Amy
Если вы внимательно осмотритесь вокруг, то с удивлением обнаружите, что игр жанра survival horror, то есть, по-русски, «переживи кошмар», уже давно почти не делают. Во всяком случае в чистом виде, где нужно именно выживать, а не с молодецким гиканьем крошить в труху тонны пусть и противных, но таких уязвимых, хлипеньких монстров. Resident Evil скатился в чистый экшен, Dead Space пугает исключительно пульсирующими кишками на стенах, а Silent Hill просто скучен. Изредка мелькнет на горизонте какая-нибудь жемчужина вроде Amnesia: The Dark Descent или Siren: Blood Curse и, почти никем не замеченная, укатится прочь.
Все потому, что сделать действительно качественный хоррор с почти беспомощным главным героем пугающе сложно. Нужна какая-то ключевая и обязательно незатасканная идея, вокруг которой и строилась бы вся игра. Разработчики Amy такую идею нашли. Но на большее их, к сожалению, не хватило.
Лучшее лекарство
Корнями Amy тянется к старой, но недавно переизданной на PlayStation 3 игре ICO. Она, если помните, про то, как мальчик встречает девочку и в буквальном смысле за ручку выводит ее из зловещего замка. Amy почти про то же самое, только вместо мальчика — тоже девочка, точнее, взрослая женщина по имени Лана. Ее подопечная — Эми, немой ребенок, к тому же страдающий аутизмом. На момент начала игры парочка неплохо проводит время в поезде, но вдруг за окном полыхает, состав сходит с рельс, и последнее, что видит перед лицом Лана, — черный кулак мутировавшего проводника, только что спокойно проверявшего билетики.
[[BULLET]] Индикатор на спине показывает, насколько сильно заражена атмосфера.
Разумеется, после пробуждения девушка не находит Эми рядом и отправляется на ее поиски. Долго блуждать не приходится: немного поплутав среди горящих вагонов и забив палкой двоих незадачливых встречающих, Лана воссоединяется с ребенком в привокзальном туалете.
С этого момента на ваши плечи ложится забота о маленькой девочке, которую во что бы то ни стало надо доставить в больницу (куда, собственно, Лана ее и везла изначально). Проблема в том, что весь город заражен вирусом, который превращает людей в чудовищ, и Лане тоже не удалось избежать инфекции.
А вот Эми, наоборот, не только не заболела (у отпрыска по непонятной причине иммунитет), но еще и одним своим присутствием сдерживает заразу. Так что получается уже не односторонняя забота, а симбиоз: Лана охраняет Эми, а та, в свою очередь, не дает ей превратиться в зубастую уродину.
С использованием ГМО
Нетрудно догадаться, что всю игру вас регулярно под разными предлогами будут разлучать с целебным чадом. Стоит только на минутку расстаться с ходячим антибиотиком, и у Ланы начинает плыть перед глазами, ноги заплетаются, кожа бледнеет, на шее вздуваются вены, а в голове все громче шепчут зловещие голоса. Отсрочить мутацию может содержимое шприцов, которые опекунша то и дело находит где ни попадя, но в относительной безопасности можно себя чувствовать только рядом с Эми, а еще лучше — держа ее за руку.
[[BULLET]] Чисто внешне герои проработаны замечательно — в них легко поверить. Но нельзя судить о книге по обложке: за душой у них пугающая пустота.
При этом авторы сделали упор на относительно мирном решении возникающих проблем. Драться приходится редко, что логично: у Ланы нет ни каких-то особенных способностей, ни суперкостюма, ни даже огнестрельного оружия. Способности есть у Эми — она умеет создавать звуконепроницаемый купол или отшвыривать врагов и ломать хлипкие препятствия волной энергии. Но все это опять же нужно для решения головоломок, а не для войны с монстрами. Поэтому лучший вариант — не попадаться никому на глаза, а в экстренных ситуациях, не стыдясь, залезать под стол вместе с маленькой девочкой или прятаться в металлических шкафчиках.
