Diablo III
Статья опубликована в ноябрьском номере журнала «Лучшие компьютерные игры». Напомним, что материалы по онлайновым играм размещаются на «Игромании ХР» в течение четырех недель после выхода нового номера ЛКИ в розничную продажу.
На XP появятся (или уже появились) следующие статьи из ноябрьского «ЛКИ»: превью The Secret World и Grimlands, продолжение «Учебника гильдмастера» по World of Warcraft, обзор осеннего обновления World of Tanks, а также руководство по игре за волшебника в Aion.
От редакции «Игромании ХР». Первым делом — предвосхитим вопросы в духе «как Diablo попал на страницы сайта по онлайновым играм?!».
По правде говоря, нам появление Diablo III на чисто онлайновых просторах «Игромании XP» видится чрезвычайно логичным. Начать с того, что если бы не Diablo II с ее неоднократно воспетым кооперативом и фирменной близзардовской Battle.Net, сегодня с нами не было бы World of Warcraft – опыт работы над Diablo во многом предопределил существование мира Военного Ремесла. А сегодня, после успешных WoW и искренне привязавшейся к онлайну StarCraft 2 , разработчики пошли дальше и сделали из Diablo III нечто вроде ма-а-а-ахонькой MMORPG. Еще не massively, не обязательно multiplayer, но совсем уже online. Вплоть до того, что все расчеты в игровой механике производятся на серверах компании.
Решение Blizzard ожидаемо подняло волны негодования со стороны поклонников. Насколько целесообразна железная привязка игры к сети – вопрос сложный, и вполне вероятно, что в ближайшее время мы рассмотрим его в одной из статей на XP. Следите за эфиром!
Выход третьей части Diablo в очередной раз перенесли — теперь ждать ее стоит не раньше 2012 года. Тем временем компания Blizzard запустила закрытый бета-тест, предлагающий пройти небольшой кусочек сюжетной кампании — буквально до первого же именного босса. Чистого игрового времени на это требуется часа полтора (а при повторном прохождении — и вовсе минут сорок), но этого срока вполне хватает, чтобы составить первые впечатления.
Декард Каин терпеливо ждет, когда его наконец спасут.
На деревеньку Тристрам вновь обрушились неприятности — на сей раз в виде огромного метеорита, который ухнул прямиком в центр кладбища неподалеку от усыпальницы короля Леорика. Звездный камень обладал огромным магическим потенциалом. В результате его воздействия мертвецы полезли из могил, окрестная живность начала мутировать, а на мирное население напустилась чума, превращающая людей в безмозглых зомби. Да и король Леорик не стал отлеживаться в склепе и тоже предпочел восстать и возглавить армию нежити, взяв себе немного знакомый псевдоним Король-Скелет. Забегая немного вперед, скажем, что именно он и станет тем самым боссом, по факту убийства которого завершится бета-версия, но пока…
Мимо деревушки как раз проходил бродячий герой, который еще не подозревал, что ему предстоит в очередной раз спасти мир.
Место встречи изменить нельзя
Герой, кем бы он ни оказался — странствующим монахом, замкнутой охотницей на демонов или только-только спустившимся с гор варваром, появляется в двух шагах от Тристрама, на старой дороге, ведущей к этому богом забытому поселению. С момента событий первых двух частей деревушку отстроили заново, сместив немного к юго-западу, но знакомые места угадываются и в архитектуре, и в музыкальных переливах, представляющих собой аранжировку заглавной темы из первой Diablo.
Группа добралась до последнего босса бета-версии. Жить ему осталось совсем недолго.
Первые сражения на пути к воротам дают представление о слегка изменившейся механике игры. Во-первых, заметно снизился темп боя — во всяком случае, в Diablo II мышью приходилось щелкать чаще. Во-вторых, помимо двух основных ударов (умений, заклинаний), за которые традиционно отвечают левая и правая кнопка мыши, появилась возможность назначить что-нибудь еще на клавиши от единицы до пятерки. На эту дополнительную панель удобно помещать зелья, а также относительно редко используемые навыки — например, вызов собак у колдуна или установку ловушек у охотника на демонов.
