Total War: Shogun 2 — Fall of the Samurai
В Fall of the Samurai легко разочароваться, если рассматривать его как обыкновенный «аддон для Total War», — список формальных изменений можно легко уместить у себя на ладошке. Это не слишком типично для The Creative Assembly, у которых список новых юнитов обычно можно зачитывать часами, — тем более что предыдущее DLC, Rise of the Samurai, в основном и было им посвящено (а потому не заслужило особого внимания).
Хотя новые солдатики в Fall of the Samurai все же есть — а еще, например, кораблики и даже паровозики, благодаря которым войска по карте перемещаются особенно быстро. Но чтобы понять, чем это дополнение отличается от остальных для всех предыдущих частей серии, нужно вспомнить, чем Shogun 2 отличается от любого другого Total War. Мы всегда писали о том, что у The Creative Assembly прекрасно получается срез любой эпохи — все выглядит настолько убедительно, что дух захватывает. Так вот, Shogun 2 — это не срез эпохи, это реконструкция эпохи, тонкий военно-политический симулятор, первая удачная попытка не просто подогнать знакомую механику под новые декорации, а передать внутреннюю суть конфликта.
В свою очередь, Fall of the Samurai — это тоже реконструкция эпохи, разве что эпоха теперь другая.
Сумрачный самурай
Когда Fall of the Samurai только фигурировала в новостных лентах, все тут же ожидаемо сравнивали ее с фильмом «Последний самурай» Эдварда Цвика. Там Том Круз два с половиной часа вникал в тонкости загадочной восточной души (представленной актером Кеном Ватанабе), а увенчалось все эпизодом, в котором мчащихся на амбразуру самураев-староверов расстреляли из пулемета Гатлинга. Обновленный Shogun 2 — он примерно про то же самое, и даже Гатлинг в игре теперь есть.
[[BULLET]] Статный генерал в форме по западному образцу против бунтаря с рыжей шевелюрой — в этом кадре вся суть Fall of the Samurai.
Важные контекстные изменения тут следующие. Во-первых, на дворе XIX век — так далеко во времени Total War еще не заносило. Во-вторых, в Японии снова кризис власти: несколько особо пугливых домов примкнули к официальному сегунату (некоторые сделают это по ходу кампании, когда их прижмут в стенке), другие ушли в глупую оппозицию, не забывая при этом грызться друг с другом, а за всем этим где-то сбоку наблюдают западные гости — США, Великобритания и Франция. В истории эти события известны как реставрация Мэйдзи, когда долгий период правления клана Токугава, длившийся более двух с половиной веков, подошел к концу.
[[BULLET]] Количественное превосходство в битвах теперь почти не играет роли: тысячу грязных крестьян с вилами разносят в мясо всего три пулемета на холме.
Передел власти проходит более-менее по тому же сценарию, что и в оригинальном Shogun 2, но если бы те события нужно было представить на школьной карте, все стрелочки со всех уголков и островов там тянулись бы прямиком к Киото. В Fall of the Samurai эти стрелки выделывают замысловатые кренделя; предугадать, кто за кем пойдет, что сделает и с кем договорится, стало в разы сложнее.
Ответный удар
К большому сожалению, все вышесказанное начинает влиять на темп и характер игры лишь через 3-4 часа, до этого же происходит более-менее обычный Shogun 2, со смешными шлемами и странными прическами. Да, теперь у каждого агента есть собственные, чем-то отличающиеся от других ветви развития. Да, каждая собака, даже городская стража, теперь ходит с огнестрельным оружием, — но против медленных, громоздких и неточных винтовок все еще спасают мечи, пики и быстрая кавалерия. Да, морские бои стали чуточку динамичнее — как-никак, уже изобрели паровой двигатель, и пытаться сдвинуть с места веслами огромную деревянную посудину больше не нужно. Но думать по-другому все это не заставляет, а ведь именно из тактических размышлений и состоит основная масса Total War-опыта.
[[BULLET]] Осаждая порты, лучше не попадаться на глаза американским кораблям.
Но когда из игры так или иначе вылетят самые хилые кланы, становится веселее. Дело в том, что силы самураев-отщепенцев настолько малы, что строить мини-империю самому, в сторонке, а потом скопить гигантскую армию и всех убить, абсолютно невозможно. Приходится договариваться (все так же пробиваясь через весьма специфический дипломатический AI), втихомолку обстреливать порты, перебрасывать войска туда-сюда по всей карте для отвода глаз (а это работает не только в мультиплеере) и просчитывать все на десять ходов вперед. Если же вы играете на стороне сегуната, ваши действия зависят в первую очередь от того, насколько заняты мелкие провинции разборками между собой, — но можно в одно мгновенье растерять все войско, просто «проверяя обстановку».
[[BULLET]] У самураев еще есть порох в пороховницах — хотя сам порох, конечно, на стороне прозападного сегуна.
И без того камерная игра стала еще теснее, но это серии, как уже выяснилось полтора года назад, идет только на пользу.
Если вы еще только собираетесь ознакомиться с оригинальной игрой, Fall of the Samurai нужно проходить сразу же после нее, без передышки: тогда весь образ, весь исторический путь Японии прошлого тысячелетия сложится для вас в единое целое. За вычетом ружей и пулеметов обе игры чрезвычайно похожи, только в первой война приводит к становлению японской государственности, а во второй — к ее краху.
Fall of the Samurai высказывается на эту тему не слишком хуже Цвика или даже Акиры Куросавы, только нужно смириться с тем, что механика за полтора года почти не поменялась.
Реиграбельность:
Классный сюжет:
Оригинальность:
Легко освоить:
Геймплей:
8
Графика:
8
Звук и музыка:
7
Интерфейс и управление:
7
Дождались?
Перезагрузка японской государственности: чтобы отличить все это от похожих событий в Shogun 2, нужно проявить самурайское внимание и терпение, но те, кто все-таки прочувствуют разницу, обиженными не уйдут.
Рейтинг «Мании»: 7,0
«Хорошо»