«Властелин Колец Онлайн». Глазами локализаторов
Как и обещали, по следам нашей статьи «Властелин Колец Онлайн»: игра с тяжелой судьбой» мы попросили представителей компании-локализатора рассказать про причины задержки с установкой обновления «Энедвайт» и, как следствие, с введением условно-бесплатной системы. Заодно мы позадавали вопросы про дальнейшие обновления, про реакцию игроков на изменившиеся финансовые условия «Властелина» и прочее.
На вопросы «Игромании ХР» отвечал Роман Бухаров , продюсер проекта «Властелин Колец Онлайн» в России.
Роман Бухаров: «Технические документы для адаптации биллинга мы получили только в феврале и уже после этого начали основные работы».
[Игромания ХР] Начнем с времен, предшествовавших «Энедвайту». Почему первое дополнение для игры, «Копи Мории», появилось у нас спустя полгода после Америки? Мы предположили, что вы просто не хотели наводнять контентом только запущенную игру… но, может, причины на самом деле были в ограничениях, поставленных Turbine?
[Роман Бухаров] __ Первое дополнение к игре «Властелин Колец Онлайн» было запущено спустя полгода после релиза на зарубежных серверах, так как в тот момент отношения с нашими зарубежными партнерами только налаживались. Много времени ушло на согласование. И, разумеется, стоит учитывать разницу во времени между запуском проекта за рубежом и в нашей стране.
[Комментарий от редакции] Если считать от даты запуска базовой версии «Властелина», то англоязычным игрокам пришлось гораздо дольше ждать появления «Копей Мории». Так что, бесспорно, разницу между запуском проекта в Америке и в России — нельзя не учитывать.
[Игромания ХР] Задержка ввода free-to-play на русской версии, равно как и прилагающегося к ней обновления «Энедвайт», колоссальна. Домыслов вокруг этого — уйма. Но как оно было на самом деле — никто не знает. Расскажите, пожалуйста, что происходило в действительности? По каким причинам произошла годичная задержка?
[Роман Бухаров] Повторилась ситуация с «Копями Мории»: большая часть времени ушла на улаживание различных моментов с партнерами. В начале осени 2010-го мы начали получать первые материалы для перевода. Также значительное время ушло на согласование определенных юридических документов и разработку биллинга для f2p-системы.
Помимо прочего, с помощью товаров из лавки можно значительно ускорить прокачку деяний.
Технические документы для адаптации биллинга мы получили только в феврале и уже после этого начали основные работы. Предыдущая биллинговая система была заточена под систему абонентской платы. После многочисленных попыток модификации стало ясно, что переделать ее под f2p практически невозможно. Мы обратились к специалистам проекта «Аллоды Онлайн» для написания полностью новой системы биллинга.
[Комментарий от редакции] Зная умение некоторых наших читателей переворачивать вещи с ног на голову, сразу отметим, что привлечение технических спецов из «Аллодов Онлайн» означает лишь то, что локализаторы обратились к тем, кто имеет опыт построения собственной биллинговой системы с нуля, а не то, что на «Властелина» накатывалась монетизационная механика «Аллодов Онлайн» или любых других игр.
Вообще, биллинг (система платежей; в данном случае связанная с совершением покупок внутри игры) считается одной из самых сложных зон в оперировании онлайновой игры. Особенно когда речь идет о надстраивании собственного кода на чужой проект. Загвоздка, понятное дело, не в том, чтобы пользователь мог положить сотню рублей через «Яндекс.Деньги» или кинуть с кредитки, хотя и в этом тоже… С чужим кодом и уймой внутренних операций, которые еще надо раскопать и понять, это нетривиальная задачка. Кроме того, биллинг требует высочайшей защищенности от взлома, так что тяп-ляп тут делать нельзя. «Дырки», если они есть, найдутся сразу. Впрочем, достоверно судить, на чем именно произошел «затык» у локализаторов в процессе привинчивания биллинга к «Властелину», нам со стороны сложновато. Ограничимся тем, что общая картина бедствия ясна.
