King Arthur 2: The Role-Playing Wargame
Давным-давно в славной Британии жил не менее славный король Артур. Он объединил земли вокруг Камелота, посадил за круглый стол рыцарей, разгромил недовольных лордов, лесную нечисть и прочих врагов народа, после чего уселся на трон и принялся мудро и справедливо править. На этом, казалось бы, и сказке конец… но венгерская студия Neocore Games, вдохновленная умеренным успехом первой части стратегической ролевой игры о короле Артуре, решила продолжить серию, после чего дела в Британии опять разладились.
На Туманный Альбион обрушились все беды и несчастья мира. Сперва сестра Артура Моргауза, королева ведьм с Оркнейских островов, выпустила в мир орды фоморов — или, чтобы было понятнее, демонов. Потом тяжело заболел сам король Артур, а некогда найденный им святой Грааль раскололся на мелкие кусочки, которые раскидало по всему приграничью. Страна в хаосе, Камелот разрушен до основания, а доблестные рыцари Круглого стола разбежались кто куда, как только запахло жареным.
Труба зовет
Артур с таким положением дел справиться уже не может, так что исполнять обязанности короля вынужден его сын, Вильям Пендрагор. На его плечи ложится нелегкая задача: вновь объединить Британию, походя расправляясь с толпами демонов и одновременно отлавливая по лесам сбежавших артуровых рыцарей.
[[BULLET]] Магия в King Arthur 2 сродни артиллерии — заряжается долго, но уж если выстрелит…
Как и в первой части игры, заниматься всем этим предстоит в двух режимах, примерно как в играх серии Total War. На глобальной карте мы передвигаем армии, наводим порядок в собственных провинциях и присваиваем непокорные земли, отстраиваемся, ведем не слишком тонкую политическую игру — в общем, всячески изображаем из себя всамделишного короля.
Как только дело доходит до сражения, мы берем под непосредственный контроль доступные отряды и пытаемся во что бы то ни стало раздавить силы врага в стратегической битве. Здесь важно правильно выбирать позицию на местности, знать, когда атаковать, а когда обороняться, и понимать, какие шансы у вашей пехоты добежать до засевших на пригорке лучников (правильный ответ — никаких). Одним словом, на поле боя залогом победы служит ваш полководческий талант, а не умение быстро обводить войска рамочкой и посылать их на убой в промышленных масштабах.
[[BULLET]] В данный момент Вильям как раз мучается судьбоносным выбором — выслушать ли крестьянских детишек или же поиграть с ними в увлекательную игру «Догони меня стрела»?
Казалось бы, отличий от первого «Короля Артура» в сиквеле никаких, и это на самом деле почти правда. По сути, перед нами все тот же добротный клон Total War, только с магией и демонами. Изменения кроются в мелочах: последние два года венгры явно были заняты шлифовкой и тюнингом однажды изобретенной (точнее, творчески скопированной) концепции.
Клянусь честью!
Первый приятный сюрприз — переход на личности. Вильям отнюдь не умозрительный персонаж, от имени которого осуществляется управление страной (именно таким был король Артур в первой части игры), а полноценный герой, наше виртуальное воплощение, стоящее во главе собственной армии. Именно вы выбираете, будет ли он магом, сыплющим молнии на головы врагов, мудрым полководцем или могучим чемпионом — богатырем, способным в одиночку раскидать вражеский отряд. По мере набора опыта Вильям изучает новые умения, обзаводится перками, растет в характеристиках, находит артефакты. А следовательно — может захватывать все больше земель, побеждать врагов, спасать прекрасных дам, а тех, кто не хочет спасаться добровольно, — уводить силой.
Игра предлагает множество вариантов времяпрепровождения для Вильяма, тем более что сразу после вступительного слова сценаристы начинают гонять его по всей карте. То нужно ехать в Шервуд, ведь там, по слухам, видели человека, который может вылечить отца. То просят галопом мчаться в Ворчестер и советоваться с волшебником Мерлином. Вечно приходится кого-то спасать, казнить, миловать, откручивать головы нечисти, а еще совсем неплохо было бы повстречать кого-нибудь из рыцарей.
