«Властелин Колец Онлайн»: игра с тяжелой судьбой
В СТАТЬЕ > Краткая история виртуального Средиземья * Плюсы и минусы русской версии * Чудовищный годичный переход на условно-бесплатную модель * Полностью бесплатный «Властелин» * Настоящее время
«Властелин Колец». Есть ли цивилизованный человек на Земле, который не знаком с этим произведением или хотя бы не слышал о нем? Бессмертный роман Дж. Р. Р. Толкина оказал колоссальное влияние на литературу, а позже — и на весь пласт мировой культуры, включая игры жанра фэнтези. В интервью создатели известных компьютерных и настольных игр (например, Warcraft, Dungeons & Dragons) на вопрос «Откуда вы черпали вдохновение?» дружно отвечали: «Властелин Колец».
В 2001-2003 гг. Питер Джексон экранизировал роман Толкина. Кинотрилогия получилась шедевром, и весь мир повторно «заболел» толкинизмом. Нет ничего удивительного, что столь популярный бренд предприимчивые геймдевы в конце концов решили перенести во Всемирную паутину, воплотив в формате MMORPG.
Виртуальное Средиземье
За дело взялись компании Vivendi Universal Games в качестве издателя и американская Turbineкак разработчик. Озаглавленная The Middle-earth Online , игра многим запомнилась даже несмотря на то, что так и не вышла на свет. Ее обсуждали, смаковали подробности, представляли в лицах и красках… но не сложилось. В результате пертурбаций, которые сейчас нет смысла освещать, Vivendi вышли за скобки, а лицензия оказалась у Turbine.
Разработка продолжилась, но без участия Vivendi и под новым именем. 24 апреля 2007 года свет увидела новая подписная онлайновая ролевка The Lord of the Rings Online: Shadows of Angmar. К чести новых владельцев, Turbine с любовью и прилежностью перенесла Средиземье в виртуальность. Мир воссоздан до мельчайших деталей. Упор сделан на книжную трилогию, а не на экранизацию. И даже самый дотошный фанат книги едва ли предъявит претензии к сохранению литературной основы. При этом, конечно, не обошлось без расширения мира и добавления новых, не запечатленных Толкиным территорий, обитателей Средиземья и целых народов.
Только когда вы заведете знакомство с эльфами Лотлориена, сможете посетить их столицу — Карас-Галадон.
Отзывы LotRO получила самые радушные, игровая пресса не скупилась на похвалы, игроки благодарили компанию за старание. Последовали локализации на других языках. 28 января 2008 года компания IT Territory (позже влившаяся в состав Mail.Ru Group ) объявила о заключении договора на издание русской версии. 26 сентября открылись российские сервера.
Российская локализация вышла более чем качественной, и это редкий случай для нашей страны, особенно по тем временам. Переведено было все до мелочей: текст, голоса NPC, сюжетные ролики. Единственным (!) нареканием стал используемый шрифт.
Администрация регулярно проводила мероприятия с достойными призами, да и сами игроки устраивали ролевые действа и собственноручно сочиняли конкурсы. Популярность русского «Властелина Колец Онлайн» ( lotro.mail.ru) стремительно росла.
Кто последний к хоббитам?
Качественная локализация и мероприятия — это светлая сторона медали. Другая — проблемы, с которыми столкнулись жильцы обрусевшего «Властелина». Начнем с того, что порой игроки были вынуждены по 30 минут ждать возможности зайти в мир Средиземья. Позорно длинные очереди были и в World of Warcraft, так что договоримся считать это признаком популярности… но что так, что эдак, а приятного мало.
Вторая беда — лаги. Поначалу игра практически всегда тормозила при большом скоплении народа. Массовые сражения, рейдовые походы в инстансы и крупные мероприятия типа фестивалей превращались в натуральное слайд-шоу.
Двадцать первый чертог Мории. Одно из самых населенных мест.
Первая проблема со временем разрешилась сама собой: как всегда и происходит, начался отток игроков. Побегали на бесплатном 14-дневном триал-аккаунте и удовлетворили любопытство. Или просто не зацепило. Очереди исчезли.
Лаги — нет. Соль на раны подсыпали игроки с европейских и американских серверов, утверждавшие, что им «тормоза» не знакомы. Заверения администрации, что российское «железо» лучше американского, вызывали едкие комментарии. Но и здесь по ходу времени ситуация улучшалась. Да и не так страшен черт, как его малевали. Часто лаги происходили по вине провайдеров игроков, а не из-за серверов компании.