Окаменевшие тролли. Те самые, которые пытались закусить хоббитом Бильбо.
Насколько мы знаем, планы по установке «Энедвайта» в кратчайшие сроки у отдела продюсинга были уже с начала осени. Перевод контента «Энедвайта», если прикидывать на глазок, должен был занять порядка полутора месяцев вместе с проверкой. Так что если в начале осени стали приходить первые куски текста, то о запуске раньше октября-ноября речи уже не шло.
Интересно, почему локализаторы не свалили максимум работы на Turbine. То ли американцы вывернулись, передав русской стороне солидный объем работы, то ли наши изначально посчитали, что ничего сложного не будет… Знаете, одна из самых страшных ошибок в локализации онлайновой игры — попытаться что-нибудь поменять. Например, заставить разработчиков ввести дополнительные режимы для русских пользователей. Или внутриигровую монетизацию переделать — без разницы чьими силами… В итоге обнаруживается, что объем работы в десять раз больше, чем предполагали. Что зарубежная сторона и так выбивается из собственного графика по новым патчам и решению текущих задач, что требования да просьбы русской стороны ей, конечно, очень симпатичны, но дальше сочувствия они идти не очень готовы. И что русская сторона, как водится, не рассчитала свои силы. Вслед за этим — обычно — начинаются взаимные претензии и уговаривания, попытки друг на дружку надавить, кулуарные общения директоров компаний… Короче говоря, всем становится весело. Всем, кроме игроков, которые хлопают глазами и недоуменно ждут, когда же установится обновление. А им даже ничего толком объяснить не могут, так как, положа руку на сердце, уже и сами плохо понимают, что происходит. Игроки еще винят во всех грехах комьюнити-менеджера, который кормит их байками да песнями, вместо того чтобы рассказать, когда будет обновление. Вот ведь злыдень. А что КМ… он и сам по большому счету не знает, что деется и когда чего будет.
Не важно, какой расой вы начали. Рано или поздно все приходят в «Гарцующий пони».
Локализаторы не зря бились над биллингом — русскоязычный «Властелин» продемонстрировал даже более изящную и дружелюбную монетизацию, чем зарубежный аналог. Стоило ли это годичной задержки? И можно ли было ее избежать, с самого начала попытавшись скопировать американскую версию? Или просто взялись спустя рукава, а когда, наконец, осознали, что происходит, пришлось уже звать опытных программистов из «Аллодов Онлайн» со словами «спасайте, гибнем»? Оставим это уделом истории.
[Игромания ХР] Этот вопрос стал острым недавно, так что ему отведено особое место. Как стало известно, игроки не получили обещанные марки по программе лояльности за апрель-август. При этом регулярно задавались вопросы о том, будет ли учтен этот период. Ответ давался положительный. Но вдруг КМ публикует новость, которая для большинства стала неприятной неожиданностью: за «бесплатный» период ничего не будет начислено. КМ объяснила это тем, что свободный доступ сам по себе был подарком. Но среди игроков есть и пожизненные подписчики. Для них этот период не был бесплатным, соответственно, никто им ничего не компенсировал и никак не вознаграждал. С чем связан отказ от обещаний? Действительно ли бесплатный период — не подарок, а следствие технических проблем (как это можно понять по высказываниям о невозможности отследить заходы в игру в течение этих пяти месяцев)?
[Роман Бухаров] Как было указано в новостях, система лояльности действовала до перехода проекта на новую систему оплаты. В апреле система сменилась — стал действовать свободный доступ ко всему контенту, включая даже дополнения, ранее не купленные частью игроков. На одном из проектных совещаний был проведен анализ ситуации и принято решение о компенсации по системе лояльности до апреля.
Древняя столица Арнора — Аннуминас — нынче захвачена ангмарцами.
