Я и моя тень. Epic Mickey 2: The Power of Two
То, что мы с вами сейчас имеем возможность на протяжении восьми ценных журнальных полос в деталях обсуждать игру Epic Mickey 2: The Power of Two — настоящее чудо. Индустрии нужен еще один Epic Mickey — заклинали мы в рецензии на первую часть, уговаривая вас пойти и купить эту игру прямо сейчас. Примерно в то же время по интернетам поползла страшная информация о том, что Disney результатами не доволен и бесстыдно уходит с рынка больших видеоигр в «срамные казуалки». Не знаем, сработали ли тут наши молитвы, но многие, по всей видимости, действительно пошли и купили — игра непозволительно долго раскачивалась, и лишь менее чем полгода назад преодолела рубеж в 2,5 миллиона проданных копий.
[[BULLET]] Игра теперь мультиплатформенная, поэтому обзавелась, наконец, соответствующим визионерским блеском.
Забавная тонкость тут в следующем: на поверку оказалось, что издателя низкие продажи (2,5 миллиона — очень хорошо для нового IP, но бедновато для игры про Микки-Мауса и от Уоррена Спектора) более-менее не волновали. Они изначально планировали затяжную экспансию рынка и подписали со Спектором контракт на целую серию, причем сам он подготовил сюжет и геймдизайн сразу для квадрологии, чтобы особенно не мелочиться. Игровое подразделение Disney, отмечая не самый удачный старт серии, решило выдать своему визионеру обновленную команду более чем из восьми сотен человек (разбросанных по всей планете), чтобы у него уж точно ни о чем душа не болела, — а это, на секунду, абсолютный рекорд игровой индустрии.
О том, как он управляется с такой оравой, почему в его играх никогда не было «морального выбора», о песнях, кроликах, ошибках в дизайне и волшебной краске лично Уоррен Спектор рассказал в самом, вероятно, интересном интервью за всю историю «Игромании».
Звуки музыки
«У меня тут есть замечательный студийный директор, парень по имени Пол Уивер, и целая команда отличных продюсеров. Главный секрет, если серьезно, в том, что мы подобрали работников, разделяющих нашу философию — наше видение проекта, наш подход к геймдизайну. Но даже с такими эффективными людьми коммуникации между сотрудниками — это жесткая дисциплина, бесконечные телефонные разговоры и даже регулярные перелеты через моря и океаны» — так Уоррен объяснил, почему он не боится, что его игру делают какие-то там люди где-то там далеко.
[[BULLET]] Обсуждая ошибки первой части, Уоррен Спектор, в частности, сказал, что итоговый результат всегда хуже изначально задуманного, поэтому одну и ту же игру нужно делать несколько раз.
Но куда интереснее, зачем на разработку в принципе понадобилось так много народу. И тут нельзя не припомнить еще одни слова из нашего вердикта полуторагодичной давности: «Epic Mickey не стал новым Deus Ex, видимо, лишь по причине сжатых сроков разработки». Два года на такую игру действительно мало.
По сути своей Epic Mickey — это, напомним, такой приключенческий трехмерный платформер, который местами немножко RPG, местами немножко квест и местами немножко экшен. Микки, как самый настоящий суровый киберпанковый герой, мог убивать, грабить, лгать в лицо, бросать друзей в беде и сбрасывать плюшевых зверюшек в кислоту, но при этом платформеру не хватало удобства и изящества, а ролевой игре — масштабов и вариативности.
[[BULLET]] В родном мире Освальда все еще сохранились рукотворные памятники наследию Уолта Диснея. Вот это, например, то ли Чип, то ли Дейл.
Теперь, когда у Спектора в несколько раз больше ресурсов, он точечно доводит до ума свою большую, сложную и неровную заготовку, а в ближайшие несколько лет сделает так же еще как минимум дважды, пока не достигнет, наконец, какого-то условного идеала.
В Epic Mickey 2 есть вполне конкретное, ключевое нововведение, на благо которого последовательно растет и облагораживается все вокруг, — кооператив с кроликом.
