16 июня 2012
Обновлено 17.05.2023

Diablo 3

Diablo 3 - изображение обложка

Выход Diablo 3 наделал много шума. Всего за сутки после релиза игра разошлась тиражом в три с половиной миллиона копий, а уже через неделю продажи перешагнули отметку в шесть миллионов. Самый успешный проект в истории PC, один из самых важных долгостроев и так далее. Это все, конечно, замечательно, но нас в первую очередь интересует вопрос: «Что же в Diablo 3 такого, от чего все разом сошли с ума?»

Ответ простой — ничего. Ничего особенного в Diablo 3 нет. Это успешное повторение игры двенадцатилетней давности при помощи современных технологий.

Армия Blizzard

В действительности причин успеха несколько. Первая — социокультурная. Вокруг Blizzard давно сформировалось гигантское сообщество фанатов — настоящая армия. Десятки миллионов людей, у которых дома на самом видном месте стоят коробки с коллекционными изданиями Diablo, Warcraft и StarCraft , просто не могли пропустить новую игру компании. К тому же Blizzard всячески использовала доступные ей рекламные каналы. Например, задолго до выхода игры запустила акцию: каждому, кто оплатит годовую подписку в World of Warcraft , в подарок обещали цифровую копию Diablo 3.

Diablo 3 - фото 1

[[BULLET]] Несмотря на внушительный вид, большинство местных боссов убиваются в два счета.

Вторая причина — крайне неприятная, но эффективная система защиты. Игра требует непрерывного соединения с серверами Blizzard. Даже если вы скачаете Diablo из торрентов, она просто не заработает как надо. Можно будет бегать и смотреть по сторонам, но ни о каких разумных врагах, выполнении квестов и тем более мультиплеере можно даже не мечтать.

Именно из-за новой интернет-защиты, помимо грандиозного успеха, Blizzard испытала легкое фиаско. Сервера компании не справились с бешеной нагрузкой; даже спустя неделю после релиза игра выдавала злосчастную «ошибку 37» (что незамедлительно породило новый мем в сообществе), тормозила и не сохраняла полученные достижения.

Сорочьи повадки

Ну и, наконец, третья и самая очевидная причина успеха Diablo 3: это очень хорошая игра. Да, морально устаревшая, да, безыдейная — зато очень качественная, красивая и страшно затягивающая. Удивительно, но спустя столько лет механика игры работает безотказно. Крошить монстров теперь гораздо веселее благодаря похорошевшей графике и современной физике, хотя дело не совсем в этом. Даже человек, бесконечно далекий от всех этих табличек с характеристиками, наборов доспехов определенного цвета, амулетов и волшебных колец, не может с собой совладать и начинает скрупулезно складывать вещички в тесный инвентарь. Этот феномен сложно объяснить. Причина кроется то ли в самой человеческой природе (многие называют это «сорочьими повадками» — когда невозможно не подобрать блестящую штучку), то ли в особой магии Blizzard.

Diablo 3 - фото 2

[[BULLET]] Этот зверский рык называется Warcry — фирменный скилл варвара.

Впрочем, потребность каждый раз телепортироваться в город, чтобы продать лишнее барахло и выковать себе новый шлем, утомляет (об этой и других раздражающих мелочах игры читайте во врезке неподалеку). Понятно, что разработчики хотели таким образом немного разбавить ритм, отвлечь игрока от бесконечных боев, но вот беда — в городах совсем нечего делать. Они, конечно, детально проработаны и вообще — очень красивые, но никаких вменяемых дополнительных квестов там не найти.

Здесь есть важный нюанс: заниматься собирательством совсем не обязательно. Дело в том, что при первом прохождении нельзя выбрать уровень сложности, а Diablo 3 на Normal — это смехотворно простая игра; даже в наше время, когда в каждом втором шутере есть система автоприцеливания. Характеристики оружия и доспехов, выбор скиллов — все это не имеет никакого значения. Смерть здесь случается только по совсем уж грубому недосмотру игрока: например, вовремя не попал во врага заклинанием, из-за того, что палец онемел от бесконечных кликов. Все, что от вас требуется, — смотреть красивейшие CGI-ролики (все-таки круче Blizzard в этом плане только Square Enix ) и бесконечно клацать по мышке.

Diablo 3 - фото 3

[[BULLET]] Может, Diablo 3 и не самая технологичная игра в мире, но в Blizzard определенно работают одни из лучших художников в индустрии.