[Комментарий от редакции] Решение, конечно, крайне непопулярное и видится ошибочным. Вероятно, на самом деле в ходе перекройки биллинга сгорела информация, и сейчас уже не удается распознать, кто был подписчиком, а кто не был. Да и вопрос о пожизненных подписчиках Роман предпочел опустить, хотя, будь биллинг в порядке, думается, особой проблемы компенсировать подобную подписку бы не было…
Кроме того, по поводу бесплатного периода существует много домыслов. Почему он был введен? Это акт щедрости или же просто биллинг допинали до такой степени, что уже совсем не смогли принимать платежи от игроков? Ответ Романа убеждает, что скорее второе. Или первое вместе со вторым — в конце концов, временная полная бесплатность игры, которая нигде особо не анонсировалось, стала отличным шагом для удержания подписчиков.
В любом случае надеемся, что локализаторы вынесли для себя побольше понимания из всего случившегося и в будущем таких величайших накладок и в таком количестве уже не последует.
[Игромания ХР] Как скоро планируется установка обновления 3.3? Названная дата (20 октября) уже не подтвердилась. Будут ли называться новые даты или же администрация пойдет по схеме «молчим, пока не будет готово»?
[Роман Бухаров] От локализатора при установке обновлений зависит далеко не все. Как стало ясно из опыта работы с прошлыми обновлениями, даже выполненные в срок задачи не гарантируют сохранения графика. Видимо, точных дат озвучено не будет. Мы были уверены, что дата — 20 октября — окажется окончательной, но полученная нами версия игрового клиента не позволяет установить дополнение 3.3 в указанный срок.
Надоело быть «белым и пушистым»? Добро пожаловать на темную сторону силы!
[Игромания ХР] Поговаривают, что Rise of Isengard будет установлен примерно через полгода. Конечно, после «Энедвайта» вопрос звучит слегка подозрительно, но все же: есть какие-то примерные или, вероятно, точные сроки по накатке нового обновления? В какие вообще сроки планируется — если планируется — наверстать разрыв с глобальными серверами?
[Роман Бухаров] Начальный перевод дополнения «Изенгард» уже завершен и отправлен разработчику для сборки. После установки обновления 3.3 мы получим тестовую сборку, проведем тестовые и отладочные работы. Надеемся получить финальную сборку дополнения «Изенгард» (название не окончательное, кстати) довольно скоро. Столь масштабное дополнение не терпит отлагательств, но, с другой стороны, мы хотим дать игрокам время на освоение предыдущего контента — в частности, новых рейдовых инстансов.
[Комментарий от редакции] Видимо, уже не приходится ждать задержек, как с «Энедвайтом». Наученные горьким опытом, локализаторы стараются все делать как можно больше заранее («перевод дополнения «Изенгард» уже завершен и отправлен разработчику для сборки»). Кстати, тот факт, что сборка происходит на стороне Turbine, потенциально создает дополнительные риски. Поясним.
Есть два варианта добавления локализованного текста в онлайновую игру. Первый: самим. Второй: отослать разработчику. В последнем случае разработчик сам вставляет локализованный текст в игру (ни грамма не понимая по-русски; впрочем, это само по себе не проблема — все вставляется по четким указателям в локализационном пакете). Так вот, во втором случае есть лаги на этапе «поменяли пару слов — разработчик прислал исправленную версию игры». Это распространенный, но не самый приятный вариант для локализатора. Так что еще больше причин перевести «Изенгард» как можно быстрее. Опять же, больше времени для проверки в игре и исправления неточностей перевода.
Последний приют — последний оплот светлых сил востока Средиземья.
