Мы с Тамарой ходим парой. Dead Space 3
Что?
Продолжение приключений космического инженера
Где?
США, Редвуд, штаб-квартира Electronic Arts
Позвольте начать немного издалека. Вторая половина мая и весь июнь для меня, как и для еще очень многих игроков, прошли под дьявольским знаменем Diablo 3. Сложилась такая ситуация, что товарищ, с которым планировалось играть в кооперативном режиме, быстренько ускакал далеко вперед и игра по этой причине не давала к нему присоединиться. Вот и пришлось играть либо одному, либо в компании совершенно незнакомых людей с разных концов света.
В этот момент в памяти отчетливо вспыхнули слова, произнесенные неделей раньше Стивом Папутсисом, гендиректором Visceral Games, на презентации Dead Space 3 в Калифорнии: «В нашей игре не будет никаких дурацких ограничений для желающих поиграть вместе».
К некроморфу я, друзья
Да, главная новость с анонса Dead Space 3 заключается в том, что это больше не одиночная игра. Точнее, не только одиночная. Но к этому моменту мы вернемся чуть позже. А пока плохая новость для ярых поклонников оригинальной игры: Dead Space 3 — больше не хоррор!
Смещение акцентов с космических ужасов на экшен уже было заметно во второй части, которая, к слову, по всем остальным параметрам получилась на голову лучше первой. Начиная рассказ о третьей итерации злоключений Айзека Кларка, Стив Папутсис специально два раза повторил: Dead Space 3 по жанру — это экшен. Конечно, спустя десять минут он всех попытался заверить, что фирменная, леденящая кровь атмосфера ужаса никуда не денется и что наравне с показанными нам экшен-эпизодами в игре вас не раз и не два запрут в тесных темных пространствах наедине с хищными тварями. Возможно, все это действительно так и Стив ни капли не лукавил — гадать не будем. Но акцент во время презентации отчетливо делался на экшене, и за все время двадцатиминутной демоверсии не случилось ничего хоть сколько-нибудь страшного.
[[BULLET]] В чем игра остается верна себе, так это в количестве анимаций смертей Айзека Кларка: героя будут разрывать, протыкать и обезглавливать десятками разных способов.
На самом деле лично нам кажется, что по-другому просто не могло быть. Тема космических ужасов полностью исчерпала себя в предыдущих частях игры, и дальше топтаться на месте не было никакого смысла. Вселенная Dead Space разрастается, в ней появляются все новые и новые герои, и ей становится очень тесно в узких коридорах космических станций.
Чувствуя это, разработчики пытаются значительно расширить географию приключений Айзека Кларка. Подтвердились ранние слухи о том, что часть действий пройдет на снежной планете Тау Волантис, куда Айзек в компании с Элли (из второй игры, помните?) грохается прямо из космоса в начале второго акта. Девушка, разумеется, куда-то пропадает, а Кларк обнаруживает себя в подвешенном состоянии среди обломков космического челнока.
[[BULLET]] Разработчики обещают новую систему апгрейдов оружия, которую без лишней скромности называют «уникальной и инновационной». Но что там такого уникального и инновационного, пока не рассказывают.
Судя по знакомому датчику здоровья на спине, при посадке организм изрядно потрепало, и первые несколько минут Айзек тратит на то, чтобы отцепиться, прийти в себя и разведать обстановку. Обстановка не очень: на планете бушует снежный шторм, метель скрывает от взгляда все, что находится дальше собственного носа героя, а буквально через полсотни шагов выясняется, что тут тоже живут некроморфы — отвратные существа, цель жизни которых — убивать людей и вселяться в их тела.
Выйду без испуга
Одного взгляда на Тау Волантис достаточно, чтобы в голову полезли неудобные вопросы. Сравнений с Lost Planet , снежным шутером от Capcom , избежать не получается при всем желании. Совпадений слишком много: помимо похожего сеттинга, здесь даже есть гигантские насекомообразные твари, слабые места которых подсвечиваются оранжевым цветом.
Тем не менее, хоть внешнее сходство и налицо, по духу игры все-таки совершенно разные, и вряд ли это станет большой проблемой. Планета получилась довольно мрачной, а в темное время суток (планируется и такое) тут наверняка будет по-настоящему жутко. Но самое главное — Стив совершенно четко говорит, что Тау Волантис — лишь одна из множества локаций игры. Будут и знакомые космические приключения, и много чего еще, о чем разработчики пока предпочитают помалкивать.
[[BULLET]] Для тех, кто в связи с переездом на планету волнуется за одну из визитных карточек игры — полеты в зонах с нулевой гравитацией, — приводим этот скриншот.