[[BULLET]] Судя по всему, в древние времена быть правителем Англии было нелегко.
Впрочем, последних в Британии наблюдается острый дефицит, поэтому сначала за ними придется побегать. Здесь самое время сказать, почему у игры подзаголовок The Role-Playing Wargame. Одно из ключевых отличий игры от Total War заключается в том, что она рассказывает не столько историю объединения одной страны, сколько историю жизни одного принца. Вильям — это не просто абстрактный полководец, а полноценная личность, характер и мировоззрение которой формируется вашими действиями. Вам постоянно приходится решать проблемы, которые обычно встречаются в ролевых играх, а не в стратегиях: думать, как лучше поступить в той или иной ситуации, что сказать, чью сторону принять.
Тех же рыцарей за круглый стол Вильям может возвращать разными способами: одних достаточно пристыдить, других — освободить из плена, третьим — попросту надавать по башке, взывая к спящему мозгу. Как и у самого принца, у его новоприобретенных подопечных свой характер, свои особенности, свои таланты и слабые стороны, так что приходится десять раз задуматься, кого вести в бой, а кого оставить в резерве, ведь взять с собой на дело вы можете только двоих закованных в латы мужчин. Но, даже безвылазно сидя в замке, рыцарь не обидится на придирчивого сюзерена, если пожаловать ему пару провинций и красавицу-жену в придачу, — наоборот, после такой щедрости он будет готов идти за Вильямом и в огонь, и в полымя.
Куда сложнее уладить дела с обычными войсками — они тоже способны получать новые уровни и скиллы, а побывав в достаточном количестве битв, могут эволюционировать в более сильные боевые единицы (в какие именно — решать вам). Но если что-то в действиях Вильяма им не понравится, то женщинами и землями проблему не решить. Различия во взглядах могут достичь таких величин, что взбунтовавшийся отряд просто откажется выполнять приказы.
[[BULLET]] Все лето наш герой воюет, зиму же предпочитает переждать в теплом шатре. В это время лучше всего заниматься развитием подконтрольных территорий.
Никуда не делись и текстовые квесты, которые стали визитной карточкой предыдущей игры. Для тех, кто ничего не знает об этом явлении, поясним: давным-давно, когда компьютеры с трудом могли отобразить на мониторе пару движущихся пикселей, очень популярны были текстовые квесты, где приключения героя описывались словами, как в книгах. В ключевые моменты нужно было делать тот или иной выбор и читать, что случилось дальше. В современных играх, понятное дело, такое уже не встречается, но бывают и исключения на радость ретроградам.
В King Arthur 2 задания поразительно качественно проработаны, начиная от сюжета и заканчивая голосом «рассказчика», а последствия выбора в процессе прохождения теперь сильнее влияют на героя. Так, например, помогая бедным монахам, Вильям ступает на тропу христианства, а решение казнить восставших крестьян может склонить его к тирании. Впрочем, быть тираном не так уж и плохо, ведь за определенное количество набранных очков «язычества» или «христианства», «тирании» или «справедливости» герой будет изучать специальные умения, а позже — получит одного из четырех уникальных юнитов в зависимости от мировоззрения.
Омрачает радость от возни с квестами, прокачкой и атрибутами только чересчур запутанный интерфейс: в десятках мелких кнопок и неочевидных менюшек сам Мерлин ногу сломит.
Рыцарь шахматной доски
Сражения в King Arthur 2 претерпели существенные положительные изменения, но залогом победы по-прежнему остаются правильное использование умений и грамотное расположение отрядов, учитывающее особенности рельефа, а порой даже погодные условия. Всадники, например, хороши в чистом поле, но увязнут в лесу, а лучники, напротив, отлично чувствуют себя среди деревьев, устраивают засады и наносят большой урон благодаря эффекту неожиданности.