Зато на максимальной сложности игра резко преображается. Чуть ли не перед каждой серьезной схваткой приходится перераспределять скиллы и бегать в город за эликсирами, восстанавливающими здоровье. Стараешься осмотреть все, даже самые дальние уголки каждой локации, чтобы не дай бог не проворонить сундук с сокровищами — вдруг в нем лежит крутой арбалет или волшебный амулет.

Байки из святилища

Тем более что экипировать нужно не только героя, но и спутников. Товарищи не просто помогают в бою, но и заметно поднимают настроение, комментируя все события и болтая друг с другом. Например, хитрец Скаундрелл беззастенчиво флиртует с девушками («My weapon is like that hero!») и при каждом удобном случае повторяет, что он «самый честный вор в мире», а фанатичный рыцарь Темплар только и говорит что о долге, чести и любви к отечеству и своему ордену — словом, натуральный военком.

Diablo 3 - фото 4

[[BULLET]] Одна из отличительных особенностей игры заключается в том, что на скриншотах редко можно что-то понять. Например, черный силуэт в центре — это Охотник на демонов, использующий способность Strafe.

У каждого персонажа своя уникальная история, и чем дольше вы путешествуете вместе, тем больше узнаете. Например, если поначалу Скаундрелл очень расплывчато отвечает на любые вопросы о своем прошлом, то потом выясняется, что не такая уж он и циничная сволочь, как могло показаться.

Вообще, хоть с сюжетом в глобальном плане ничего и не поменялось, это все такое же чрезмерно пафосное фэнтези про битву людей, демонов и ангелов, — появилось много мелочей, заметно оживляющих общую картину. Чего стоит лишь одна история Леорика, спятившего монарха, который устроил террор в родном королевстве, а потом обезглавил собственную жену. Нам доведется побродить по действительно жуткому подземелью для пыток, все стены которого измазаны кровью, и освободить души умерших.

В тренде

Несмотря на свой консерватизм, в Blizzard все-таки следят за индустриальными веяниями и поэтому кое-какие мелочи в механике поменяли. Прежде всего, в Diablo больше нет единой маны. Теперь у каждого класса уникальные запасы энергии, которые тратятся на спецудары. Например, у охотника на демонов это «дисциплина» (ловушки, вызов ворона) и «ненависть» (гранаты, метательные ножи и другое). Энергия восстанавливается автоматически, а скорость регенерации можно увеличить при помощи магических предметов.

Diablo 3 - фото 5

[[BULLET]] Локации в игре постоянно меняются: мрачные болота, пустыня, дворцы, подземелья.

Мини-карта стала куда удобнее — наконец-то на ней обозначаются маркеры активных заданий. На уровнях появились ловушки: толпу скелетов можно завалить камнями или бревнами, сбив подпорку, или обрушить на врагов огромную люстру.

Но главное нововведение появилось в мультиплеере, и это настоящий, извините за каламбур, game changer. В любой момент вы можете подключиться к своему другу и вместе с ним пробежать какое-то задание или целый акт. Причем совершенно неважно, какого уровня ваш персонаж, насколько далеко вы продвинулись по сюжету: одно нажатие, и игра начинает приносить сплошной фан. Разумеется, только на высоком уровне сложности. На нормальном и одному-то очень легко, а при игре с друзьями Diablo 3 и вовсе превращается в какой-то извращенный высокобюджетный анимационный ролик — кликаем и смотрим анимированные картинки.

Diablo 3 - фото 6

[[BULLET]] Пример злодейки Магды наглядно показывает, что не так c Diablo 3. Едва ли не треть игры ведьма досаждает герою и обещает с ним расправиться, а затем умирает от пары ударов.

В игре пять классов персонажей: колдун, варвар, чародей, монах и охотник на демонов. Прохождение за каждого уникально. У всех героев разные характеры, мотивы и истории, поэтому ко всем игровым событиям они относятся хоть чуточку, но по-своему. Ну и, конечно, у всех оригинальные скиллы. Варвар — единственный класс, перекочевавший из предыдущей части сериала, — канонический воин, который придерживается халковских принципов: бей, круши, ломай. Охотник на демонов использует дальнобойное оружие и умеет растворяться в клубах черного дыма. Монах молниеносно передвигается и дерется руками не хуже, чем его шаолиньские коллеги. И так далее. Другое дело, что если вы не фанат Diablo, то вам с большой вероятностью не захочется проходить игру во второй раз. Запала хватает только на первый.

