Aion. Чародейские песни
Статья опубликована в октябрьском номере журнала «Лучшие компьютерные игры». Напомним, что материалы по онлайновым играм размещаются на «Игромании ХР» в течение четырех недель после выхода нового номера ЛКИ в розничную продажу.
С появлением октябрьского номера мы публикуем превью по боевикам-побратимам Firefall и Tribes: Ascend , первый взгляд на роборолевку City of Transformers , обзорную статью о последних обновлениях танкопарка World of Tanks и очередную тактику по Aion , на этот раз – про чародея. А еще мы решили слегка расширить зону охвата и, помимо всего прочего, выкладываем советы по условно-онлайновым мирам Terraria и Minecraft.
Группа асмодиан теснила элийцев, пытающихся захватить капитанский мостик Дерадикона. Упал, не успев дочитать заклятие, волшебник, в углу мелко трясся, прикрываясь духом земли, заклинатель… Белокрылый целитель пыхтел из последних сил, но не успевал спасти всех раненых и воскресить павших. Асмодиане были уверены в победе, как вдруг…
Божественное сияние окутало группу. Раз — и удары асмодиан стали вдвое слабее, два — и целитель мгновенно вылечил своих воскрешенных товарищей, три — волшебник усыпил зарвавшегося врага… Гладиатор Асмодеи ринулся было к врачу противника, но меткий удар посохом по шлему отбросил его назад. Буквально на последних секундах боя Дерадикон остался за элийцами. Победители обнимались, поздравляли друг друга, хвалили мастерство целителя и хитроумие мага… А за их спинами, скромно улыбаясь, стоял чародей — истинный виновник торжества.
Сознательный выбор
Чародей — класс чрезвычайно любопытный. На первый взгляд, он и лечить толком не способен, и с рождения зачислен в «команду поддержки» — значит, соло-боец из него так себе. Однако это впечатление обманчиво, чем активно пользуются опытные чародеи.
Выбрав этот класс, вы станете универсальным бойцом, востребованным в любой уважающей себя бригаде. Чародей, или по-простому «чант», — на все руки мастер: и атакует неплохо, и подлечит в случае необходимости, а про пользу от его мантр (усиливающих команду боевых песен) и особых обрядов и говорить не приходится.
Управляться со всем этим арсеналом непросто. Ведь мастерство чародея определяется именно его способностью вовремя сориентироваться, в какой ипостаси сейчас выступать.
Со всем этим богатством надо уметь управляться. Главное — не нажать случайно на важный обряд, группа это вряд ли оценит.
Умолять «Ну, возьмите же в подземелье, хоть одним глазком поглядеть!» нам точно не придется — хорошие чародеи ценятся на вес золота, и в группы их зазывают наперебой. На нас, в отличие от коллеги по профессии — целителя, все шишки от командира вряд ли свалятся. Ошибки чародея менее заметны в команде, хотя, безусловно, лучше обходиться без них.
Наконец, чародей абсолютно самодостаточен при охоте соло: и урон неплох, и перебинтует себя сам, и мана не закончится благодаря мантрам, ускоряющим ее регенерацию.
На старт!
Для поступления на факультет чародейства выберите класс жреца, а на десятом уровне, переродившись в крылатого даэва, сообщите Френосу или Мунину (если вы асмодианин), что хотите стать чародеем. Не забудьте поправить настройки игры — отображение умений цели цели, клавиша выбора вражеской расы, а также кнопки «меток», позволяющие быстро переключиться на помеченную командиром цель, еще не раз спасут вам жизнь.
Кстати, в грядущем обновлении 2.7 отображение цели цели и ее умений, а также дистанции до противника будет включаться автоматически.
Броня
Не обращайте внимания на модников в коже, чародеям стоит выбирать кольчужную броню. Во-первых, она лучше защищает. Хоть сотня физической защиты режет урон всего на десятку, но 2000 единиц защиты — это уже минус двести единиц урона с каждого физического удара, а с пяти ударов — тысяча. Хороший боец нанесет вам пять ударов за смехотворное время, и это серьезный повод выбрать кольчугу.
