«Игромания» в Швеции
«Игромания.ру», отправляясь в Швецию, прежде всего хотела осветить грандиозный киберспортивный фестиваль Dreamhack Summer 2012. Но Скандинавия, родина гномов, троллей и прочей игровой нечисти, оказалась богатой на сюрпризы: именитые разработчики из DICE и Starbreeze , а также Imagination Studio , разрабатывающая анимации для игр, и Федерация киберспорта Швеции пригласили нас в гости.
Внезапно оказалось, что двадцать четыре часа в сутках — это очень мало: мы знакомились, слушали, восторгались, фотографировали, задавали вопросы, болели за наших и ездили-ездили-ездили. Из этого калейдоскопа и родилась идея «записок на манжетах»: подборки впечатлений, интересных фактов и воспоминаний.
Если судить по последнему «Глобальному отчету» Всемирного экономического форума (ВЭФ), первое место среди цифровых экономик мира занимает не Южная Корея, не Финляндия и даже не Сингапур, а Швеция. И это не случайность — еще в 1976 году скандинавы выделили для своей «силиконовой долины» удаленный район Стокгольма — Киста. Такая дальновидная политика принесла ощутимые плоды и в телекоммуникационной сфере, и в IT, и, конечно, в игровой: сейчас производство анимаций, движков и самих видеоигр в северной стране, что называется, цветет и благоухает.
► От научного центра Kista Science Tower (слева) до центра Стокгольма (справа) рукой подать.
Черные списки церковной столицы
Упсала, наш первый пункт назначения, хоть и занимает в Швеции почетное четвертое место по уровню населения (около 190 000 жителей), совсем невелика — чуть больше Мытищ и в два раза меньше Сызрани. Зато городок носит почетное звание «церковной столицы» — церквушек здесь действительно много.
► Парк в Несшё и церквушка-офис Imagination Studio.
Вот и офис Imagination Studio (анимации для Battlefield 3, World of Tanks и Bloodforge) уместился в здании церкви, построенной на рубеже XIX и XX веков. Отличная акустика храма нередко помогает шведам в работе. Митингующих христиан с плакатами на подходе к офису мы не заметили.
► Нам посчастливилось наблюдать за съемочным процессом. Снимали, правда, не каскадерские трюки, а забивание гвоздей и чтение газеты…
В целом, церковь и игровая индустрия в Швеции сосуществуют мирно. В июле 2009 года назад евангелическо-лютеранская церковь выделила около миллиона шведских крон (~150 000 $) на разработку приключенческого боевика по мотивам Ветхого Завета — Testament («Завет»). Там достаточно жестокости и насилия, но церковь положительно смотрела на это самое насилие в игре, поскольку из Ветхого Завета слов не выкинешь. Не в пример многим другим «христианским боевикам», в 2010 году игра вышла усилиями студентов университета в Шёвде.
[[BULLET]] В Швеции даже церкви — и те разработку игр спонсируют!
У Imagination Studio , в отличие от разработчиков из Шёвде, одно только оборудование стоит четверть миллиона евро. Но и минута качественного видео весьма недешева. Конкретные расценки шведы не называют, но понятно, что речь не о фрилансерской тысяче баксов за минуту. Студия Pixar , к примеру, за тридцать секунд анимации может запросить пару миллионов долларов. Что характерно, для диалогов и важных сцен Imagination Studio нанимает актеров, а на заднем плане часто снимаются сами сотрудники компании. Из любви к искусству или в целях экономии? Кто ж признается!
[[BULLET]] Красочная и динамичная анимация Imagination Studio.
А игроделов из Starbreeze ( The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay, The Darkness) не смущает относительный провал Syndicate, зато волнует пиратство. В том числе и на просторах СНГ. Разработчики утверждают, что могут назвать имя каждого конкретного нарушителя. Вспомните, как умеют расправляться с врагами Риддик и, тем более, Джеки Эстакадо , — и никогда больше не качайте «пиратки». Иначе попадете в списочек Starbreeze!
► Хотите «качнуть» с торрента? Риддик и Джеки уже идут к вам!
На самом деле и Швеции не чуждо ничто человеческое — пиратство в том числе: еще в 2005 году в «виртуальных корсарах» ходили около полумиллиона человек (больше 5% всего населения). Потомки викингов оперативно ужесточили закон, а в противовес родилась одиозная политическая организация Piratpartiet. Триумфом «пиратов» стало избрание в Европарламент молодой активистки Амелии Андерсдоттер, тогда двадцати одного года от роду. Кстати, известнейший торрент The Pirate Bay — тоже со шведскими корнями. Тут поневоле начнешь списочки составлять…
► Слева Амелия Андерсдоттер — самый молодой депутат Европарламента, справа — «Пиратская партия», в которой она состоит.
