Republique
Принято считать, что Kickstarter — это какой-то полуволшебный источник денег, панацея для всех творцов, обиженных злыми продюсерами и издателями. Оцените успех Тима Шейфера и Брайана Фарго, которые запустили игры своей (а заодно — игроков) мечты! Даже «тот парень с YouTube» Фредди Вонг умудрился выпросить денег на съемки интернет-сериала про школу видеоигр.
Но стоит на секунду приглядеться, и окажется, что на Kickstarter деньги дают в первую очередь не за идею, а за громкое имя. Именно из-за отсутствия известного человека погибла бесчисленная рать хороших, многообещающих проектов, которые, быть может, смог бы профинансировать какой-нибудь не особо требовательный издатель. Но, понадеявшись на игроков, многие идеи так уже и не увидят достойной реализации.
В каком-то смысле Republique выезжает на громком имени. Дэвид Хейтер, актер, подаривший голос Снейку в серии Metal Gear, участвует в озвучке игры и, по сути, является PR-лицом проекта. Но дело не только в нем. В компании Camouflaj полно ветеранов индустрии. В ней собрались разработчики Metal Gear Solid, Halo, Brothers in Arms, F.E.A.R. 2, Kinect и вообще всего, что только можно представить, а на озвучке, помимо Хейтера, засветилась Дженнифер Хейл (озвучивала самых разных женских персонажей во всех формах медиа — от диснеевской Золушки до Шепарда-девушки в Mass Effect). Но это все ерунда, потому что главная новость на сегодня звучит так: Republique — это сложный, хардкорный стелс-экшен для iOS (а заодно для PC и Mac). И он уже полностью профинансирован.
Большой Брат следит за тобой
В мрачном тоталитарном государстве одинокая девушка-повстанец находит мобильный телефон. Не спешите смеяться — телефоны запрещены в этой стране, за обладание таким привычным гаджетом там могут упечь за решетку, а если не повезет, то и убить. В отчаянии девушка звонит нам, главному герою, и просит помочь ей выбраться из страны, ну или хотя бы добраться до ближайшего повстанческого укрытия. Для этого она взламывает систему наблюдения и дает вам доступ ко всем камерам вокруг нее.
[[BULLET]] Это скриншот с iPhone 4, если что. На новом iPad и на РС или Mac графика будет еще лучше.
Камеры очень важны — как для игрового процесса, так и для атмосферы Republique. Вы не можете контролировать их, но можете между ними переключаться.
Camouflaj любят называть это вуайеризмом, но при этом отрицают всякий сексуальный подтекст: «Вы не просто подглядываете за девушкой, вы ей помогаете».
Главную героиню, кстати, зовут Hope. И если Faith из Mirror Edge у нас звали Верой, то это, несомненно, Надежда. Кто она — неизвестно, как она оказалась в охраняемом правительственном здании — тоже. Судя по всему, происхождение и мотивы «Нади» будут одной из важнейших частей сюжета игры.
Не менее важны и другие персонажи. Дженнифер Хейл, например, играет Наставницу, загадочную связную Hope. В каких-то отношениях Наставница состоит и с вами, но ничего конкретного пока не известно.
[[BULLET]] Вы видите мир Republique исключительно через объективы камер наблюдения. Но это не проблема: даже в этой комнатушке их аж четыре штуки.
А вот про персонажа Дэвида Хейтера известно куда больше. Он был легендарным лидером сопротивления, пытавшимся свергнуть тоталитарное правительство, но потерпел неудачу. Параллели с Биг Боссом из Metal Gear тут неслучайны — в Camouflaj знают, чего ждут от Хейтера его фанаты, и стараются не разочаровать их. Лично его в игре мы не увидим, но услышим записи его дневников, рассказывающие настоящую историю мира Republique. Игроки, разорившиеся на коллекционное издание Republique, получат томик собраний сочинений персонажа Хейтера, в которых он расскажет об ужасах тоталитарного строя еще подробнее.
Непослушный стелс-квест
Взгляните на скриншоты вокруг. Высокодетализированные модели, мягкие тени, сложная геометрия — и все это в игре для iOS. Секрет прост. Как и первые части Resident Evil , игра использует заранее отрендеренные задники. Геометрия, освещение, тени и прочие требовательные к ресурсам графические эффекты заранее просчитаны, благо мир игры мы видим через объективы камер наблюдения, с заранее известным углом обзора. Игра и ваш телефон могут сосредоточиться на обработке красивых персонажей и анимации, экономя ресурсы на проработке локаций. Анимация, кстати, создается при помощи захвата движений, что случается крайне редко с играми для мобильных платформ. И настолько серьезный подход дает о себе знать.
[[BULLET]] Если противник один, его можно попытаться обезвредить. Но Надя — девушка небоевая, так что лучше не надо.
Republique — это не point & click квест, как можно подумать. На экране совершенно нет интерфейса, и вы показываете героине, что вы от нее хотите… но она может и не послушаться. Словно в Majesty , вы не даете приказы, вы даете ценные указания. Если «Наде» кажется, что выполнение приказа может для нее плохо кончиться, скорее всего, она вас не послушается. Девушка она хрупкая, поэтому предпочитает прятаться по углам, словно Сэм Фишер. Но если Сэм и его коллеги с убийственным хладнокровием могут бежать под пули, то Hope такую глупость не сделает, даже если ее очень попросить.
Поэтому вы должны отвлекать охранников. Можно попросить девушку взломать компьютер, и тогда под вашим контролем окажутся двери, пожарные сигнализации и громкоговорители.
Разработчикам важно, чтобы вы ассоциировали себя со сторонним наблюдателем, а не с героиней. Именно поэтому она сама принимает некоторые решения, а главное — постоянно разговаривает с вами, напоминая о себе.
В какие-то моменты Hope все-таки придется самой за себя постоять. Девушка может прятаться за углами, оглушать охранников, подкравшись сзади, или парализовывать двухзарядным электрошокером. Интерфейс заточен под тачскрины, проще и приятнее всего управлять Hope с iPad. Тем не менее версия для РС так же появится.
И все-таки Republique уникальна не столько своими игровыми достоинствами, сколько подходом. Фактически это история группы людей, собравшихся делать игры своей мечты и нашедших способ эту мечту реализовать. Нет хороших хардкорных игр для iPhone? Значит сделаем. Не хотим связываться с крупными компаниями? Откроем свою, а денег попросим у игроков. Игроки просят версии для PC и Mac? Не вопрос, сделаем! Игра выглядит многообещающе, но что из нее получится — станет ясно только после релиза. До этого же момента можно смело сказать лишь одно: со своим комьюнити Camouflaj обращается превосходно.
Будем ждать?
Красивейший и глубокий стелс-квест с непрямым управлением в сеттинге «1984» Оруэлла.
Процент готовности: 70%