Есть противопоказания
Концепция у игры просто великолепная, но, как часто, к сожалению, бывает, реализация сводит на нет все попытки получить от нее удовольствие. Первое, чему обучаешься, если ставишь перед собой задачу во что бы то ни стало пройти Amy до конца, — играть предельно осторожно. Причина банальна: чекпойнты на уровнях расставлены так редко, что в случае проигрыша приходится раз за разом мучительно долго добираться до места последней гибели. И все равно нельзя все предусмотреть наперед или с ходу понять, чего от вас хотят. Более того, вам просто не дают права исправлять ошибки — любая оплошность приводит к непоправимому. Как следствие, десятки смертей и многократное перепрохождение одних и тех же эпизодов. Уже на этом этапе хочется воздеть руки к небу, пробормотать парочку проклятий и все бросить.
Терпеливые же игроки обнаружат множество других проблем. Причем по отдельности они могут показаться мелочью, но, будучи сложенными вместе, буквально уничтожают все то хорошее, что есть в Amy. Неудобная камера, не слишком отзывчивое управление, однообразные локации — это лишь вершина айсберга. Вы постоянно натыкаетесь на какие-то либо устаревшие на десяток лет, либо просто раздражающие моменты. К примеру, вас заставляют искать разноцветные ключ-карты от всевозможных дверей — привет из девяностых. Или то и дело приходится преодолевать провалы в полу, прижавшись к стеночке, но при этом Лана так медленно перебирает ногами, что можно за это время пройти парочку уровней в Angry Birds на мобильнике.
[[BULLET]] Заражение случилось всего несколько часов назад, а создается такое ощущение, что судный день настал как минимум на прошлой неделе.
С логикой и головоломками вообще катастрофа. В Сильвер-Сити нормальное явление, когда пульт управления лифтом находится снаружи, а в самых запущенных случаях — в сотне метров от подъемника. Лана регулярно запускает Эми в проемы, куда бы и сама без проблем протиснулась, но маленькая бестия при этом совершенно не умеет лазить по лестницам (на фоне того, что вытворяют дети на детских площадках, все оправдания о потенциальной опасности лестниц застревают в горле). У Эми есть фонарик, который нельзя отобрать у девочки, если вам надо исследовать какое-то темное место в одиночку. Даже стальной лом в ваших руках может сломаться (!) только потому, что в следующей сцене героиня должна быть без оружия. И так постоянно — сплошные условности и несуразности.
С проработкой персонажей тоже никто сильно не заморачивался — они просто фигурки на экране. И это в игре, где главная тема — взаимоотношения двух близких людей! Лана в состоянии только коротко завизжать от упавшей перед носом картины или вырвавшегося из трубы пара, но не проявляет вообще никаких эмоций по отношению к Эми. Та в долгу не остается: лишь один раз за игру она пугается и убегает в неизвестном направлении. Все оставшееся время ребенок ничего не боится и спокойно лезет в дыру, даже если рядом с ней лежит чей-то гниющий труп. Девочка ведет себя почти как собачка и реагирует только на команды: «Ждать!», «Апорт!», «Ко мне!», «Дай лапу!». А ведь сколько интересных ситуаций и трогательных моментов можно было бы придумать…
При всех своих недостатках игра еще и обрывается на полуслове и не вносит никакой ясности в происходящие события, так что даже эту небольшую награду за мазохизм у нас отобрали. Как назло, в голову лезет еще больше неудобных вопросов. Почему на колесе выбора способностей есть три пустых ячейки? Почему в титрах показывают не виданных за время прохождения монстров? Почему нам продают незаконченную во всех смыслах игру, пусть даже всего за $15? Ждем Amy 2? Нет уж, спасибо, как-нибудь обойдемся.
Реиграбельность:
Классный сюжет:
Оригинальность:
Легко освоить:
Геймплей:
4
Графика:
6
Звук и музыка:
7
Интерфейс и управление:
3
Дождались?
При других обстоятельствах игра про взаимовыручку взрослой женщины и маленького ребенка в условиях зомби-апокалипсиса могла бы стать прорывом в жанре интерактивных ужасов. Не сложилось.
Рейтинг «Мании»: 4,0
«Плохо»