Еще одна обсуждаемая тема — установка обновлений. Первое — «Врата Мории»), добавившее огромную локацию, несколько инстансов и, главное, два новых игровых класса, — нам пришлось ждать полгода. Со стороны игроков такой срок выглядел дикостью. Но вместе с тем наши игроки получили его через полгода от момента запуска русской версии, в то время как западники — через полтора. Так что тут стоит скорее хвалить локализаторов, а не поругивать.
Тем паче что следующее платное дополнение, «Осада Лихолесья», Mail.Ru Group установила почти без задержки. По масштабу «Осада» уступала «Вратам Мории». Складывалось впечатление, что Turbine дает игрокам успокоительную подачку, втихую готовя нечто грандиозное.
Впечатление оказалось верным. Третье дополнение, «Энедвайт» ( Enedwaith ), сделалось поворотным для LotRO. И именно на нем отлаженный конвейер локализации внезапно засбоил. Новую игровую зону вкупе с прочими нововведениями игрокам русскоязычного «Властелина» пришлось ждать почти год! Причем в процессе подготовки обновления, пытаясь задержать игроков, покидающих проект из-за постоянно откладываемого запуска «Энедвайта», компания Mail.Ru Group пошла на беспрецедентный шаг. Такого на нашей памяти не совершал ни один издатель — предоставила неограниченный, совершенно бесплатный доступ к игре. В мировой практике такое изредка происходило с проектами, близившимися к закрытию, или с мелкими игрушками, но не с популярной и продолжающей здравствовать раскрученной игрой.
Ривендел. Разве не таким вы его себе представляли?
You shall not pay!
Проблема с оттоком игроков была актуальной не только на российских серверах и не только в последний год. Виртуальному Средиземью прочили почетное место на пьедестале «высшей лиги». Но оно показало себя успешным и крепким середняком, рассчитанным на сотни тысяч… но не миллионы играющих. Триста-четыреста тысяч игроков — явно не те цифры, на которые рассчитывали разработчики. Многочисленные акции, направленные на возвращение старых и привлечение новых подписчиков, приносили мало пользы. Аудитория игры оставалась стабильной.
В апреле 2010 года медиагигант Warner Bros. объявил о приобретении студии Turbine. 4 июня 2010 года был анонсирован переход с модели ежемесячной оплаты на условно-бесплатную (f2p). Выход нового дополнения, «Энедвайт», символизирующий ввод f2p, был назначен на осень 2010 года. В том числе и в России.
В индустрии новость встретили с оптимизмом благодаря успешному опыту смены модели оплаты на другой «турбиновской» игре — Dungeons & Dragons Online (издатель — Atari ), превратившейся из посредственного проекта в одну из популярнейших игр в Америке. А вот игроки восприняли это по-разному. Практически не было сомнений в том, что проекту нужны свежая кровь и приток народа, но многие опасались наплыва школоты.
Осенью, когда американская версия стала бесплатной, игровые аккаунты разделились на три типа.
Памятники ушедших эпох. Подобные развалины разбросаны по всему Средиземью.
Базовый — стартовый аккаунт, получаемый игроком при регистрации. Ощутимо ограничен в возможностях. Не вложивший деньги игрок получает все ограничения, начиная с количества персонажей, урезанного объема инвентаря и лимита игровой валюты и заканчивая отсутствием квестов в игровых локациях, пока не куплены так называемые квест-паки. Премиум выдается всем, кто хоть раз оплатил подписку или пополнил счет. Ограничений меньше, но они есть. Наконец, ViP остается привычной ежемесячной подпиской и позволяет играть без ограничений. К тому же созданные во время его действия персонажи навсегда освобождаются от некоторых неудобств.
Появился игровой магазин, где за особую валюту можно разблокировать различные закрытые функции базовых и премиум-аккаунтов. К слову, эту валюту можно получить и игровым путем.
Переход на f2p стал триумфом. На Game Developers Conference 2010 компания радостно докладывала об успехах. По словам разработчиков, пользователи создали свыше миллиона новых аккаунтов. Доходы от игры возросли вдвое. Общее количество активных игроков выросло на 400%. Правда, конкретные цифры не назывались и остались коммерческой тайной.
Чуть позднее и европейские сервера попробовали обновление на вкус. Это был последний раз, когда обновление накатилось на них не синхронно с Америкой. Ведь летом Turbine прибрала себе европейские сервера. Получившийся сплав евро-американских серверов назвали LotRO Global Service. А вот в новостных лентах российской версии игры информации о сроках перехода на новую модель все не было… И мы добираемся до самой интересной части этой статьи.
Страшный зверь «биллинг»
Практически вся осень прошла в молчании администрации. Игроки пытались узнать хоть что-то, но им отвечали ни о чем не говорящими фразами: «Мы работаем над обновлением», «Назвать конкретные сроки не представляется возможным» и т.п. Акции и лотереи, направленные на удержание подписчиков, впервые начали вызывать злобу и раздражение у игроков.
