Command & Conquer: Tiberium Alliances
Четвертая Command & Conquer официально (так и хочется сказать — «с треском») закрыла тибериевую серию. Но от столь успешных вселенных так просто не отказываются. Пока игроки ждут вестей о C &C: Generals 2 , студия Phenomic , сделавшая для EA недурную браузерку Lord of Ultima , взялась за создание еще одной игры о борьбе за зеленый минерал — Tiberium Alliances . И это, как и LoU, браузерная стратегия.
Несмотря на странный, хотя и объяснимый выбор жанра, анонс TA вызывает любопытство. Даже слегка интригует. Недавно мы отыграли в закрытую бету и разобрались, что там к чему. Как раз к запуску открытого тестирования.
[[BULLET]] Глобальная карта довольно схематичная, зато функциональная. Базы других игроков и лагеря мутантов — как на ладони.
Забудьте все, чему вас учили. Еще раз!
Чтобы не питать ненужных надежд, лишний раз обратим внимание: если вы ждете от Tiberium Alliances переноса правил Command & Conquer в онлайн, то… лучше не ждите. От тибериевой серии остались только зеленая субстанция в качестве основного ресурса да названия строений-отрядов. Ну и музыка местная уже звучала в Tiberium Wars. А вот каноничный конфликт ГСБ и Братства НОД отошел на второй план: непримиримые враги вдруг перестали грызться и сплотились против заполонивших всю планету мутантов-Забытых (Forgotten).
Выбор фракции на старте ни в коем случае не располагает нас по конкретную сторону баррикад: разносчику демократии из Глобального Совета Безопасности ничто не мешает заключить с командиром террористов союз против товарища по фракции. Будут ли вообще различия между ГСБ и НОД (помимо эстетических) — вопрос пока открытый, потому что в нынешней бета-версии можно играть только за Совет, а Братство подтянется позже. Но все же было бы глупо, если бы последователи Кейна действовали в точности как ГСБ. В изначальной-то серии они славились непрямыми действиями, всевозможными хитростями и диверсиями — в противоположность «открытому» стилю Совета.
[[BULLET]] Наша база. Обратите внимание на стрелочки, исходящие из хранилища, — они означают, что это здание дает бонус ближайшим добывающим конструкциям. Кстати, пиктограммы поверх этих конструкций означают, что с них можно собрать дополнительную кучу ресурсов. Не забывать его собирать — полезно.
Как и в других MMORTS, в Tiberium Alliances есть глобальная карта, в одном из уголков которой мы стартуем с пустующим тем, что принято называть «базой». Ее отстройка типична для браузерок: возводим добывающие структуры — получаем постоянный приток ресурсов, строим производственные — открываем доступ к новым войскам и оборонительным сооружениям. У строений есть уровень, который повышается за ресурсы. У добывающих строений он влияет на производительность, у командного штаба наращивает предел численности армии, у ресурсных хранилищ определяет вместимость, и так далее.
Но есть и отличия: Tiberium Alliances характерна тем, что все постройки возводятся мгновенно. В OGame , « Травиане », «Войнах империй» — да где угодно! — строительство высокоуровневого здания может затянуться на многие часы, а то и сутки реального времени. Тут же застройщицкие амбиции ограничены только ресурсами. Ограничены, правда, довольно сильно — улучшения зданий дороги, а драгоценный тиберий копится небыстро. Чтобы максимизировать прибыль в единицу времени, полезно следить за планировкой базы, ведь сюда отчасти переехала одна из фишек Lord of Ultima — влияние близлежащих объектов друг на друга. Так, если расположить склад вплотную к разрабатываемой тибериевой жиле, отдача жилы ощутимо увеличится.
ГСБ против зомби
[[BULLET]] Наши пробились к ресурсным постройкам Забытых. Обратите внимание, войска могут атаковать только тех, кто попадает в их радиус поражения. Причем атакуют они вовсе не до упора — солдаты скоро расстреливают боезапас, и их в принудительном порядке убирают с поля боя.
Со сражениями в Tiberium Alliances все совсем нетрадиционно. Отправка войск в бой, как и постройка зданий, происходит мгновенно, но расходует постепенно накапливающиеся командные очки. Израсходовали скопившийся запас — всё, в ближайшее время не повоевать.