Повелитель иллюзий
Почему 3DS-версия Epic Mickey 2 - самостоятельная, особенная игра, которую тоже нужно ждать
[[BULLET]] Это Castle of Illusion Starring Mickey Mouse 1990 года…
Большинство портативных версий больших и дорогих игр представляют собой или обрезки оригинальной механики, грубо сшитые между собой какой-нибудь аутсорс-студией из стран третьего мира, или невнятные самостоятельные проекты, придуманные кем-то похуже. Для 3DS-версии Epic Mickey 2 же, прикинув все гипотетические трудности прямолинейного порта, изобрели аутентичный шестнадцатибитный платформер, который на поверку оказался сиквелом… Castle of Illusion Starring Mickey Mouse, вышедшей на Sega Genesis в 1990 году.
[[BULLET]] … а вот это - Epic Mickey: Power of Illusion, которая ожидается этой зимой.
Это особенно странно, учитывая, что «Микки-Маус швыряется яблоками» - это исчерпывающее описание игры двадцатидвухлетней давности, и продолжение, похоже, не слишком будет от нее отличаться. Но такие странные поступки и решения в игровой индустрии мы, конечно, только одобряем, иначе давно бы уже умерли со скуки.
Поющие под дождем
Если помните, в первой части Epic Mickey обиженный кролик Освальд, первый персонаж Уолта Диснея, мимо которого прошла вся надлежащая слава, построил себе Пустошь — мрачную альтернативную реальность, — в которой установил жестокую диктатуру. Микки-Маус попадает в Пустошь, предварительно вывернув на мир Кляксу, старинного Disney-злодея, поэтому мышонку и кролику в итоге приходится объединиться, чтобы очистить мир от мглы.
[[BULLET]] Справа, обратите внимание, механический Гуффи. Все еще живой и все еще без полного набора конечностей.
Действие Epic Mickey 2 тоже разворачивается в Пустоши, но уже не окутанной угрюмой тьмой. «Мир у нас по объективным причинам больше не такой мрачный, — делится Уоррен. — А что, раньше был такой уж жуткий? Хм, а я вот никогда не думал о нем как о жутком месте. Скорее о меланхоличном и немного грустном. Мир для брошенных, для изгоев. Но Клякса побежден, так что теперь здесь вроде бы стало чуточку ярче. Хотя кое-где, например, произошли стихийные бедствия, так что не думайте, что он теперь какой-то там весь карамельно-приторный!» А вот кто именно будет главным злодеем в этот раз — автор говорить не стал, сославшись на то, что это серьезный спойлер. А значит, легко предположить, что это кто-то, кто появится в игре гораздо раньше, чем всем нам станет известно о его зловещих планах.
[[BULLET]] Освальд, похоже, сам не до конца понимает, как работает вся эта причудливая техника вокруг.
Слово «кооператив», за последние годы непомерно опошленное десятками и сотнями игр, где этот самый кооператив был прикручен для галочки, не совсем подходит Epic Mickey 2, тут речь скорее о старой доброй «игре на двоих»: онлайнового мультиплеера не будет, авторам (как, например, и ключевым дизайнерам Nintendo ) важно, чтобы люди находились в одной комнате, рядом друг с другом, чувствовали эмоции напарника.
Уоррен объясняет это в том числе и добрыми видеоигровыми традициями: «Игры всегда, с самого начала, были компанейским развлечением, и это фундаментальное правило с каждым годом все глубже и глубже проникает в их суть. Я считаю, это довольно круто — вовлечь в приключение сразу двух человек, рассказывать сюжет им обоим. Сделать так, чтобы они посредством своих действий раскрывали детали истории друг для друга. Мы строим уровни таким образом, чтобы там обязательно были места и секреты, до которых можно дотянуться только сообща».
[[BULLET]] Чуть ли не первым делом мы спросили у Спектора, какое ему телевидение Disney больше нравится, современное или 80-90-х. Оказалось, конечно, что последнее, но Epic Mickey 2 он сравнивает скорее с большой и дорогой полнометражкой.