НА ЗАМЕТКУ: разработчики придумали несколько странное ограничение на количество одновременно используемых умений — изначально пользоваться можно только двумя, на шестом уровне становится доступно третье, на двенадцатом — четвертое, и так далее вплоть до шести на тридцатом. Вот и приходится на первых порах обходиться всего парой самых действенных ударов, игнорируя вспомогательные умения вроде перекатов и усиливающих аур.
Всего этих умений будет доступно по тридцать для каждого классу. Выбирать что изучать, а что нет, не приходится, они все открываются последовательно, по одному на каждый уровень. Аналогично не приходится растить и характеристики — игра сама раскидывает пять получаемых очков на свое усмотрение, как в World of Warcraft. Хотите усилить конкретные параметры — будьте любезны подбирать соответствующую экипировку.
Унести бы сразу всё
Трофеи, как и прежде, валятся из противников тоннами. Но сладить с этим изобилием стало гораздо проще из-за поменявшегося инвентаря. Во-первых, он стал вместительнее, а во-вторых, все предметы (даже копья и двуручники) занимают в нем не более двух клеток. А всякая мелочь вроде поясов и колечек — и вовсе одну.
Золото больше не надо собирать, «выщелкивая» мышью, — достаточно пробежать по лежащим монеткам, и они сами запрыгнут в кошелек.
Зелья здоровья теперь складируются в одну ячейку, но встречаются реже — частично их вытеснили лечебные шарики, усваиваемые героем прямо на поле боя. Они, как и прочие трофеи, выпадают из поверженных противников, однако взять их с собой нельзя — только наступить и тут же получить прибавку к здоровью. В пылу сражения они приходятся очень кстати — особенно для персонажей, ориентированных на ближний бой: одолели волну противников, тут же «подзарядились» выпавшими шариками и приступили к следующей.
НА ЗАМЕТКУ: отпала и необходимость оттаскивать награбленное торговцу в город. В распоряжении героя очень скоро появляется котелок, преобразовывающий предметы прямо в золото, а позднее и волшебный кубик, разбирающий их на составные части, пригодные для ремесленничества. Ну а если в город таки действительно надо — поможет «камень возвращения», который заменяет томик со свитками портала.
К смерти главного героя разработчики относятся все легкомысленнее. Если в Diablo II и World of Warcraft хотя бы надо было добежать до собственного трупа, здесь гибель грозит только десятипроцентным штрафом к прочности снаряжения и возрождением на последней контрольной точке. При этом все убитые противники таковыми и останутся — и, по сути, игра просто продолжится с того же места.
Новый инвентарь. Простой, понятный и вместительный.
Выход из игры, как и во второй части, приводит к полному «сбросу» всех изведанных локаций — на них снова появляются монстры и трофеи. Прогресс, как и прежде, сохраняется только по мере выполнения квестов и открытия новых телепортаторов — только теперь эти события стали происходить заметно чаще. Квестов стало не в пример больше. Местные жители постоянно чего-то хотят, и вместо шести «больших» поручений нам приходится выполнять множество мелких — будь то защита деревеньки от атаки мертвецов или помощь кузнецу в убийстве собственной зараженной жены.
Помимо цепочки сюжетных квестов, встречаются и задания побочные — обычно в глубинах подземелий, где какой-нибудь неупокоенный призрак попросит героя выполнить его последнюю волю. Но они, как и сами подземелья, генерируются случайным образом — спустившись в тот же склеп другим персонажем, вы можете никого там не обнаружить.
НА ЗАМЕТКУ: у некоторых сюжетных квестов есть дополнительные условия. Например, убить не только указанного босса, но и троих его приспешников, которых нужно еще отыскать. За их выполнение герой получит дополнительную награду.
На неведомых дорожках
Локации в Diablo III сильно уменьшились в размерах — во всяком случае, смена декораций теперь происходит чаще. Окружение приобрело дополнительную индивидуальность — если Diablo II за что-то и можно было попрекнуть, так это за бесконечные и очень одинаковые джунгли третьего акта.