2 ноября 2010 года комьюнити-менеджером была объявлена предварительная дата установки обновления — конец ноября. Немного пролился свет на причины отсутствия «Энедвайта» и ввода f2p._«Работа над обновлением идет полным ходом, локализация завершена — дело осталось за техническим воплощением новой модели оплаты. Мы активно сотрудничаем с компанией-разработчиком Turbine в ходе разработки и воплощения новой системы биллинга, и результаты не заставят себя ждать. К сожалению, пока мы не готовы назвать точную дату запуска обновления, но сейчас это событие запланировано на конец ноября »._Казалось, ждать осталось совсем недолго.
Энедвайтский троянский бык.
Минул ноябрь, наступила зима. Администрация хранила гробовое молчание. На носу были новогодние праздники, и все уже понимали: в 2010 году обновления не увидеть. Что в итоге и подтвердил КМ: «Мы приносим извинения за столь долгое молчание, оно было вызвано определенными обстоятельствами». Из сообщения выявилась причина задержки. Действующий биллинг компании Mail.Ru Group (система, отвечающая за прием платежей и обновление данных учетных записей) был ее собственной разработкой. Эта система прекрасно чувствовала себя при подписной модели, но для условно-бесплатной системы ее потребовалось создавать с нуля.
«Стоит отметить, что без системы биллинга запустить отдельно е обновление невозможно. На данный момент компания Turbine подготавливает нам финальный билд игры для запуска открытого бета-тестирования, который мы получим в ближайшие дни». Назывались новые сроки: «Двадцатые числа января 2011 г. — бета-тест на новом сервере. Середина февраля — установка обновления».
Это было очень долго. Начались обвинения администрации в умышленных задержках обновления с целью выжать из подписчиков по максимуму денег. Форум кишел призывами отправляться на зарубежные сервера или в другие игры. Особо нетерпеливые уходили, подчас — целыми гильдиями. Писались слезные петиции в Turbine с просьбами забрать сервера у компании-локализатора.
Конец января не принес ничего кардинально нового. Лишь очередную «объяснительную» КМа: « _В силу особенностей процесса тестирования нового биллинга и магазина решено провести бета-тест в два этапа.(…) Первый этап бета-теста мы планируем начать 7 февраля. Второй этап бета-теста будет проходить уже в открытом виде без ограничений»._Но в назначенный срок снова оказалось, что во всем виновата Turbine, вновь приславшая версию с критическими ошибками. Это уже не лезло ни в какие ворота.
Энедвайт. Не самая большая локация Средиземья.
Обращение продюсера проекта к народу ничего не изменило. Никакой конкретики, лишь общие слова. Однако продюсер подтвердил опасения, которые нет-нет да высказывались на форумах. Проблема была не только в настройке биллинга, но и носила юридический характер.
КМ стал кусочками скармливать отчаявшимся игрокам локализованные скриншоты, переведенные на русский язык дневники разработчиков (почти годичной давности) и прочие доказательства того, что «работа идет, все трудятся в поте лица». Это помогало, но слабо. С наступлением весны даже локации средних уровней обезлюдели, и считанные содружества все еще могли собрать собственный полноценный рейд.
15 марта 2011 года новый КМ опубликовала очередное объявление: «Уважаемые пользователи! Совещание с зарубежными коллегами по техническим вопросам прошло успешно. В данный момент мы можем сообщить вам радостное известие: пробный запуск тестового сервера Агларонд с последней версией игрового клиента и биллинговой системы прошел успешно. Сейчас мы тестируем сервер внутренними силами». Спустя три дня выложили для скачивания отдельную версию игры с установленным обновлением для тестирования.
28 марта наконец-то начался закрытый тест долгожданного обновления. В течение нескольких недель КМ рапортовала о результатах теста. Хорошего было мало. Постоянные ошибки, глюки, баги с магазином и учетными записями.
И тогда, в апреле 2011 года, локализатор объявил о беспрецедентной акции. Играть и пользоваться всем платным контентом (а это, на секундочку, обновления «Мория» и «Лихолесье») можно совершенно бесплатно! Ежемесячная абонентская плата отменялась. Срок окончания акции — переход на новую модель оплаты и установка обновления.
Лавка — так называется игровой магазин. Воспользоваться им можно только изнутри игры, хотя оплата премиум-аккаунтов вынесена на сайт.
Такой щедрости от Mail.Ru Group не ожидали. Правда, злые языки поговаривали, что у локализатора просто слетел действующий биллинг… Как бы то ни было, почти на пять месяцев игра открыла двери для всех желающих. Какие убытки несла компания при этом — одним бухгалтерам ведомо.
