Семь лет побед
Пока Blizzard не сровняла Азерот с землей, «Игромания» вспоминает лучшие игровые моменты World of Warcraft
В World of Warcraft наступили непростые времена: никогда раньше в Азероте не было атмосферы такой гнетущей тревоги и легкой пришибленности. Анонс Mists of Pandaria подбросил пищи для размышлений — нас ждут панды и покемоны, разрушение Терамора и ликвидация системы талантов… Даже самые верные поклонники, узнав о грядущих переменах, усомнились в будущем игры.
Но не надо падать духом, давайте лучше вспомним прошлое и старый World of Warcraft, в котором мы провели столько времени. Воскресим в памяти мир, который подарил нам много приятных минут и часов, мир, где трава была зеленее, а доспехи — красивее, где гильдии были дружны, а боссы — эпичны. Вспомним наших старых героев, наши занятия и сражения, места, которых уже нет на карте, — в общем, все то, чем мы жили целых семь лет.
Blizzard может делать с World of Warcraft что угодно, и мы вряд ли можем что-то тут изменить, но помнить, каким Азерот был, и не забывать его — это в наших силах.
Wrath of the Lich King
Это было недавно, это было давно
[[BULLET]] Когда-то очень давно Даларан выглядел так.
Сейчас, когда сюжет Cataclysm на исходе, былые времена для Азерота начинаются со времен Wrath of the Lich King. Чтобы помнить эту эпоху, не нужно быть старожилом. Ее наверняка застали почти все — она закончилась всего-то год назад. Но столько всего изменилось, что кажется — прошли века.
Хрустальный мир
При словах «Wrath of the Lich King» в первую очередь вспоминается даже не Нордскол, а старые континенты, которых еще не коснулось дыхание злобного дракона. В Штормграде были целы башни, стояли на своих местах статуи на мосту, а в Парке в пустой таверне у лунного колодца герои беседовали и пили пиво. Теперь белые башни помечены тлеющими следами когтей, а Парк обратился в угольки.
[[BULLET]] А таким давно-давно был Оргриммар, и лучшее место в нем — крыша банка на главной площади.
Оргриммар при Катаклизме разрушен не был, но все равно очень не хватает его старого и привычного вида, крыши банка, где сидели герои Орды, и бедного Гамона, которого шпыняли все подряд.
Миру крепко досталось от дракона. До Катаклизма многие области были совершенно другими. Стояла под темными небесами длинная пристань эльфийского Аубердина. Кипела жизнь в поселении Южный берег. Пиратскую бухту еще не снесла исполинская волна. Бегали племена кентавров меж выветренных гор Тысячи игл, и гоночные автомобили мчались по соленой равнине у моря. А ордынцы, конечно, вспомнят Пустоши тех времен, когда область была единой и выражение «Barrens chat» еще что-то значило. Целым был лагерь Таурахо, и жена Манкрика лежала себе в Южных степях, ожидая, когда ее найдет очередной герой.
[[BULLET]] Атаку стены не сдержали, Орда взяла — и наши пали.
Наверное, каждый из вас вспомнит в Азероте любимое местечко, которое было уничтожено Катаклизмом. Но не стоит забывать еще и тех, кого погубил новый порядок — о сильных мира того… и о слабых тоже.
Вечная память
Жертвами Катаклизма стали очень многие. Мы помним Кэрна Кровавое Копыто, вождя тауренов — единственного ордынского предводителя, которого уважал даже Альянс в те времена, когда они еще ходили друг к другу в гости. Его погубил не дракон, а, можно сказать, свои. Помним мы и Магни Бронзоборода, предводителя дварфов. Он, правда, пока не считается мертвым, но и живым его вряд ли можно назвать. Обратиться в камень и так торчать — разве ж это жизнь?
[[BULLET]] Альянс, конечно, много раз убивал Кэрна Кровавое Копыто. Но всегда это было «понарошку».
Альянс наверняка припомнит стариков Хмуробровов и их лошадку Савраску. Они были убиты бандитами, и их тела до сих пор лежат на дороге на севере Западного края. Ордынцы наверняка помянут Великую мать Соколиный Ветер, тауренку из Мульгора. И тем, и другим памятна вечно голодная Даданга — вьючная кодо у входа в пещеру с кристаллами, что в кратере Ун’Горо.