Конечно, поклонники будут довольны: любимая игра стала еще больше и красивее, но на то они и фанаты. Современный игрок, который видел хотя бы Titan Quest и Torchlight , не найдет в Diablo ничего необычного. Не поймите неправильно: Diablo 3 — это превосходная игра. Невероятно проработанная, дорогая, с замечательным мультиплеером… качественная, одним словом. Каждая локация, каждый второстепенный NPC — все сделано на недосягаемом для других игр жанра уровне. Старая механика до сих пор умудряется работать, мощь персонажа каким-то эзотерическим способом переходит по проводам в вашу руку. Каждый удар героя будто ощущаешь на физическом уровне: суровый мужик на экране метает файерболы и стреляет из лука, а кажется, что все сам; редкие игры обладают таким эффектом, и Diablo 3 — одна из них.

Но вот какая штука. Сто лет назад в рецензии на Call of Duty 4 мы писали: «Это прощальный выход шутеров на скриптах. Modern Warfare — постановка настолько сокрушительной мощи, что дальше просто некуда». Так вот, про Diablo 3 хочется сказать то же самое. Это самое мощное выступление в жанре со времен второй части. Но мы надеемся, что это такой приятный привет из прошлого, эталон, после которого экшен-RPG возьмут новую высоту.

Реиграбельность:

Классный сюжет:

Оригинальность:

Легко освоить:

Геймплей:

8

Графика:

8

Звук и музыка:

9

Интерфейс и управление:

9

Дождались?

Diablo 3 получилась в точности такой, какой мы ожидали, — очень качественной и интересной, но невероятно старомодной игрой. Древняя механика все так же затягивает, но больше подобный прием не пройдет. Пора двигаться дальше.

Рейтинг «Мании»: 8,5

«Отлично»

Проблема поколений

Мнение Антона Логвинова

Diablo 3 - фото 7

В первые же секунды после релиза запустил Diablo 3, посмотрел интро, послушал музыку и получил «ошибку 37». Сидел два часа, кое-как залогинился, но сил играть уже не было — плюнул, пошел спать. С тех пор всякая фигня с серверами случается постоянно: все ачивменты за первый день игры у меня пропали, потом выкидывало прямо во время сингла с надписью «сервера перегружены», потом просили постоять в очереди… в общем, красота.

Теперь о самой игре. Единственное, что поддерживало интерес во второй половине, — это вовремя включенная группа AC/DC, под песни которой оказалось весело рубить бесконечных монстров. Первые два акта как-то быстро пронеслись на ностальгии, но дальше терпеть это безыдейное творение сил не было. «Press LMB to win» — так можно описать Diablo 3 на стандартном уровне сложности. Притом что поменять его нельзя, пока не пройдете игру на Normal. Такая маленькая деталь практически полностью уничтожила то, за что игра еще могла понравиться, — атмосферу и вызов. Я до сих пор помню, как боялся открыть дверь в комнату Мясника в первом Diablo и с каким страхом спускался на нижние уровни, потому что знал — наваляют. Во второй части действительно страшно было зайти на кладбище, там ведьма со свитой сразу люлей вставляла. В Diablo 3 даже самый сложный босс уничтожается закликиванием, применять скиллы вообще не обязательно. То есть я понимаю, что там на других сложностях все хорошо, но мне совершенно не хочется еще раз садиться за всю эту канитель после трех дней тупого геймплея.

Новое поколение игроков Diablo 3 вообще не оценит — об этом я уже говорил в видеорепортаже в прошлом году. Для молодого человека, который играл в God of War и другие современные слэшеры, Diablo 3 покажется примитивной фигней, и вы в жизни не объясните, что там геймплей на самом деле другой. Потому что на нормальной сложности этого геймплея нет, просто ходит мужик и скучно и неразнообразно всех крошит, а боссов уныло забивает до смерти, вместо того чтобы вырывать им глаза.

Излишне упоминать, что с пафосом поданный сюжет напоминает порнофильм, сценарий целиком умещается на десяти журнальных страницах, а игра беспредельно нагло копирует окружение из предыдущих частей и умудряется подкинуть что-то оригинальное лишь в эпилоге.

Во всем этом цирке есть одно «но»: Diablo по-прежнему умудряется держать у экрана. Ты понимаешь, что занимаешься какой-то фигней, но продолжаешь ей заниматься. Только, в отличие от первых игр, ты получаешь не искреннее, а какое-то вымученное удовольствие. В результате голова пухнет, глаза болят — обратно совершенно не хочется.

В кооперативе, к сожалению, атмосфера улетучивается еще быстрее, начинаешь нервничать из-за несогласованности действий, играть становится легче (хотя куда уж легче). Если хотите погрузиться, то в первый раз Diablo 3 лучше проходить одному.

