлекает игрока, но повышает их уровень защиты. Если файрволл вычислит наш домашний узел раньше, чем мы захватим целевой, взлом будет провален, а сеть в лучшем случае заблокируется секунд на тридцать. В худшем — поднимется тревога и охрана начнет искать горе-хакера.
Для облегчения процесса взлома Дженсен может использовать вирусы — «нюки» , которые позволяют захватить любой узел мгновенно и без риска обнаружения, а также «черви» , на несколько секунд останавливающие систему защиты. Но эти вирусы нужно таскать с собой на дисках, а те занимают место.
Узлы бывают нескольких типов: пользовательские папки служат только «перевалочными пунктами», хранилища могут содержать деньги или вирусные программы, которые Дженсен тут же запишет себе на диск, директории со спамом завалят файрволл горой хлама, замедлив его продвижение, а узлы доступа раскидают между случайно выбранными узлами несколько повышений и понижений защиты.
[[BULLET]] Ни одной сети не устоять против наших хакерских имплантатов.
Взлом: захват
Этот имплантат активен с самого начала игры. Начальные улучшения — захват первого уровня , который позволит взламывать электронику первого уровня защиты, и взлом камер , который позволит отключать камеры, взломав терминал охраны.
Дерево улучшений этого имплантата состоит из двух веток. Первая из них содержит четыре улучшения — захваты второго, третьего, четвертого и пятого уровней. Каков бы ни был ваш стиль прохождения, имеет смысл активировать все — возможность открыть любую запертую дверь дорогого стоит. Учтите, что до путешествия на остров Хэньша Адаму не встретятся замки выше третьего уровня , а замки пятого уровня появятся только в последней трети игры — начиная с Монреаля.
[[BULLET]] Взломали компьютер охраны и перенастроили сторожевую турель. Через пару секунд наши враги удивятся до смерти.
Вторая ветка улучшений включает сначала управление турелями , а потом и управление роботами , позволяющие, взломав охранный терминал, перепрограммировать подключенные к нему охранные турели и сторожевых ботов соответственно: отключить их или настроить на атаку по вашим врагам.
Возможность взламывать турели бесценна — у хороших людей они на базах не стоят, а плохим мы без зазрения совести их поломаем. Взломанная турель избавляется от своих бывших хозяев в мгновение ока. А вот сторожевые боты пригождаются редко — очень уж их мало. По-настоящему последнее улучшение этой ветки пригодится только в Сингапуре, в самом конце игры.
[[BULLET]] Этот маленький, но смертельно опасный робот нам не страшен. Дженсен добрался до терминала охраны и перепрограммировал его.
Блок анализа взлома
Стартовое улучшение, которое дается с этим имплантатом, — оценка возможности обнаружения. Оно позволит Дженсену увидеть шансы того, что взлом узла будет засечен системой защиты, просто наведя курсор на узел. Второе улучшение ( анализатор хранилищ данных ) позволит точно так же смотреть содержимое всех узлов-хранилищ.
Толку ровно никакого, что с первого, что со второго. Если есть время, вы все равно захватите хранилище. Если нет — какая вам разница, что в нем было? А вероятность захвата и так отображается после щелчка на узле.
Взлом: укрепление
Еще один имплантат, доступный с самого начала. Стартовое улучшение позволит «укреплять» свои узлы на один уровень, второе — на два, третье на три. На укрепление точек практически никогда не хватает ни рук, ни времени, так что развивать имплантат дальше первого уровня смысла нет.
Взлом: скрытность
Снижает шансы вашего обнаружения системой защиты при захвате или укреплении узлов. Начальное улучшение снизит вероятность на 15%, второе — на 30%, третье — на 45%. Если мини-игра дается тяжело — имеет смысл повысить скрытность, в противном случае и без этого имплантата все прекрасно взломается.
Радарная система «Следопыт»
Мини-карта Дженсена, выдается с самого начала игры. На первом уровне обнаруживает врагов, камеры наблюдения и роботов на дистанции до 25 метров. Второй уровень радара увеличит радиус обнаружения до 50 метров , и, кроме того, радар начнет засекать всехврагов , а не только тех, кого видит или слышит Адам. Очень полезная штука.
Инфолинк
Встроенная в голову двусторонняя система связи. Выдается с самого начала, не улучшается, служит для сюжетных переговоров с начальством и коллегами. Надо сказать, система связи у Дженсена получше той, которую через пару десятков лет внедрят Дентону, — у Джей-Си инфолинк будет работать только на прием.
Социальный корректор
Бесценный имплантат для всех любителей диалогового прохождения. Превращает каждый разговор в игре чуть ли не в отдельную мини-игру.
В спорах с ключевыми персонажами корректор проанализирует основные жизненные показатели собеседника и выведет на экран краткую характеристику личности. В ней даны намеки на то, какими аргументами вас будет давить персонаж и как на них стоит отвечать. Кроме этого, на экране появится лента полиграфа , которая будет отмечать реакцию собеседника на ваши слова. Если полоска на ленте ползет вверх — вы гнете правильную линию, если вниз — ваши слова персонажа не убеждают.
[[BULLET]] Видите Адама? И враги не видят. А он есть.
