Silent Hill: Downpour
Silent Hill: Downpour, новую часть некогда культовой серии ужастиков, выразительнее всего характеризует такой момент: главный герой, Мерфи Пендлтон, попадает в узкий, неуютный коридор с длинной лестницей, ведущей куда-то наверх. Эта лестница почему-то все не хочет заканчиваться, и бег по ней можно продолжать до бесконечности.
Возможно, кто-то сейчас вспомнит, как Джеймс Сандерленд из второй, лучшей, части Silent Hill почти так же добирался до города: сквозь туман, по длинным тропинкам, склонам и лестницам. Дорога была невыносимо долгой, хотелось бросить все и вернуться обратно, но Джеймс упорно шел вперед и все-таки достигал цели. Как раз вот этого упорства новой игре и не хватает: она разрывается между прошлым и будущим и все время норовит оглянуться назад, в те времена, когда Silent Hill был на вершине славы.
На фоне бегущего Мерфи становится понятно, что вот эти все попытки спастись, выбраться из темного коридора — они никуда не приведут. Рано или поздно придется подчиниться и повернуть назад.
Скользкие улицы
До того как оказаться в злополучном коридоре, Мерфи Пендлтон отбывает наказание в колонии строгого режима и мучается ночными кошмарами. В один прекрасный день его радуют новостью о переезде в новую тюрьму. Путь, разумеется, лежит рядом с заброшенным городом Сайлент-Хилл. Героя сажают в автобус, происходит авария, и Мерфи решается на побег. Он, конечно, еще не подозревает, что из города интересных личностей мало кому удается выбраться живым. Грубо говоря, Сайлент-Хилл — это своеобразное чистилище. Он знает все о мрачном прошлом человека и изменяется в соответствии с его душевным состоянием. Монстры и окружение олицетворяют тайные страхи и злодеяния героя, которые он совершил… так и хочется написать «в прошлой жизни».
[[BULLET]] С этими жуткими зеками связан один неприятный момент: Мерфи спешно должен решать головоломку, в то время пока они его преследуют. Отбиваться бесполезно — обязательно прибежит подкрепление и попросит ответить за базар.
Downpour использует все привычные стилистические приемы серии. Вся атрибутика строго на месте, начиная с инвалидных кресел на крыше забегаловки и заканчивая поэтическими загадками и обязательной прогулкой по жуткому мотелю. По настроению игра гораздо ближе ко второй части — рассказывает самостоятельную историю и не использует в повествовании уже порядком надоевшие мотивы про горящих девочек и таинственные культы. Акцент сделан на самом Сайлент-Хилле и событиях, которые в нем когда-то происходили.
Как и предыдущие игры серии, Downpour последовательно ведет игрока от одной насквозь прогнившей достопримечательности к другой, но при этом дает возможность познакомиться с городом поближе и — впервые в серии — предлагает заняться побочными заданиями. Их придется искать самостоятельно, и как раз с дополнительными квестами и связано большинство более-менее сложных загадок в игре, хотя встречаются и тривиальные эпизоды: например, Мерфи может обнаружить в одной из квартир урну с прахом возлюбленных и развеять его по ветру над их любимым местом для свиданий.
[[BULLET]] Красный свет с повадками разумной черной дыры также пытается преследовать главного героя. Стоит только замешкаться, как сверхъестественное начинает жечь и разъедать Мерфи — игрок боли не почувствует, но наверняка поверит истошным воплям беглого душегуба.
Решение загадок и выполнение квестов не только награждается новым оружием или полезными для выживания припасами, но и дает возможность поближе познакомиться с городом. В Сайлент-Хилле нет ни одной живой души, поэтому о прежних событиях мы узнаем из обрывков документов, которые разбросаны по улочкам и комнатам обветшалых домов. Письма, фотографии, газетные вырезки понемногу раскрывают печальные судьбы жителей туманного ада. По крупицам восстанавливать общую картину безумно интересно: ваши старания не напрасны, и к концу игры кусочки пазла складываются в общую картину.
