Pikmin
Наименее известная серия Сигеру Миямото, Pikmin , немногим отличается от других его работ. Мечтой самого известного геймдизайнера всегда было упростить чужие игры настолько, чтобы в них могли играть все. Именно такой была The Legend of Zelda , очень сложная, но заметно упрощенная, если сравнивать ее с первыми Ultima , которыми Миямото частично вдохновлялся. В случае с Pikmin он поступил так же: взял стратегии в реальном времени для PC и убрал из них все, что показалось ему лишним.
Дебютируй серия на платформе чуть востребованнее GameCube, и с нее бы точно начался жанр консольных RTS. Пока же Pikmin и кучка подражателей, из которых наиболее известна Overlord , остаются нишевым развлечением. Как любая игра Миямото, она очень дружелюбна и годится для всех возрастов. Слеповатый инопланетянин Капитан Олимар исполняет в ней главную роль. Он руководит пикминами, существами причудливой вытянутой формы, по сути — разумными растениями. Попав на планету с ними, в первой части серии Олимар ищет осколки космического корабля, чтобы вернуться домой, а во второй возвращается, чтобы собрать сокровища и выплатить долг корпорации, на которую работает. Мешает ему местная фауна: события Pikmin разворачиваются в микромире, поэтому врагами выступают разные божьи коровки, птицы и пауки.
Пикмины бывают разных цветов. На каждый цвет приходится способность. Так, красные пикмины не боятся огня, а голубые умеют плавать. На сочетании преимуществ и уязвимостей цветов основана вся игра: Олимар дует в свисток и организует пикминов в отряды, которые взаимодействуют, чтобы преодолевать препятствия. Перекрывать дорогу может, например, упавший с дерева листок или какое-нибудь яблоко. Правда, то, что можно съесть, пикмины несут в инкубатор, производящий новых существ. Чтобы игрок не чувствовал себя вальяжно, в игре день сменяется ночью. Вечером Олимару нужно собрать всех пикминов и вернуться на базу до того, как станет совсем темно.
Кроме того, что Pikmin — отличная аллюзия к приходу варягов на Русь, да еще и постапокалипсис, притворяющийся доброй сказкой, это также лучшее посвящение в жанр стратегии. Игра очень осторожно ведет за руку, а к концу повышает сложность и заставляет проявить смекалку. Свой ограниченный набор приемов она использует блестяще, особенно это проявляется в «натуралистичном» дизайне уровней и головоломках.
Если с первой частью Nintendo явно спешила к запуску GameCube, то второй уделили порядочно времени. Появились новые цвета пикминов, стала лучше графика, пропало 30-дневное ограничение одиночной кампании. После этого о серии ничего не было слышно — команда, отвечавшая за нее, работала над играми про Марио. На E3 2008 Миямото заявил, что готовится третья часть, а в 2011 году стало известно, что сиквел переносится на Wii U — собственно, конференция компании на E3 2012 началась именно с этого анонса. То, что разработку начинали на Wii, заметно хотя бы по геометрии уровней: все выглядит просто и лишь приукрашивается современными шейдерами. Но это только подчеркивает достоинства игры. Миямото придумал The Legend of Zelda, гуляя по пещерам в детстве, а Pikmin — увлекшись садоводством уже в зрелости. Неудивительно, что вторая серия куда более медитативная: стайки пикминов, набрасывающихся на гигантских жуков, не отвлекают внимание от пейзажей.