В начале любого разговора социальный корректор покажет Адаму датчики типа личности — альфа , бета или омега. В ходе диалога эти датчики периодически будут подсвечиваться, и на них рекомендуется посматривать. Частота, с которой реагируют датчики, не значит ничего — только их значения. Датчик, на котором хоть раз заполнились все три деления, указывает на тип личности со стопроцентной вероятностью. В некоторых моментах диалога социальный корректор предложит распылить феромоны — тогда судьба спора будет решаться одной репликой, а игроку нужно будет выбрать правильный тон этой самой реплики.Альфам нужно во всем потакать , рассудительных, но тщеславных бет — очаровывать комплиментами, а омеги сломаются под давлением. Правильно выбранный тон моментально завершит спор в пользу Адама, но неправильный может точно так же завершить его в пользу оппонента.
Монитор скрытности
Стартовое улучшение этого имплантата отобразит на мини-карте радиус, в пределах которого слышен производимый вами шум. Не слишком полезная штука — как будто мы сами не представляем, насколько сильно шумим. Дальнейшие улучшения монитора скрытности делятся на три ветки.
Первая из них состоит из улучшения « зона обзора» , после которого на мини-карте будут отображаться конусы зрения врагов. Улучшение было бы полезным, если бы мы и без него не видели на мини-карте, в какую сторону смотрят враги.
Улучшение второй ветки позволяет Дженсену видеть на мини-карте место, где противники заметили его в последний раз. Но опять же — по противникам и так прекрасно видно, где они наблюдали Адама в последний раз, — они держат это место на мушке и аккуратно пытаются окружить.
Третья ветка состоит из трех улучшений под названием метки и слежение. Улучшение позволит отметить на первом уровне три, на втором — пять, на третьем — семь целей, положения которых будут отображаться на экране и мини-карте. Слежение действует на дистанции до ста метров. Но за всю игру не будет ни одной ситуации, где пришлось бы следить за тремя, пятью или семью противниками.
Кандидат на звание самого бесполезного имплантата в игре.
[[BULLET]] Лейтенант Вагнер — ярко выраженная «омега». И сейчас мы на него рявкнем как следует.
Модификации торса
Система контроля здоровья «Страж RX»
Выдается с самого начала, дальнейшему улучшению не подлежит. Одно из стартовых улучшений этой системы — это наш индикатор здоровья на экране, а второе — регенерация здоровья. Система начнет восстанавливать здоровье Адама автоматически, если он несколько секунд не получает повреждений. Но процесс этот удручающе медленный — нечего и думать выздороветь прямо в бою.
НА ЗАМЕТКУ: в экстренных случаях можно подлечиться, использовав болеутоляющие таблетки или стимуляторы. Они не только восстанавливают здоровье, но и могут загнать его выше планки максимума.
Конвертер энергии «Шариф-8»
Выдается со старта с двумя начальными улучшениями, каждое из которых — первое в своей ветке. Левая ветка открывается базовым уровнем энергии , который даст Дженсену две ячейки для хранения биоэнергии. Уровень энергии можно улучшить три раза , каждый раз получая по дополнительной батарейке-энергоблоку. Батарейки тратятся на активацию имплантатов, а также разряжаются на глазах, если Адама бьет током или разрядом ЭМИ.
Правая ветка начинается базовой скоростью перезарядки , которую можно улучшить дважды. Энергоблок, в котором остался хотя бы 1% заряда, на первом уровне улучшения начинает перезаряжаться через 10 секунд после окончания использования и зарядится полностью за 30 секунд; на втором — начинает заряжаться через 5 секунд и зарядится за 25 секунд; на третьем — начнет зарядку моментально, зарядится за 20 секунд. Последний оставшийся у Дженсена энергоблок всегда сохраняет 1% заряда и вследствие этого всегда перезаряжается. Остаться вообще без биоэнергии в игре невозможно.
НА ЗАМЕТКУ: чтобы перезарядить полностью израсходованный энергоблок, нужно съесть специальный питательный батончик (восстанавливает одну батарейку), упаковку батончиков (две батарейки) или банку энергетика (три).
Имплантированное дыхательное устройство
В стартовой комплектации даст Адаму иммунитет к ядовитым газам. Два последующих улучшения увеличат максимальную продолжительность спринта — каждое прибавит к ней 2,5 секунды. Иммунитет к удушливым газам безусловно полезен, а вот дополнительное время спринта — не очень. Бегать дольше двух секунд Адаму едва ли понадобится.
Система «Тайфун»
Экспериментальная военная разработка, патроны к которой продаются в основном в клиниках «ПРОТЕЗ». Требует ручной активации. При применении съест одну «батарейку» и разбросает вокруг Адама мини-бомбы, поражающие все живое в радиусе восьми метров. На втором уровне бомбы начнут поражать еще и все не живое — то есть роботов.
Кроме этого, «Тайфун» заметно облегчает расправы с боссами, чем ценен даже для самых гуманных Дженсенов – несмотря на то, что в нормальных условиях кнопка «убить всех вокруг» Адаму-шпиону совершенно без надобности.»
Модификации рук
Киберпротез руки
Выдается с самого начала. В стартовой комплектации позволяет Дженсену драться в рукопашном бою. За один энергоблок по нажатию кнопки «обезвредить» Адам оглушит противника. А по зажатию этой же кнопки — убьет. Работает, разумеется, только если враг в зоне доступа. Основной метод бесшумной расправы при скрытном прохождении.