Микки, как и раньше, пользуется своими волшебными красками, которыми можно удалять и восстанавливать врагов и объекты на уровнях. Какие ключевые способности у Освальда — пока не совсем понятно; известно лишь, что он, как опытный инженер-строитель, умело совладает с механизмами, как минимум способен активировать роботов и защитные турели. А еще панибратски обращается со своим телом — может, например, раскрутить свои уши и взлететь или оторвать себе руку и зашвырнуть как бумеранг.
[[BULLET]] Еще мы, шутя, спросили о возможном кроссовере Epic Mickey и Kingdom Hearts, и Уоррен даже не полностью исключил такую возможность.
Когда мы наполовину в шутку поинтересовались, а зачем вообще Микки-Маусу, великому герою, эпическому мышонку, нужен какой-то ушастый напарник, оказалось, что в этом Спектор видит дополнительный концептуальный смысл. «А зачем мы вообще нужны друг другу? На каком-то уровне в этом и заключался смысл первой части — в том, как важны для нас близкие, друзья, семья. К концу игры Микки и Освальд стали настоящей семьей, но им пока не довелось выступить как семья, действовать как семья. Теперь я даю им такую возможность».
Гусляр и сказочник
Кто такой Алан Менкен, какую роль он сыграл в развитии The Walt Disney Company и почему Epic Mickey 2 без него был бы совершенно другой игрой
Для того, чтобы вы сразу осознали масштаб Алана Менкена как композитора: он написал четыре из десяти озвученных ранее любимых диснеевских песен Уоррена Спектора, а еще среди ныне живущих людей он - рекордсмен по обладанию соревновательными «Оскарами» (восемь штук). В один прекрасный момент этот человек вернул давно забытую моду на целое направление популярной культуры, и направление это живо до сих пор.
Хотя кривозубый еврейский мальчик из Нью-Йорка ни о чем таком великом, конечно, не мечтал, он просто любил играть на фортепиано и скрипке и по счастливой случайности имел абсолютный музыкальный слух. После старшей школы он собирался поступать в медицинский (его отец - Норман Менкен - зубной врач), но в последний момент решил пойти в Нью-Йоркскую музыкальную школу, где ему поведали, как при помощи нот можно рассказывать историю. Алана почти не интересовала голая музыка, его волновали визуальные образы, которые она навевает, поэтому первой его серьезной работой (после некоторой халтурки на ТВ и в мелких театрах) стал мюзикл «Маленький магазинчик ужасов», написанный в соавторстве с его лучшим другом, поэтом и писателем Ховардом Эшманом (с 1991 года, увы, покойным).
Проблема в том, что в восьмидесятые постановки на Бродвее переживали серьезный кризис - люди просто устали от музыкальных театральных шоу (и вообще театра), полностью переключившись на кино, и даже успешная экранизация «Маленького магазинчика ужасов» делу не особенно помогла. Нужна была какая-то мощная культурная база, которая проникла бы в головы людям с экранов кинотеатров и заставила их снова полюбить музыкальные истории. И такая культурная база нашлась у The Walt Disney Company, к тому моменту стоявшей на пороге своего ренессанса, в который ее в 1989-м введут режиссеры Рон Клементс и Джон Маскер с мультфильмом «Русалочка».
«Это не тот человек, которому ты можешь сказать «вот здесь у нас будет песня о любви, длительность - три минуты, встретимся через пару недель» , этот человек хочет проникнуть в самую суть истории, работать рядом с режиссером и сценарной командой, он хочет знать о героях все», - говорил о Менкене один из диснеевских продюсеров. Алан с нуля изобрел музыкальный нарратив, превратив классические песенные номера мультфильмов The Walt Disney Animation Studios из обособленных вставок в важнейшие сюжетные сцены, которые просто невозможно вырвать из контекста. Более того, именно ему принадлежит идея сделать диснеевский мультфильм про Аладдина, и в открывающих титрах картины его имя идет первым, до режиссеров, продюсеров и сценаристов.