Сами сражения навязчиво ассоциируются с Plants vs. Zombies. Поле боя разделено на восемь линий, по которым в несколько волн движутся отряды. Сворачивать с натоптанной «лыжни» большинство подразделений не может, зато атаковать врага на соседних дорожках — всегда пожалуйста. Защищающаяся сторона представлена на поле боя своей базой вместе с оборонными сооружениями, и нападающий распределяет штурмовые отряды по линиям, исходя из слабых мест обороны. Ага, у врага куча противовоздушной пехоты и парочка легких турелей. Значит, пусть в авангарде пойдут пулеметчики вместе с разносящим постройки «Питбулем», а авиацию запустим в последнюю очередь, когда наши войска успеют доесть вражью ПВО…
Баланс подразделений в общих чертах — родные-любимые «камень-ножницы-бумага». Пулеметная турель эффективно срубает пехоту, но проигрывает танкам, а танки, в свою очередь, — прекрасная мишень для пехотинцев с базуками. Хотя, конечно, башня ПВО пятого уровня все равно бессильна против истребителя десятого. Войска улучшаются по тому же принципу, что и здания, — мгновенно, но дорого. И потому, если мы решительно доминируем по ресурсам, тщательно планировать, «кто на кого пойдет», уже не то чтобы обязательно. Другое дело, что на практике такое бывает редко.
[[BULLET]] Штаб обороны на базах Забытых может хранить контейнер с чем-нибудь полезным — например, ресурсами или командными очками. Чтобы его забрать, штаб нужно разнести. Или разнести строительное депо — тогда все постройки засчитаются как разрушенные.
Потеря главного здания — строительного депо — сразу приведет к поражению обороняющейся стороны, то есть, сконцентрировав силы на линии с «ратушей», можно даже не зачищать базу целиком. Только скорее всего именно у линии с депо будет самая «толстая» защита — враги, чай, не из детсада вылезли.
Поначалу мы практикуемся на поселениях NPC-мутантов, в изобилии разбросанных по карте мира, а впоследствии переключаемся на живых людей. Здесь нас подстерегает ожидаемый разрыв шаблона: мутанты по сравнению с настоящими противниками — сущие котята. Нужно успеть как следуют натаскаться на «зайцах», прежде чем спадет новичковый купол, запрещающий остальным на нас нападать. Иначе — быть беде.
[[BULLET]] Нормальный гарнизон для едва вышедших из-под купола игроков. После лагерей и блокпостов Забытых — тихий шок. Хотя это и близко не самое страшное.
Воюем мы в основном ради ресурсов. Необходимые для развития тиберий и кристаллы прекрасно добываются и на базе, но очки исследований, обеспечивающие доступ к новым войскам, можно получить только за победу в битвах. Война — двигатель прогресса и единственное средство против технической отсталости. Завышенные цены на исследования, требующие многих часов так называемого «фарма», — главная пока что жалоба на игровом форуме.
Еще один повод для войн — территориальное доминирование на глобальной карте. Уничтожив вражескую базу, мы расширяем свои границы и, если база последняя, вынуждаем противника переселяться в другое место (к счастью для проигравших, все постройки на «переехавшей» базе сохраняются). Но если хочется задоминировать вообще всех, лучше собрать альянс — вместе-то всяко веселее.
Пока трудно сказать, чего смогут достичь альянсы, но подозреваем, что многого, — недаром у игры такой подзаголовок. А еще не известно, будет ли в Tiberium Alliances какая-либо конечная цель… Хотя в Lord of Ultima была — значит, и тут будет.
[[BULLET]] Вот такие рупоры и ящички с ресурсами, которые можно добыть на базах NPC, похоже, станут частью местной монетизации. К сожалению или к счастью, реактивно вкачать себе на счет ударную дозу тиберия не удастся — использование вещей лимитируется еще одной разновидностью очков.
* * *
Выглядит Tiberium Alliances отлично — ну, как минимум лучше двумерных игр серии. Еще бы не тормозила на старых компьютерах, даже и с отключенной анимацией, — цены б ей не было. Еще игра почему-то не совсем в ладах с Chrome… Остается надеяться, что к релизу техническую часть отполируют, ну, или хотя бы как следует сдружат с iOS-устройствами, поддержка которых официально заявлена.
Как бы то ни было, сравнивать Tiberium Alliances с прочими частями серии нет смысла — это совершенно разные форматы, разные жанры. Но вот в сравнении с другими браузерками она выигрывает — как минимум из-за боевки. И еще потому, что наконец-то не нужно сутками ждать, пока хоть что-то произойдет. Лишь бы ресурсы были — а там уже все мигом.
Отметим, что открывшаяся вчера — это именно бета, а вовсе не замаскированный релиз, как обычно бывает. Существенная часть содержимого пока заблокирована (да хоть то же братство НОД), поэтому окончательный вердикт мы пока попридержим.