Перемещение тяжелых предметов — очень полезное улучшение. Оно не только позволит Дженсену швыряться во врагов всякими холодильниками и торговыми автоматами, но и даст возможность отыскивать за ними секретные проходы, вентиляционные шахты, канализационные люки и тому подобное. А вот от пробивания стен толку поменьше – потрескавшиеся стены, которые можно пробить, и так прекрасно убираются взрывчаткой. Зато улучшение начнет отмечать такие стены как активные объекты, облегчая поиск тайников.
[[BULLET]] Горилла с пулеметом бронирована по уши, но меткая пальба по голове свалит и его.
Два этих улучшения открывают доступ к компенсации отдачи , которая на первом уровне уполовинит разброс автоматического оружия, а на втором уберет отдачу совсем. Для агрессивных игроков незаменимо.
Улучшения грузоподъемности умеренно полезны — они расширяют инвентарь, что лишним никак не будет. Но брать их стоит точно не в первую очередь.
НА ЗАМЕТКУ: изначально рюкзак Дженсена имеет восемь ячеек в ширину и семь — в высоту. Каждое улучшение грузоподъемности прибавит к нему еще две колонки, то есть четырнадцать ячеек. Максимальный размер инвентаря, которого можно достичь в игре, — 7х14. Для сравнения: пистолет занимает в нем прямоугольничек 2х3, автомат — 2х5, ну а тяжелое вооружение вроде ракетницы может достигать размеров 3х8.
Стабилизатор прицела
Нужен на тот случай, если Дженсен будет стрелять на бегу. На первом уровне уполовинит разброс пуль от движения, на втором — уберет эффект от бега совсем.
Дженсену-стрелку — пригодится, но Дженсену-шпиону не нужно вообще.».
[[BULLET]] Рюкзак главного героя далеко не так велик, как хотелось бы. Даже с учетом, что его можно расширять.
Модификации ног
Киберпротез ноги
Как и в случае с рукой, установлен на Дженсена со старта игры. В базовой комплектации позволяет только ходить.
Улучшение прыжков позволит Адаму прыгать на три метра — и это стоит брать обязательно, причем в первую очередь. Позволяет перемахивать через невысокие заборы, забираться в труднодоступные места, срезать углы и находить много обходных путей. А вот улучшение быстрого бега , которое ускорит спринт, практически бесполезно — не так уж и часто нам спринтовать придется.
Улучшение бесшумный бег при активации начнет медленно кушать энергию батареек, но делать шаги Дженсена совершенно неслышными. Дальнейшие улучшения этой ветки — бесшумный быстрый бег и бесшумные прыжки — усилят эффект. Скрытным Адамам умеренно полезно, боевитым не нужно совсем.
Модификации кожи
Система маскировки
При активации начнет быстро кушать энергию батареек, зато сделает Дженсена совершенно невидимым (но не неслышимым!) как для врагов, так и для камер, роботов и лазерных лучей сигнализации. Для скрытного прохождения практически незаменимо, поскольку позволяет пересекать открытые пространства прямо перед носом у врага, а также проходить через любые системы защиты просто напрямик.
На первом уровне одного энергоблока хватит на три секунды маскировки, на втором — на пять , на третьем — на семь.
Кожный панцирь
Просто и бесхитростно снижает получаемый урон. На первом уровне на 15%, на втором — на 30%, на третьем — на 45%. На первый взгляд, имплантат далеко не первой необходимости, если бы не одно «но». После второго уровня в его дереве появится ответвление — защита от ЭМИ , которая полностью нивелирует повреждения, получаемые героем от ЭМИ-гранат и электрических разрядов. А это мало того, что очень поможет в прохождении, так еще и сильно облегчит расправу с некоторыми боссами. Дженсен просто обязан получить это улучшение при первом путешествии на остров Хэньша, потому как уже в Монреале его ждет непростой бой среди оголенных электрических кабелей.
Модификации спины
Система «Икар»
При падении с высоты автоматически активирует магнитную «подушку», которая плавно опустит героя на землю. Очень приятная штука, практически незаменимая для поиска обходных путей. Частенько обходы заканчиваются на крышах, с которых единственный путь — вниз.
Если зажать в падении кнопку атаки, при приземлении Дженсен высвободит энергию «подушки» в землю, оглушая и сбивая с ног врагов вокруг себя. Раз или два за игру может пригодиться.
Ускоритель рефлексов
Позволяет оглушать или убивать в рукопашном бою сразу двух противников за одно «обезвреживание». Быстро, эффективно, относительно бесшумно, а уж как зрелищно… В начале игры противники прекрасно обезвреживаются и по одному, но начиная со второй трети парных патрулей станет неприлично много. Вот тут-то молниеносные рефлексы Дженсену и пригодятся.
[[BULLET]] Посадочная система «Икар» в действии. Дженсен величественно планирует к земле.
Модификации глаз
Сверхзрение
Нуждается в ручной активации. Пока включено — медленно тянет энергию батареек, но дает Дженсену возможность видеть врагов сквозь стены. Радиус зрения не больно-то велик, но подглядеть, что творится в соседней комнате, можно. А больше нам ничего и не надо. Ценность для Дженсена-шпиона очевидна.
Но и Дженсену-воителю тоже не помешает. В игре есть оружие, которое позволяет стрелять сквозь стены, — правда, появится оно ближе к концу. Перед вторым путешествием на остров Хэньша даже воинственному Адаму стоит активировать этот имплантат.
