Silent Hill: Downpour
Silent Hill по сей день остается лучшим примером интерактивного искусства, где игрок познает себя через свой страх. «Игромании.ру» выпал шанс посмотреть на почти завершенную версию Silent Hill: Downpour, которую делают чехи из Vatra Games. Путешествие по лабиринтам разума Мерфи Пендлтона, нового протагониста, стало испытанием на прочность психики, поэтому в комнате с демоверсией предусмотрительно оставили щедрый запас воды: умываться после особенно жутких сцен.
Дети грома и дождя
[[BULLET]] Туман и безлюдье… Все элементы прежних частей на месте. Сейчас вот еще ливень хлынет, и почувствуем себя совсем «как дома».
Первое, на что следует обратить внимание: атмосфера безысходности, медленно разъедающая игрока, словно известь, не просто сохранена, но чувствуется с первых же секунд погружения в игру.
Новый главный герой — заключенный №RS-273A Мерфи Пендлтон. Стартовый эпизод с ходу знакомит нас с тюремными порядками. Под нашим руководством Мерфи отстраненно бредет мимо камер с улюлюкающими зеками. На первый взгляд банальное начало подчеркивает классическая тюремная сцена с посадкой уголовников в автобус. Перевозка заключенных заканчивается аварией, и тут начинается собственно игра — как говорится, добро пожаловать в Сайлент-Хилл.
В этот раз город почти утопает в воде, и это, конечно же, связано с прошлым Мерфи Пендлтона. Мир вокруг него регулярно разваливается на куски и подменяется фантазмом, и каждый такой переход тем или иным образом связан с водой. На протяжении всей игры Мерфи обречен метаться меж двух реальностей: дождливым, серым Сайлент-Хиллом и его темным, искаженным отражением.
[[BULLET]] Причинял ли Пендлтон боль другим людям или сам оказался жертвой насилия? И то и другое.
Мистер Пендлтон крайне тяжело переносит водные процедуры. Тема воды проходит через всю игру, начиная с дождливого стартового меню и продолжая призрачными блужданиями по душевым кабинкам и сантехническим станциям. На взаимодействие с водой завязаны многие головоломки, а местный бестиарий будто породило озеро Толука. Так, например, в игре дебютировали утопленницы — сирены, оглушающие главного героя жуткими потусторонними криками. Эти монстры в женском обличье способны царапаться, нападать сзади, а в одной из увиденных нами сценок перерубают горло живого человека одним резким ударом. Во время путешествий по Сайлент-Хиллу то и дело начинает лить дождь, грохочет гром: будто монстров порождает сама стихия. Во время дождя монстры становятся особенно агрессивными и нападают стаями, поэтому игра резонно советует пережидать непогоду в домах и других убежищах.
Преемственность безумия
[[BULLET]] На крышу автозаправки брошена инвалидная коляска, еще один переходящий символ сериала. Коляска лежит на боку, одно из колес вращается.
Vatra Games насытили игру массой отсылок и цитат. Так, например, в первых версиях героя звали Джеком, но затем авторы нашли для него более удачное имя — отсылку к безумцу Рэнделлу Мак-Мерфи, главному герою романа «Пролетая над гнездом кукушки». «Приветов» предыдущим частям тоже много: от самых очевидных до рассчитанных исключительно на знатоков. Так, фигура самого неприятного в игре монстра в газовой маске — Судьи — по-новому интерпретирует образ Пирамидоголового из Silent Hill 2, но добавляет к нему элементы, особенно страшные именно для Пендлтона. По всей видимости, Судья олицетворяет комплекс вины героя, а потому будет преследовать его всю игру.
Возможность оглядываться через плечо и видеть, что происходит за спиной, — прямая цитата из Shattered Memories, ведь одна из самых страшных вещей в игре — видеть, как из дождевого тумана появляются чьи-то искаженные контуры. В число прочих врагов попали невидимые призраки, убить которых напрямую нельзя, нужно найти манекен, олицетворяющий их физическое тело. Встречали мы и бесполых антропоморфных существ, способных ползать по потолку, словно пауки. Стоит Мерфи залезть в не доступный для них уголок, как их перемещения сразу становятся нервными, рваными, нереальными.
Еще страшнее пережить путешествие по пещерам на туристическом паровозике. Вдоволь намаявшись с запуском этого чуда инженерной мысли (сложность головоломок ничуть не снизилась), мы попадаем на рейс в ад. Паровозик так и называется: «Поезд дьявола». По сюжету он стал гробом на колесах для восьми детей. Оператор поезда, переживший аварию, отрицает свою вину только для того, чтобы секунды спустя на глазах Мерфи броситься в бездонную пропасть, «дьявольскую яму», одно из новых, неизведанных мест Сайлент-Хилла.
Паранойя и гонки со смертью
[[BULLET]] У утопленниц есть очень неприятная привычка атаковать сзади и безжалостно кусаться. Поди сбрось!
Бои в Downpour жестче и сложнее, чем в любой из игр серии. Одна из подсказок на загрузочном экране сообщает, что зачастую лучше смыться, и это чертовски верно — запас аптечек ограничен, оружие ломается. В ход идет все: от камней и палок до огнетушителя, кухонного тесака или грабель. В пещерах рекомендуется носить с собой кирку — подземные монстры куда страшнее своих родичей из Minecraft.
Градус «аркадности», в которую серию потянуло после Origins, намеренно снижен. Драться физически неудобно, особенно к тому моменту, когда за нами по пятам нахально отправляют целые отряды утопленниц. Чешские игроделы безжалостны: чтобы решить кое-какие головоломки, понадобится умение читать между строк.
Где-то на середине пресс-версии игра добавляет неплохой сюрприз: образ надежды в виде синей птицы. Нужно будет искать этих птиц, которые неким образом должны помочь Мерфи выбраться из проклятого города. Каждый раз, когда Мерфи выпускает птичку из клетки, тучи рассеиваются, а монстры будто сбегаются к «месту силы», чтобы разобраться с разрушителем их хаотичного мирка.
[[BULLET]] В бою против обитателя пещер такая кирка долго не протянет. А грязь и кровь на лице героя появились, когда здоровье упало ниже 60%.
В какой-то момент путешествие протагониста утрачивает первоначальную цель — нужна ли ему свобода, или искупление дороже? Бесспорно, у героя много причин для душевных мук. Можно попытаться поправить карму во время сценарных «развилок», где нужно сделать сложный моральный выбор.
Приключения Мерфи Пендлтона напоминают фильм Джармуша «Мертвец», лейтмотив которого — история о бессмысленности пути для уже мертвого героя. Может быть, Пендлтон умер во время крушения автобуса? Очень надеемся, что нет, ведь Сайлент-Хилл каждому, кто попал туда, дает шанс искупить прежние грехи жертвой и выйти «на свободу с чистой совестью».
* * *
Нужные шаги в сторону лучших игр Silent Hill уже сделаны — лишь бы разработчиков не подвело чувство меры и вторая половина игры ответила на многочисленные вопросы и так же наотмашь, без сожаления, шокировала, как это делали в оригинальной тетралогии. Всего-то надо: завершить историю каторжника красиво! Мы даже нарочно выключим в комнате свет перед тем, как в следующий раз нажать кнопку New Game. После всего, что приключилось с серией, у чехов просто нет права на ошибку.