Теперь же местность не только постоянно меняется, но и всячески используется монстрами для эффектного появления в кадре. Живые мертвецы выкапываются из могил и вылезают из трещин в земле, скелеты выскакивают из саркофагов и собираются из костей прямо под ногами.
Если лопнуть этого толстяка в скоплении противника… …от взрыва полягут все.
Появились и интерактивные объекты, помогающие расправляться с противниками, — на них можно обрушить люстру или завалить камнями, задев непрочную стену. За это, кстати, положен небольшой плюс к опыту — как за особо эффектное убийство.
НА ЗАМЕТКУ: длинные серии непрерывных убийств, а также несколько монстров, убитых одним ударом, принесут дополнительный опыт.
Приятное разнообразие проявили и противники. Помимо всяческих «заколдованных» особей, бьющих огнем, холодом или просто усиливающих всех вокруг, мир Diablo III населяют и враги, к которым может потребоваться индивидуальный подход. Например, скелеты прикрываются щитом — их нужно либо бить сзади, либо надеяться, что один из ударов пробьет блок. Или сшитое по кускам чудище-«гротеск», которое оглушительно взрывается после смерти и исторгает на землю опасных трупных червей. В принципе, особых противников тоже можно брать «в лоб» — особенно если герой хорошо экипирован, — но знание сильных и слабых стороны монстров позволяет убивать их быстрее и эффективнее.
Ближайшие родственники
Чародейская молния действует точь-в-точь как и ее аналог в Nox… …да и местные бесы до боли напоминают урчинов оттуда же.
Как ни странно, на уровне ощущений Diablo III стала напоминать своего ближайшего конкурента — Torchlight. Возможно, в этом виноват переход в 3D, быть может, это следствие того, что обе игры пытаются решить одну и ту же задачу (перевод Diablo-подобной механики на современные рельсы), но и физика движения персонажей, и ритм боя очень похожи. Даже в графической составляющей угадываются сходные мотивы — с поправкой на то, что Torchlight стилизована под мультфильм, а в Diablo III преобладают мрачные краски.
И в то же время третья Diablo заставляет вспомнить об еще одном своем «подражателе» — Nox от студии Westwood. Там управление персонажем осуществлялось мышью, а левая рука при этом лежала на клавиатуре и отстукивала комбинации заклинаний и приемов — а ведь Diablo III сейчас управляется именно так. Ну, или почти так…
Парадокс же заключается в том, что раньше эти игры обвиняли в том, что они очень похожи на Diablo, и называли обидным словом «клон». Сейчас же у них с Diablo стало еще больше общего, но теперь уже не они на нее похожи, а она — на них!
Иногда происходящее начинает сильно напоминать Left 4 Dead.
* * *
Впечатления от пройденной и перепройденной бета-версии остались исключительно положительные — да, перед нами снова король. Diablo III не утратила ни грамма того обаяния, которое всегда было свойственно серии. Здесь все еще работает принцип «ну, еще один уровень — и спать», хотя, казалось бы, простое «защелкивание» монстров мышкой должно было надоесть уже минут через двадцать. К тому же разработчики повымели из игры все раздражающие элементы — необходимость постоянно возвращаться в город или возможность неправильно развить персонажа, — оставили только игровой процесс в предельной своей концентрации. Простой, может быть, даже примитивный, но при этом удивительно затягивающий.
Мы надеемся Мы сомневаемся
Убить Diablo II может только Diablo III. И, кажется, так оно и произойдет — в третьей части осталось все, чего ждут от серии игроки, и добавилась масса нового.
Серия пошла по пути упрощения. В мире Diablo III не встретишь ни одного серьезного противника. Не хватает соревновательного элемента, который скорее всего сведется к сбору уникального снаряжения, и только.
