По стопам CS, или «Только не Global Offensive!»
Counter-Strike по праву носит звание самой консервативной боевиковой дисциплины в истории игр. Бывалые киберспортсмены и им сочувствующие намертво прицепились к старушке Counter-Strike 1.6 и почем зря поносят новую Global Offensive. Совершеннейшее, дескать, не то!
Но есть и те, кому жуть как мила эстетика противостояния «контров» и «терроров», но у кого заиндевевшая механика старой CS так глубоко засела в печенках, что глаза бы не глядели. И как раз поэтому онлайновый рынок сегодня полон условно-бесплатных подражателей — или, скорее, идейных наследников — старой доброй «Контры», как достаточно консервативных, так и совсем-совсем «левых». Мы поставили перед собой простую задачу: разобраться во этом барда… изобилии, чтобы раз и навсегда ответить на вопрос «а кому оно надо?».
Две твердыни: Point Blank и Cross Fire
Начнем с крупнейших игроков отечественного рынка. Корейские Point Blank и Cross Fire издаются у нас соответственно «Инновой» и Mail.Ru Group, и обе ожесточенно конкурируют. В целом, что CF, что PB — это та же «Контра» в типичнейших ее проявлениях: противостояние криминалитета и блюстителей порядка, особое внимание к деталям вроде звука шагов, как можно лучше оптимизированные карты и нарочито несложная графика. Последнее, правда, сделано не столько для киберспортсменов-аскетов, сколько для офисных тружеников, которые не прочь раскидать партию «в терроров» на рабочем месте.
К обеим играм прикручена привычная для условно-бесплатных боевиков система внесессионной прокачки, звания, выдаваемые за боевые подвиги и ежедневные задания в стиле «настрелять N противников». Однако реализована прокачка по-разному. PB опирается на специализации — три ветки навыков, каждый из которых дает плюсы в обращении с одним видом вооружения, но снижает уровень владения другими. В CF же на, скажем, меткость стрельбы влияет только навык игрока. Хотя воинские лычки за особые заслуги здесь тоже есть — они открывают доступ к новому вооружению. Хочется легендарный АК-47? Извольте дослужиться до старшего сержанта.
► Быть мутантом в Cross Fire почти так же весело, как жрать живьем людишек в роли плотоядного ящера из Point Blank.
С виду PB и CF не перепутать. В первой стилистика куда серьезней, а вторая даже мультяшностью отдает — не в упрек будет сказано. Разнятся и режимы матчей. Помимо классического deathmatch и «подрыва» из CS, есть режимы похитрее, но они больше для удовольствия, чем для серьезной игры.
Cross Fire
Point Blank
1. Режим зомби — команда игроков отражает атаки мертвецов; возрождаться можно ограниченное количество раз.
2. Мутации I, II и III — некоторые участники становятся мутантами и должны заразить прочих; есть вариации с боссом-ксеносом.
3. Битва призраков — одна из сторон конфликта обретает невидимость, но может атаковать только холодным оружием.
4. Побег — одна из команд должна прорваться через несколько ворот к порталу и сбежать через него энное число раз.
1. Несколько режимов с ограниченным выбором оружия (например, «только врукопашную»).
2. Разрушение — у каждой команды есть некий объект, который нужно защитить (или уничтожить, если речь идет о враге).
3. Бегство — своеобразный «ответ Left 4 Dead». Одна команда играет за хищных динозавров и должна помешать другой добраться до пункта эвакуации.
Командный и обычный deathmatch, классическое обезвреживание бомбы из CS и их разновидности
Спорт — он мир
И по CF, и по PB регулярно проводятся состязания с немаленькими призовыми фондами. Обычно это локальные турниры, но бывают и мероприятия куда больших масштабов. Так, в прошлом году команда из Нижнего Новгорода RoX.KIS одержала верх на международном чемпионате Point Blank Tri Nations 2011 , прошедшем в Бангкоке. Ребята разгромили индонезийцев FPF INFI, едва не уступили таиландцам MiTH, но в конце концов одержали-таки победу и получили десять тысяч долларов призовых. Хотя на всероссийском чемпионате Point Blank Cyber Series 2011 , обеспечившем им путевку в Бангкок, нижегородцы отхватили еще больше — аж полмиллиона рублей.
Cross Fire не отстает: она фигурирует среди дисциплин престижной World Online Gaming League. И там, кстати, тоже сияют игроки с нашей «одной шестой»: команда ru.Legends по праву считается лучшей в России, а после участи в WOGL — еще и в Европе. Мы, кстати, с полгода назад брали у них интервью — можете ознакомиться.