Глазной протез
Последний из имплантатов, активированных без нашего непосредственного участия. Именно благодаря ему Дженсен видит все интерфейсные датчики, мини-карту, метки и прицел.
Подавитель вспышек навсегда сделает Адама иммунным к эффектам светошумовых гранат. Очень полезная штука, особенно учитывая, что светошумовые гранаты частенько будет кидать сам Адам.
А вот таймер тревоги , который анализирует поведение и рефлекторные движения противников, практически бесполезен. После поднятия тревоги он начинает отсчитывать (и отображать возле мини-карты) время до того, как враги перестанут вздрагивать от каждого шороха и перейдут в состояние «Спокоен». Только Адаму от этого не легче — если у него есть укрытие, он и так тревогу переждет, а если нет, какая ему разница, за сколько секунд до отбоя он был обнаружен?
[[BULLET]] Подслушивая разговоры охранников, можно узнать много полезного. Или, по крайней мере, интересного.
[[BREAK]]
Арсенал
Все вооружение в игре можно разделить на две большие группы: смертельное и несмертельное. Оружие первой группы прекрасно подходит для открытого боя, но при скрытном прохождении практически неприменимо — гремит, полыхает и вообще всячески привлекает внимание. Нелетальные образцы вооружения, напротив, бесшумны и отключают противника с одного попадания — но все как один однозарядны , а потому слабо годятся для ожесточенных перестрелок.
Тем не менее даже самому заядлому шпиону может пригодиться обычный пистолет, а штурмовика может выручить из трудной ситуации электрошоковый парализатор. Это следует иметь в виду, подбирая снаряжение, — а подбирать его нужно тщательно, поскольку места мало.
Практически каждое оружие в игре имеет набор улучшений, которые можно купить, получить в награду или просто найти в укромном местечке. Кроме уникальных модификаций, существуют унифицированные стандартные оружейные усовершенствования — усилители урона , ускорители перезарядки , повышения скорострельности и расширители магазина. Если оружие совместимо с этими усовершенствованиями, их можно применять к нему до упора — пока соответствующий показатель не упрется в планку максимума.
Несмертельное вооружение
[[BULLET]] Пройдя эту комнату, Адам сравняется в опыте по меньшей мере с Ночным Лисом из «Двенадцати друзей Оушена».
Все оружие из этой группы предназначено для того, чтобы оглушить противника, не убивая его. Но если валяющегося в отключке врага найдут его товарищи, они живо вернут его в бодрствующее состояние, после чего не постесняются поднять тревогу и проверить место, где незадачливого вояку отправили отдыхать. Что характерно, в чувство одинаково легко приводятся враги как усыпленные, так и парализованные электрошоком или даже оглушенные ударом по голове.
Если Дженсена просят кого-либо задержать или обезвредить — подразумевается, что человек должен быть оглушен, но при этом жив. В крайнем случае, добить бессознательного врага мы всегда успеем. Самыми разными способами — от классического «контрольного» в голову до скидывания тела с высоты.
Парализующий пистолет (Stun Gun)
Старый и временами очень добрый электрошокер. Радиус действия ниже среднего, разброс — выше крыши, но любую органическую цель гарантированно отключает одним попаданием в любую часть тела. Еще шокером можно глушить электронику (камеры, турели, патрульных ботов), но только на короткий промежуток времени.
ЭТО ВАЖНО: парализатор перезаряжается после каждого выстрела, и перезарядка отнимает довольно много времени. Это касается любого оружия из «несмертельной» группы, что делает его совершенно неприменимым в открытом противостоянии с группой врагов.
Область применения у электрошокера шире некуда. В первую очередь это тихое обезвреживание одиноких часовых, к которым Дженсен не успевает или не может подбежать на расстояние рукопашной атаки. Во вторую — чуть менее тихое обезвреживание групп из двух охранников, когда первый оглушается ударом по голове, а второй — выстрелом в лицо. В третью очередь парализатор применяется в перестрелке с очень толстым и бронированным врагом, которого проще вырубить, чем прикончить. Наконец, в четвертую очередь шокером очень удобно ошеломлять… боссов, которых он, как и электронику, на несколько секунд выводит из строя.
[[BULLET]] Поразить врага выстрелом в голову через две стены? Раз плюнуть.
А вот против техники шокер практически бесполезен — если уж Адам сумел подойти к ней на расстояние выстрела, то сумеет и обойти. Заряды тратить ни к чему, их и так все время не хватает.
Улучшений для парализатора в природе не существует. На него даже нельзя нацепить стандартные усилители урона и ускорители перезарядки. А жаль, последнее бы очень пригодилось.
Транквилизаторная винтовка (Tranquilizer Rifle)
В 2052 году Джей-Си Дентон будет стрелять транквилизаторными дротиками из маленького наручного арбалета. Но в 2027-м прогресс еще не достиг таких высот — и Адам Дженсен использует для этих целей обыкновенное пневматическое ружье PAX-22, предки которого уже сегодня усыпляют животных в зоопарках всего мира. Винтовка абсолютно бесшумна и очень дальнобойна, но бесполезна против неорганических целей, и обычного прицела на ней нет — только оптический. К тому же ее снаряды летят по параболе, и начальное ускорение у них невысокое — порядком уходят вниз и цели достигают совсем не мгновенно.