Всех не перечислишь. Брат Антон, посланник Алого монастыря в Пустошах. Зазывала у бара «Печальный отшельник», который обещал бесплатные напитки (врал). Чуть ли не все население Южного берега, Аубердина и лагеря Таурахо. Друиды штормградского Парка. Таурены заставы Вольного ветра в Тысяче игл. Жаль даже Ван-Клифа из Мертвых шахт, троллей и богов Зул’Гуруба. Да, мы воевали с ними, но теперь их нет.
Город в небесах
С Нордсколом все обстоит не так мрачно. Он ведь никуда не делся, и героям надо как-то качаться с 70-го до 80-го уровня. Так что нет смысла вспоминать Борейскую тундру, Ревущий фьорд или огромное кладбище драконов — они все здесь.
[[BULLET]] Вурдалаки могли вести светскую беседу, но для окружающих она все равно звучала как повторяющийся вопль «Бра-а!».
Но Даларана больше нет. Нет прежнего, живого, наполненного героями Альянса и Орды города, огромного и довольно тормозного проходного двора, не просто так прозванного «Лагораном». Его улицы теперь пустынны. Никто не ловит в фонтане рыбу и не топит там гномов. Никого не осталось в подвалах города. Никто не устраивает зрелищных выставок ездовых мамонтов. Лишь стражники кварталов Альянса и Орды стерегут повороты на улицы, которые давно уже никому не нужны. Город мог бы жить, если бы в нем оставались порталы. Его все еще можно было бы использовать как пересадочную станцию. Но Blizzard выгнала оттуда всех, отрезав парящий в небе остров от остального мира.
[[BULLET]] А помните время, когда наплечники всех орков сильно уменьшились в размере? Смешно выглядел даже Тралл.
А помните озеро Ледяных оков? Грохот боевых машин, брань в прямом эфире и далекие вспышки на подступах к стенам. Помните, как после сражения победители дружно собирались в рейды в Склеп Аркавона, а потом бегали под ногами у гигантов?
Да и мы сами тогда были совсем другими. И пузыри паладинов в те времена работали дольше, позволяя им сбегать с поля боя. И друиды-лекари тогда были дубы дубами — в хорошем смысле этого слова. У охотников была мана и дождь из стрел. У колдунов — полные сумки осколков душ. И все классы были разными.
Абсолютное оружие
Иногда в World of Warcraft происходят события, которые кажутся совершенно неправдоподобными. Во времена Wrath of the Lich King таким событием стал скандал с рубашкой Martin Fury («Гнев Мартина»).
Никто не знал, что в World of Warcraft есть артефакт богов, способный мгновенно убить кого угодно, даже злейших боссов Ульдуара. «Авада Кедавра!» - и падает сраженный Алгалон. «Умри!» - и складывает щупальца Йогг-Сарон. Гном Karatechop, глава гильдии The Marvel Family с американского сервера Vek’nilash, и его друг Leroyspeltz тоже не знали. И не узнали бы, если бы артефакт не прислал им на почту гейммастер - в порядке возмещения украденных несколько месяцев назад вещей.
Описание рубашки гласило: «Убивает всех врагов в радиусе 30 метров. Жульничество. 100 зарядов». И это было не шуткой, а абсолютной правдой, проверенной в Ульдуаре. «Счастливчики» вместе с гильдией пошли в Ульдуар и там завоевали достижение «Первое убийство на сервере», угрохав боссов, которых раньше никто не мог одолеть. Само собой, такие вещи, как общесерверные достижения, сразу становятся известными всем, и народ задумался: «А как это удалось сделать никому не известной гильдии?»
Естественно, делом заинтересовалась и Blizzard. И Каратечопа с гильдией взяли за бороду. Гильдию отстранили от игры на сутки. Каратечопу, который успел потратить 14 «ядерных зарядов», закрыли доступ насовсем. Сам он утверждал, что ему даже письмо с извещением не прислали на почту. Хотя о чем тут говорить - он недостоин с богом пировать и разделять с богинею кровать. Он имел в руках абсолютную власть и понес за это абсолютное наказание.
До сих пор совершенно непонятно, каким образом опытный, тренированный, натасканный гейммастер мог взять и прислать обычному игроку такую необычную вещь. Неизвестно также, что с ним случилось. Что ему сделали? Вынесли выговор? Уволили? Закопали? Blizzard бдительно хранит эту тайну. Но история божественной рубашки и гнома, ею завладевшего, теперь живет в легендах онлайновых миров.
Дни живых мертвецов
Тот, кто застал запуск Wrath of the Lich King, никогда не забудет дни, когда в Азерот пришла новая чума и мертвецы поднялись из могил. То был лучший игровой ивент в истории Азерота — с ним не сравнится ни тоскливый набег элементалей (Cataclysm), ни атака демонов, превращающих героев в цыплят (The Burning Crusade), ни масштабное, но несколько занудное открытие врат Ан’Киража.
[[BULLET]] Твинку унести три флага подряд — все равно что отнять конфетку у младенца. Есть даже время сфотографироваться.
Началось все с таинственных ящиков с зерном, появившихся в Пиратском заливе и в других местах. Зерно и бродившие рядом крысы заражали героев чумой, которая через несколько минут убивала их и превращала в вурдалаков — Blizzard фактически позволяла поиграть за мертвеца. Скорость перемещения вурдалака была невелика, но он мог ненадолго переходить на бег, плеваться заразой, ударами заражать всех подряд и даже взрываться, разнося вокруг чуму. Правда, если он никого не грыз, то быстро подыхал сам.
Сначала игроки не очень поняли, в чем идея ивента. Вылечить чуму было очень легко с помощью исцеляющего заклинания. Появившиеся повсюду блокпосты Серебряного рассвета излечивали всех, кто пробегал мимо. Но на следующий день инкубационный период чумы уменьшился, блокпостов стало меньше — и зараза начала распространяться чуть быстрее. И тут игроки распробовали новые возможности, набегая на города и села целыми ордами, обращая в зомби стражников и других игроков. Что особенно интересно, в этом дополнении Blizzard впервые разрешила разговаривать друг с другом Орде и Альянсу, если герои обеих фракций превращались в вурдалаков. Бывшие враги могли даже обмениваться вещами. Для «живых» же речь вурдалаков была сплошными воплями — «Бра-а!», «Бра-а-а!» (почему-то крик не был переведен в локализации, хотя очевидно означал «Brains!», то есть «Мозги!»).
[[BULLET]] Халаа, жемчужина Награнда. Многие полегли в боях за этот островок.
Через несколько дней Азерот погрузился в хаос. Блокпосты Серебряного рассвета остались только в крупных городах — их часто сносили, и на всех лекарей не хватало. Болезнь распространялась очень быстро — почти мгновенно, если игрока или NPC грызли сразу несколько вурдалаков. Даже игрокам-целителям приходилось несколько раз накладывать заклинание, чтобы все-таки снять болезнь.
Мир погрузился в желтоватую мглу, в которой увлеченно бегали группами те, кому было в радость отыгрывать зомби и грызть всех вокруг — и NPC, и других игроков. То и дело кто-то прорывался к аукционам и «ошахидивался». После взрыва зараженные игроки выскакивали из здания аукциона словно тараканы, спеша к последнему оплоту Серебряного рассвета, чтобы успеть излечиться.
На форумах Blizzard поднялся вой тех, кому ивент мешал играть. И на следующий день все кончилось: бывшие вурдалаки снова стали добропорядочными членами Альянса и Орды. Но мы никогда не забудем те веселые дни.
The Burning Crusade
Огненно-золотой век
Переход из эпохи Пылающего похода в эпоху Короля-лича был не таким драматичным, как Катаклизм. Поэтому трагичности в этом разделе будет меньше, а здоровой ностальгии — больше, именно эру The Burning Crusade многие считают золотым веком Азерота. Он продлился почти два года — с начала 2007-го до поздней осени 2008-го, и за это время произошло многое, что не мешало бы вспомнить.
Один в поле не паладин
The Burning Crusade — это зеленые поля, исполинские грибы и величественный город Шаттрат. Но почему-то в первую очередь вспоминаются не красоты Запределья, а дружные команды, с разбега всей ватагой одолевающие элитных монстров всех мастей. В те времена Blizzard еще не чуралась групповых квестов, и в каждой области находились занятия для героических команд. Особенно запомнился этим Награнд, где бродили серьезные элитные монстры и где многие квесты и цепочки требовали командных усилий.
[[BULLET]] Одно из легендарных сражений стенка на стенку в Хиллсбрадах.
Позже разработчики повернулись в сторону индивидуализма — в WotLK командных квестов стало меньше, а потом они и вовсе пропали. Но мы не забудем охоту на Дарна Ненасытного, как не забудем давно уже ушедших в прошлое мировых боссов — Лорда Каззака и драконов, стерегущих порталы Азерота. Рейдовые сражения с ними часто бывали очень веселыми и непредсказуемыми, особенно когда в дело вмешивалась противоположная фракция и PvE-бой безо всяких переходов превращался в PvP.
Лучший! Паладин! В мире!
Если взяться вспоминать самого одиозного персонажа времен The Burning Crusade, то ответ найдется быстро. Конечно же, это Athene, паладин-легенда!
Видеоролик со странным длинноволосым парнем, который без ложной скромности называл себя лучшим в мире паладином, быстро распространился среди обитателей Азерота. Athene объяснял, как быть «настоящим Pro», играл в WoW на камеру под музыку My Heart Will Go On («Я побеждаю, а вы тонете, ребята, вы тонете!») и говорил довольно странные вещи - например, объявлял едой настоящих профессионалов… брокколи. Поначалу трудно было понять, шутит он или говорит серьезно. Кое-кто объявлял его сумасшедшим. Многие видели в нем воплощение «тупого паладинства» или же тонкий стеб над «профессиональными игроками». Ролик стал накручивать миллион за миллионом просмотров.
Рядом с «лучшим в мире паладином» всегда отирался молчаливый парень, голый по пояс и в странной фуражке. Он называл себя Furious («Яростный»), а сам Athene говорил о нем как о бойфренде, вызывая обоснованные подозрения, что их отношения не вполне дружеские. Но позже в роликах появилась симпатичная безымянная девушка, которую «паладин» именовал «Моя сучка» (My Bitch), и игровое сообщество с облегчением выдохнуло.
Что особенно забавно, у Athene действительно был неплохой рейтинг на игровой арене. Позже, с релизом WotLK, «лучший в мире паладин» подтвердил свой титул, первым в мире добравшись до 80-го уровня. Правда, Blizzard решила, что он сжульничал, и забанила его персонажа к большому неудовольствию игроков. Потом Athene еще некоторое время публиковал записи о WoW, но интерес к нему уже пошел на спад.
Сейчас на официальном YouTube-канале AtheneWins продолжают выходить новые ролики с участием него самого, «Яростного», «Моей сучки» и других персонажей. Но похоже, что с WoW наш герой завязал еще на заре Cataclysm.
Помни о Халаа
Вообще-то мировое региональное PvP появилось еще в изначальном, «ванильном» WoW, но лучше всего оно было реализовано в The Burning Crusade на зеленых холмах Награнда, где Орда и Альянс сражались за город Халаа.
[[BULLET]] То, что раньше снаряжение было лучше, подтвердили и сами разработчики, введя трансм… трансогри… в общем, смену внешнего вида брони.
Город был устроен на острове, к которому вели четыре моста. Охраняли остров эльфы крови, если он был ордынским, и дренеи, если он был в руках Альянса. Били они не очень больно, но были настолько отожраны, что ковыряли их часами. Поэтому игроки шли другим путем. Для выноса охранников существовали четыре «аэродрома», с которых можно было полететь на грифоне или мантикоре на «бомбардировку». С помощью огненных бомб охранники уничтожались легко — это было особенно удобно делать, если кто-нибудь собирал их в одном месте и там держал, пока сверху летели бомбы. Само собой, на первом этапе боя основная борьба шла за аэродромы. Враг захватывал их и отправлялся в полет, а союзники должны были «отключать» их и подлавливать тех, кто возвращался с бомбежек.
Воевали за город много. Фракция, которой удавалось его захватить, получала не только престиж и прибавку к урону, но и возможность обменивать найденный в Награнде алмазный порошок на ценные призы, среди которых было оружие, снаряжение, сумки, профессиональные чертежи и ездовые козлы. А идеи, отработанные в Халаа, позже легли в основу концепции озера Ледяных оков.
Охота на твинка
Эпоха Пылающего похода запомнилась еще и обилием твинков — героев, которые не поднимаются выше определенного уровня (обычно 19-го или 29-го) и снаряжаются всем наилучшим, чтобы потом чуть ли не единолично побеждать на полях сражений.
[[BULLET]] Мультимаг. Которая из них настоящая? Все!
Когда в Ущелье песни войны появлялись эти суперсолдаты, другие игроки просто превращались в статистов, а победа частенько зависела от того, на чьей стороне было больше твинков. Кроме того, твинки могли иногда совершенно спокойно забороть в дуэли героя, который был уровней на десять старше. За все это их не любили.
Публика постоянно требовала от Blizzard запретить твинководство, и позже твинков действительно запретили, вынудив либо расти в уровне, теряя преимущество по одежде, либо сражаться с другими твинками, а не с обычными персонажами. Кроме того, фирменную одежку твинков сильно ослабили, и со временем они почти пропали как явление.
Смертельные «мультики»
Но в эпоху The Burning Crusade были и более удивительные персонажи, чем твинки. Мультибоксеры — игроки, запускавшие сразу несколько окон WoW и игравшие одновременно за нескольких персонажей, которые бегали вместе и копировали действия друг друга. Существовали мультибоксеры и до Пылающего похода, и даже до World of Warcraft. Но именно во времена The Burning Crusade их стало больше всего. Причин тому было две. Во-первых, появились компьютеры, способные без труда держать в памяти и обрабатывать данные с пяти копий WoW. Во-вторых, игровая механика TBC сильно благоволила твинкам, что позволяло им проявлять настоящие чудеса в PvP, опустошая поля сражений и завоевывая высокие рейтинги на Аренах.
[[BULLET]] Поймали трех скатов Пустоты — теперь на веревочках тащим их в скатоприемный пункт.
Само собой, на «мультиков» жаловались. Их считали вселенским злом и часто путали с ботами. Однако если твинки в конце концов напросились, то с мультибоксерами Blizzard поступила мягче — в следующих дополнениях она изменила правила игры так, чтобы команды твинков уже не могли заниматься серьезным PvP и раздражать публику.
Семь квестов на неделе
Поющие кристаллы Огрилы. Ловля летающих скатов. Полеты среди деревьев Скеттиса. Драконы Крыльев Пустоты. Для того, кто прошел через The Burning Crusade, эти слова означают многое. И объединяет их концепция, которая впервые появилась именно в этом дополнении, — ежедневные квесты. Задания, в которых каждый мог заработать сотню-другую золотых монет, поднять репутацию и даже получить в награду красивого синего дракона. Тысячи игроков облетали Огрилу, Скеттис и кряж Крыльев Пустоты, чтобы вернуться туда завтра, послезавтра — и еще много-много раз.
Теперь эти области пустынны. С приходом Короля-лича за ежедневные квесты Запределья перестали давать хоть сколь-нибудь значимые деньги. Но больше всего жаль не их, а забытый остров, что к северу от Лордерона, Кель’Талас. Вы помните его? Помните, как под занавес TBC туда ринулись игроки, чтобы остановить новое нашествие демонов и попутно поднять деньжат?
[[BULLET]] А все ли Отрекшиеся помнят, что раньше их город охраняли вот такие зеленые големы?
Это был прекрасный остров, и на каждом игровом сервере его постепенно отвоевывали у демонов в течение многих дней, общими усилиями приближая победу и открывая героям путь к Солнечному колодцу. В те дни на острове толпились сотнями, мешая друг другу делать ежедневные квесты и воруя друг у друга монстров.
А что теперь? О, с Кель’Таласом все хорошо. Остров никуда не делся. На нем по-прежнему бродят демоны, с неба падают эльфийские птицы, а по берегам ползают наги. Но из игроков там нет больше никого. Остров забыт и заброшен.
Трагедия Подгорода
На эпоху The Burning Crusade пришлось памятное отечественным игрокам событие — русская локализация World of Warcraft. Была она сделана на очень высоком уровне, и разработчики долго и тщательно отлавливали все обнаруженные баги. Но после локализации многие игроки с удивлением обнаружили, что красиво и таинственно звучащие на незнакомом языке названия в переводе звучат смешно и несуразно. Отдельные знатоки вспоминали, что им говорили в школе, и кричали, что имена собственные не должны переводиться и Ironforge должен оставаться Айронфорджем, а не Стальгорном. Некоторые вообще обвиняли переводчиков в том, что они превратили «суровый и мрачный мир» в цирк, даже не догадываясь, что мир WoW для носителей языка всегда был пародией.
[[BULLET]] Группа Tauren Chieftain исполняет бессмертный хит Power of the Horde.
Но больше всего было шума вокруг превращения Undercity в Подгород. Несмотря на то, что этот перевод вполне очевиден, нашлись те, кто на полном серьезе утверждал, что «Undercity» — это мрачно и зловеще и перевод должен быть таким же.
Шоу должно продолжаться
Шаттрат. Многим этот город не нравился, кому-то он казался слишком большим. Но многие до сих пор с ностальгией вспоминают его порталы и лифты, полуразрушенные бедные кварталы Нижнего города, высокие ярусы Алдоров и Провидцев и, конечно, экскурсию, которую по просьбе волшебника Хадгара устраивал каждому игроку элементаль-экскурсовод. Город был полон жизни и в эпоху The Burning Crusade, и даже потом. Окончательно убил его Cataclysm, лишив порталов и статуса транспортного узла. Теперь его навещают лишь те, кто качается с 60-го до 70-го уровня.
Больше всего в этом городе нам запомнились концерты в таверне. Вы когда-нибудь были на выступлении рок-группы Tauren Chieftain? Они исполняли на сцене свои песни, и в период расцвета Шаттрата там всегда собирался народ. Подпевали и танцевали и Орда, и Альянс. Кроме музыкальной группы, в таверне время от времени выступал весьма средний комик Перри Гатнер. Но даже его интересно было послушать.
И «Таурены», и Перри Гатнер выступают там и сейчас. Но они выступают перед пустым залом. Публика ушла уже два года назад, и лишь артисты продолжают возвращаться и делать свое дело, ведь шоу должно продолжаться.
Летательная подзорная труба
Одним из самых необычных и забавных случаев в «ванильном» World of Warcraft стала мания полетов на подзорной трубе. В один прекрасный день в крупных городах Азерота вдруг обнаружились игроки, которые умели, подпрыгнув в воздухе, в нем зависнуть. Они аккуратно подпрыгивали все выше и выше - и иногда падали, но потом снова начинали долгий путь наверх.
Поначалу никто из «летунов космических» не хотел выдавать своего секрета, но потом выяснилось, что они использовали эксплойт, связанный с предметом Украшенная подзорная труба. Если игрок щелкал по ней и одновременно подпрыгивал, то в момент срабатывания приближения картинки его персонаж подвисал. Аккуратно повторяя прием, можно было забраться сколь угодно высоко. Герои могли даже призвать ездовое животное и гордо стоять на нем. Но стоило лишь сделать шаг или обычный прыжок, как персонаж падал на грешную землю. Правда, таким способом все-таки можно было попасть в недоступную область, если начать «взлетать» рядом с ее краем.
Аукционные цены на подзорные трубы мгновенно взлетели вдесятеро. Инженеры неплохо на этом нажились, а народ стал парить в воздухе толпами. Гейммастера, увидев такое безобразие, схватились за головы и начали раздавать наказания. Те, кто летал для развлечения в людных местах, отделались предупреждениями, а эксплойт был оперативно ликвидирован.
World of Warcraft
Начало начал
Далеко не все из ныне играющих в WoW застали начало эры, которую еще называют Vanilla WoW. Из-за этого не стихают споры о том, когда же игра была лучше — в те далекие времена или сейчас. И хотя золотым веком игры считается The Burning Crusade, оригинал тоже немало стоил. Он был очень хорош, но многого требовал от игрока, взамен давая ему полезные навыки и воспитывая настоящих бойцов.
В те далекие времена на развитие до 60-го уровня требовались месяцы. На карте не отмечались места выполнения заданий, а квестовые вещи не светились — в сложных ситуациях спасал лишь сайт Thottbot (пращур современного Wowhead). Тогда крутыми считались огненные чары на оружии, а для обучения наложению чар приходилось спускаться в подземелье Ульдаман. Притворившиеся мертвыми охотниками могли умереть на самом деле. И в мире тогда не было никакой погоды.
К подземельям надо было бежать ножками, и путь Альянса к Алому монастырю был долог и опасен. Классам-гибридам (друидам, паладинам, шаманам) позволялось только лечить. На лошадь можно было взобраться только на 40-м уровне, да и то лишь опытный игрок мог скопить достаточно денег, чтобы ее купить. Ненакормленный вовремя питомец норовил напасть на охотника. Дышать под водой можно было всего минуту (и только нежить могла нырять дольше). Друиды могли воскрешать павших лишь один раз в час. Паладинам и колдунам, чтобы добыть коня своего класса на 60-м уровне, надо было выполнить сложный квест с посещением не одного подземелья. Тернистая долина была местом смерти и не просто так называлась «Вьетнам», ведь тогда не было очков чести, PvP шло в чистом поле.
