DayZ
Суровый реализм и неторопливая эмуляция мельчайших аспектов современной войны сделали чешский военный сим ArmA 2 непривлекательным для большинства нормальных игроков. В эпоху реактивных сиквелов Battlefield и Call of Duty мало кто согласится часами бродить с автоматом по глухим лесам Черноруси, лишь изредка постреливая в подвернувшихся партизан или бойцов НАТО.
Но что, если вы бродите по лесу не просто так, а после апокалипсиса? И вокруг не только бородатые партизаны, но и примерно миллион оголодавших зомби?
Голодные игры
На сервер DayZ не пробиться. По данным официального сайта www.dayzmod.com , на нем уже успело побывать 1 620 873 игрока, уничтоживших 21 187 874 зомби и совершивших 259 434 убийства других игроков. Среднее время выживания — 27 минут.
[[BULLET]] Затаившись в кустах, пока мимо гуськом проходят увешанные оружием бородатые мародеры, понимаешь, что чувствовали герои фильма «Дорога» при встрече с колонной каннибалов.
Мод использует слегка доработанный движок ArmA 2: Operation Arrowhead. AI противников усечен, система личных повреждений расширена (раненый игрок мечется как обезглавленная курица, фонтанируя кровью), добавлена потребность в еде и воде (самые опасные места в моде, как правило, у водопоя и разграбленных продовольственных магазинов). Хотя внешне все то же самое — Чернорусь, усредненно-восточноевропейский пейзаж: избы, заводы, многоэтажки, бензоколонки… И всюду — новомодные бегающие зомби в стиле «28 дней спустя» или Left 4 Dead (на звук выстрелов прибегают целые толпы).
[[BULLET]] Классические сталкерские посиделки у костра тут приобретают новый смысл, потому как игроки действительно едят и действительно травят байки.
Вы — одинокий выживший. Ваша задача — найти в подвалах пищу, воду, бинты, автомат, прибор ночного видения, карту и компас. Против вас — неудобный прицел, необходимость в одиночку ориентироваться в обширных лесмассивах и многочисленные недостатки движка (сражаться в помещениях было невозможно даже в оригинальной ArmA 2, где противниками выступали другие люди с автоматами, а не стая озверевших, лезущих друг по другу инфицированных). Кроме того, по серверу бродят еще 49 игроков, каждый из которых готов пустить вам пулю в спину и забрать компас, карту, прибор ночного видения и… ну да, все что найдут.
Безопасности ради можно объединиться в банду с другими сталкерами. Обычно это группы из пяти-шести человек, осторожно пробирающихся под дождем по унылому подлеску на обочине шоссе.
[[BULLET]] В DayZ вас пока не могут убить и пустить на провиант… но на форумах игры уже мелькала мысль, что каждый игрок — сам по себе ходячий армейский рацион.
Всполох выстрела. Пока до группы долетает его звук, первый боец в цепочке уже убит. Остальные разбегаются, пытаясь в буквальном смысле объясниться со снайпером, засевшим в мрачно громоздящейся на фоне леса вышке. На ломаном английском в окне серверного чата появляются строки: «Мынезомби!» — «Блин! Извините».
В качестве компенсации за убийство снайпер выносит банку консервов. Уцелевшая четверка хладнокровно выпускает по нему полные обоймы своих АК-47, снимает с трупа снайперскую винтовку и идет дальше.
Мировая война Z
Нужно бегать к океану за водой. Таиться в помещении старой школы, на холме, рассматривая улицы городка через оптический прицел… Позорно прятаться в кустах, пока мимо на джипе проносится банда ликующих мародеров. Другая группа сумела починить вертолет и теперь кружит над городом, расстреливая зомби из бортового пулемета. А у вас только старый револьвер с четырьмя патронами.
[[BULLET]] Случай, когда мод становится популярнее оригинальной игры, на наш взгляд, уникальный. Да, можно вспомнить Counter-Strike и DotA, но там и оригиналы были хитами.
Одни убивают за банку колы или дозу морфия. Другие героически делают переливание крови раненому товарищу. Кто-то методично зачищает деревни от зомби. Кто-то ждет в кустах с последним патроном, когда мимо пойдет подходящая жертва. Люди на вертолете могут быть группой цивилизованных интеллигентных механиков — или лютыми бандитами, перестрелявшими инженеров и захватившими геликоптер.
А вот кто-то убегает от толпы голодных зомби — стоит ли тратить последнюю обойму, прикрывая его отход? Или проще пустить пулю в колено бедняге, а потом в спокойной обстановке обобрать обглоданный труп? Каждый решает самостоятельно.
Первую выскочившую из леса волну пузатых чернорусских партизан трудно всерьез воспринять как кровожадных зомби… зато от второй волны мы убегаем так, как не бегали и в Left 4 Dead.
Лаг, дико нестабильный движок (к лестницам лучше не приближаться), играть неудобно… И из пятидесяти игроков на сервере как минимум сорок — откровенные гады. Последнее, впрочем, баг не DayZ, а скорее человеческой натуры.
Альфа-версия аддона появилась в начале мая — с тех пор продажи ArmA 2 в Steam успели вырасти в пять раз. Западные коллеги не стесняются называть откровенно недоработанный аддон «лучшей игрой про живых мертвецов всех времен» и «самым интересным РС-проектом 2012 года».
Исполнительный директор Bohemia Interactive Марек Спанел радуется бесплатной рекламе и дает понять в интервью, что в следующем (1.61) апдейте ArmA 2 отстрел зомби станет официальным режимом игры.
Разработчик DayZ Дин «Ракета» Холл — новозеландец и штатный сотрудник Bohemia — успел собрать команду DayZ Development для адаптации мода под нужды модифицированного движка выходящей в конце 2012-го ArmA 3 (зомби против аквалангистов!). Но реалистичные боевые действия «Армы» в условиях зомби-апокалипсиса так и просятся в отдельную игру — с сюжетом, однопользовательской кампанией и прочими немыслимыми для обычного мода составляющими. Она наверняка появится.
Будем ждать?
Комплексный, многофакторный, хардкорный шутер про сражения с зомби в открытом мире. Настоящий ММО-«Сталкер».
Процент готовности: 70%