Самая крутая фишка игры заключается в том, что можно просто вклиниваться в игры других людей нажатием кнопки. Когда уже все знаешь наизусть, стоит высокая сложность, в колонках звучит AC/DC и рядом друзья — Diablo 3 может приносить удовольствие. Однако после десятков часов «Press LMB to win» делать всего этого совершенно не хочется.

Мне кажется, Diablo 3 в принципе не место в этом мире. Ведь чем был Diablo — первым шагом к ММО для тех, кто уже хотел играть с друзьями, но не был готов к некрасивой, хоть и глубокой Ultima Online. С тех пор жанр ММО сильно прокачался и десятки самых разных игр предложили куда более интересные и сложные концепты, завязанные на тех же базовых принципах, что и Diablo. Возвращаться в первобытный мир из мира современного можно только из ностальгических чувств. Ведь любому вменяемому человеку очевидно: монстров крошить лучше в God of War, а собирать шмот — в ММО. С другой стороны, для многих Diablo 3 — идеальный убийца времени, в котором можно непринужденно общаться с друзьями. Хотя, на мой взгляд, бар подходит для этих целей гораздо лучше.

Все-таки самым правильным решением было бы сделать Diablo 3 бесплатной и зарабатывать на аукционах и телепортах в город. Но Blizzard, конечно, никогда на такое бы не пошла.

Дьявол в деталях

6 вещей, которых не хватает в Diablo 3

Несмотря на широкое распространение, термин «Diablo-клон» не совсем корректен. Многие игры, вышедшие уже после того, как Blizzard спустила со стапелей свои хиты, внесли в жанр экшен-RPG что-то новое. И многие из этих новаций за последние двенадцать лет стали если не золотым стандартом, то как минимум приятными особенностями, которые хотелось бы видеть в играх жанра почаще. А в Diablo 3 их по-прежнему нет.

1.

Diablo 3 - фото 8

Главный недостаток, который сразу бросается в глаза, — в Diablo 3 почему-то нельзя собирать все выпадающие из побежденных врагов вещи по нажатию одной кнопки. В большинстве экшен-RPG такая простенькая функция уже давно есть. Причем в некоторых играх, например в Torchlight , есть даже точечная настройка. Можно выбрать, что именно вы хотите подбирать автоматом — скажем, только легендарные и эпические предметы (более простые будут отсеиваться). Согласитесь, очень удобно. А в Diablo 3 приходится постоянно кликать не только на врагов, но и на лут, остающийся после них. Спасибо хоть золото теперь само перетекает в карманы, если просто пройти по нему.

2.

Раздражает необходимость постоянно бегать в город, чтобы продать хлам, который заполняет инвентарь после пары хороших драк. В том же Torchlight и в некоторых других играх торговля упрощена — продавать вещи можно либо прямо в инвентаре, либо посылать в город питомцев, а в Hellgate: London в инвентаре можно было сразу разбирать предметы на компоненты для крафтинга и улучшения экипировки.

3.

К слову, проблему ограниченного инвентаря во многих Diablo-клонах давно решили. В Torchlight и Dungeon Siege герой путешествовал с животным, на которое позволялось навесить часть поклажи, а в Titan Quest: Immortal Throne лишнюю экипировку можно было хранить в специальных караванах, неотступно следовавших за игроком. В то же время в Diablo 3 мы, как и раньше, вынуждены бегать к маленькому сундуку и сбрасывать туда вещи, которые, возможно, понадобятся в будущем.

4.

Раз уж мы заговорили о питомцах: в Fate , Torchlight и первых двух частях Dungeon Siege мы крошили орды монстров, собирали трофеи, прокачивали персонажа и выполняли простенькие квесты в компании с животными — кошками, собаками, волкодавами, рысями, свиньями и др. В Divinity 2 даже можно было самостоятельно собрать забавного зверька-помощника из частей тел поверженных монстров. В Diablo питомцев по-прежнему нет. Да, шаман может призывать на поле боя всяких магических тварей, в том числе и животных, но это, согласитесь, совсем не то.

5.

Diablo 3 - фото 9

В современных ролевых играх модно сражаться верхом, причем необязательно на лошади, можно, к примеру, и на носороге. В экшен-RPG такая возможность тоже появилась, причем давным-давно — еще в первой части Sacred. Да и в Royal Quest , который, по сути, недалеко ушел от Diablo, ездовые животные реализованы вполне неплохо. Тем не менее в главной экшен-RPG всех времен и народов мы по-прежнему перемещаемся исключительно на своих двоих. Обидно, ведь в Diablo 3 много харизматичных героев, которым можно было придумать не менее ярких скакунов: как вам варвар, оседлавший медведя, или шаман верхом на гидре?