[Персонажи](javascript:;)
Варвар
Высокогорный громила, наделенный недюжинной физической силой. Очень похож на варвара из Diablo II — тоже умеет напрыгивать на противника, таскать в каждой руке по оглобле с себя ростом и что-то ободряюще орать, временно повышая характеристики себе и сопартийцам. Ориентирован на ближний бой и проблем от этого не испытывает — из-за огромного наносимого урона обычно крушит противника прежде, чем тот успеет его хотя бы поцарапать. Вместо маны использует ярость — ранения и некоторые из ударов повышают ее уровень, прочие же умения тратят. В спокойном состоянии ярость уходит сама по себе — чтобы быть в форме, варвар должен постоянно сражаться.
Монах
Боец ближнего боя, по совместительству — групповой лекарь. Вообще, его умения больше всего ориентированы именно на совместное прохождение — именно монах распространяет вокруг себя усиливающие ауры. Но это вовсе не означает, что ему плохо живется в одиночку. Благодаря копеечному заклинанию лечения убить его практически невозможно — только всегда держите кнопку под пальцем. Ну а знание боевых искусств позволяет быстро-быстро осыпать врагов сериями ударов, складывающимися в комбинации. Единственный нюанс — сражающийся голыми руками монах (или деревянной палкой) несколько медленнее наносит урон, и расправа с большим количеством противников может затянуться. Там, где варвар уже топнул бы ногой, махнул вокруг себя дубиной и побежал дальше, монаху приходится «обрабатывать» каждого вручную. В качестве энергии пользуется собственным духом , который восстанавливается как сам по себе (но медленно), так и при использовании некоторых приемов.
Колдун
Никогда не путешествует в одиночку — уже с самого начала у него есть заклинание призыва трех демонических собак, которые не дохнут со временем и постоянно сопровождают хозяина. Колдун предпочитает скорее дальний бой, хотя куколка Ванги в руке мешает ему управляться с луками. Зато совершенно не препятствует плевкам ядовитыми дротиками из духовой трубки (одно из первых умений) и использованию всяческой магии, в основном проклинающе-заражающего свойства. В дальнейшем учится призывать на помощь и других существ, но только на время. Ману (которая у него единственного так и называется — «мана») колдун восстанавливает очень медленно и вынужден экономить.
Охотник на демонов
Боец дальнего боя, во многом полагающийся на скорость и маневренность. Вооружается, как правило, арбалетами — одним двуручным или парой маленьких, «кулачных». В бою непрерывно двигается, стараясь держать дистанцию. Для этого у него в умениях числятся различные кувырки и отскоки, а также мощный арсенал ловушек — замедляющего, отравляющего и иного полезного толка. Легко расправляется с толпами противников, закидывая их гранатами или «блуждающими» стрелами, насквозь прошивающими несколько целей. Имеет сразу два вида «маны»: красная, ненависть , восстанавливается очень быстро и рекомендуется к регулярному использованию, а синяя, послушание , восстанавливается по чуть-чуть, тратится влет и обычно приберегается для тяжелых случаев.
Чародей
Стихийный маг, который жжет, морозит и бьет током. Как ни странно, обладает широким выбором заклинаний, ориентированных на ближний бой, что плохо сочетается с отвратительной живучестью (впрочем, она частично компенсируется обилием защитных заклинаний). На расстоянии не позволяет противникам к себе даже приблизиться, сжигая их целыми пачками и примораживая к земле самых ретивых. В бою применяет вполне традиционную ману, разве что фиолетового цвета и именуемую «тайной энергией». Восстанавливается она едва ли не моментально и может иссякнуть, только если чародей пользуется заклинаниями непрерывно. Достаточно изредка перемежать магически атаки выстрелами из посоха, чтобы никогда не испытывать в ней недостатка.
[Сетевая игра](javascript:;)
Флаги персонажей позволяют моментально переместиться в подземелье к напарнику.
Diablo II не была бы и вполовину столь популярной, кабы не возможность кооперативной игры посредством службы Battle.net. Коллективные забеги пришлись по вкусу миллионам игроков, и нет ничего удивительного в том, что в Diablo III разработчики решили сделать основной акцент именно на них.