Важна и магическая защита кольчуги. Против опытного мага она не спасет, но любители пофорсить своими магическими умениями — убийцы, гладиаторы, стрелки — останутся в дураках, да и целитель, тыкая в вас булавой, уйдет ни с чем.
НА ЗАМЕТКУ: как правило, кольчуга — броня целителей. Она дает хорошие магические плюсы, оставляя с носом чародеев — любителей кулачного боя. Однако комплекты Анухарта и Пхасумандира, а также новая броня обновления 2.7 усиливают и физические параметры.
В отличие от целителей, теоретически способных пробегать в обычных перчатках аж до 50-го уровня, нам перчатки со скоростью атаки потребуются как можно раньше. Да и ботинки со скоростью передвижения не помешают, хоть наши мантры и позволяют бегать чуть быстрее. Неплохой выбор — товары от мастеров-ремесленников, доступные с 33-го уровня.
Полезно помнить, что скорость атаки можно повысить при помощи титула (например, «Рыцарь Миразента», «Клык Фенрира», «Обладатель желтой повязки»), а также используя «Обряд урагана».
[Маленькие хитрости большой игры](javascript:;)
Для Проникающего захвата никакой телескоп не нужен — он бьет на двадцать пять метров.
Ввязались в драку? Не забудьте, что вам доступна пара-тройка особых приемов, которыми можно удивить врага.
- Weaving. Ударив врага специальным умением, нанесите ему рану автоматической атакой, а затем вновь используйте умение. Анимация простых атак будет сбиваться анимацией умений, и скорость нанесения ударов (а также количество урона в секунду) повысится. К тому же это позволит не дожидаться перезарядки умений, слегка удлиняя цепочки ударов.
- Jumpshot. Примерно то же самое, но анимация сбивается не автоатакой, а прыжком. Немного потренировавшись, вы станете мастером этого приема. Зачем он нужен? Хоть боевые умения чародея и описываются как «мгновенные», их анимация зачастую занимает одну-две драгоценных секунды.
- Kiting. Если к вам руки попадет посох Трирона или Ранмарка, удлиняющийся при атаке, вы сможете «кайтить» цель, пятясь от нее и нанося удары. Конечно, до лучника нам далеко, но получать затрещины от монстров мы станем намного реже.
Аксессуары
Когда дело в подземельях доходит до дележа ювелирных изделий, чародеи начинают жалеть о выборе профессии — ведь на их аксессуары претендуют все физические классы. Каковых в команде, как правило, немало. Если целитель и волшебник кидают жребий между собой, то чародей соперничает со стражем, стрелком, убийцей, гладиатором… Но это справедливо только на начальных уровнях. Немного освоившись в игре, стоит купить ювелирку за очки Бездны — она не только избавит нас от необходимости толкаться в очередях, но и прибавит урона в PvP.
НА ЗАМЕТКУ: тем, кто развивает магическую защиту, украшения Бездны не подходят — слабоваты. Лучше сходить в Фоэту Тьмы и подземелья Удаса.
Чтобы чародею не напекло затылок, стоит прикупить магический обруч. Почему магический? Потому что кольчужный шлем дает куда меньше маны, да и концентрация у него скромная, а ведь при достаточном ее количестве сбить нам заклинание практически невозможно. Если вы печетесь о магической защите, подумайте о Прекрасных турмалиновых очках — доступны они с 52-го уровня и кроме собственно защиты неплохо укрепят здоровье. А головные уборы Бездны повысят защиту в PvP.
Оружие
Чародей может носить как посох, так и молот со щитом. Достоинства посоха очевидны — хорошая атака и простота добычи. Целители, как правило, не тянут ручонки к нашим посохам — их преимущества больше подходят физическим классам, в то время как плюсы боевых молотов, бессмысленные для чародеев, в самый раз годятся для медиков.
Итак, посохи. Как и любое двуручное оружие, посох подлежит скрещиванию — два различных посоха можно спаять друг с другом, получив преимущества обоих. О достоинствах и недостатках различных «спаек» можно беседовать долго, но один из скрещиваемых посохов точно должен иметь скорость атаки, иначе сражаться мы будем медленно и печально. Если же вы предпочитаете избивать не бессловесных зверушек, а наделенных интеллектом противников, приобретите посох Бездны. Элитные посохи Бездны дают не только скорость атаки, но и возможность нанести дополнительный урон в PvP.