Ассортимент магазинов различается, но лейтмотив везде общий: оружие с повышенными характеристиками, экипировка, разные удобные мелочи, которыми нельзя завладеть без помощи финансовых вливаний (вроде привычных добавок к опыту). И до кучи декоративная мелочевка: скины, аксессуары, спреи, даже цвет реплик в чате — все можно купить за «реал».
Главная беда у PB и CF одна на двоих: частые жалобы на читеров. Байками о волл- и спидхакерах, которые якобы оккупируют целые сервера, можно пугать маленьких детишек — такие уж они жуткие, эти байки. Администрация с жуликами борется, но не то чтобы очень успешно. В PB чуть лучше, в CF чуть хуже. Как ни крути, наш народ простым баном не напугаешь.
► Ни Cross Fire, ни Point Blank не гнушаются использовать женские прелести, чтобы заманивать аудиторию. В самом деле, надо же глазу отдохнуть от невнятных вооруженных мужиков! И поиграть за компьютерных красоток можно в обеих играх. Реальные деньги для этого обязательны только в Cross Fire; Point Blank позволяет «арендовать» скин за внутриигровую валюту.
Благодаря ожесточенной конкуренции — как на отечественном, так и на мировом рынке — Point Blank и Cross Fire сделались частыми объектами для «холиваров» сродни классическим «LoL vs. DotA» и «Gothic vs. TES». У нас Point Blank вышла намного раньше и, по нашим данным, сейчас все-таки в отрыве по популярности, но однозначный ответ на вопрос «что лучше» дать по-прежнему нельзя. PB симпатичнее, но в то же время строже. CF ярче, зато аскетичнее — в дизайне карт упор делается на голый функционал.
Особое мнение: Ростислав Груби, ведущий рубрики «Киберспорт» на «Игромании.ру»
Чтобы решить, какая из игр больше похожа на «Контру», определим сперва: а что есть пресловутая СS?
Counter-Strike — простейший командно-тактический шутер, где от игрока требуется качество стрельбы, точность передвижений и понимание происходящего на простых, нарочито скудно оформленных картах. Counter-Strike 1.6 — это своего рода футбол от киберспорта, в ней все предельно просто и ясно. В игре только ты и твой соперник, и на исход сражения влияют лишь ваши навыки, а вовсе не какие-то сторонние факторы.
Этого нельзя сказать о Point Blank. Прокачка персонажа здесь сродни ролевой, и у новичка на «голом» аккаунте мало шансов в бою с навороченными «про», даже если те играют спустя рукава. А это уже и близко не то, что зовется честной игрой. PB побуждает играть не только ради развития личного мастерства, но и чтобы, скажем, улучшить пушку или прокачать умения. Из чего уже вытекает, что Point Blank — не CS, а совсем другая игра, рассчитанная на других игроков со своими пристрастиями. Как Warcraft и StarCraft — вроде бы принципиальные различия только во вселенной, ан нет, совершенно разные игры.
С другой стороны, PB схожа с CS как киберспортивная дисциплина. По ней проводится ряд престижных чемпионатов, а в России есть стабильные тематические команды, имеющие кое-какую спонсорскую поддержку (к примеру, RoX.KIS и zNation). В общем, все серьезно.
Cross Fire на CS похожа сильнее: те же простенького вида карты, и здесь, в отличие от Point Blank, прокачка персонажа не влияет на качество игры. Здесь, как и в CS, больше всего ценятся прямые руки. Но если CF так похожа на CS, зачем менять шило на мыло? Cross Fire — это та же CS 1.6, только более доступная: модели персонажей тут крупнее, поэтому попадать в них значительно легче, да и стрельба реализована гораздо проще.
Интурист: Combat Arms
Еще один снаряд, на сей раз — гаубичного калибра. Четыре миллиона пользователей в Америке и Европе, шутка ли! Однако в России его пока не издают — и напрасно. Во-первых, из сонма условно-бесплатных боевиков Combat Arms выделяется богатейшим арсеналом: только реально существующих штурмовых винтовок тут больше полусотни! Некоторые образцы продаются за внутриигровую валюту на срок от одного до 90 дней, другие, не всегда самые мощные, — за настоящие деньги, на те же сроки
В дополнение к оружию продаются всякие усовершенствования: прицелы, глушители, увеличенные магазины. А в оружейной лавке, сплавив обычную пушку и один из секретных ингредиентов, добывающихся по итогам матчей, можно сделать не просто улучшенный вариант той же пушки, но и что-нибудь совершенно иное. Например, револьвер времен покорения Дикого Запада.
► Попадание в пах в Combat Arms считается чуть ли не круче «хэдшота». В принципе, справедливо — туда всадить пулю гораздо сложнее, чем в черепушку.