Смесь, которой покрыты дротики, включает в себя не только снотворное, но и мощный анестетик, благодаря которому враги не замечают попаданий. И это хорошо, потому что в общем случае наркоз действует не моментально — захрапеть на месте врага заставит только прямое попадание в не защищенную шлемом голову. Обычно же, поймав дротик, цель еще пару секунд будет ходить как ни в чем не бывало и только потом рухнет как подкошенная. Это можно и нужно использовать — например, подстрелить патрульного так, чтобы он свалился, только когда зайдет в помещение, исчезнув из поля зрения напарников.
[[BULLET]] Справа заминированный проход, слева лужа под напряжением. Выход прост — пойдем через верх.
Из стандартных улучшений на транквилизаторную винтовку устанавливаются только ускорители перезарядки. После пары таких улучшений пневматическое ружье начнет перезаряжаться быстрее пистолета, что означает практически пулеметную, по меркам несмертельного вооружения, скорострельность. Специально для транквилизаторной винтовки существует улучшение отслеживание цели. Чтобы активировать его, наведите прицел на врага и зажмите кнопку действия на секунду-другую. Улучшение зафиксирует цель, рассчитает все необходимые поправки — на упреждение, на снос дротика, на ветер, на фазу луны — и нарисует на экране точку, в которую нужно целиться, чтобы дротик впился прямо в шею врагу.
P.E.P.S.
Импульсная система энергетической защиты — уникальное в своем роде оружие, которое можно охарактеризовать как гранатомет нелетального действия. Это оружие запускает маленький, не видимый глазу пучок энергии, который взрывается при контакте с поверхностью. Взрыв сбивает с ног и ошеломляет врагов в приличном радиусе от места попадания, а органические цели, оказавшиеся рядом с эпицентром, теряют сознание.
Для тихого обезвреживания PEPS не подходит — выстрел сопровождается яркой вспышкой, а взрыв лазерного пучка сопоставим по громкости с взрывом электромагнитной гранаты. Зато им очень удобно освобождать от охранников маленькие комнатки и узкие коридоры, где один импульс может отправить отдыхать сразу троих-четверых. Правда, если хоть один из противников сохранит ясность сознания после выстрела, настоятельно рекомендуем сразу же хвататься за другое оружие — перезаряжается PEPS неприлично долго.
Улучшить импульсную систему нельзя ничем — снаряжение спецвойск, что с него взять.
Смертельное вооружение
[[BULLET]] Если мы не разберемся с охранником до того, как подбегут его товарищи, Дженсену крышка.
Здесь выбор куда как богаче, причем в Deus Ex, в отличие от большинства классических боевиков, один вид оружия ни в коей мере не вытесняет другой. Подбирать оружие, которое Дженсен будет таскать в инвентаре, следует по принципу «какое лучше подходит к стилю игры», а не «какое мощнее и внушительнее».
Пистолет (10mm Pistol)
Самое простое и, пожалуй, самое надежное огнестрельное оружие в игре — десятимиллиметровый пистолет « Зенит ». Он точен, довольно скорострелен, быстро перезаряжается и не занимает много места в инвентаре. Найти его тоже можно где угодно — «Зенитами» охотно пользуются уличные бандиты, полицейские, наемники, корпоративная охрана… Да кто только не пользуется.
ЭТО ВАЖНО: при попадании в незащищенную голову пистолет имеет тенденцию убивать одним выстрелом. Попадание в голову, закрытую каской или шлемом, врага не убьет, но здоровье все равно попортит сильно. Это касается любого огнестрельного оружия, кроме плазменной винтовки.
Первый и единственный совет по пользованию пистолетом — никогда с ним не расставайтесь. Будь ваш Дженсен хакером или громилой, шпионом или штурмовиком, пистолет ему не помешает. Подобранный в самом начале, он верой и правдой будет служить до самых финальных титров.
Недостатков у «Зенита» два. В первую очередь, это прицельная дальность, которой очень не хватает для перестрелок на открытых пространствах. Во вторую — невысокая убойная сила, которая практически нивелирует ценность пистолета при стрельбе не в голову.
[[BULLET]] Уличные танцоры устроили вечеринку в переходе у метро. Ребята выглядят как наркоманы, но на самом деле — вполне адекватные люди.
Пистолет совместим со стандартными оружейными модификациями. Еще на него можно прикрепить три специальных улучшения. Лазерный прицел значительно снизит разброс, повысит точность, да и просто сделает прицеливание гораздо удобнее. Глушитель почти полностью уберет звук от выстрела, что значительно повысит ценность пистолета при скрытном стиле игры. Наконец, бронебойная насадка бесценна — она позволит пулям «Зенита» игнорировать любую броню (каски, шлемы или подкожные имплантаты) и убивать одним выстрелом в голову любую цель. Кроме разве что боссов.
Револьвер (Revolver)
На редкость убойная штука калибра .357 Магнум, револьвер « Даймондбек » обладает низковатой прицельной дальностью и всего-навсего пятизарядным барабаном. Это делает его оружием последнего шанса для Дженсена-штурмовика — оружием, которое прекрасно подходит для перестрелок на дистанциях вплоть до средних и совершенно бесполезно для шпионских акций и тонких диверсий.
Обзавестись револьвером очень просто, но только начиная со второй трети игры. С «Даймондбеками» частенько ходит корпоративная охрана, наемники и некоторые особо богатые и авторитетные бандиты. С патронами сложнее: изобилие боеприпасов ждет ближе к концу игры, а до этого приходится только отбирать патроны у таких же обладателей револьверов.