6.

В Numen и Loki можно было молиться разным богам и даже приносить им жертвы в обмен на улучшение характеристик и особые умения. Во вселенной Diablo, где все закручено вокруг противостояния высших существ, ангелов, богов и демонов, эта идея прижилась бы как родная, а уж как органично смотрелись бы в этом суровом готическом мире жертвоприношения…

К праотцам

Diablo 3 - фото 10

К выходу Diablo 3 Макс Шейфер, глава Runic Games и создатель оригинальной Diablo, рассказал «Игромании» о том, чему он научился в Blizzard, почему нужно играть за некроманта и где там уже Torchlight 2

Макс, вы долго работали над сериалом Diablo, потом сделали Hellgate: London. Наконец, не так давно выпустили Torchlight. У всех ваших игр практически идентичная механика, поэтому вопрос напрашивается сам собой: вам никогда не хотелось сделать что-нибудь совершенно другое? Шутер, например, или стратегию.

До сих пор хочется! Но, думаю, очевидно, что экшен-RPG у меня получаются особенно хорошо, а так как Runic Games — компания совсем молодая, мы решили выбрать наименее рисковый путь. Кто знает, а вдруг мы бы сделали самый отстойный шутер в истории?

Torchlight многим понравилась, но практически все игровые издания в голос жаловались, что это все-таки клон Diablo. Вас, как создателя обеих игр, это не задевает?

Нет. По существу, Diablo стала основоположницей жанра, стандарты которого задает и по сей день. Но вот если сегодня сесть и поиграть в Torchlight 2 и Diablo 3, то вы быстро поймете, что играются и ощущаются они совершенно по-разному, даже несмотря на внешнее сходство. У них разный ритм и стилистика.

Чтобы в очередной раз не переносить дату релиза, Blizzard взяла и выпустила игру без PvP. Как вы считаете, это нормально?

Не вижу в этом ничего страшного. PvP никогда не был в приоритете, а такую невероятно комплексную игру, как Diablo 3, и без того сложно сделать. Пусть лучше спокойно допиливают режим после релиза, а потом добавят его вместе с патчами. В любом случае я уверен, что большинство из нас захочет сначала досконально пройти игру несколько раз и до PvP первые месяцы мало кому будет дело.

Сколько раз вы планируете пройти Diablo 3?

Минимум один. Начал играть за монаха прямо в день релиза.

Какой ваш любимый класс в первой Diablo?

Некромант. Он был самым оригинальным, игра за него разительно отличалась от других классов.

Чем отличается процесс разработки в маленькой студии и большой корпорации?

Самое важное различие — с маленькой студией вы просто обязаны достичь успеха. Вы не можете себе позволить роскошь переделать наполовину готовую игру. Когда я работал в Blizzard, там царила атмосфера маленькой студии, но с безграничным бюджетом. Впрочем, компания сильно разрослась с тех пор. Я доволен нынешним размером Runic Games — нас тридцать человек. Коллектив относительно маленький, чтобы можно было держать все под тщательным контролем, и в то же время достаточно большой, чтобы конкурировать с кем угодно.

Вы уже столько раз переносили Torchlight 2, что мы задумались: уж не старая ли это близзардовская привычка?

Да уж, у нас всегда было плохо со сроками.(смеется) Мы не успели сделать все запланированное в срок (по правде сказать, у нас даже не было дедлайна), потому что игра сильно выросла в масштабе. То, что задумывалось как «Torchlight с мультиплеером», превратилось в игру, способную побороться с любым представителем жанра; и ее сделали ровно три десятка человек. Впрочем, я уверен, что общее время разработки будет относительно коротким.

Чему вы научились в Blizzard?

Двум вещам: всегда стремиться к высочайшему качеству и быть смелым в своих мечтах.

Вы осознаете, что в каком-то роде изобрели настоящий наркотик? Что делать беднягам, которые уже «подсели»?

Вы так говорите, как будто это что-то плохое! (смеется) Я предпочитаю думать, что помог подружиться игрокам по всему миру. Согласитесь, ничто так не сближает, как совместный замес скелетов. Главное — регулярно вылезайте из кресла, ходите по комнате и приседайте, тогда все будет ОК.

Извините за вопрос, но очень уж любопытно: журналисты часто путают вас с Тимом Шейфером?

Бывает, но я не жалуюсь. Все-таки вокруг полно людей порядком хуже Тима, с которыми тебя могут спутать!

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь