Не один в темноте. Aliens: Colonial Marines
Забытые десантники
Неискушенный игрок может запросто спутать Colonial Marines с недавней Aliens vs. Predator : камера от первого лица, темные коридоры, импульсная винтовка и Чужие. Впрочем, в AvP была, например, возможность включить оптический камуфляж и лично вырвать хребет замечтавшемуся десантнику. Тем не менее последняя AvP оглушительно провалилась, разочаровав и игроков, и прессу, унеся на дно ее авторов — Rebellion. Что может противопоставить Colonial Marines столь амбициозному проекту, который не оправдал надежд?
[[BULLET]] Молодой десантник и не догадывался, что на службе ему доведется пережить столько волнующих моментов.
Пичфорд не теряется: «Идея столкнуть Хищника с Чужим потрясающая! Но за последние годы на эту тему вышло уже столько комиксов и видеоигр, что она успела мне поднадоесть — ее же раскрыли. А вот кэмероновские космодесантники — это именно что неисследованная область вселенной «Чужого». Они сами круты как Чужой! Как настоящий фанат фильма, я всегда мечтал увидеть полноценное продолжение, не выходящее за рамки вселенной; провести еще несколько часов вместе с колониальными десантниками. Вот эту часть мифологии мы и хотим отработать до конца».
Умный режиссер
Игра по «Чужим» не может обойтись без сцен, в которых в тесном темном помещении на отряд десантников вдруг нападает стая мерзких чудовищ. Словно муравьи, монстры лезут из вентиляционных шахт и подвалов и стремительно бросаются на людей, щелкая двумя парами челюстей. Чужие заметно превосходят десантников не только в количестве, но и в силе и скорости, поэтому потеря даже одного сослуживца может стоить жизни всему отряду.
[[BULLET]] Судя по «радару», дверь лучше не открывать.
Ничего не напоминает? Правильно, Left 4 Dead. Как известно, для своего мультиплеерного боевика Valve разработали особый алгоритм поведения искусственного интеллекта под названием AI Director. В Colonial Marines будет использована похожая система динамического AI, правда, лишь в отдельных сценах и в сочетании с обычными скриптами. Все-таки Gearbox в первую очередь хотят рассказать нам внятную историю и не могут себе позволить пустить ход боя на самотек. Постановочные сцены требуются, чтобы контролировать ритм игры или привлечь внимание игрока в нужный момент.
Впрочем, на уровне Чужие ориентируются вполне самостоятельно: они свободно лазают по стенам и потолку, легко могут спрятаться в вентиляции или убежать через дыру в полу, если почувствуют, что силы не равны.
Brothers in Arms
Нагнетанию атмосферы, саспенсу, способствует не только максимальная аутентичность окружения и элементов промдизайна, но и достаточно редкая для шутеров от первого лица разговорчивость главного героя. Протагонист что-то испуганно бормочет, дрожащим голосом подбадривает сам себя и кричит что есть сил «Какого черта!», если какая-нибудь тварь неожиданно на него выскакивает.
[[BULLET]] В игре будет кооперативный режим на четырех игроков.
Пока не совсем понятно, будет ли главный герой таким эмоциональным на протяжении всей игры или только в отдельных эпизодах. «Это сгущает краски, способствует тому, чтобы игрок сильнее отождествлял себя с персонажем», — говорит Пичфорд. По его словам, разработчики все еще экспериментируют и пытаются подобрать правильный баланс, чтобы герой не был ни слишком болтливым, ни молчуном, как Гордон Фримен.
Несмотря на наши просьбы, Рэнди все-таки не раскрыл детали сюжета и не рассказал об взаимоотношениях между героями. Но пояснил, что в игре будет несколько ключевых персонажей, отношения между которыми раскроются по ходу прохождения: в битвах выяснится, кто из бойцов чего стоит. Братья по оружию — традиционный для Gearbox мотив, их предыдущая игра так и называлась — Brothers in Arms.