Радуют и карты — многоуровневые и сложные, в отличие от тщательно выверенных, но несложных арен из тех же PB и CF. Новичка непременно собьет с толку обилие путей, закоулков и скрытых проходов, в которых нельзя затаиться — к каждому участку карты ведут как минимум два пути. Режимы не самые изобретательные, зато их целых двенадцать: среди стандартных CS-действ, зомби-побоищ и кооперативных сценариев выделяется не характерный для подобных боевиков «захват флага», кооперативный PvE-режим Firearms и затейливая «охота на шпионов», где команда наемников сражается с тремя агентами-одиночками за секретные документы.
► Зомби-режим в условно-бесплатных боевиках стал почти традицией. К изначальной Counter-Strike поклонники часто делали модификации на ту же тему.
Ну и довольно типичная для подобных игр беда — графика. С учетом того, что Combat Arms вышла аж четыре года назад и уже тогда не сказать чтобы блистала, сегодня она выглядит совсем дурнушкой. В ее пользу говорит то, что даже при отсутствии русской локализации «наши» регулярно пробиваются сквозь языковой барьер. На западных серверах регулярно встречаются русскоговорящие бойцы, которые в силу каких-либо причин не хотят заседать в русскоязычных Point Blank и Cross Fire, отдав предпочтение Combat Arms.
[[VIDEO1]]
Парой строк
Operation 7
► Это вовсе не причудливая «шкурка» для автоматической винтовки — просто оружие заляпано кровью сверху донизу. После таких кровопотерь обычно долго не живут. В Operation 7 тоже.
Обычно условно-бесплатные боевики берут свое динамикой и драйвом. Operation 7 жертвует ими в пользу реализма. Умирают здесь быстро и внезапно, стреляют из укрытий, камера качается при ходьбе, бои ведутся на куда большей, чем привыкли поклонники «Контры», дистанции. Не самый богатый арсенал компенсируется большим выбором улучшений — собери, что называется, винтовку своей мечты. Большинство вещей можно купить как за реальные, так и за виртуальные деньги. Но только оплата «валютой» даст парочку полезных плюсов для, казалось бы, декоративной шапочки: например, прибавку к получаемому опыту или деньгам, или и то и другое.
Alliance of Valiant Arms
► Мрачный военный пейзаж. Так и ждешь, что из-за угла вырулит «Пантера», отмеченная вермахтским крестом.
Примечателен не столько геймплеем, сколько антуражем. Воюющие стороны здесь — солдаты Евросоюза и Новой Российской Федерации. Конкретнее: творится Третья мировая между воскресшим СССР и странами НАТО. И поскольку вместо локальных стычек спецподразделений у нас теперь полноценная мировая война, карты стали куда больше. Воюем в основном в пригородах и центрах крупных городов Германии, Италии, Франции, стран Бенилюкса и Восточной Европы. Впрочем, на режимах это никоим образом не отражается: все те же «подрывы» и deathmatch — разве что «эскорт танка» выделяется.
Special Force (Soldier Front — в Европе)
► Чем мрачнее карта, тем проще замаскировать графику восьмилетней давности. А монстрика, между тем, явно утянули из Resident Evil…
Настоящий ветеран; действует аж с 2004 года и дьявольски популярен (восемь миллионов игроков!) у себя на родине, в Южной Корее. Собственно, этим он и примечателен: хоть Special Force изрядно устарела с точки зрения технологий, она успела прочно укорениться на своих позициях и нажить добрый кус контента.
Wolf Team
► Собака — друг человека. А волк — его «второе я».
С суровым форматом CS решили похулиганить и разбавили его сверхъестественной возможностью стать оборотнем. В волчьей форме местные «контры» становятся ловчее и крепче, но, разумеется, не способны пользоваться оружием и машут лапами в ближнем бою. Идея любопытная — не огорчает даже скудный набор режимов, среди которых выделяется лишь захват контрольных точек в духе Team Fortress 2.
* * *
Разумеется, мы собрали в этой статье далеко не всех условно-бесплатных последователей Counter-Strike. Их еще чертова уйма — просто далеко не все достаточно популярны или хороши, чтобы стоить внимания.
Впрочем, сколь бы добротной ни была игра, ей едва ли удастся одолеть CS в честном бою — больно уж прочно сидит старушенция в умах игроков. С другой стороны, оно и к лучшему. Отказавшись от попыток отвоевать первенство, все «наследники» становятся совершенно самодостаточными. Их не сдерживают рамки правил «Контры», и разработчики могут делать с ними что захотят.
Тем и занимаются.