Впрочем, об одной крайне занимательной вещи они с удовольствием рассказывают уже сейчас: мир станет более открытым, что для Dead Space звучит крайне необычно — все мы за прошедшие годы привыкли к коридорности игры. Для нежелающих выходить за рамки, в принципе, ничего не изменится: они смогут все так же пройти по линеечке от начала и до самого финала. А вот любителям исследовать обстановку обещается много вкусного — от интригующих текстовых и аудиозаписей до целых необязательных локаций, полных некроморфов, ценных предметов и даже новых сюжетных деталей.
В демоверсии, впрочем, всего этого не было. Как уже было сказано, она полностью сосредоточилась на экшене. Стив за время презентации не раз упомянул о желании сделать кинематографичную игру, пообещав заодно, что эпических или просто зрелищных моментов вроде сцены с поездом из Dead Space 2 в третьей части станет в разы больше. Похоже на правду: за двадцать минут на экране таких моментов случилось аж четыре.
[[BULLET]] Если оставить Кларка без движения на морозе, он постепенно начнет покрываться слоем снега. Садисты наверняка проверят, сможет ли герой превратиться в снеговичка.
Сначала Айзек из-за метели чуть не навернулся в пропасть, но вовремя успел вцепиться в бульдозер и, словно Натан Дрейк, выкарабкался через кабину на твердую почву (карабканье сопровождалось QTE). Затем на несчастного инженера напал огромный паук с щупальцами, которые пришлось срочно ампутировать. Еще через пять минут Кларк уже сражался с гигантским диско-шаром, который на поверку оказался каким-то хитрым взбесившимся буром. Он страшно крутился и разбрасывал снопы искр, а Айзек замораживал его стазисом и расстреливал скрытое за крутящимися пластинами ядро. Наконец, еще спустя небольшое время откуда-то из снега вылез совсем уж невероятных размеров богомол, а наш герой только и успел сказать: «Да вы, мать вашу, издеваетесь!»
В перерывах между драками с боссами и мини-боссами тоже случилось кое-что интересное. Впервые в серии нам будут противостоять не только некроморфы, тактика сражения с которыми ни капли не изменилась (напомним, что умирают они не от очереди в грудь, а только после стратегического отсекания голов, ног, лап, щупалец и других выступающих частей тела), но и другие люди (юнитологи, наделавшие дел в предыдущих частях). Их, к слову, тоже можно будет стратегически расчленять, но уже исключительно ради удовольствия, а не в практических целях.
[[BULLET]] Если бы не цветные колбы на спинах, так сразу бы и нельзя было сказать, что этот скриншот — из Dead Space.
Когда на сцену выходят люди-враги, Dead Space 3 превращается в стопроцентный экшен с укрытиями, которые добавили ради такого дела. Правда, работают укрытия немного не так, как мы привыкли: при нажатии кнопки герой не прилипает спиной к ящику, а садится на карачки и сохраняет маневренность, немного привставая с корточек, чтобы прострелить голову очередному фанатику-юнитологу. Благодаря этому Айзек остается мобилен и не теряет доли секунды, чтобы отлипнуть от укрытия и заехать кулаком негодяю, пошедшему в рукопашную. Мелочь, но как же она раздражала в том же Gears of War.
Логическим продолжением перестрелок с людьми станет противоборство сразу трех сторон: Айзека, некроморфов и юнитологов. Некроморф ведь зверь тупой: «своих» юнитологов от прочих людей он не отличает, а потому нападает на всех подряд. В «тройных» перестрелках появляется небольшой тактический нюанс. Можно, скажем, немного помочь некроморфам сократить численностью превосходящего противника, а потом разделаться с остатками вражеских сил. Главное — вовремя расстрелять личинок, которые выползают на поле боя в поисках свежих трупов, тут же их заражают и пополняют численность монстров, что может обернуться для Айзека большими неприятностями.
Если с другом буду я
Самый интересный момент во время презентации случился, когда Кларк был героически растерзан огромным пауком с щупальцами. После смерти экран вдруг разделился надвое, и к инженеру присоединился второй персонаж, чтобы помочь одолеть разбушевавшееся членистоногое. Тут-то мы и подошли к самому главному — кооперативному режиму. Роль напарника в этом случае занимает некий Джон Карвер — судя по одной из сценок, показанных в демке, он с Айзеком знаком давно, но это знакомство было не очень добрым.
[[BULLET]] В отличие от монстров, Айзеку некогда разевать рот — он постоянно в кого-то стреляет, от чего-то убегает и куда-то падает.
