Postal 2
Винс Дези, одиозный худрук Running with Scissors , любит кичиться тем, что Postal 2 можно пройти вообще никого не убив, чего не скажешь обо всех прочих шутерах, которые тем не менее не вызывают никаких общественных резонансов. На самом деле Postal 2 — это все-таки не игра-сатира, не игра-пародия и не игра-высказывание, а скорее низменная игра-провокация: пяти минут общения с мистером Дези достаточно, чтобы понять, что никакие социальные подтексты фильма «С меня хватит», в котором слетевший с катушек Майкл Дуглас творит очень похожие беззакония, его не волнуют. А вот возможность справить нужду на труп или насадить кошку на автомат — совсем другое дело. Авторы решили, что это невероятно смешно, и все вынуждены были согласиться: и правда, смеялись до слез.
В Postal 2 действительно можно играть, воздерживаясь от любых вызывающих поступков. Купить молока, сходить в банк, поговорить с прохожими. Другое дело, что в этом нет никакого смысла. В отличие от довольно аккуратного оригинала, это совершенно небрежный, практически любительский, с позволения сказать, приключенческий шутер. Он плохо работает, плохо выглядит, плохо звучит — в сущности, плохо сделан. В любом другом контексте такая стрельба, такие диалоги и такие уровни никого бы, конечно, не соблазнили. Но в 2003 году, да еще и на демократичных персональных компьютерах (цензура платформодержателей ничего такого в жизни бы не пропустила) это сошло за полноценное художественное решение. Сложно представить, чтобы игра о том, как мужчина с рыжей козлиной бородкой приехал работать в игровую студию, а в итоге всех убил, учитывала какие-то дизайнерские тренды.
Самое хорошее в истории с Postal 2 — то, что сегодня она проходит скорее по разряду «как молоды мы были», и обсуждать какие-то ее художественные достижения, кажется, перестали как минимум лет семь назад. Postal 3 никого не вдохновил, потому что якобы не такой озорной, но если запустить вторую и третью части одновременно (как минимум для полного катарсиса), то легко выяснить, что чувством юмора, меры и вкуса авторы не обладают сегодня точно так же, как не обладали и десять лет назад. И уж тем более нет ничего странного в том, что в качестве российских партнеров они выбрали именно студию Trashmasters, — для того, чтобы семь лет гордо держать руки по локоть в навозе, нужна особая психологическая подготовка на проектах «Бой с тенью» и «Меченосец».
Так что вот вам приятная новость: мы с вами кое-как переросли игру, ключевая возможность которой — забить прохожего лопатой, а вместе с нами выросла и индустрия. Хулиганство, ад и содом естественным образом переросли в стильные и колкие насмешки в духе Saints Row: The Third или Shadows of the Damned , ну а Винсу Дези мы, конечно, желаем всего хорошего. Как говорится, не стоит прогибаться под изменчивый мир.