Risen 2: Темные воды
Немецкая студия Piranha Bytes известна в первую очередь изумительной дилогией Gothic , во вторую — очень неоднозначной Gothic 3 , и в третью — своеобразным возвратом к истокам, которым стал Risen . Тем более забавно, что продолжение «возврата к истокам» грозится перетряхнуть основы не хуже, чем в свое время третья «Готика».
Вскоре игра отправится «на золото», а пока мы получили возможность пройти пятичасовую демоверсию. Маловато для прогнозирования успешности проекта, но вполне достаточно, чтобы получить представление о сюжете и новой механике.
[[BULLET]] Из книг можно узнать не только историю мира, но и, скажем, координаты зарытого сто лет назад сокровища.
Фарангский синдром
За время, прошедшее с событий первого Risen, главный герой изменился до неузнаваемости — не иначе решил взять пример с Макса Пэйна. Герой Фаранги отрастил длинные волосы, закрыл глаз с волшебным моноклем кожаной повязкой, получил офицерское звание в инквизиции и беспробудно запил. Наша победа над огненным титаном обернулась пшиком — десятки его сородичей пробуждаются от спячки в своих храмах и тут же вступают в грызню между собой, превращая обитаемый мир в груду развалин. На момент начала Risen 2 крупнейший заселенный континент на планете представляет собой груду горящего камня, а от цивилизации на нем осталась только инквизиторская крепость на берегу моря.
Наш старый знакомый, бывший комендант Харбор-Тауна, а ныне глава инквизиции Карлос, планирует эвакуировать мирное население в колонии Нового Света — там титаны еще спят и все тихо. Если не считать смертельно опасного дикого зверья, агрессивных туземцев и недружелюбной дикой природы. Но свободному сообщению между континентом и колониями мешают чудовища, насылаемые морскими титанами.
И когда ситуация кажется безнадежной, кораблекрушение выносит на берег у крепости… третью нашу старую знакомую — Пэтти, дочь пиратского капитана Грега Стальной Бороды. Пэтти утверждает, что ее отец знает, где спрятано древнее оружие, которым можно сразить даже титана. Проблема в том, что надо не только найти Грега, но и вытрясти из него информацию, а потом еще и добыть это «вундерваффе». Разумеется, это задание возлагается на плечи нашего одноглазого лейтенанта, которого вытаскивают из казармы, аккуратно опохмеляют и водружают на борт ближайшего военного корабля — помогать Пэтти искать дорогого папочку.
[[BULLET]] Где пираты, там и закопанные клады.
Якорь мне в сундук рома
Мир изменился под стать главному герою. Там, где первый Risen ненавязчиво косился в сторону романтики вестернов (комендант Карлос против «мексикано бандитос»), «Темные воды» дали резкий крен в сторону романтики пиратской. Причем романтики этой здесь больше, чем в «Пиратах» Сида Мейера и всех «Корсарах» вместе взятых. Тут и инквизиторские конкистадоры Хуаны, Педро и прочие Хосе-Мария-Андрес-Флорес-Фернандес, и пиратские капитаны Черный Ворон со Стальной Бородой, и племена диких туземцев, которые знают таинственную магию вуду… Мир Risen 2 вполне мог бы послужить огромной иллюстрацией к «На странных волнах» Тима Пауэрса.
Изменился и визуальный стиль — «Темные воды», несмотря на название, пожалуй, самая яркая и солнечная игра из всех творений Piranha Bytes. Песчаные пляжи пиратских островов и джунгли Нового Света напоминают скорее о серии Monkey Island, нежели о вечно сером небе над рудниковой долиной или мрачных храмах Risen.
А еще мир значительно раздался вширь — даже тот кусочек, что представлен в демоверсии, вполне сопоставим с островом Хоринис из второй «Готики». Однако Risen 2 — не одна большая открытая локация, а набор маленьких камерных мирков, каждый со своей экосистемой и населенными пунктами. Пока мы видели три таких «уровня»: догорающая крепость инквизиторов, пиратский остров недалеко от континента и побережье Меча — небольшой форпост цивилизации на границе Нового Света.
Демо-версия последовательно прогнала героя по всем трем «миркам» и на том завершилась. Не ясно, сможем ли мы еще раз посетить уже пройденные области и столкнемся ли с какими-либо последствиями наших действий. Если нет, то раздробленный мир пойдет игре скорее в минус.
[[BULLET]] Некоторых противников невозможно одолеть без специальных навыков. К примеру, вот таких крабов нужно валить на спину пинком и бить в мягкое брюшко.
А меня боялся сам Флинт!
В Risen 2 (по крайней мере, в ее первые пять часов), в отличие от любой из предыдущих игр Piranha Bytes, большую часть времени предстоит проводить на пленере. Перечень опасностей, поджидающих нашего героя за пределами городских стен, слегка расширился — мало того, что полностью сменился бестиарий, так еще и тропинки ощетинились невидимыми, но смертельно опасными ловушками. Герою, наступившему на импровизированный капкан, предлагается несложная, но крайне неожиданная QTE на реакцию. Справились, успели ткнуть кнопку в нужный момент — бежим дальше, нет — созерцаем одноглазый трупик и загружаем сохраненную игру. Ловушкам плевать, насколько обученный и снаряженный герой в них попался.
Ролевая система в очередной раз переписана с нуля. В Risen 2 герой обладает пятью основными характеристиками ( фехтование , стрельба , выносливость , сообразительность и магия Вуду , заменившая традиционную руническую), которые можно повысить в любой момент, израсходовав некоторое количество опыта. К каждой привязано по три таланта (к примеру, для фехтования это владение колющими , режущими и метательными клинками), которые растут вместе с самой характеристикой, но могут быть развиты дополнительно у тренеров, за солидную сумму.
Кроме этого, на характеристики завязано огромное число навыков, которые можно выучить только у тренеров, только за деньги и только если способность развита до нужного уровня: так, сообразительность отвечает за взлом замков и чистку карманов, а фехтовальные навыки открывают новые типы ударов.
[[BULLET]] За спинами Пэтти и ее отца очень удобно прятаться, пока главный герой перезаряжает свой мушкет.
Которых, отметим, не так уж и много. Боевая система теперь напоминает даже не о третьей «Готике», а о последних играх из серии «Корсары». Изначально герой умеет делать только две вещи — бить и блокировать удары. Но при наличии опыта, денег и желания может обучиться пинать врагов, парировать, контратаковать и наносить усиленный удар. Однако атаки животных и монстров, как и прежде, блокировать нельзя, поэтому лучшее, что герой может противопоставить лесным обитателям, — бешеный град ударов в лучших традициях Мигалы из фильма «Робин Гуд и мужчины в трико».
Широкими замахами герой тоже не особо богат, поэтому «заточенный» под фехтование персонаж будет блистать только на дуэлях один на один — задеть одним ударом несколько соперников удается очень уж редко. Но зато сражаться можно не только клинком — герой может таскать за поясом пистолет или метательный нож, спрятать в кармане горсть песка или набрать полную пазуху лучших метательных снарядов на острове — кокосов! Все это добро применяется в бою нажатием на кнопку альтернативного оружия.
Вопреки всем ожиданиям появление огнестрела на баланс почти не повлияло — пистолеты наносят не такой уж и огромный урон и довольно долго перезаряжаются (что характерно — прямо за поясом), а мушкеты и дробовики заняли ту нишу, где раньше находились луки и арбалеты. Наибольший эффект от дальнобойного оружия проявляется тогда, когда его носят напарники, — поначалу они таскаются за героем чуть ли не постоянно. Причем самые боевитые из них, вроде той же Пэтти, разделывают недоброжелателей под орех гораздо эффективнее, чем сам герой, а умереть не могут в принципе. Самое большее — потерять сознание, и то только до конца боя.
[[BULLET]] Хотя камзолы и рубашки выглядят совершенно непригодными для боя, они дают ощутимые плюсы к защите.
* * *
В игру добавили быстрое перемещение по карте к уже открытым участкам в локации, слегка изменили баланс системы ремесел, ввели «разговорные» навыки, открывающие новые реплики в диалогах. Снаряжения стало куда больше — теперь штаны, нагрудная броня, головной убор и ботинки подбираются отдельно.
Из однозначных недостатков демоверсии можно отметить разве что техническую реализацию — приличной детализацией лица щеголяет только главный герой, а неестественность анимации режет глаза едва ли не сильнее, чем в первых частях «готической» серии. Посмотрим, как будут обстоять дела в релизной версии, — благо ждать осталось всего ничего.