НА ЗАМЕТКУ: купите щит. Щит и булаву можно улучшить камнями НР и пользоваться ими, когда от вас требуется только лечение. К тому же многие щиты повышают магическую защиту.
Если пробовать экипировку на прочность неохота, можно обзавестись сигнальным питомцем. Заорав, он предупредит вас о приближении врагов.
Время собирать камни
Как вы знаете, экипировку в Атрее можно улучшать тремя типами камней. Волшебные камни усилят мощь оружия и защиту от брони. Их можно как приобрести на аукционе, так и выудить из ненужных вещей, разобрав их на запчасти. Но будьте осторожны — при неудачной вставке волшебного камня выпадет и предыдущий, так что эта рулетка может влететь в копеечку.
ЭТО ВАЖНО: улучшая броню, вначале вставляйте волшебные камни в торс, затем в набедренники и только потом — в оставшиеся части, дающие наименьшую прибавку к физической защите и блоку физических критических атак.
Магические камни, которые можно вытрясти из чудовищ мира Aion, увеличивают определенные боевые параметры. Поговорим о них подробнее.
- Физический критический удар. Помимо ураганного урона, критические атаки дают повышенный шанс уронить врага — в этом состоянии он беспомощен. Если планируется охота на монстров, показателя в 440 хватит вам за глаза, а на PvP-сражения отправляйтесь, зарядившись минимум на 600, — враги имеют привычку улучшать броню волшебными камнями, что снизит ваши шансы на критический удар. Если в экипировке еще остались ячейки, заполните их камнями атаки (для одиночных походов) или здоровья (для командной игры).
- Магическая защита. Этот вариант усиления подходит только для сражений с вражеской расой. Набрав более 2000 единиц магической защиты, вы будете иметь неплохие шансы отразить магические атаки. Если выбор пал на магическую защиту, учтите, что затачивать на нее придется все доступные предметы, иначе нужной цифры вы не наберете.
- НР. Эти камни неплохо поправят ваше здоровье, но подходят только для командных походов по подземельям. Почему? Да потому, что в таком виде вы сгодитесь только в качестве мини-целителя. Не вздумайте улучшать этими камнями экипировку, предназначенную для PvP-битв.
Стоит поговорить и о божественных камнях, наделяющих ваше оружие уникальными эффектами. Собрались поучаствовать в осаде? Ваш выбор — Молчание Слутгельмира, запрещающее врагам пользоваться магическими способностями, или Благородство Видара на пять секунд, парализующее цель. Для походов по подземельям больше подойдут камни, дающие возможность нанести дополнительный урон магией, ведь боссы не реагируют на паралич и немоту.
А если разжиться деньгами в должном объеме не удалось, купите Трагедию Расберга, ослепляющую противника, или Величие Фаметеса, оглушающее его. Эти камни относительно дешевы и станут неплохим промежуточным вариантом.
[Все пропало! Что делать?](javascript:;)
При лечении не забудьте избавиться от Обряда ярости, он увеличивает время чтения исцеляющих заклинаний.
Чересчур упитанный коллега подцепил кучу монстров? Силы врага превосходят ваши, и команда на грани гибели? Для помощи в таких ситуациях и существуют чародеи! Вот что можно применить, если силы друзей на исходе.
- Обряд скорости. На тридцать секунд время чтения заклинаний уменьшится на 50%. Этот финт поможет быстро вылечить команду и воскресить павших. Но будьте внимательны — на контролирующие умения (Вопль ужаса заклинателей, Сон и Дерево волшебников) этот обряд не влияет.
- Обряд преграды (или Обряд границы, если вы — дитя Асмодеи). Создает защитный барьер, поглощающий 40% урона и подлечивающий товарищей (у элийцев) или поглощающий 50% урона (у асмодиан). Поможет спастись от толп чудовищ, сохранить жизнь вашему волшебнику (которого зачастую убивают быстрее, чем вы успеваете произнести «Айон»), а также подстрахует от особо неприятных умений боссов в подземельях.