«Даймондбек» поддерживает стандартные модификации и две уникальных. Это лазерный прицел и барабан для разрывных патронов. Разрывные патроны сделают револьвер еще убойнее, его пули начнут наносить урон по небольшой области, а звук выстрела станет громче.
Пистолет-пулемет (Machine Pistol)
Девятимиллиметровый « Ураган » — скорострельная короткоствольная машинка, которая унаследовала оба недостатка пистолета, да еще и добавила к ним неслабую отдачу, крайне отрицательно сказывающуюся на меткости. Тем не менее высокий темп выстрелов позволяет пистолет-пулемету на коротких дистанциях превращать в дуршлаг практически любого противника — однако не факт, что на это уйдет всего один магазин.
Распространен «Ураган» не меньше, чем обычный пистолет, — его можно найти как у уличной шушеры, так и у элитных корпоративных отрядов. Ввиду этого и патроны к пистолет-пулемету валяются практически везде — в оружейных комнатах, тайниках, караулках. Впрочем, залеживаться в рюкзаке им не светит — патроны «Ураган» кушает со скоростью, вполне соответствующей его названию.
Машинка совместима со всеми типами стандартных улучшений и обладает креплениями для уже знакомых нам лазерного прицела и глушителя , а также системы поиска цели.
[[BULLET]] Кажется, это за Адамом. Ну что ж, просто не будем показываться ребятам на глаза…
Последнее улучшение превратит пистолет-пулемет в своеобразный аналог автомата из фильма «Пятый элемент». Активировав эту систему, мы можем забыть о точном прицеливании — достаточно пальнуть куда-нибудь в сторону противника, чтобы система автоматически перенаправила пули в цель. Траектория перенаправления отображается на экране в виде яркого белого луча — или красного, если корректировка прицела невозможна.
Установка системы поиска цели значительно повысит эффективность «слепого» огня. Не нужно высовываться из-за укрытия — просто выставьте ствол оружия и палите. Патронов уходит побольше, зато Дженсен целее.
Автомат (Combat Rifle)
Армейская штурмовая винтовка FR-27 SFR — сбалансированное оружие, ведущее огонь стреловидными оперенными снарядами. Обладает хорошей прицельной дальностью, слабой отдачей и неплохой убойной силой. За это приходится платить смехотворно маленьким магазином в 20 патронов, который всегда заканчивается в самый неподходящий момент.
Автомат прекрасно подходит для ведения перестрелок на средних и выше дистанциях. Высокая точность при стрельбе одиночными выстрелами и короткими очередями позволит Адаму легко загонять дротики в головы противников, едва те покажутся из-за укрытия. А вот в упор FR-27 работает плохо — в ближнем бою редко выпадает возможность прицелиться как следует, а пальба наугад не приводит ни к чему хорошему.
Добыть FR-27 не то чтобы трудно, но труднее, чем тот же пистолет. Это качественное, дорогое оружие, и пользуются им только профессионалы — спецназовцы, наемники, корпоративная служба охраны. К тому же, если вы решили сделать своим основным оружием автомат, готовьтесь к постоянному дефициту патронов — расходуются они, конечно, медленнее, чем заряды «Урагана», но и встречаются реже.
[[BULLET]] Румынский спецназ добрался и до Детройта. Парни битый час не могут выломать дверь. А виноват, как всегда, Дженсен.
Как и «Ураган», FR-27 совместима со всеми типами стандартных усовершенствований оружия. Особенно актуальны для него расширители магазина, каждый из которых увеличивает емкость на целых 10 патронов. Специальные улучшения для автомата такие же, как и для пистолета-пулемета: лазерный прицел , глушитель и система поиска цели.
После всех улучшений FR-27 превращается в практически идеальное оружие для открытого боя с любым количеством врагов (лишь бы в упор не подходили), а также для относительно тихого устранения патрулей из двух-трех человек меткими и тихими выстрелами в голову.
[[BULLET]] С лазерным прицелом автомат становится немного снайперкой.
Дробовик (Shotgun)
Шестизарядный полуавтоматический дробовик « Вдоводел » легко сносит в упор врага практически любой степени бронированности. А враги, вооруженные такими дробовиками, легко сносят в упор Дженсена! Выстрел из дробовика по громкости сравним с выстрелом танка, поэтому нечего и думать о скрытном прохождении с такой махиной.
На коротких дистанциях «Вдоводелу» противопоставить нечего. Но во всех остальных случаях ему можно противопоставить все что угодно — высокий разброс и низкая прицельная дальность этому способствуют. «Вдоводел» столь же удобен для зачистки маленьких помещений и узких проходов, сколь бесполезен на открытой местности, где его применение оправданно только при наличии маскирующего имплантата, который позволит подобраться к врагу на расстояние выстрела.
Добыть дробовик ненамного труднее, чем пистолет-пулемет, — «Вдоводел» широко распространен как в криминальных, так и в правозащитных средах. С патронами похуже: иногда будут валиться целыми ящиками, но на некоторых уровнях днем с огнем не сыскать.
[[BULLET]] Когда Дэвид Шариф предлагал внедрить Дженсену социальный корректор, он и не подозревал, что тот будет использован против него.
«Вдоводел» поддерживает стандартные улучшения, из которых наиболее полезны ускорители перезарядки и расширители магазина. Расширенный до предела магазин будет вмещать целых шестнадцать патронов — этого обычно достаточно, чтобы отстреляться от любого противника.
