Римские каникулы. Total War: Rome 2
Что?
Глобальный стратегический эпос о величии Рима, выпуск второй
Где?
Великобритания, Лондон
Северное побережье Африки, 146 год до н.э. Войска Римской республики уже три года осаждают Карфаген, и защитники города начинают отчаиваться. Тем временем судьба города решается в римском сенате: одна фракция требует заключить с Карфагеном мир и отступить, другая — взять город любой ценой. «Так закончилась Третья Пуническая война, — рассказывает нам Ал Бикам из The Creative Assembly. — Ганнибал, генерал карфагенцев, имел наглость захватить Италию и напасть на сам Рим. Сципион Африканский остановил вражескую армию только у самых ворот Вечного города. Такого унижения Рим еще не испытывал, он должен был ответить». В последней фразе — более-менее вся суть Rome 2.
Цезарь с курицей
Пока Бикам говорил, на экране появился город. А перед ним — великая армада Рима, десятки и сотни кораблей, простирающиеся до горизонта. А на каждом корабле располагается манипула (отряд) солдат — должно быть, целый легион. А с ними войска сопровождения, конница, закаленные в боях ветераны, и все ждут приказа своего командующего Сципиона Эмилиана, племянника Сципиона Африканского и будущего героя всей Римской республики. Наконец, он дает сигнал к наступлению, и армия, по размеру не сравнимая ни с чем, что мы доселе видели в серии Total War , срывается с места.
Карфаген великолепен. Он настолько огромен, что с нашей точки обзора мы не видели его конца, скрывающегося где-то за горизонтом; он гораздо больше, чем любой город в любой игре серии Total War. Откровенно говоря, он больше похож на города из ролевых игр. В нем явно живут люди. Пока. Вы сможете посетить (и сжечь) каждую из узких улочек давно забытого города. «Стены Карфагена простирались на 37 километров, — продолжает Бикам, — а гигантский залив помог городу стать центром торговли. Город был в осаде около трех лет, в течение которых некомпетентные генералы раз за разом штурмовали его стены и раз за разом терпели неудачу». В дымке раскаленного солнцем воздуха мы видим и улицы, и дома, и гигантский залив, и легендарную цитадель на холме — Бирсу.
Морские битвы теперь тесно связаны с сухопутными, больше это не занудная мини-игра про кораблики.
С точки зрения истории и археологии невероятен сам факт того, что The Creative Assembly вообще смогли воссоздать город. Когда римляне все-таки захватили Карфаген, они не посадили на его трон лояльного римской власти царька, они стерли город с лица Земли. Разрушили величественные стены, сожгли дома, продали все пятидесятитысячное население в рабство. Если верить летописям, они даже засыпали сожженный город солью, чтобы эта земля никогда уже не стала плодородной. Римляне стерли историю целой цивилизации, уничтожили все упоминания о городе, осквернили наследие карфагенян. Римская пропаганда была настолько сильна, что на Западе карфагенский бог Ваал до сих пор ассоциируется с дьяволом.
Но разработчикам это удалось только после бесконечно дорогих и долгих исследований. Главный дизайнер игры Джеймс Рассел честно признался: «Цена некоторых антикварных томов впечатляет. Некоторые книги обходились нам в несколько сот фунтов за штуку. Зато теперь вся команда по очереди ими пользуется. У нас есть книги о боевых стилях, о войнах, о карфагенском сенате и т.д.» Немногие разработчики решились бы на такое.
И все же разработчики столкнулись с некоторыми проблемами, как признался нам главный художник Кевин Макдауэл: «Было сложно. Римляне сожгли город более 2000 лет назад, а затем еще построили сверху свое поселение. Остатки Карфагена все еще можно найти — вы, например, можете посмотреть на залив в Google Maps. Но по большей части нам приходилось гадать, судить по архитектуре других городов того времени и руинам, дожившим до наших дней. По большей части это были захоронения и мавзолеи, облик которых зачастую копировали с реальных зданий. А расположение улиц — исключительно наши предположения на пару с нашими, скажем так, пожеланиями по игровому процессу».