- Заклятие неприступности. Увеличивает физическую защиту группы на 2000, а защиту от стихий — на 200. Неплохое подспорье в PvP! Да и перезаряжается всего три минуты при продолжительности в тридцать секунд.
Но хорош не тот чародей, что швыряется этими умениями налево и направо. В командах ценятся мастера, способные вмиг сообразить, что в них есть нужда. Научиться использовать их вовремя поможет только личный боевой опыт.
Боевой арсенал
Юные чародеи не могут похвастать богатством умений — для овладения парой боевых серий, двумя лечащими умениями и навыком использования мантр особого опыта не требуется. К старшим уровням соло-бой по-прежнему не будет отличаться разнообразием, однако возможность устанавливать и менять стигмы добавит вам мощи.
Как и у прочих классов, стигмы чародея делятся на «ветки» — комбинации стигм, образующих наборы умений для командной работы и одиночных сражений, и на «свободные» стигмы, от наличия или отсутствия которых другие стигмы не зависят. «Ветки» состоят из пяти улучшенных стигм и требуют установки трех обычных. Какой же набор подойдет именно вам?
Красиво, но бесполезно: Эфирный / Защитный покров перезаряжается вместе с Обрядом границы, а действует немногим лучше.
- Командная ветка. Требует Обряда защиты и Обряда вдохновения. Эти короткие заклинания усиливают атаку и защиту группы, и опытный чародей, сражаясь плечом к плечу с друзьями, использует их непрерывно. Самозащиту, вдвое снижающую урон по чародейскому телу, тоже придется установить, и тогда мы сможем укреплять здоровье и боевой дух товарищей Заклятием неуязвимости и Благословением стойкости, лечить их Дланью восстановления и защищать Обрядом неприступности.
Хотя Длань восстановления неплохо лечит, за те три секунды, которые уйдут на ее прочтение, ваш подопечный скорее всего успеет склеить крылья. Лучше воспользоваться Обрядом восстановления в связке с Исцеляющим светом, да и Обряд возрождения, постепенно восстанавливающий здоровье, не повредит.
Хороший чародей прочтет нужные заклинания до начала боя.
Плюсы : в группу вас примут с распростертыми объятиями, вы даже целителя вполне замените — большинство подземных лабиринтов позволит вам обойтись и собственной исцеляющей магией.
Минусы : установив такой набор, мы теряем ряд атакующих умений. Правда, толком приодевшись, мы сможем не краснеть за свой урон даже в командной ветке.
- Боевая ветка. Для нее необходимы Обряд ярости, повышающий нашу физическую атаку, Разящий взмах, срабатывающий от парированной атаки и возвращающий врагу комплимент, а также Бросок оков. Это полезное умение заставляет противника онеметь, запрещая ему использовать физические способности. Конечно, эффект можно снять, припав к пузырьку с сильным зельем исцеления, но на пару секунд противник растеряется.
С 50-го уровня чародеи могут использовать Обряд оков, который заставит онеметь аж восемнадцать целей разом. Правда, стоит он 4000 ДП, а эти очки нужны нам для других умений — Обряда урагана, например, повышающего скорость бега и атаки всех сопартийцев.
Боевой набор даст нам возможность атаковать врага Разрушающим ударом (и не просто атаковать, но постепенно высосать его жизненные силы — старый добрый ДОТ), уронить Атакующей волной (и добить любым умением, срабатывающим от упавшей цели) и урезать ему скорость атаки и магии Шоковой волной.
Плюсы : наша боевая мощь серьезно возрастет, и враги начнут не на шутку опасаться ударов нашего посоха.
Минусы: чародеев с таким набором стигм недолюбливают в группах не столько из-за отсутствия полезных группе навыков, сколько из-за предубеждения — такие чародеи зачастую чрезмерно увлекаются боем, не замечая, как за их спиной в муках корчится волшебник или целитель. А ведь Исцеляющий свет или Обряд возрождения у нас никто не отбирает!
НА ЗАМЕТКУ: ничто не мешает установить сборную солянку из камней стигм, воспользовавшись преимуществами обеих доступных веток.
Добить опрокинутого врага мы можем аж тремя способами.
Чем же заполнить оставшиеся ячейки? Для сражений с врагом подойдет Заклятие удачи, серьезно урезающее шансы противника нанести вам (да и всей команде) критическую атаку. Обряд жизни и Обряд восстановления — лечащие способности и подойдут для командных походов, а Фатальный удар, позволяющий нанести удар по упавшей цели, — для дуэлей с вражеской расой.
Спой мне эту песенку
Мантры , боевые песни, укрепляющие командный дух, — уникальные чародейские способности. Одновременно можно «включить» не более трех мантр, а если в группе два чародея (взойдя на борт Дерадикона быстрым входом, и не такое можно увидеть!) — то целых четыре. Наборы мантр зависят от ситуации и пожеланий группы. Так как их можно заменять на бегу, возможность быстро перестроиться есть всегда.
Запретите товарищам отбиваться от стаи: взлетев слишком высоко, они уйдут из зоны действия мантр.
Чародеи, избравшие стезю командной работы, обычно напевают Заклятие неуязвимости и Заклятие удачи — мы уже говорили про них выше. Если в группе много магических классов, они будут благодарны за Заклятие ума, восстанавливающее ману, или за Заклятие магической силы, повышающее силу магии. Бойцы ближнего боя куда больше обрадуются Заклятию победы — оно увеличивает их физическую атаку. Если группе необходимо быстро добраться до места назначения, бормочите Заклятие ускорения. А если на вас напали маги, можно использовать Заклятие защиты — оно укрепит защиту от стихий, снижая магический урон по вам и вашей команде.
Десять правил командной работы
Никаких особых тонкостей в дуэльных сражениях у чародея нет. Этот класс ближнего боя силен своими мантрами и обрядами, а их он применяет и в команде. Поэтому истинный потенциал чародеев раскрывается именно в компании соратников, позволяя ему продемонстрировать, на что способен настоящий мастер!
- Команда вступила в бой? Не стоит бросаться вперед очертя голову. Взгляните на полоски здоровья вашей бригады — возможно, от вас требуется не урон, а аварийное лечение?
- Если все пока живы и здоровы, сконцентрируйтесь на вражеском целителе — беспомощный и опрокинутый, он не сможет помогать своим. Разумеется, если лидер вашей группы решит, что бить целителя должен кто-то другой, слушайтесь его указаний.
- Если что-то пошло не так и ваш худосочный волшебник оказался размазан ровным слоем по полу — не отчаивайтесь; побыстрее воскресите его, пока целитель лечит остальных (или с визгом убегает от вражеского убийцы). Враги уже переключились на другую цель, и ваш волшебник или заклинатель смогут без труда опутать их контролирующим заклятием.
Отскребите от пола упавших Светом воскрешения, если целитель занят делом поважнее.
- Целитель все еще бегает и кричит? Усиленно лечите его. На бегу он может использовать всего два лечащих умения, имеющих длительную перезарядку.
- Если за целителем (или вами) бегает боец ближнего боя, используйте свои способности, запрещающие пользоваться физическими умениями.
- Следите за висящими на вас заклятиями! Хороший целитель не поленится снять с вас немоту, но если он занят поддержанием жизни в тщедушном магическом тельце, просто выпейте сильное зелье исцеления.
- В команде роль целителя играете вы? Не отвлекайтесь на воскрешение, с этой элементарной задачей справится всякий, у кого есть камни воскрешения. Лечите, лечите и еще раз лечите!
Мы с легкостью заменим целителя практически в любом подземелье!
- Вы — основная цель противника? Используйте самозащиту и все, что придет в голову, чтобы прожить как можно дольше. Этим вы покупаете своей группе драгоценные секунды, за которые она успеет уронить вражеского волшебника или заклинателя.
- Набросьте на стража Обряд возрождения. Он исцеляет лучше, чем слабенький Свет регенерации целителей, и сэкономит вашему стражу целых 2000 очков здоровья.
- В пылу боя случиться может всякое, и даже обливаясь всеми зельями, целитель может истратить почти всю ману. Воспользуйтесь Магическим восстановлением, чтобы продолжать лечение.
Надоело тратить деньги на зелья маны? Запишитесь в ученики к мастеру алхимии!