Стокгольм
Географически шведские игроделы представлены обширно: от крошечного южного Карлсхамна, где трудятся Tarsier Studios (создатели LittleBigPlanet и героического долгостроя The City of Metronome), и до Хельсинборга, где пустили корни главные «пугатели» последних лет, Frictional Games ( Penumbra, Amnesia). Что уж говорить о Гётеборге и Мальмё, с добрым десятком студий.
А больше всего разработчиков скопилось в столице королевства, Стокгольме ( Avalanche Studios , Paradox Interactive , Mojang , FatShark и т.д.), — например, компания DICE , к которой мы отправились в гости, обосновалась на побережье, с видом на залив и Старый город. Видимо, величавые замки и чудесные пейзажи позволяют шведам отдыхать от создания очередного Battlefield с обязательным мировым конфликтом, в котором рушатся здания, взрывается техника и массово гибнут солдаты.
► Вид из офисов Starbreeze в Упсале и DICE в Стокгольме: с такими пейзажами и в отпуск, наверное, не очень хочется.
При этом в DICE утверждают, что не разрабатывают политически ангажированных игр, — это падкие на сенсации журналисты делают из мухи слона. Да, шведы понимают, что, если работать в жанре альтернативной реальности или прогнозировать конфликт в недалеком будущем, чувства того или иного народа могут быть задеты — как в случае с миссией в российском аэропорту, которой «прославилась» конкурирующая с Battlefield серия Call of Duty. Но в творениях DICE игрок не отождествляет себя с определенным политическим режимом, он просто играет и старается победить — так считают игроделы.
► Любовь к оружию заметна в DICE даже на кухне.
Однако DICE настаивают, что одного мультиплеера сейчас мало и без полноценной сюжетной кампании финансового успеха достичь сложнее. А ведь сюжет как раз подразумевает отождествление себя с героем (и политическим режимом, как следствие). Ответ у DICE есть и на это — главное дать поиграть за две стороны конфликта.
► DICE не делает «политических игр». В Battlefield 3 вы можете играть как за американцев, так и за наших.
При всей популярности и обеспеченности некоторым сотрудникам компании до сих пор приходится убеждать родителей, что разработка игр — это не хобби, а серьезная и престижная профессия. Не потому ли, что игроделы DICE с удовольствием ходят на работу даже во время отпуска? Похоже, в Швеции к таким людям тоже относятся с подозрением…
Йёнчёпинг
Йёнчёпинг, июньская столица киберспорта, расположен в самом сердце южной Швеции и по количеству церквей почти не уступает Упсале, к тому же может похвастаться званием «столицы шведских спичек». Спички, правда, здесь уже не выпускают.
Да и сам турнир не сразу пришел в Йёнчёпинг. Возник DreamHack в городке Малунг восемнадцать лет назад, и компьютерные игры были далеко не самым главным пунктом в его регламенте. И киберспорта в то далекое время еще не существовало. Зато сейчас единая сеть турнира может «держать» от 12 до 15 тысяч компьютеров, а затраты на электроэнергию полностью ложатся на бюджет Йёнчёпинга. Расточительность? Скорее инвестирование в туристический бизнес, если учесть, сколько миллионов человек по всему миру смотрит стримы с соревнований.
► Городские власти Йёнчёпинга идут навстречу киберспорту.
В самой Швеции финалы Dreamhack Summer 2012 , показанные в прямом эфире на SVT 2 , посмотрело 6% телеаудитории. Эта цифра — вдумайтесь только! — превышает процент тех, кто смотрел королевскую свадьбу. И это, в общем, не удивительно — в Швеции играет примерно 90% молодежи, а среди женского населения — 40% любительниц видеоигр.
► По накалу страстей киберспортивные финалы не уступают даже королевской свадьбе — доказано зрителями.
* * *
Хотелось бы закончить наши заметки на мажорной ноте, но что-то тянет на лирику… Швеция — это не только размеренная жизнь, любовь к киберспорту, компьютеризация всего и вся и лоси, выбегающие на автотрассы. Это еще и попытка понять другие народы, сопереживая их бедам. В марте 2012 года на iOS вышло олдскульное 2D-приключение Residue (студия Working Parts из Гётеборга), затрагивающее проблемы почти высохшего Аральского моря. Этим летом игру обещают издать на PC. Странно и немного печально, что подобные проекты выпускаются не в России, у которой в XIX веке была на Арале собственная озерная флотилия >.
[[BULLET]] Инди-игра Residue: разбросанные по пустыне остовы кораблей, «наивная» графика, чудесный саундтрек и абориген в тюбетейке.
Редакция «Игромании.ру» выражает огромную благодарность Шведскому институту ( Swedish Institute ) а также посольству Швеции в России за увлекательное путешествие.