Вдохновившись возрождением бродвейских мюзиклов в виде красочных диснеевских мультфильмов, люди снова пошли на мюзиклы настоящие, в театр, и между двумя форматами заработала синергия - теперь уже мюзиклы вдохновлялись идеями и находками Disney, в том числе адаптировали для сцены эпохальную «Русалочку». И хотя в последние десять лет Менкен не написал ни одной великой мелодии, свой неоценимый вклад в музыкальный театр, возрождение великой империи Уолта Диснея и просто в киномузыку он давно уже внес. Без него Epic Mickey 2 или существовал бы без песен, или не существовал бы вовсе.
Мулен Руж
«Кооперативный опыт», «секреты», «действовать сообща» — после всего этого может показаться, что Epic Mickey превращается в обыкновенный платформер с напарником, но когда мы поделились своими опасениями с Уорреном, он чуть ли не обиделся. «О, я еще не опустился до того, чтобы делать стопроцентно жанровую игру. Тут будет открытый для исследования мир, ролевые элементы, приключение, все как положено. А главное — вам действительно придется отвечать за свои поступки, как бы вы не взаимодействовали с миром и его населением. Мне кажется, в этом смысле вторая часть больше походит на Deus Ex , чем первая».
[[BULLET]] Уоррен, кроме того, признался, что понятия не имеет, можно ли песни более-менее адекватно переводить с языка на язык, поэтому попросил сообщить ему о результате, если Epic Mickey 2 полностью локализуют.
Нам, конечно, только дай поговорить о Deus Ex — в частности, мы первым делом, по привычке, поинтересовались, как работает система морального выбора, но получили на это совершенно неожиданный ответ. «Забавно, что меня об этом постоянно спрашивают. Все считают, что у меня в играх всегда есть какой-то моральный выбор. Так вот, морального выбора у меня не было ни в одной игре. Его нет в Epic Mickey точно так же, как его не было в Deus Ex. Моральный выбор — это когда тебе говорят, что такое хорошо, что такое плохо, а ты должен решить, как тебе поступить. Отличительная черта Epic Mickey 2 как раз в том, что мы никого не осуждаем и ничего не поясняем — делайте то, что считаете нужным. Хотите быть злым? Будьте. Только не ждите, что игра вам расскажет, что и как для этого нужно сделать».
Через вселенную
Одним из самых главных упущений первого Epic Mickey Уоррен Спектор считает немых персонажей. Он сознается, что это была не его идея, а коллективная, но он ее полностью поддержал. «Мы делали игру для Wii, вдохновились всей этой Nintendo-эстетикой и решили, что так будет правильно. Если бы можно было вернуть время вспять, я бы решил по-другому».
[[BULLET]] Есть, кажется, такие места в Пустоши, куда даже сам Освальд еще не заглядывал.
В качестве компенсации герои теперь не только говорят, но и поют. Это не просто какой-то забавный штрих, не шутка в стиле квестов девяностых, а полноценный художественный прием, который помогает рассказать историю. Никакого интерактива. Это как специальный кусочек высокой диснеевской культуры, который особым образом придумали, особым образом срежиссировали, а затем поместили на особое место. Любимого и нами, и Уорреном композитора Алана Менкена в игре, увы, не будет (кто это такой, читайте подробнее неподалеку), но зато Уоррен пригласил писать музыку Джеймса Дули, а стихи — ветерана Disney Майка Хаймельштайна.
[[BULLET]] Разрушительный сироп Микки-Мауса теперь, похоже, бьет гораздо дальше.
«Я, наверное, недостаточно хорошо понимаю в музыке, чтобы обсудить с вами этот неуловимый «диснеевский звук», но когда я подробно обсуждал это с Джимом, то сказал ему, что этот загадочный звук точно есть. Какая-то таинственная интонация. Неважно, когда мелодия была написана, в 1937-м или в 2007-м. Меняются времена, меняются оркестры, но ты можешь закрыть глаза, услышать несколько нот — и ты уже знаешь, что это Disney. Поэтому я попросил Джима выяснить, почему так происходит, разгадать эту загадку. И он разгадал. Как он это сделал? Да одному ему и известно! Как по мне, так это просто какая-то магия».