[[BULLET]] Некоторые двери не откроешь, просто повернув ручку. Замки, например, сбиваются парой крепких ударов чем-нибудь металлическим, а недоступные пожарные лестницы следует доставать багром.
Во время прогулок по Сайлент-Хиллу Мерфи особенно докучает изменчивая погода. Зек страдает гидрофобией, то есть страхом воды, и подлый город использует этот недуг на всю катушку. В кульминационный момент обычно начинается ливень, из погустевшего тумана тут же лезет всякая нечисть, а вы, пытаясь спастись от непогоды в каком-нибудь доме, вдруг слышите женский плач, крики ребенка — и внезапно сталкиваетесь с тенью отца, зарубившего семью топором. Самое страшное, что топор еще при нем и глава семейства стремительно приближается к Мерфи.
О мертвых девочках и досках
Защищаться от такого ужаса герою, как и его коллегам из прошлых частей, приходится подручными предметами. Хотя Пендлтон и преступник, с огнестрельным оружием он обращается из рук вон плохо, предпочитая разбросанные повсюду палки, булыжники и стальные прутья, хотя и ими он дерется крайне неуклюже. Доски и стулья разрушаются после пары ударов, металлические предметы служат немного дольше, но все равно имеют неприятную тенденцию ломаться в самый ответственный момент. Боевая система реализована без раздражающей аркадности Silent Hill: Homecoming , но с утомительными ограничениями из ранних частей сериала: уклоняться от ударов нельзя, надобность в проведении комбинаций и контратак отпала. Максимум, что может сделать Мерфи, — приложить врага чем-нибудь пару раз, а потом добить особо сильным ударом, если оружие к тому времени еще не разлетелось в щепки. Пистолеты и дробовики помогают мало: при всей своей убойности они бесполезны без боеприпасов, а с теми, как обычно, напряженно.
[[BULLET]] Пускай большую часть игры вам и не придет в голову смотреть на лицо Мерфи, он вполне правдоподобно пугается, да и вообще эмоционально реагирует на все происходящее вокруг.
Таким старым как мир способом разработчики явно пытались пробудить у игрока чувство тревоги и незащищенности, особенно если принять во внимание тот факт, что чудовища в Downpour — самые злые и агрессивные в серии. Первый же монстр, которого вы встретите, неряшливого вида утопленница с длинными когтями, оглушает главного героя, ловко блокирует удары, сбивает с ног, а при попытке спастись бегством подло запрыгивает на спину. От издевательств у Мерфи на лице и теле постепенно появляются кровоподтеки и царапины, затем он начинает прихрамывать, а потом и вовсе еле волочить ноги — в игре интересно реализовано отображение повреждений, хотя по внешнему виду точно определить состояние героя иногда сложно.
[[BULLET]] Энн Каннингем, охранница из полицейского автобуса, всю игру пытается поймать Мерфи, а город меж тем играет с ними одну злобную шутку за другой.
От злых обитателей Сайлент-Хилла проще убегать не только потому, что оружие рассыпается от десятка ударов, но и потому, что враги здесь настолько неизобретательные, насколько это вообще возможно. Бомжеватого вида девушки, измазаннные в гудроне, и странного вида мужики-эпилептики с голыми торсами — немного не то, чего ждешь на улицах призрачного города. Подобные «страшилки» прижились бы в каком-нибудь Alan Wake , но Silent Hill всегда славился тем, что одного взгляда на монстра хватало для того, чтобы у игрока неприятно засосало под ложечкой. При этом из колонок еще и скрежетал леденящий кровь эмбиент, достигающий крещендо в тот момент, когда от чудовища было уже не спастись. В Downpour крещендо нет. Только тишина, треск полицейской рации и нелепо кричащая женщина в мазуте.
В Зазеркалье
Эта ситуация не была бы такой обидной, если бы не пристальное внимание разработчиков к самому городу и, что более важно, к потустороннему миру. Одна из отличительных особенностей Сайлент-Хилла — в том, что периодически он преображается в земной филиал ада. В Silent Hill: Shattered Memories , например, вещи деформировались и обрастали толстым слоем льда, а в третьей части стены и потолки покрывались ржавчиной и кровью.
[[BULLET]] Интересной историей и побочными квестами Downpour довольно успешно побуждает игрока исследовать каждый закоулок Сайлент-Хилла. Хотя неизменно там обнаруживается что-нибудь в таком духе.
На этот раз потусторонний мир выглядит не зловещим статичным местом, а постоянно меняет форму, обманывает игрока. Коридоры удлиняются и неизменно заводят в тупик, гравитация перестает работать как надо. Окружение постепенно перестраивается. Начинают попадаться абсолютно сюрреалистические комнаты в стиле рисунков Маурица Эшера (посреди тюремных решеток граммофон издевательски играет песню Энди Уильямса Born Free). Из этого безумия есть неплохой стимул выбраться, потому что чаще всего Мерфи в кошмарах начинает преследовать красный обжигающий и всепоглощающий свет — не то совесть, не то страх мести (ведь Мерфи — вор и убийца, пристукнуть его хочет куча народу). Все-таки приятно, что в Downpour решили не ограничиваться пульсирующими внутренностями, натянутой на прутья кожей и металлическими решетками.
[[BULLET]] В прежние времена фанаты придумали бы сотню объяснений тому, почему стрелка с надписью «Вход» указывает на дверь с табличкой «Выход». К сожалению или к счастью, нынешние игры серии не столь загадочны.
Неплохие сценки случаются и вне кошмаров. В детском приюте, например, видно дерево с веревкой, но пока еще не ясно, что на ней висит. Очевидной догадкой игрока, само собой, будет висельник. На самом деле там всего лишь игровая площадка с качелями. Но стоит только отвернуться, а потом посмотреть на нее снова, как вместо безобидной шины на веревке будет висеть то, о чем вы изначально и подумали. Мерфи при этом строит тревожную гримасу. Он вообще ведет себя как адекватный человек, пугается всю игру, старается сбежать из недружелюбного города и не преследует каких-то возвышенных целей.
[[BULLET]] В Сайлент-Хилле страшно зайти даже в обычную закусочную. Гамбургеры, кстати, пробовать не советуем.
Но как главному герою не сбежать от своего темного прошлого, так и серия Silent Hill никак не может оторваться от корней и предложить что-то новое. Главная проблема Downpour — в его предшественниках. Слишком уж привыкли фанаты к нервной музыке Акиры Ямаоки, совокупляющимся макабрическим силуэтам в темноте и чисто японской диковатости. В силу культурных различий чехи из Vatra Games (серия уже давно варится на Западе, а не в Японии) при всем желании не могут сделать так же. Но переизобрести игру у них тоже не получается. Вот и хватаются они за те механизмы, которые прекрасно работали десять лет назад, но сейчас выглядят архаично. Получается, что элементы Silent Hill: Downpour, которые привлекают к игре старых поклонников, в такой же степени отталкивают новых.
Тем не менее Silent Hill: Downpour выглядит и играется на порядок лучше, чем нелепый Homecoming, да и вообще почти любая игра в серии, выходившая после третьей части. Самое главное, что удалось разработчикам, — уловить фирменную пугающе таинственную атмосферу Сайлент-Хилла и воплотить ее в новой игре. В результате у фанатов появилась не самая плохая возможность снова побродить в тумане и узнать немного нового о природе таинственного города и его жителях. А остальным важно не быть слишком предвзятыми.
Реиграбельность:
Классный сюжет:
Оригинальность:
Легко освоить:
Геймплей:
7
Графика:
8
Звук и музыка:
7
Интерфейс и управление:
7
Дождались?
Впервые за долгое время Silent Hill вызывает неподдельный интерес. Это еще не прежняя, по-настоящему неуютная игра, но и не откровенный ширпотреб, как Homecoming.