Собственно, в главном меню нет даже кнопки «Сетевая игра» — она таковой считается по умолчанию. Можно разве что ограничить доступ другим игрокам, создав «приватную» игру, но и туда вы вольны в любой момент пригласить друга через менюшку social. Две другие опции — создание кампании, к которой могут по собственному почину присоединяться либо только друзья, либо вообще кто угодно.
Как только в игре появляется кто-нибудь еще, все монстры на карте тут же становятся пропорционально сильнее и крепче. Но играть все равно делается только проще и веселее — хорошо слаженная команда проходит сквозь толпы защитников, как Обеликс сквозь римлян. Ролевые архетипы при этом соблюдаются достаточно условно: хотя варвар — очевидный «танк», а монах — лекарь, сейчас все всё равно воюют каждый сам за себя, лишь изредка применяя «групповые» умения. Впрочем, на более высоких уровнях сложности ситуация может измениться, и необходимость во взаимодействии все-таки появится.
Проблему споров за трофеи разработчики решили очень просто — теперь каждый игрок видит только свои предметы и, соответственно, только их может подбирать. Исключение — предметы, выброшенные на землю из инвентаря — они становятся видимы всем. Таким образом можно обмениваться трофеями прямо на поле боя, а если желающих не нашлось — воспользоваться аукционом. Он прописался прямо в главном меню, позволяя торговать любым снаряжением, какому бы из ваших персонажей оно ни принадлежало.
А вот кнопочка с многообещающим названием Versus в бета-версии оказалась недоступна. Как будут выглядеть сражения друг с другом, мы узнаем лишь в будущем.
ЭТО ВАЖНО: Diablo III требует постоянного подключения к интернету, причем не только для проверки лицензионности, но и в принципе для игры. Если у вас перебои с подключением — готовьтесь терпеть лаги и подвисания, как и в любой MMOG.
[Наемник](javascript:;)
Если вам не по душе компания живых игроков, можно взять с собой напарника компьютерного. Первый возможный наемник в любом случае попадется вам по сюжету — это будет рыцарь-тамплиер , умеющий лечить и отвлекать на себя внимание противника, а в дальнейшем появится выбор между им, плутом и заклинательницей.
Наемника можно снаряжать на свое усмотрение (у него доступны ячейки под оружие, ожерелье и пару колечек, а также загадочная ячейка special , которая откроется на 18-м уровне). Кроме того, каждые пять уровней вы сможете выбрать ему по одному умению из открывшейся пары. Впрочем, если вы захотите поменять свой выбор, это можно сделать в любой момент в городе — за скромную сумму наемник моментально забудет все, чему учился.
Лишившись всех очков здоровья, наемник не умрет, а просто присядет отдохнуть. По истечении нескольких секунд он вернется в бой как ни в чем не бывало.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: чтобы скрасить одиночество, можно воспользоваться свитком, призывающим зверушку-компаньона — маленькую кошечку, змейку или даже свинку, которая будет какое-то время сопровождать героя и собирать для него разбросанное золото.
[Ремесла](javascript:;)
По мнению разработчиков, герою Diablo не пристало учить мирские профессии. Его дело — сражаться! Поэтому всю работу по созданию предметов за него будут выполнять специально обученные NPC, имеющиеся в каждом городе. От игрока же требуется всего ничего — поиск сырья и новых рецептов, а также солидные денежные вклады на расширение бизнеса и выполнение поручений, без чего многие специалисты вообще откажутся сотрудничать.
Всего профессий ожидается три, свои услуги герою предложат кузнец , ювелир и гадалка. Первый будет ковать оружие и снаряжение, второй — вырезать усиливающие драгоценные камни, а гадалка займется написанием свитков, зельеварением и созданием рун, меняющих свойства умений.
Точный результат ремесленнической деятельности будет известен не всегда — заказывая какой-нибудь меч ловкости, можно рассчитать только примерный диапазон усиления, который он будет давать.