Epic Mickey 2 выглядит не просто последовательным и талантливым сиквелом. Это сложная, большая и глубокая игра, в которой намешаны сотни и тысячи слабо сочетаемых, казалось бы, вещей, но Уоррен Спектор, как настоящий, сложившийся художник, умело и точно собирает из них проект своей мечты. Когда-то диснеевский режиссер Рон Клементс сказал, что пытаться сделать нетленку на века, переходящую из поколения в поколение, — главное правило, которое разъясняют тебе в этой компании, когда только берут на работу, и мы не упустили случая поинтересоваться, распространяется ли оно на игровое направление. Поэтому напоследок Уоррен рассказал нам немного о своем непростом взгляде на технологии.
«Вся эта техническая гонка серьезно мешает видеоиграм стать вечными и жить в веках. Я, кроме шуток, не могу запустить сегодня System Shock и Wings of Glory , хотя участвовал в их разработке. Мне даже некуда тыкать дискеты! И пока все эти технические вопросы не решатся (а пока они только усугубляются), игры не смогут встать в один ряд с книгами и кино. Ну, то есть вот посмотрел я в два годика «Седьмое путешествие Синдбада», и этот фильм серьезно повлиял на меня. Так же, как потом повлияло, например, прочтение «Властелина Колец», хотя книга написана давно. Иногда люди говорят, что мои игры тоже на них повлияли, даже как-то изменили их мировоззрение, но сможете ли вы в 2052 году запустить игру, которая вышла в 2012-м? Вот уж не знаю. С другой стороны, будете ли вы в 2052-м помнить и любить игру, которая в 2012-м вас действительно тронула до глубины души? Несомненно!»
Поэтому не переживайте, если через сорок лет ваш диск с Epic Mickey 2 превратится в пыль. Уоррен Спектор попытается сделать так, чтобы вы запомнили игру до глубоких седин. И в этот раз ему почему-то веришь как никогда.
Будем ждать?
С виду — Epic Mickey 1 с песнями и плясками, а на деле — гораздо более глубокая, продуманная и взрослая видеоигра. В три раза больше задействованных ресурсов, в десять раз больше возможностей.
Дисней-парад
Топ-10 лучших диснеевских песен по мнению Уоррена Спектора
«Потрясающе! Я ведь никогда такого списка не составлял! Давайте попробуем!» — с энтузиазмом отозвался мистер Спектор на нашу просьбу назвать самые его любимые песни из картин Disney за всю историю. Правда, Уоррен немного схитрил, попросив указать в качестве нулевого пункта музыку Брюса Хили из Fantastic!. Вне конкурсной программы она проходит сразу по двум причинам. Во-первых, это не песня, а саундтрек. Во-вторых, Fantastic! — это не фильм и не мультфильм, а… аттракцион из Диснейленда! Зато остальной хит-парад — безо всякого жульничества и отговорок.
10. Happy Working
«Зачарованная» (2007)
«Зачарованная» — постмодернистский фильм от режиссера мультипликационного «Тарзана», в котором сказочная принцесса попадает в современный Нью-Йорк. В означенной песне эта самая принцесса в исполнении милейшей Эми Адамс вроде как пропускает новый для себя мир через призму своего анимационного сознания, а от звонких переливов изо всех щелей прут птички и бурундучки.
9. Once Upon a Dream
«Спящая красавица» (1959)
Статичная, спокойная, мелодичная песня — минимум слов, минимум действия в кадре, максимум ритма и чистого женского вокала. Принцесса Аврора сперва кружится в танце с совой (той самой, из Винни-Пуха), а потом — с не пойми откуда выпрыгнувшим принцем Филиппом, классическим смазливым героем «Диснея» середины прошлого века, который всю картину ходит с приклеенной улыбкой.