Бесплатность (не условная) привлекла новых игроков. «Старики» вернулись — правда, ненадолго. Впереди был период летних отпусков и каникул.
Все лето с переменным успехом велась отладка обновления. На этот раз администрация — наконец-то! — активнее общалась с пользователями, информация о ходе работы шла более конкретная, однако сроки все еще не озвучивались. Из-за этого поползли слухи, что «поиграть бесплатно» дали не случайно, на самом деле русская локализация таким образом готовится к закрытию. Администрация каждый раз уверяла, что это не так, но разговоры о смерти русского «Властелина» вновь и вновь возобновлялись на опустевших серверах.
Со своей стороны отметим, что мы также дожидались запуска обновления, чтобы рассказать о нем на страницах журналов. И постоянно контактировали с Mail.Ru Group, уточняя сроки. Начиная с конца лета 2010 года в компании каждый месяц были искренне убеждены , что обновление уже точно придет на сервера в следующем месяце. В августе нам называли сентябрь, в сентябре — октябрь и так далее. Иногда нам называли точные даты (не для публикации, как не стопроцентно окончательную информацию). В ноябре-декабре зазвучал февраль. После февраля мы уже перестали интересоваться. Было отчетливо видно, что происходящее стало ошарашивающим сюрпризом и для самой компании.
То самое объявление, которое игроки ждали почти год.
Насколько можно судить со стороны, «турбиновская» версия игры действительно не задружилась с местным биллингом. Дальше столкнулись, с одной стороны, инертные американцы, у которых дел по горло, помимо русской версии, и русские ИТ-специалисты, которые как минимум были не готовы к тому, что все окажется настолько сложно. Как правило, в такой ситуации и продюсер проекта, и КМ, и вообще вся компания становятся заложниками админов, которые что-то химичат с очередной версией. Однако пока это именно предположение. К тому, как было на самом деле, мы вернемся в конце статьи.
Счастливый конец?
2 сентября 2011 года. «Уважаемые игроки! Рады сообщить вам, что 2 сентября на сервере Агларонд начинается этап тестирования обновления «Энедвайт» и системы оплаты. На тестовый сервер установлена версия клиента, подготовленная для запуска на игровых серверах. Вас ждет новая локация Энедвайт, игровая лавка и многочисленные перемены! <…> Тестирование ориентировочно продлится неделю».
15 сентября многострадальное обновление было установлено на все сервера, началось открытое тестирование. Бывший тестовый сервер Агларонд получил статус третьего игрового. 21 сентября состоялся официальный старт обновления «Энедвайт». Спустя почти год российские игроки получили обновленную версию. Новая локация для высокоуровневых персонажей, обновленные локации для новичков, ввод поддержки DX11. А главное — переход на условно-бесплатную систему.
При этом игровой магазин российских серверов выгодно отличается от магазина американских серверов. Например, у нас можно купить себе ViP, заплатив не только реальные деньги, но и марки (так называется приобретаемая за реальные деньги и добываемая игровым путем валюта на наших серверах). Подобного на западных серверах нет! Да и стоимость марок у нас ниже.
По сюжету Серые плащи идут на юг, на помощь своему лидеру Арагорну.
Игровой чат вновь загружен наивными вопросами. А это значит, что новички пришли в игру. И вдвойне приятно то, что в мир Средиземья возвращаются «старики». Ведь второго такого мира нет!
А тем временем 27 сентября на LotRO Global было установлено обновление Rise of Isengard, принесшее повышение максимального уровня с 65-го до 75-го, глобальную переделку классов и жирную порцию нового контента. По слухам, на российские сервера это дополнение установят в течение полугода. Вот тут причина задержки логична и правильна — не стоит перегружать игру контентом. Русские игроки еще не успели распробовать «Энедвайт». Заодно можно надеяться, что мы получим версию «Изенгарда», лишенную недоработок, которые неминуемы сразу после релиза.
Мы специально не стали сейчас выяснять у локализаторов реальные причины задержки «Энедвайта». Вместо этого мы обратились в компанию Mail.Ru Group с предложением самим рассказать о наиболее драматическом эпизоде в истории игры «Властелин Колец Онлайн» — работе над переходом на условно-бесплатную модель, неожиданно затянувшуюся почти на год.
Согласие получено, и вскорости на «Игромании ХР», если звезды сложатся удачно, вы сможете прочесть, как с точки зрения локализаторов выглядели эти беспрецедентные события.
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала Valdark’а, собравшего сообщения сотрудников компании Mail.Ru Group.