Ну, кооп и кооп, что тут такого удивительного? В конце концов, он сейчас есть в каждой второй игре. Удивительное в том, что подход к делу у Visceral Games несколько отличается от коллег по индустрии. Обычно ведь как? Либо игра заточена под прохождение с живыми людьми (см. Left 4 Dead ), либо предлагает отдельные кооперативные миссии (см., к примеру, Battlefield 3 ), либо просто позволяет пройти себя как одному, так и в компании с друзьями без каких-либо изменений в сюжете (см. Gears of War 3 или ту же Diablo 3).
Dead Space 3 пытается вывести третий вариант на качественно новый уровень: в зависимости от того, крошите ли вы некроморфов в гордом одиночестве или же вместе с другом, рассказываемая история будет меняться. Не кардинально, конечно, но ощутимо: одни сцены могут случиться только в одиночном режиме, другие — только в кооперативном.
[[BULLET]] Уже сейчас можно делать ставки: разделит ли девушка участь Николь или нет?
В показанной нам демоверсии был характерный момент: сначала Айзек притопал к какой-то военной крепости один и обнаружил на ее стенах того самого Джона Карвера. Джон очень удивился нежданной встрече, но тут на баррикады набросились некроморфы, и разговор экстренно закончился, не успев толком начаться.
Если играть вдвоем, то никакого Карвера на стенах крепости вы не обнаружите — он же здесь, рядом с вами. Соответственно, этой мизансцены не будет. Зато чуть позже между Айзеком и Джоном случится разговор на повышенных тонах уже внутри крепости, которого не произошло бы в одиночной игре.
А некроморф — без друга
Все это не значит, что вам обязательно придется проходить оба режима, чтобы полностью понять рассказанную историю. Просто она будет подаваться под двумя разными соусами. Главное достижение такого подхода в том, что, похоже, в кои-то веки получится уравнять в правах кооператив и сингл. Ни один из них не будет придатком к другому, каждый сможет показать что-то новое.
[[BULLET]] По случаю резкого похолодания Айзек облачился в инженерную космическую телогрейку. С меховым воротничком.
Они будут существовать параллельно, но при этом, вопреки геометрическим законам, смогут пересекаться. Помните ту фразу Стива Папутсиса про дурацкие ограничения? В Dead Space 3 их действительно не будет, что сделает переход между режимами практически незаметным. В любой момент времени можно пригласить друга в свою игру, даже если он еще не прошел по сюжету так же далеко, как и вы.
Не нужно будет заводить отдельных сейвов, не нужно выходить из текущей игры и создавать новую. Просто рядом с вами материализуется напарник, сценарий игры тут же подстраивается под ситуацию, и дальше вы движетесь вместе уже по кооперативной сюжетной ветке. Точно так же и в случае, когда одному игроку нужно отлучиться: без всякого прерывания процесса он уходит, а вы остаетесь и продолжаете выживать в одиночку. При этом друг присоединяется к вам со всеми теми предметами — оружием, боеприпасами, костюмами, — которые есть у его персонажа в данный момент. А уходит со всем тем, что удалось добыть вместе с вами.
[[BULLET]] Только что зараженные люди все еще способны стрелять из оружия. Правда, с точностью пьяного снайпера. Карвер, кстати, не стесняется и целится в самое больное место.
Каких-то специально придуманных для коопа задач не будет, тут все-таки не Portal 2. Но сама механика игры подразумевает взаимопомощь. Не забывайте, что у Айзека есть две высокотехнологичные игрушки — стазис, который сильно замедляет врагов и различные механизмы, и телекинезис, позволяющий манипулировать предметам на расстоянии. Кооперативные сценарии вырисовываются сами собой: один игрок замораживает монстра стазисом, другой — отрубает ему конечности; один запускает телекинезисом генератор, другой — встречает врагов, ломанувшихся в открытую дверь; один убирает с дороги препятствие, другой — прикрывает.
Сложив все вместе — новое место действия, новых врагов, кооперативный режим и ставку на экшен вместо ужасов, — мы получим крайне многообещающее продолжение отличной игры. Пока единственная претензия, которая к ней может возникнуть, — это, собственно, экшен. Фанаты предыдущих частей (особенно первой) могут возмутиться, что их больше не хотят пугать. Но, во-первых, еще не факт, что пугать совсем не будут: в конце концов, мы видели только двадцать минут игры. А во-вторых, вспомните Resident Evil. К четвертому эпизоду он превратился из мрачного хоррора про зомби в не слишком-то страшный боевик с паразитами. Что не мешает именно четвертой части быть лучшей в серии. Если весь Dead Space 3 будет таким же классным, как тот небольшой кусочек, что видели мы, игру ждет судьба как минимум не хуже.
Будем ждать?
Dead Space 3 перебирается из космоса на планету, и война с некроморфами приобретает невиданный доселе размах.