Бей в кость
Напоследок — пара подробностей о боевой составляющей Aliens. Рэнди объяснил, что даже разных видов Чужих Gearbox показалось мало. Отчаянным десантникам придется схлестнуться с другими людьми (о чем красноречиво свидетельствует эскиз запаянного в тяжелый доспех бронепехотинца Weyland-Yutani), а главное — с андроидами. На наш взгляд, в фильмах их сверхъестественная сила и ловкость не была отражена на должном уровне, и тут как раз кроется мощный геймплейный потенциал. Кажется, к лежащей на холодном полу «Сулако» половинке Бишопа вот-вот добавятся новые, сверкающие белесыми внутренностями трупы.
[[BULLET]] Кажется, мы никогда не устанем публиковать такие скриншоты.
Наконец, мы просто не могли не спросить у Пичфорда, куда же делся огнемет. На прошлой презентации этого оружия не было вовсе, а представить игру по «Чужим» без него невозможно. «Наш огнемет изрыгает пламя и поджигает врагов. Он очень крутой и смертельно опасный. Я могу долго рассказывать о том, как он работает, но лучше пересмотрите фильм. У нас все точно так же», — обнадежил Рэнди.
Незадолго до выхода Star Wars: The Force Unleashed представители LucasArts заостряли внимание на том, что игра — чуть ли не официальное продолжение саги, одобренное самим Джорджем Лукасом… Через несколько месяцев компания выпустила не самый удачный экшен со странным сюжетом, который отлично продался, но разочаровал всех поклонников вселенной. Так, часто игры по лицензии беззастенчиво эксплуатируют фильмовое наследие… В этот раз — мы практически уверены — такого не случится. Игра находится в руках правильных людей, которые умеют делать хорошие шутеры и трепетно относятся к культовым фильмам.
Будем ждать?
Каноническое продолжение «Чужих» в формате компьютерной игры, у которой есть серьезные шансы стать одним из главных шутеров года.
Процент готовности: 70%
Тварь из глубины подсознания
Как создавался образ самого узнаваемого монстра современной фантастики — Чужого
Автор
Фильм «Чужой» вышел на экраны в 1979 году. Режиссер Ридли Скотт (также автор картин «Бегущий по лезвию», «Гладиатор» и других) во второй раз вернется к нему только через 30 лет, начиная работу над «Прометеем». К оригинальному образу монстра, впрочем, Скотт отношения не имеет — придумал Чужого швейцарский художник Ганс Гигер.
История «Чужого» стартует сразу с двух неудач. Первая — это провалившаяся экранизация романа Фрэнка Герберта «Дюна». Гигер работал над ней в качестве дизайнера декораций — успел сделать несколько эскизов. Потом съемки прикрыли, а Гигера выгнали, не заплатив. Нам с вами важно то, что тогда Гигер познакомился со сценаристом Дэном О’Бэнноном, тоже работавшим над «Дюной».
У Дэна был готовый сценарий космического хоррора, и он предложил Гигеру сделать пару набросков будущего монстра. Художник согласился — во-первых, из-за того, что О’Бэннон заплатил ему авансом. Во-вторых, потому что в изначальном варианте сценария яйца твари лежали у подножия пирамиды, что в духе мифологии Говарда Лавкрафта. Гигер — большой поклонник творчества Лавкрафта, и поэтому ему сразу понравилась идея поучаствовать в подобном проекте (как мы с вами помним, никакой пирамиды в фильме не будет, но почти сорок лет назад об этом еще никто не знал).
К сожалению, а может, и к счастью, продюсеры из студии «Двадцатый Век Фокс» не разделяли радости сценариста и художника. По их мнению, сценарий был бестолковым, любительским: в изначальном варианте с монстром сражались солдаты, грубые, скучные и стереотипные. В итоге их заменили космическими дальнобойщиками — такими пролетариями, вечно недовольными работодателем.
Диалоги переписали полностью. О’Бэннона выгнали (это и есть вторая неудача). И, видимо, собирались выгнать и Гигера (как он сам вспоминает, на студии поговаривали, что «можно найти пятьдесят таких Гигеров, если пройтись по городу»), но за него заступился уже утвержденный на посту режиссера Ридли Скотт. Как выяснилось, Скотт был давним поклонником его творчества — в частности, цикла картин «Некрономикон».