Куда ведут дороги
Тем временем на экране римские войска, возглавляемые Эмилианом, высадились на побережье Карфагена и направились в сторону города. Бикам комментирует: «Теперь в игре остался только один режим сражений, в котором объединены морские и наземные баталии вместе с осадами. Вы можете посадить ваши легионы на корабли, подплыть к городу, высадиться и сформировать береговой плацдарм».
Между легионом, укрывшимся за частоколами, оставшимися от прошлых попыток штурма, и стенами Карфагена находятся сожженные руины прибрежного городка. В море римская армада старалась оказать десанту поддержку и не попасть под стрелы и горящие булыжники защитников. «Это самая эпическая битва, за реконструкцию которой когда-то бралась наша студия, впервые мы решились на такой размах и детализацию, — утверждает Бикам. — Игра работает на новом графическом движке с новой системой освещения. Она не только реалистична, но и стилизует изображение под античные картины».
Вы, конечно, и так знаете, но Сципиона Африканского на самом деле звали Публий Корнелий Сципион Эмилиан Африканский (Младший) Нумантийский.
Легионеры бросаются к заброшенным осадным башням, а Бикам показывает нам новые режимы камеры. Во-первых, у нас осталась классическая камера, при которой мы смотрим на битву свысока, ею можно легко управлять. Во-вторых, появилась камера отряда, которая покажет вам каждую схватку каждого солдата на поле боя. «Она добавляет в игру немного простой человеческой драмы. Если я был бы солдатом, а в моего приятеля, стоящего рядом со мной, попала стрела, я на это точно бы отреагировал».
Третья камера показывает нам карту в максимальном удалении. Армии и цели становятся в игре настолько велики, что иногда без вида с высоты птичьего полета не обойтись. Как и в Supreme Commander , при максимальном зуме отряды превращаются в иконки, дающие вам возможность почувствовать себя настоящим генералом, передвигающим фишки-отряды по столу. При таком увеличении мы разглядели, что легионы Рима заполонили весь пляж, а защитники Карфагена компактно разместились на стенах города.
Осадные башни, как и все остальное в игре, смоделированы с невиданными доселе деталями. Солдаты группками залазят по лестницам на башни, часть из них остается внизу и толкает осадные машины к стенам. Тем временем катапульты на кораблях обстреливают стены с моря. Звучит боевая, яростная музыка. Rome 2 — вообще игра крайне шумная. Вы можете услышать командиров, выкрикивающих приказы, тогда как их солдаты толкают башни, и даже отдаленный гул сотен катапульт.
Мы же следим за Эмилианом, стоящим в первых рядах на вершине одной из осадных башен, подползающих к стенам. Массивный трап башни опускается на стену, давя защитников своим весом. «Мы хотим воссоздать войны древности именно такими, какими они были на самом деле, при этом сделав игру максимально разнообразной как в плане игрового процесса, так и в плане культуры и боевых стилей. А эти войны были жестоки. Если Shogun 2 был про то, как два самурая сходятся в прекрасной схватке на мечах, здесь вы увидите только неприкрытую жестокость», — говорит Рассел.
На востоке, неподалеку от гавани, начинается настоящая битва: римляне сумели разрушить часть стены и теперь пытаются пробиться внутрь города. На стенах же легионеры-ветераны отбрасывают карфагенские войска, занимают ворота и пропускают в город римскую кавалерию.
Это далеко не самый драматический ракурс, на который способна игра.
Бои идут быстро и крайне жестоко, в The Creative Assembly не зря так тщательно исследовали боевые стили того времени. «Один генерал того времени писал о гладиусе, коротком римском мече: «Не выпендривайся, есть не так уж много способов протыкания противника, — делится Макдауэл. — Гладиус, по своей сути, всего лишь кинжал с громким именем. И на самом деле, по-разному врага на что-нибудь острое не насадишь».
