Mass Effect: откуда пошли игровые расы
Серия Mass Effect прославилась много чем: сражениями и исследованием далеких планет, приключениями и квестами, персонажами и любовными романами. Но главное, чем она завоевала сердца игроков — это придуманный и нарисованный BioWare мир, причудливая смесь идей, образов и архетипов научной фантастики и космической оперы. В визуальном плане все подчинено одному принципу: узнаваемости. Игрок с самого начала должен чувствовать себя в этом мире как дома. Для этого художники тщательно потрудились и над мирами, и над архитектурой, и над техникой, и над расами, населяющими галактику.
О том, почему инопланетяне в игре выглядят так, а не иначе, что хотели передать художники и откуда они черпали вдохновение, мы сейчас и расскажем.
Друзья
Азари
Придумывая внешность расы азари, художники выполняли задачу: сделать инопланетянина, который бы вполне подходил в качестве объекта для романа. Именно поэтому азари сделали, во-первых, женщинами, а во-вторых, человекообразными.
Источник вдохновения тут далеко искать не нужно: конечно же, это многочисленные обитатели космоопер, для которых главное — простота наложения грима (например, минбари из «Вавилона-5»). Поэтому азари отличаются лишь цветом кожи, напоминающим веснушки рисунками на ней и наростами на голове, заменяющими волосы.
Турианцы
Турианцы были задуманы как раса милитаристов, обладающая мощнейшим в галактике флотом и подарившая первой части Mass Effect главного злодея. Чтобы подчеркнуть воинственность, лица турианцев сделали угрожающими и покрытыми не кожей, а роговыми щитками — это, вдобавок, сделало их похожими на человеческие черепа. В названии «turian» легко угадывается «центурион» — военная должность в древнем Риме.
Саларианцы
Саларианцы — раса ученых и разведчиков. Они умны, хитры и обладают быстрым метаболизмом, отчего рано умирают. Их «интеллигентность» разработчики передали с помощью высокого роста, тонкого телосложения и крупных глаз, отдаленно напоминающих классические глаза большеголовых пришельцев из НЛО.
Само слово «salarian» напоминает о саламандрах. Саларианцев и сделали похожими на саламандр — с этими земноводными их роднит многое: шишки на голове, чешуя и большие глаза с кожистыми веками.
Кварианцы
Кварианцы задумывались как таинственные «звездные странники», кочующие по всей галактике. Недружелюбие, с которым встречают их путешествующий флот жители систем, роднит кварианцев с цыганами. Сходства добавляют и своеобразные кварианские «платки».
О внешности кварианцев судить невозможно, так как игрокам не показывают даже их лица — за масками, которые защищают кварианцев от инфекций, виден только кончик носа и светящиеся глаза.
Однако, даже несмотря на изолирующие костюмы-скафандры, можно сделать вывод о необычном строении ног кварианцев. Это, и фиолетовые забрала щитов, делают кварианцев похожими, как ни странно, на дренеев из World of Warcraft. Но сходство, скорее всего, случайно.
Кроганы
Кроганы — раса мощных воинов, варваров, с трудом контролирующих агрессию. Эти черты характера художники передали с помощью мощного силуэта, подчеркнуто «животных» конечностей и безшейной головы, напоминающей голову рыбы-пираньи.
Дреллы
Дреллы появились только во второй части игры — и всего в двух экземплярах. Оба — наемные убийцы, загадочные земноводные обладатели огромных черных глаз. Во вселенной Mass Effect они играют роль утонченных эльфов, а их прообразом выступил водяной из вселенной комиксов Hellboy.
Нейтралы
Волусы
Изначально волусы не задумывались как комические персонажи. Но, когда из-под перьев художников вышли эти маленькие существа, сидящие внутри круглых костюмов высокого давления, забавные сценки с участием волусов родились сами собой.
Элкоры
Насчет внешности элкоров в компании было много споров. Поначалу их хотели сделать обычными крупными гуманоидами, но потом гуманоидность решено было уменьшить, и элкорам выдали «гориллий» силуэт. Из-за своей медлительности и медленной речи элкоры так и не получили в игре хоть сколь-нибудь важных ролей — лишь небольшие диалоги и шутки по поводу того, как они говорят.