Кошмары
Гигер — человек в высшей степени эксцентричный. Как рассказал нам Рэнди Пичфорд, Gearbox пытались наладить с ним контакт, но ничего не вышло. О крутом нраве художника говорит еще и тот факт, что после выхода первого фильма Гигер довольно нелестно отозвался о нем в одном интервью.
Когда его спросили, сможет ли «Чужой» вдохновлять людей на творчество так же, как в свое время его вдохновили картины сюрреалиста Жана Кокто, он ответил: «Нет, я так не считаю. «Чужой» слишком прямолинеен, чтобы скрыть что-то в полутонах. Частично он мог бы претендовать на то, чтобы считаться искусством, но по большому счету это просто развлекательный фильм — пускай и очень успешный».
В годы, когда «Чужой» был на пике популярности, ходил слух, что художнику монстр явился в ночных кошмарах. Сам Гигер отшучивался, что до выхода фильма Чужого он во сне никогда не видел, а вот после — начал видеть (художнику не давали прохода журналисты и киноманы, утомляя вопросами о монстре).
Однако проблемы со сном у Гигера и правда были. Как он рассказывал, в детстве его часто мучил один и тот же кошмар. Его запирают в тесной комнате с белыми стенами, а потом стены надвигаются на него. Спастись можно только через маленькое отверстие на потолке, но, даже выбравшись из ловушки, он застревает в стене и начинает задыхаться. Избавиться ото сна Гигер смог, только начав рисовать.
Метод
Один из основных мотивов творчества художника — так называемая биомеханика. Образы, созданные Гигером, существуют на стыке живого и неживого, природного и искусственного. С одной стороны, его формы предельно органичные, женственные. С другой — они механистичны. При этом в самом Чужом эта идея неочевидна — разве что отливающие хромовым блеском металлические зубы твари намекают на ее неорганическое происхождение.
Так случилось потому, что после многочисленных редакторских правок оригинальные образы художника сделали более простыми и понятными (так было почти сорок лет назад — с сегодняшней политикой фокус-групп и усредненных стандартов от них, вероятно, не осталось бы вообще ничего). Помимо Чужого, Гигер придумал и помог воплотить декорации LV-426, инопланетный корабль и окаменелые останки его пилота — почти все в натуральную величину. В финальном монтаже этих сцен нет, но существует отснятый материал, где нас более детально знакомят с поверхностью мрачной планеты. Не вдаваясь в детали, можно сказать, что она вся походит на спину Чужого — темные тона, изящные изгибы, выступающие «позвонки» по всей протяженности. В «Прометее» Ридли Скотт обещал исправить эту недосказанность, прицельно показав зрителю инопланетную цивилизацию по версии Гигера.
Вообще, художник высоко ценил возможность поработать над фильмом. По его словам, кино — это мощная проверка его творчества, потому что там его образы существуют в трехмерном пространстве и в движении.
По Фрейду
Никто никогда не скрывал, что в образе Чужого есть мощный сексуальный подтекст. По сравнению со, скажем так, радикальными работами Гигера этот монстр относительно целомудренный. И тем не менее его череп, по задумке автора, должен напоминать половой член; костяная пластина в пасти со второй парой челюстей, которыми монстр пробивает черепа в фильмах, опять же по замыслу Гигера, напоминает этот же орган; наконец, способ зачатия Чужого — изнасилование. Эту тему обсуждали уже многократно в самых разных изданиях, но, как сказала в одном интервью Сигурни Уивер (исполнительница главной роли в четверке канонических фильмов), подтекст, безусловно, есть, но искать в нем философскую глубину — все-таки не стоит.
Итак, Чужой существует в четырех формах: яйцо, личинка, неразвившаяся особь и взрослый монстр. Сам Гигер придумал названия для двух промежуточных стадий. Из яйца на жертву выскакивает face hugger («обнимающий лицо»). Предполагалось, что у твари должен быть хвост в форме пружины — именно им она отталкивается во время прыжка со дна раскрывшегося яйца. Кроме того, у фейсхаггера есть две «руки» (или, если хотите, восемь отдельных конечностей). Ими он обнимает голову жертвы, а потом впрыскивает в рот эмбрион.