Бой переходит за стены, где легкая пехота Карфагена разбивается на мелкие группки; их слишком мало, чтобы защищать такой большой город от такой большой армии, поэтому они сосредотачиваются на ключевых позициях, где они могут дать хоть какой-то отпор. Разобраться, что происходит на горящих улицах, становится совершенно невозможно, поэтому к нам на помощь приходит режим максимального удаления камеры, в котором мы сразу разбираемся, кто, где и с кем воюет.
Детализация города поражает: на многих домах есть роспись, легко можно отличить, где живут зажиточные граждане, а где — люди попроще. Даже богатая торговая гавань, выполненная циклопической кладкой, отличается от древних деревянных рыбацких мостиков. «Мы стараемся придать городам ощущение «обжитости», а конкретно Карфагену — ощущение того, что он был в осаде три года. В предыдущих играх города выглядели нетронутыми человеком, на этот раз мы хотим этой стерильности избежать. Повсюду горы мусора, рисунки на стенах, все здания уже немного разрушены. Битвы больше не будут похожи на утренник в летнем лагере».
Рыцари Старой республики
В самой гуще битвы мы снова видим Сципиона Эмилиана, и то, что он делает, похоже на смесь заранее записанного сюжетного ролика и заставки на движке игры. В Rome 2 персонажи и герои будут очень важны. В серии Total War такое внимание к историческим персоналиям было только в Napoleon , и то исключительно в сюжетном режиме. Тут же история пишется заново прямо на ваших глазах. SEGA позволила The Creative Assembly потратиться на аренду самой большой в Европе студии захвата движений (размером с немаленький склад и оснащенную 40 камерами), которую используют в Rome 2 и неанонсированной ролевой игре во вселенной Чужих (только мы вам этого не рассказывали), так что ждите много роликов.
Однако разработчикам еще надо понять, как выглядели эти исторические фигуры. Макдауэл шутит: «Ладно, с Цезарем благодаря Астериксу и Обеликсу все просто. А вот с Клеопатрой пришлось попотеть, чтобы она не была похожа на Софи Лорен, а то ведь нас и засудить могут! По-хорошему, я бы ее сделал похожей на Нефертити, но без накладки на подбородок. Хотя я видел результаты реконструкции лица Клеопатры по ее останкам, и выглядела она довольно обыденно». Менее известных исторических фигур студии пришлось моделировать с нуля.
Сложно даже поверить в то, что раньше города в серии были представлены набором каких-то условных домиков.
Эмилиан ведет свою тяжелую пехоту (с подкреплением из легкобронированных пехотинцев) к одной из ключевых позиций. Таких позиций теперь будет несколько, что позволит избежать постоянных повторов одних и тех же действий, как было в предыдущих играх. На Эмилиана бросается пехота карфагенян, но… на нее падает подкошенное катапультами здание. Однако не думайте, что генерал легко отделался, — теперь за него берутся знаменитые боевые слоны Карфагена…
Демонстрация перескакивает к концу битвы. Город горит, Эмилиан стоит на вершине Бирсы и дает приказ сровнять город с землей. Это не единственный город, который вы сожжете в Rome 2, в игре будут и другие большие города, хотя сравнимых размером и величием с Карфагеном — единицы. Разве что сам Рим, который, по заверениям разработчиков, будет впервые смоделирован целиком.
Хотя добраться до Вечного города теперь будет гораздо труднее. Карта значительно больше, чем в предыдущих играх, а провинции разделены на регионы, благодаря чему игра не превратится в бесконечные осады.
«Мы стараемся связать стратегическую карту с картами боев, — говорит Макдауэл. — Города и провинции состоят из кусочков, которые мы можем менять в зависимости от местности и культуры страны. Но все важные локации вроде Карфагена целиком сделаны вручную». Иными словами, Рим тоже будет сиять рукотворными деталями. «Рим будет выглядеть таким, каким он и был, — с семью холмами, форумом и прочими достопримечательностями».
Облик городов будет меняться, если вы будете развивать их, и все они будут соответствовать их культурной принадлежности. Карфаген, например, сочетает в себе классический, восточный и африканский стили архитектуры. Бюджет Rome 2 на 40% больше, чем у Shogun 2, и дополнительные деньги явно пущены в дело.