Для дробовика существует уникальная модификация двойного выстрела — «Вдоводел» начнет стрелять двумя зарядами зараз. Урон возрастет титанически, но магазин будет закономерно опустошаться в два раза быстрее. А если учесть, что он и так невелик, включать это усовершенствование без особой нужды не стоит.
Арбалет (Crossbow)
Снайперский арбалет XBow XH-II стреляет по тому же принципу, что и транквилизаторное ружье, — стрелами, летящими по параболе. Совершенно бесшумное, меткое и дальнобойное оружие, разящее наповал при попадании в голову и способное пришпиливать врагов к стенам. За убойную силу приходится платить долгой перезарядкой и отсутствием обычного прицела — только оптика. В общем, типичное оружие для тихого, но жесткого прохождения, идеально подходящее для обезвреживания часовых навсегда.
Добыть арбалет не так-то просто — противников, снаряженных такими штуками, в игре нет. Его можно либо прикарманить в ходе одной несюжетной миссии (провалив при этом побочную цель миссии), либо найти в порту корпорации «Бэллтауэр» во второй половине игры. Ближе к концу арбалет можно купить у некоторых торговцев оружием.
Из того, что арбалетами игра небогата, легко сделать совершенно правильный вывод, что стрел в ней тоже негусто. За всю игру Дженсену попадется с десяток арбалетных болтов. Но ситуация отчасти смягчается тем, что стрелы можно извлекать из убитых противников — еще один аргумент в пользу редкой и меткой стрельбы, чтобы стрелы не улетали не пойми куда.
На арбалет можно установить ту же систему отслеживания цели , что и на транквилизаторное ружье. Больше никакие модификации на него не устанавливаются.
Снайперская винтовка (Sniper Rifle)
Крупнокалиберная снайперская винтовка « Меч » — дальнобойное и точное оружие, доставляющее смерть на сотни метров прямиком в голову. На коротких и средних дистанциях эффективность снижается ввиду маленького магазина — пяти патронов недостаточно, чтобы ввязываться в перестрелку. «Меч» предназначен для устранения противников до того, как те заметят Дженсена.
Добыть снайперскую винтовку не так-то просто — снайпера в игре есть (в основном, среди корпоративных наемников), но в качестве противников они встретятся нам лишь два-три раза за всю игру. С патронами полегче — это добро есть практически на всех военных базах и полицейских участках, да и расходуется довольно экономно.
«Меч» совместим со стандартными усовершенствованиями. Еще на него можно приспособить лазерный прицел , но есть нюанс. Это собьет оптический прицел — пуля будет лететь туда, куда указывает луч лазера, а не туда, куда наведено перекрестье прицела. Учитывая, что в режиме оптического прицеливания лазерный луч не виден, после установки лазерного прицела об оптике можно благополучно забыть и использовать «Меч» как обычную винтовку.
[[BULLET]] Пока что враги даже не поняли, что это было. Но через секунду на укрытие Адама обрушится целый ливень пуль.
Ракетная установка (Rocket Launcher)
Портативная ракетная установка, предназначенная для уничтожения турелей и роботов, а также для нанесения огромного урона по немаленькой площади. В качестве противовеса своей убойности громоздка, неуклюжа и занимает очень много места в инвентаре.
Пожалуй, единственное оружие в игре, недостатки которого явно преобладают над достоинствами. Ракетница Адаму просто-напросто не нужна , каким бы стилем он ни проходил игру. Мощность установки избыточна для уничтожения живых противников, а технику гораздо разумнее закидать электромагнитными гранатами. К тому же места под эту красоту уходит столько, что хватит на два более компактных оружия с полным боекомплектом.
Если Дженсен все-таки решит таскать с собой эту заплечную артиллерию, то в качестве модификации на нее можно (и нужно) установить систему теплового наведения.
Пулемет (Heavy Rifle)
Многоствольный ручной пулемет M404 калибра 5.56 мм — тяжелое оружие с огромным магазином, высочайшей скорострельностью, долгой перезарядкой и ужасным разбросом. Но кого этот разброс волнует, при такой-то плотности огня?
Перед тем как открыть огонь, пулемет несколько секунд раскручивает стволы. Во время стрельбы эти стволы разогреваются, и, если температура станет критической, оружие на некоторое время замолчит, пока стволы не остынут полностью, — точнехонько как в первой части Mass Effect. Поэтому лучше давать оружию остыть заранее, не доводя до перегрева.
Начиная со второй половины игры пулеметы будут попадаться чуть ли не у каждого второго наемника или охранника. Пропустить этих граждан трудно — пулеметы таскают лбы трехметрового роста и четырехметрового обхвата. С патронами хуже: их будет много, и в этом главная проблема.
[[BULLET]] Сверхзрение заботливо подсказывает Адаму, с какой стороны его никто не ждет.
Пулемет сам по себе бандура немаленькая, а коробки патронов к нему занимают все остальное место в рюкзаке. Коль скоро Дженсен решит таскать M404 с собой, будет осмысленно набивать стопатронный магазин под завязку, а остальные коробки выкидывать из рюкзака. Пулеметчики попадаются часто, с перезарядкой проблем не будет.
Пулемет поддерживает все стандартные улучшения, а еще на него можно приладить внутреннюю систему охлаждения , с которой стволы будут крутиться на порядок дольше, и лазерный прицел , который сделает точное оружие __ даже из пулемета.
Лазерная винтовка (Laser Rifle)
Экспериментальная энергетическая винтовка « Сабля » — снайперское оружие, снаряжающееся не магазинами, а батареями. При выстреле генерирует непрерывный лазерный луч, который легко проходит сквозь стены и укрытия. Активировав имплантат сверхзрения, позволяющий смотреть сквозь стены, Дженсен может спокойно зачистить комнату, даже не входя в нее.
Обратная сторона медали — луч лазера сжигает батареи с неприличной скоростью, поэтому непрерывно стрелять из «Сабли» дольше секунды-другой — расточительство. Батарей для лазерной винтовки в игре очень мало и добыть их очень трудно — в достаточном количестве они попадутся Адаму только перед финальным боем.
А до финального боя эту винтовку далеко не каждый дотащит. Места в инвентаре она занимает преизрядно, так что когда израсходуется стартовый запас батареек — «Сабле» прямая дорога на свалку.
Врагов, вооруженных лазерными винтовками, в игре нет, и слава богу. Но найти это ружье легко — ближе к концу сюжетная линия приведет нас в комнату, где оно будет мирно стоять у стенки на самом видном месте.
Улучшать лазерную винтовку нечем. Да и куда уж? Оружие практически совершенное, к нему бы зарядов, а не улучшений…
Плазменная винтовка (Plasma Rifle)
К 2052 году конструкция плазменного оружия претерпит значительные изменения, причем в худшую сторону. В 2027 же году из автоматической плазменной винтовки « Копье » можно даже стрелять, причем метко и больно. Она наносит средний урон по небольшой площади, зато одинаково хорошо работает как по органике, так и по технике. Из недостатков — не слишком высокая скорострельность, небольшой магазин и склонность к перегреву, совсем как у пулемета.
Но самый главный недостаток «Копья» — в том, что оно достанется нам в самом конце игры, когда из него уже и стрелять-то не по кому будет. Тем не менее за счет бронебойности оно способно заметно облегчить финальный бой, поэтому пронести эту винтовку до конца — идея неплохая.
Если у Дженсена к этому моменту каким-то чудом заваляются в рюкзаке стандартные оружейные модификации, пусть имеет в виду, что плазменная винтовка с ними совместима. Кроме того, она, как и пулемет, совместима с внутренней системой охлаждения и лазерным прицелом.
[[BULLET]] Сидя в относительно безопасном месте, Дженсен может изучить расположение охранников и маршруты движения патрулей.
Взрывчатка
Помимо стрелкового оружия Дженсен может употреблять и метательное. С ним все куда проще — четыре вида гранат да мины.
ЭТО ВАЖНО: гранаты и мины не относятся к оружию и снаряжаются независимо от него. Бросок выбранной в настоящий момент взрывчатки по умолчанию назначен на кнопку G.
Осколочные гранаты(Frag Grenade) предназначены для поражения живой силы, но при случае ими можно подорвать и тонкую стену. А еще такими любят кидаться враги, которые засекли Дженсена в укрытии. Разлет осколков у гранаты невысок, так что от упавшего рядом «подарка» всегда можно успеть отбежать.
ЭМИ-гранаты (EMP Grenade) пригодятся для уничтожения электроники. Одна такая граната легко выведет из строя бота любого размера и степени бронированности, сожжет камеру и отключит турель. А еще временно шокирует любого попавшего в радиус действия человека с имплантатами — включая и самого Дженсена, если он не озаботился имплантатом экранирования от ЭМИ.
Газовые гранаты (Gas Grenade) создают облако сонного газа, которое за пару секунд «отключает» всех оказавшихся в зоне поражения. Жаль, держится облако недолго — кинуть гранату в безопасном месте, а потом заманить туда врагов не выйдет. Да и вообще использовать эту гранату нужно аккуратно — Дженсен, не позаботившийся активировать имплантат легких, может задохнуться в облаке газа от собственной гранаты.
Светошумовые гранаты (Concussion Grenade) на несколько секунд дезориентируют живую силу противника. Прекрасно слепят и самого Адама — если он не отвернется от взрыва или если его глаза не прикрыты соответствующим имплантатом.
Мины в игре делаются соединением в инвентаре заготовки мины (Mine Template) с какой-нибудь гранатой. В результате получится мина соответствующего типа, которая через секунду после установки начнет приветливо попискивать и мигать, пытаясь засечь какое-нибудь движение. Если засечет — тут же на радостях и взорвется.
Ходить возле мин нужно не медленно, а очень медленно — для этого нужно присесть и зажать кнопку «медленный шаг» (по умолчанию — Ctrl). Так Адам может либо проползти мимо мины, либо подползти к ней совсем близко, чтобы деактивировать и при желании забрать себе.
* * *
[[BULLET]] Барышня пришла в полицейский участок жаловаться на пропажу соседа, который хвастался, что раскрыл всемирный заговор.
_Помните, что и имплантаты, и оружие — всего лишь рабочие инструменты. Их набор не определяет стиль игры, он определяется им. И выпутаться из любой, даже самой трудной ситуации Дженсену помогут не столько подручные средства, сколько вдумчивый анализ положения и четкое планирование своих действий. Но все это вы прочувствуете сами, едва только погрузитесь в мир _Deus Ex . Удачной и красивой вам игры!