8. A Dream is a Wish Your Heart Makes
«Золушка» (1949)
«Золушка» — самый, вероятно, узнаваемый после «Белоснежки» классический мультфильм Disney (заслуживший к тому же специальный приз на Венецианском кинофестивале), и A Dream is a Wish Your Heart Makes — главная его песня. После короткой исповеди, которую от лица томившейся в утренней сонливости Золушки пропела довольно популярная в свое время американская радиозвезда Илен Вудс, даже грудным младенцам становилось ясно: все будет хорошо.
7. You Can Fly
«Питер Пэн» (1953)
Питер Пэн — уникальный для «Диснея» герой, он одновременно и центральный персонаж, и личность, которая вдохновляет других на какие-то великие свершения (обычно для этого нужен кто-то со стороны). Собственно, этой песней и вдохновляет: вечно молодой мечтатель на собственном примере объясняет трем скучающим детям, что можно в любой момент воспарить к звездам, надо только очень захотеть.
6. Someday My Prince Will Come
«Белоснежка и семь гномов» (1937)
«Белоснежка» — первый полнометражный мультфильм в истории, но Someday My Prince Will Come, увы, не самая первая песня, в нем прозвучавшая. Но определенно самая запоминающаяся, хотя в кадре практически ничего не происходит: героиня сидит и поет о том, что скоро принц к ней все-таки придет, а гномы в это время трогательно хлопают ресницами (потом к ним присоединяются и лесные зверушки). Принц вскоре и правда пришел.
5. A Whole New World
«Аладдин» (1992)
Аладдин, освистанный за слишком помпезное появление в Аграбе в облике принца, предпринимает решительную попытку завоевать сердце принцессы Жасмин, отправившись с ней в молниеносное кругосветное путешествие на ковре-самолете, а заодно и наглядно объяснив, что сидеть всю жизнь во дворце — великая мука. Завершается все масштабным китайским фейерверком. Премия «Оскар».
4. Feed the Birds
«Мэри Поппинс» (1964)
Из списка Уоррена Спектора «Мэри Поппинс» — второе и последнее игровое кино, а еще это одна из последних картин, которую спродюсировал лично Уолт Дисней. Мы с вами легко можем не понять этой особенной любви, потому что то место в сердце, которое у всех американцев давно захвачено пением Джули Эндрюс, у нас занято вокалом Натальи Андрейченко, солирующей в одноименном советском ТВ-фильме 1983 года.
3. Beauty and the Beast
«Красавица и чудовище» (1991)
Фантастическая песня Beauty and the Beast из одноименного мультфильма примечательна не только поражающим двадцать с лишним лет назад воображение 3D-залом, в котором происходит сцена, но и тем, что в русском переводе она имеет больше смысла, чем в оригинале. В локализации поется «История стара, как мир: красавица и принц», намекая на то, что девушка Бель не рассматривает больше «чудовище» как страшного монстра, в то время как английский текст настаивает, что она танцует с каким-то йети.
2. Part of Your World
«Русалочка» (1989)
Скучающая русалка Ариэль собрала полную коллекцию предметов из мира людей, включая посуду, штопоры и даже затонувшие скульптуры. В этот момент она понимает, что набора барахла ей недостаточно — она и сама хочет стать частью надводной вселенной. Любопытно, что «Русалочка» получила «Оскар» в номинации «Лучшая песня», но за другую композицию, Under the Sea (горячим поклонником которой является Линар Феткулов). Но Уоррен непреклонен — только Part of You World!
1. When You Wish Upon a Star
«Пиноккио» (1940)
Вы наверняка сможете опознать эту песню, даже если никогда не смотрели Пиноккио, — именно ее мелодия долгие годы играла на старой двухмерной заставке Disney, с замком на голубом фоне. Собственно, если все упомянутые ранее песни в лучшем случае символизируют собственные картины, то When You Wish Upon a Star олицетворяет всю компанию целиком. А учитывая, что ее в свое время перепели абсолютно все диснеевские звезды, включая Ханну Монтану, вопрос о том, что должно быть первым, отпадает сам собой. Как заметил сам Уоррен, с этим просто глупо спорить.