Рейтинг «Мании»: 7,5
«Хорошо»
Silent Hill HD Collection
Призраки прошлого
Silent Hill HD Collection — отличная возможность узнать, за что же игру любили в ее золотые времена. Коллекция появилась на Xbox 360 и PS3 практически одновременно с Silent Hill: Downpour, в нее вошли лучшие — вторая и третья — части сериала, причем для Silent Hill 2 есть дополнительный короткий сценарий Born from a Wish, которого не было в оригинальной версии для PlayStation 2.
[[BULLET]] Слева скриншоты с версии для PS3, а справа — с PS2. Графических мощностей современной консоли хватает на то, чтобы показать обрывающиеся в никуда декорации и веревки, висящие в небе.
Если вы не знакомы с теми событиями, рассказываем: в Silent Hill 2 Джеймс Сандерленд получает письмо от жены. На клочке бумаги — просьба навестить ее в некогда любимом курортном городке. Загвоздка только в том, что супруга умерла три года назад от неизлечимой болезни, а Джеймс слишком сильно любил жену, чтобы не обращать внимания на чертовщину.
Третья же серия продолжает историю самой первой игры. Главным героем оказывается девушка-подросток Хизер Мейсон, которую сначала преследует подозрительного вида небритый детектив, а потом еще более подозрительная длинноволосая женщина во главе древнего и очень кровожадного культа.
[[BULLET]] В кадре не видно, но на этом скриншоте еще и сапоги. Также напомним, что в конце молла Хизер ждет встреча с огромным фрейдистским червяком.
Кроме оптимизированной под современные телевизоры картинки, переиздание может похвастаться переозвучкой всех персонажей. Джеймс Сандерленд, например, заговорил голосом Кай Ленга из Mass Effect 3 , а Марию озвучивает Мелисса Уильямсон, исполнительница финальных (и не только) песен почти для всех игр серии. Фанаты, естественно, тут же подняли бучу и потребовали вернуть все как было, но Konami пошла навстречу лишь частично, позволив включить оригинальные голоса в Silent Hill 2, но не в Silent Hill 3.
[[BULLET]] Побитые жизнью медсестры считаются наиболее узнаваемыми монстрами серии. Джеймса они могут разве что поколотить металлическими трубами, а вот Хизер повезло меньше: в Silent Hill 3 медперсонал иногда стреляет из револьверов.
У обычных людей к новым актерам больших вопросов не возникает. А вот отреставрированная картинка выглядит не так уж и хорошо, если не сказать, что хуже, чем на PS2. Дело в том, что в переиздании… туман получился недостаточно густой. Претензия, согласитесь, смешная, и на это можно закрыть глаза, если бы не были видны те недостатки картинки, которые раньше скрывала белесая пелена. Приходится невольно наслаждаться проводами, торчащими из ниоткуда, и водой, похожей на пластик. Арт-директор Масахиро Ито, ответственный за дизайн первых трех «Тихих холмов», был неприятно удивлен скриншотами, на которых сравнивают оригинальную игру с HD-версией. Бедный японец даже недоверчиво переспросил: «Это правда не бета-версия? Правда-правда?» К сожалению, да.
Удивительно, но, несмотря на все издевательства, Silent Hill все равно отлично проходит проверку временем. Особенно это заметно на контрасте с Homecoming , Downpour и Shattered Memories. В старых играх до сих пор ужасно злые загадки; редкий геймдизайнер сегодня считает, что игроку неплохо бы знать классическую литературу, и предполагает, что у него есть хоть какие-то зачатки языкового чутья. Да и выживать тогда было гораздо сложнее: Джеймсу и Хизер становится плохо от двух-трех ударов, а узкие коридоры не позволяют далеко убежать от монстров — приходится, скрипя зубами и трясясь от страха, принимать бой.
По закону жанра на этом месте мы должны бы посоветовать вам купить PS2 и пройти оригинальные версии обеих игр, но если делать этого вы не собираетесь, то можете смело брать Silent Hill HD Collection — проблемы у переиздания есть, но они не настолько страшные, чтобы испортить вам впечатление от двух прекрасных образцов японских ужасов.