Фракции, скорее всего, будут те же, что и в оригинальном Rome, но с некоторыми отличиями. В частности, в The Creative Assembly настаивают, что «культура» и «фракция» — понятия разные, поэтому можете ожидать, например, различные фракции внутри Римской республики. Различаться они будут не только войсками и внешним видом, но и организацией провинций и административными порядками, а также военными тактиками: некоторые генералы персов предпочитают командовать из тыла, некоторые римляне — вести войска личным примером, а некоторые египетские воеводы — стоя на боевой колеснице.
Я смотрю на скриншоты игры, и мне кажется, что они нарисованы — слишком уж много на них деталей, слишком сложны сцены. И чем дольше я смотрю, тем больше деталей замечаю. Корабли римлян слегка отличаются друг от друга, лодки, в которых попали из катапульты, тонут, горят осадные башни, боевые слоны сносят все на своем пути, а на крышах домов идут отчаянные бои. За пятнадцать минут я увидел совершенно новый Рим — Рим как мою республику или, возможно, Рим как мою империю.
Будем ждать?
Rome 2 примерно в сто раз больше и лучше первой части, а еще это, кажется, последняя PC-стратегия «высокого стиля» и губительно красивый байопик про всех римских правителей разом.
Джеймс Рассел
Главный дизайнер серии Total War, отвечает на вопросы «Игромании»
Игроки постоянно жалуются, что искусственный интеллект врагов слишком слаб. Вы собираетесь это исправить?
В Rome 2 над искусственным интеллектом работает больше людей, чем когда-либо в истории серии. Мы решили изменить алгоритмы его поведения радикальными способами. Пример: мы внедряем дипломатию в основной ИИ. Раньше за дипломатические отношения отвечал отдельный ИИ, решающий, на кого можно нападать, а на кого — нельзя, и зачастую просто блокирующий решения основного стратегического ИИ: «Он наш друг, нападай на кого-нибудь еще!»
Мы понимаем, что искусственный интеллект очень важен для создания иллюзии правдоподобности, поэтому теперь акцент сделан на том, что ИИ «думает» про конкретную фракцию. Мы хотим придать странам индивидуальность. Если фракция мстительна, лучше вам ее не дразнить, она обязательно пнет вас в ответ. Другой ИИ может решить сыграть с вами в высокую политику, спокойно разменивая пешки, чтобы выиграть в конце.
А как еще эта «индивидуальность» влияет на новый ИИ?
Город, вокруг которого захватили все территории, заранее находится в проигрышном положении. Мы хотим показать игрокам, насколько важны армии и какими разрушительными они могут стать в умелых руках. Римский генерал думает о том, когда же «подойдет его Десятый легион», а не о том, объединить ли ему один отряд лучников с другим. Больше армий, меньше микроменеджмента. У армий тоже есть свои герои и своя история.
Какой временной период будет охватывать игра?
Не могу назвать точные даты, но в игре будет рассказана вся история Древнего Рима — от республики до величия империи.
Будут ли в игре знаменитости вроде Юлия Цезаря?
Мы хотим, чтобы в игре было как можно больше человеческих эмоций. История у Рима длинная, и мы расскажем ее великолепным набором персонажей. Но помните, в таком масштабе армии куда важнее людей. Десятый легион, например, надолго переживет своих генералов.
Будут ли полководцы вести войска в битву?
Полководцы будут отличаться характерами и привычками, мы все еще экспериментируем с ними. К тому же это будет зависеть от фракций и культурных особенностей.
Будет ли в игре сюжет, как в Napoleon: Total War?
Не буду отрицать, элементы сюжета в игре будут. Но мы хотим, чтобы события игры развивались в зависимости от ваших действий, которые иногда будут вызывать цепочки заскриптованных событий.
Смогут ли игроки выбрать между империей и республикой?
Возможно, в игре будет целая механика, отвечающая за подобные решения.