А когда очки чести появились, еще не было полей сражений, так что Альянс и Орда схватывались стенка на стенку на нейтральной полосе между Мельницей Таррен и Южным берегом.
Зато вещи тогда выглядели красиво и эпический наряд действительно был объектом для зависти. Альянс и Орда могли худо-бедно объясняться, прибегая к псевдографике, составленной из знаков препинания. Огры были толще, а суккубы носили меньше одежды (это действительно так — вместо «купальника» на них были одни «бикини»). Из метро можно было унести квестовую флейту и играть на ней, удивляя окружающих мелодичными звуками. Держатели таверн сообщали игрокам, какие подземелья подходят им по уровню. И путь в рейды на самых опасных боссов был доступен лишь избранным (только под занавес «Ваниллы» игроки начали ходить в Ан’Кираж и в Зул’Гуруб не гильдиями, а сборными рейдами).
Вы — настоящий ветеран, если вы помните…
Если вы помните хоть несколько вещей из этого списка, то точно можете называть себя ветераном World of Warcraft. Проверите себя? Поскольку в те далекие времена игра была английской, часть названий мы дадим без перевода. Итак, помните ли вы…
1. Эльфийскую «Дорогу смерти» из гавани Менетил в Стальгорн
2. Жрецов, которые могли заклинанием Mind Control утопить врага или скинуть его с высоты
3. Эпидемию казино, которые были позже запрещены разработчиками
4. Охотников, которые должны были отманивать Генерала Дракиссата, пока рейд убивал двух его лейтенантов
5. Забег в Blackrock Depths на доступ в рейдовое подземелье Molten Core
6. Жуткую комнату с возрождающимися ордами дварфов в Blackrock Depths
7. Ферму Пеппериджа
8. Эпидемию «порченой крови» Хаккара
9. Сложный жреческий квест на эпический посох Anathema/Benediction
10. Ловлю квестового посланника Братства справедливости (Defias messenger) по всем дорогам Западного края
11. Розыск в Мертвых шахтах непутевого игрока, который затерялся среди поворотов и не смог найти дорогу в инстанс
12. Эпическое сражение на пирамиде Зул’Фаррака
13. Гонг в Зул’Фарраке, сражение с могучей Газриллой и достойную награду — Морковку-на-палочке
14. Рейдовый квест Order Must Be Restored, бодрую атаку и всеобщую гибель от орды призванных скелетов
15. Странный объект «Кровь невинных» (Blood of the Innocent) и внезапный неприятный сюрприз при попытке взаимодействовать с ним
16. Классовые квесты в Азшаре на получение аксессуара Royal Seal of Eldre’Thalas
17. Вопль гильдейского шкуродера: «Loot the dog!» («Подберите уже добычу с собаки!»)
18. Смерть от внезапно подкравшегося дьяволзавра среди влажных лесов Ун’Горо
19. Вызов Ледяного лорда на поле битвы в горах Альтерака
20. Долгую работу над репутацией с медведями Timbermaw для того, чтобы пройти через их пещеру
20. «Крутящийся шарик» (Swirly Ball) — человеческо-разбойничье умение «Обнаружение ловушек»
22. Таланты Wand Mastery у жрецов и магов и Lacerate у охотников
23. Поход в подземелье UBRS — и у самой двери… внезапное осознание, что ни у кого нет ключа
Вам это знакомо? Тогда вы — ветеран World of Warcraft. Но есть игроки и старше вас — те, кто помнит эпоху предтеч, бета-тест World of Warcraft. Тогда у тауренов не было ездовых зверей, они обходились умением Plainsrunning («Бег по равнинам»). Система отдыха тогда работала наоборот — она не награждала за возвращение, а наказывала за слишком долгую игру, обрезая поступающий опыт. А Отрекшиеся тогда были настоящей нежитью и соответствующим образом реагировали на заклинания паладинов и жрецов.
Но кем бы все мы ни были — ветеранами ли «Ваниллы», покорителями ли Запределья или Нордскола, — мы не забудем того, что нам подарил World of Warcraft. Даже если набег панд изменит игру до неузнаваемости, мы не станем жаловаться на то, что прежнего мира и прежних приключений уже нет. Мы скажем спасибо за то, что они были.