[Игромания ХР] Хотя все говорят, что «Властелин» стал условно-бесплатным, в действительности же это скорее «необязательная подписка». Или вы считаете иначе? Расскажите также, пожалуйста, какие изменения по сравнению с американской версией внесены в систему монетизации, в игровой магазин…
[Роман Бухаров] Одним из уровней доступа игрока действительно является VIP-доступ, дающий все возможности бывшей подписки. Каждый игрок сам оценивает свои потребности и решает, покупать ли VIP-доступ сразу или получать контент по частям. В отличие от американской версии, все операции совершаются через один центр — покупку марок (или получение их в игре). На американских серверах игрокам, по сути, приходится иметь дело с двумя видами валюты — Turbine Points и покупкой VIP исключительно за реальные средства. У нас же VIP можно сразу оплатить марками. Для многих игроков это стало более удобным решением.
[Игромания ХР] Игроки зарубежных серверов регулярно получают акционные скидки на товары и покупку марок. Будут ли аналогичные акции проводиться для русских игроков? Планируются ли «предзаказные» подарки в связи с введением «Изенгарда»?
[Роман Бухаров] Да, разумеется, акции и скидки (как на марки, так и на товары лавки) планируются. Предзаказной версии «Изенгарда» на наших серверах не будет, т.к. все валютные операции совершаются в марках.
[Игромания ХР] Как, с вашей точки зрения, игроки реагируют на приход условно-бесплатной системы? Радуются бесплатности, переживают из-за наплыва толп «халявщиков»? Как вообще менялась динамика активности игроков за последний год?
[Роман Бухаров] Сейчас на проекте очень много новичков. Как видно из открытого опроса на главной странице сайта, почти треть голосовавших — новоприбывшие, и более 20% только собираются играть. И это, разумеется, далеко не вся наша аудитория.
Как долго вы в проекте «Властелин Колец Онлайн»?
- Я новичок — пришел менее месяца назад! — 28,99%
- Играю от 1 месяца до 3 — 5,14%
- Играю около полугода — 2,68%
- Играю от полугода до года — 3,58%
- Играю от года до двух лет — 5,07%
- Ветеран — играю от двух до трех лет — 9,91%
- Я здесь с момента старта проекта — 8,31%
- Играю давно, но уходил, сейчас вернулся (менее месяца назад) — 9,94%
- Я еще не играл в этот проект, но собираюсь! — 26,39%
Всего проголосовало: 11 388
Специально для новичков был открыт новый сервер. Надо сказать, что жалоб на новичков от «ветеранов» не поступало. Многие, конечно, радуются новой системе оплаты. Вернулись даже игроки, оставившие проект довольно давно — во времена «Теней Ангмара».
Кто же такой этот Том Бомбадил? На этот вопрос Толкин так и не дал ответа.
[Комментарий от редакции] Фактически особого наплыва школоты Средиземье не испытало. Да, в начальных локациях стало больше гомону и шума, но на поздних уровнях все примерно так же, как и было. Вместе с тем приток игроков был жизненно необходим для онлайнового «Властелина». В ином случае игре грозило выродиться со временем. Сейчас она явственно получила новое дыхание.
Вообще, надо понимать, что «условная бесплатность» игры — очень и очень условна. «Властелин» хитрым образом расположился между подпиской и f2p, не отдав предпочтение ни первому, ни второму. Сейчас действительно можно играть без денег, но в какой-то момент игрок осознает, что халявщиков тут не приемлют — и либо надо уходить, либо с головой погрузиться в игру, забыв о реальной жизни, либо проплатить подписку (аккаунт), либо довольствоваться урезанным существованием, а это не доставляет радости. Назовем это «условно-подписочной моделью», что ли…
И как следствие — можно забыть про опасения, что игровой мир окажется наводнен неадекватными игроками. Та же самая игра, только ставшая гостеприимной для тех, кто пришел посмотреть и обжиться и не хочет сразу платить. Только и всего.
Напоследок пожелаем успеха проекту «Властелин Колец Онлайн» в России. Игра отличная, и будет замечательно, если проблемы русской версии остались в прошлом.
Материал подготовили Константин Богданов, Денис Давыдов, Светлана Нелипа