[[BULLET]] Глобальный режим больше всего напоминает игры серии Heroes of Might and Magic. Во все эти башенки, шахты и замки очень хочется заглянуть, и, что характерно, там всегда найдется что-нибудь интересное.
В первой части также огромную роль играли ключевые точки. Их захват, помимо умений и бонусов, давал прибавку к морали вашим войскам, а у врагов, наоборот, начинали тем сильнее трястись коленки, чем больше стратегически важных позиций находилось под вашим контролем. Порой сражения сводились к бездумному захвату флагов на время — кто первый быстрее пробежался по карте, тот и победил. В сиквеле проблему устранили. Ключевых точек стало ощутимо меньше, способности от них работают на всем поле боя, но, с другой стороны, их потеря еще не означает автоматически проигранного сражения.
Не будем забывать и о том, что Вильям сражается не только с людьми, но и с демонами, и с различными мифическими существами. Очень непривычно и необычно наблюдать перед собой игру, во всем подражающую реалистичной Total War, и вдруг с ужасом увидеть, как группа совершенно нереалистичных крылатых бестий залетает к вам в тыл и рвет на британский флаг стратегически припасенный отряд пехоты. Кстати, летающих юнитов в предыдущей части не было, так что даже ветераны в такие моменты почувствуют себя неуютно. А порой на нелегком пути Вильяма попадаются и вовсе настоящие монстры чудовищных размеров — драконы и архидемоны, справиться с которыми бывает совсем уж непросто.
[[BULLET]] Лучники в первой части игры были чересчур сильны. Во второй они все еще смертоносны, но уже не чувствуют себя так вольготно - опять все из-за треклятых летающих тварей.
Тут на помощь приходит магия: когда у вас появляются волшебники, способные обрушить на врага гром и молнии, жизнь становится легче и приятнее. Но не надолго, враги тоже обучены искусству колдовства, поэтому чем дальше в лес, тем больше времени приходится уделять магической защите. В прошлой игре разработчики так увлеклись, что ближе к ее финалу магия становилась универсальным ответом на все беды. В продолжении дыру в балансе закрыли, но не полностью — при умелом использовании взмах волшебной палочкой все еще способен решить множество проблем. В обратную сторону правило тоже действует. Чтобы дать игроку хоть какой-то шанс, самые сильные заклинания для сохранения баланса стали кастоваться очень долго, сигнализируя об этом на все поле. Поэтому, как только вражеский колдун начнет читать абракадабру про гигантский файербол, вы обязательно узнаете об этом и сможете унести ноги, а то и пристукнуть гада.
По сути, Neocore Games повторяет свой подвиг двухлетней давности: никому не известная венгерская студия делает отличный и все еще оригинальный симбиоз тактики, стратегии и RPG. Изменения, внесенные разработчиками, кажутся незначительными, но в действительности они перетрясли и сильно улучшили игру, сделали ее интереснее, умнее и сбалансированнее. А если вам опостылели напыщенные серьезные стратегии вроде той же многократно помянутой серии Total War, то венгерская интерпретация и без того очень увлекательной легенды о короле Артуре придется как нельзя ко двору. Shogun 2 — это, конечно, хорошо, но там нельзя стравить лучников с драконом. А в King Arthur 2 — можно!
P.S. Разработчики напортачили с оптимизацией игры: на некоторых конфигурациях компьютеров она тормозит без видимой причины. На момент написания статьи проблема не была решена, так что будьте осторожны. У нас проблем с производительностью не было, однако перед покупкой все же советуем скачать демоверсию с сайта www.kingarthurii.com/media/demos.
Реиграбельность:
Классный сюжет:
Оригинальность:
Легко освоить:
Геймплей:
8
Графика:
6
Звук и музыка:
9
Интерфейс и управление:
5
Дождались?
Венгры держат марку и во второй раз удивляют игроков очень приятной и продуманной стратегией, изрядно сдобренной ролевыми элементами. Жаль только, что эффекта новизны уже нет.
Рейтинг «Мании»: 7,5
«Хорошо»