Ханары
А у этих героев второго плана прообраз обнаружить очень легко — португальские кораблики, ядовитые колонии гидроидных, похожие на медуз. Роль ханаров тоже сводится к диалогам, но их телепатическая речь, по крайней мере, звучит нормально, так что сценаристам удобнее использовать в квестах ханаров, чем тоскливых элкоров.
Батарианцы
Батарианцы — недружелюбные пришельцы, бандиты и, вообще, сомнительные типы. Они — гуманоиды, но их лица сильно напоминают морды летучих мышей («bat» — «batarian»), а в качестве источника вдохновения смутно угадывается пара бандитов из четвертого эпизода «Звездных войн», из знаменитой сцены в кантине («Ты ему не нравишься, и мне ты тоже не нравишься»).
Ворча
Ворча — неприятного вида дикари, они же — вредители, которые заводятся в темных уголках космических станций. Они играют роль крысолюдей или псоглавцев — типичных врагов, на которых герой оттачивает свои умения, и которых никому не жаль. Название «ворча», скорее всего, взято из сериала Star Trek, где «Vor’cha» — класс звездных крейсеров клингонов.
Протеане
У протеан — давно вымерших предтеч — внешность противоречивая. Поначалу их тела выглядели как «космические жокеи» из вселенной «Чужих», а головы были небольшими, круглыми и с щупальцами на месте рта (иллитиды из «Забытых королевств»).
В третьей части игры протеане стали больше походить на коллекционеров, своих далеких потомков, и еще, как ни странно, на саларианцев.
Хранители
Таинственные и молчаливые хранители звездной станции «Цитадель», несомненно, скопированы с богомолов — только конечности у них покороче. Чтобы подчеркнуть, что хранители — не насекомые, а разумные существа, разработчики надели на них красные манишки и повесили каждому за спину ранец с антенной.
И враги
Жнецы
Самые грозные враги в игре — исполинские разумные корабли. Не нужно долго разглядывать их, чтобы сообразить, на кого они похожи — конечно же, на огромных жуков. В качестве прообраза можно назвать, например, пахучего стафилина (Ocypus olens) — черного длинного жука, который примерно так и выглядит в оборонительной позе.
Что до своеобразных «ног-щупалец» в передней части корабля-жнеца, то это может быть отсылкой к мифам Говарда Лафкрафта, где часто упоминается неизбывный ужас, таящийся на окраинах вселенной.
Коллекционеры
Коллекционеры — жуткая насекомообразная раса, похищающая людей с очень недобрыми целями. В их внешности передаются общие черты с их хозяевами — жнецами. Несмотря на то, что большинство коллекционеров — гуманоиды, обилие глаз и хитиновое покрытие роднит их с паукообразными, а крылья — с летающими насекомыми.
Формой голов коллекционеры похожи на своих далеких предков — протеан.
Хаски
Хаски всех разновидностей — классические технологические зомби, или, если можно так выразиться «электрозомби». Их повадки в точности повторяют повадки типичных зомби из фильмов — разве только хаски не кричат «мозги», а их особо продвинутые разновидности умеют пользоваться оружием.
Геты
Внешне разумные роботы-геты сильно напоминают дроидов из первых эпизодов «Звездных войн». Однако, есть в их внешности и многое другое. Больше всего они похожи на своих создателей, кварианцев — в том числе и намеренной «безликостью». Все выражения «лица» гетха передают движения его щитков вокруг фонаря. Изогнутые сверху вниз головы гетов и характерная форма кабин их десантных кораблей напоминают о муравьях — намек на их «стайный» интеллект.
Рахни
Грозная раса насекомых с рабочими и матками — общее место в научной фантастике. Ими пугал нас Роберт Хайнлайн и режиссер Пол Верховен. О них размышлял Орсон Скотт Кард. Само название «rachni» — происходит от названия класса членистоногих «паукообразные» (по-латински «arachnida»).
Молотильщики
Молотильщики — еще одна раса, на предмет происхождения которой не нужно долго гадать. Конечно же, это видоизмененные черви из «Дюны» Фрэнка Герберта. Вызывают их так же — устраивая вибрации в земле.
* * *
Как видите, почти у каждой расы в игре Mass Effect есть прототип или даже несколько прототипов в реальности или в научной фантастике. В этом и заключается секрет успеха игры — в том, что ее вселенная выглядит смутной знакомой для всех, и каждый с самого начала почувствует в ней себя как дома.