Позже в теле жертвы развивается зародыш нового монстра. Chest burster («взрывающий грудную клетку») — так называется вторая форма монстра. По замыслу, вся его морда должна состоять из одного сплошного рта, потому как именно им тварь выгрызает себе путь из тела несчастного зараженного. Главный источник вдохновения для образа честбастера — картины Фрэнсиса Бэкона (не экономиста, а британского художника конца прошлого века).
Отрочество, зрелость
Для взрослой особи Гигер названия не сочинил, но часто можно услышать термин «ксеноморф» — то есть «инопланетянин». Интересно, что в первом фильме Гигер и Ридли Скотт сошлись во мнении, что им нужно как можно дольше держать зрителя в напряжении, до самого конца фильма не показывая тварь целиком.
Как писали в иностранной прессе в первые месяцы после выхода оригинального фильма, такая задумка полностью оправдала себя — зрители пересматривали фильм по пять-десять раз, чтобы как следует разглядеть, что же это все-таки было. Для анимации челюстей был создан специальный механизм: пасть открывалась, шевелились губы, капала слюна.
Отдельно был анимирован хвост. Было даже два хвоста: один обычный, часть главного костюма Чужого, другой специальный — для крупных планов. Про костюм Чужого вы, должно быть, и так знаете немало — скажем лишь, что сцены, где монстр спускается по стене, снимали две недели, и все это время несчастному актеру в костюме монстра приходилось раз за разом забираться высоко вверх, а потом висеть вниз головой, пока его опускают.
Космические яйца
Наконец, отдельно хотелось бы поговорить про яйца, из которых выпрыгивают фейсхаггеры. Наверняка многие из вас в курсе, что в сцене, в которой зритель впервые видит яйцо, использовалось настоящее мясо со скотобойни — именно поэтому эпизод получился таким реалистичным.
Куда менее известный факт: изначально у яйца была несколько иная форма. Похабник Гигер и здесь ухитрился вставить свои излюбленные половые органы. Верхняя часть яйца, по его идее, должна была быть в форме… вагины. То есть фейсхаггер прыгнул бы на лицо бедного Джона Херта сами понимаете откуда. Про это Гигер рассказал журналу Cinefantastique, вот маленький отрывок из этого интервью. Гигер: «Когда инспекторы кинокомпании увидели, что я собираю у себя в студии, их чуть не хватил удар. «Ой-ой-ой, — удивились они. — А нельзя ли сделать яйца менее специфичными? Дело в том, что в католических странах такой образ может огорчить зрителя…» В общем, чтобы не огорчать католического зрителя, я несколько смягчил форму. При этом фаллические очертания черепа никого не смутили — все вытянутое можно в той или иной степени назвать фаллическим. А вот яйцо с вагиной на макушке — это все же что-то более однозначное».
В «Чужих» Джеймса Кэмерона нам показали Королеву — именно она откладывала яйца. В изначальном варианте сценария любой Чужой мог сам сделать такое яйцо, для этого ему всего лишь нужен был человек, которого бы он обволакивал коконом и постепенно превращал в яйцо. Такую сцену даже отсняли для первого «Чужого» — в яйцо там превратился еще живой капитан «Ностромо», а Рипли сожгла его огнеметом, но в финальную версию фильма эпизод так и не вошел.
Во время нашей поездки в Даллас мы спросили у Рэнди Пичфорда, в чем, по его мнению, секрет Чужого и почему до сих пор никто не может придумать ничего подобного. Как считает Рэнди, дело в счастливом совпадении. С одной стороны, этот образ действительно яркий, вычурный и жуткий — его ни с чем не спутаешь. С другой стороны, в нем есть что-то неуловимо притягательное, и, в отличие от радикального артхауса, здесь все-таки есть какой-то компромисс, желание понравиться зрителю.
Мы полностью согласны с Рэнди. Добавить хотелось бы только вот что: отнюдь не каждому дизайнеру такой компромисс удается найти. А Гигеру — удалось. На наш взгляд, главная причина популярности Чужого кроется в том, что Ганс Гигер — это невероятно талантливый художник.