Rayman Origins
За последние годы все мы уже как-то свыклись с мыслью, что двухмерные платформеры — это только для инди-разработчиков. Затраты на создание гораздо меньше, чем у больших проектов, а средств самовыражения даже больше, чем в «полноценной» игровой индустрии. Попробовал бы кто отправить на розничные прилавки красивый трехмерный блокбастер о том, как маленького мальчика постоянно давят камнями, съедают зубами, разрывают на части или буднично насаживают на шипы, — несчастного издателя всем миром затаскали бы по судам. А вот в качестве небольшого, вроде бы несерьезного платформера Limbo чувствует себя прекрасно. Мы уж молчим про плоды не совсем, видимо, ординарного мозга Эдмунда Макмиллана (Super Meat Boy, The Binding of Isaac).
Другое дело, что иногда в эту нишу заглядывают и крупные компании, вспоминая свое славное восьми- и шестнадцатибитное прошлое. SEGA вовсю старается вернуть Сонику его былое величие, Nintendo внезапно вспомнила, что, помимо Марио и Зельды, у нее в закромах есть превосходная серия Donkey Kong Country, ну а французы из Ubisoft вытащили на свет божий своего маскота — забавного пацана Рэймена.
Что-то вспоминается
На просторах нашей родины Rayman никогда не пользовался популярностью, в отличие от тех же Соника и Данки Конга. Многие помнят его имя в названии хулиганского сборника мини-игр Rayman Raving Rabbids , но не более того. Лишь единицы самых просветленных и образованных знают, что Рэймена придумал французский геймдизайнер Мишель Ансель, а первая игра с его участием вышла на PlayStation в 1995 году. Там тинейджеровского вида паренек без шеи, без рук и без ног, но с независимыми от тела головой, кистями и ступнями, бродил по двухмерным красочным уровням и, как водится, спасал мир от каких-то темных, но симпатичных чудовищ.
[[BULLET]] Иногда кажется, что художники слегка переборщили с веществами, изменяющими сознание. Впрочем, даже если оно и так, игре это пошло только на пользу.
В принципе, в Rayman Origins образца 2011 года предстоит заниматься примерно тем же самым. Сюжетом особенно проникнутся жители славных панельных домов советской постройки. Рэймен с друзьями расслаблялся на природе, при этом вся компания нахрапывала такой зажигательный бит, что очень мешала обитательнице нижнего этажа, мертвой пенсионерке Варваре Никифоровне. Стук по «батарее» компашка Рэймена восприняла как сигнал к действию и только сделала «музыку» погромче. За что и поплатилась: старушка из ада взбеленилась и стала страшно мстить молодежи. Но вместо того, чтобы вызвать полицию, ушлая бабулька быстро организовала ударную группу из жителей загробного мира и заточила в клетки улыбчивые розовые шарики явно женского пола, которые отвечают за гармонию во всем мире. Можете даже поискать во всем этом балагане глубокий философский подтекст, но советуем не слишком увлекаться, так как разгребать проблему, как обычно, предстоит вам.
16+16+16 бит
Хотя «проблемой» назвать хоть что-то в этой игре язык не поворачивается. Она позитивна до последнего пикселя и постоянно излучает радость и веселье, даже когда Рэймен попадает в ад, где черти в огромных котлах готовят похлебку из грешников. Причем в отличие от многих других как бы двухмерных игр, где все декорации и герои на самом деле объемные, Rayman Origins действительно выглядит как старый добрый, нарисованный вручную плоский платформер. И в этом заключается львиная доля его шарма: игра безумно красива, каждый из шести ее миров выполнен с величайшим вниманием к деталям и радует такими великолепными пейзажами, что иногда даже останавливаешься на минутку полюбоваться красивейшим ливнем в джунглях или захватывающим дух подводным миром. И это не пустые слова: такую великолепную работу художников и аниматоров в двухмерных играх мы последний раз видели… пожалуй, никогда.
[[BULLET]] Кооперация в действии! Кстати, обратите внимание на пейзаж нечеловеческой красоты.
Оставаясь по сути классическим двухмерным платформером, Rayman Origins играется вполне по-современному. Сложность наращивается постепенно: если первые уровни пролетаются с минимальными усилиями, то к середине игры уже приходится слегка попотеть, чтобы добраться до финиша, а ближе к ее концу наблюдаешь лопающегося, как мыльный пузырь, Рэймена по десять раз кряду.
Но, что самое удивительное, это ни капли не раздражает, потому что сложность никогда не перешагивает за разумный предел. Фактически игрок сам раскладывает перед собой грабли, пытаясь собрать как можно больше желтеньких феечек (играют роль монеток-бонусов) и найти все секреты, которые в изобилии спрятаны на уровнях. При этом жизни бесконечные, а чекпойнты расставлены с королевской щедростью.
Заскучать от однообразия тоже не получается при всем желании. В каждом из миров Рэймен обзаводится новыми способностями, а уровни под них подстраиваются, предлагая заняться чем-то новым. Сначала наш герой обучится больно бить кулаком в глаз, затем — парить над землей, раскручивая волосы, как пропеллер. Потом добрые феи с пышными формами одарят его способностями к дайвингу, ходьбе по стенам и даже изменению собственных размеров. В конце каждого мира Рэймену на помощь приходит большой розовый комар, и игра на пять минут превращается в натуральный скролл-шутер. А в секретных уровнях вам встречается глазастый сундук, который думает (впрочем, совершенно правильно), что Рэймен сейчас поставит ему фингал под единственным оком, и начинает со страшной силой убегать, попутно готовя герою ловушки на скорую руку.
Сообразить на двоих
Раз уж подражать классике, то подражать до конца. А какой двухмерный платформер обойдется без возможности играть вмногером? По последней моде Rayman Origins одновременно можно проходить вчетвером, причем не в онлайне (сетевого режима вообще нет), а за одной приставкой и без разделения экрана на маленькие прямоугольнички (вспоминайте, вспоминайте «Сегу» и «Денди»). Так что игра очень способствует живому общению. Четверка героев мечется по уровню, иногда помогает друг другу, выстраивая живые башни, чтобы дотянуться до особо недоступных бонусов, но чаще — мешаясь, дурачась и путаясь под ногами, получая в процессе море положительных эмоций. По количеству позитива игра может запросто поспорить с LittleBigPlanet.
[[BULLET]] Страшно? Нам тоже страшно весело.
Однако, как нам кажется, лучше всего в Rayman Origins играть вдвоем. На роль напарника в принципе подойдет любой человек — от младшего брата до любимой второй половинки. В этом случае вы сможете и показать неплохие результаты, отыскивая секреты, и при этом насмеетесь от души.
Очень здорово, что Rayman Origins появился так близко к Новому году. Хоть снега в мире Рэймена и немного, а елок нет вообще, вряд ли какая другая игра уже почти ушедшего года может подарить настолько же праздничное, светлое настроение. Многие, особенно видавшие виды игроки, часто жалуются на засилье однообразных мрачных блокбастеров, которые чуть ли не лопаются от собственной напыщенности. Rayman Origins — ваш лучик в темном царстве. Смешная, добрая, красивая и при этом увлекательная, сделанная по современным стандартам игра, которая удачно прикидывается классическим двухмерным платформером.
Реиграбельность:
Классный сюжет:
Оригинальность:
Легко освоить:
Геймплей:
8
Графика:
9
Звук и музыка:
9
Интерфейс и управление:
9
Дождались?
Лучший двухмерный платформер года, в который одинаково интересно играть как одному, так и вчетвером. По совместительству — прекрасное лекарство от скуки и депрессии.
Рейтинг «Мании»: 8,5
«Отлично»