Проводы CS 1.6 на земле басков
С каждым годом крупных чемпионатов по Counter-Strike 1.6 становится все меньше и меньше. Не стал исключением и 2012-й: от игры поочередно отказались Intel Extreme Masters , ESWC , E-Stars Seoul и WCG. Причина — в… богатстве грядущего выбора. Кто-то желает перейти на Counter-Strike: Global Offensive , а кто-то верит в успех Counter-Strike: ProMod или ждет мифического Counter-Strike 2. В результате организаторы зачастую не могут решить, «на какую лошадь ставить». Но, как бы там ни было, большинство бывалых профессиональных игроков до сих пор любят старушку 1.6 и с тревогой смотрят в неведомое будущее.
Как в последний раз…
Еще за несколько недель до старта GameGune в сообществе начали поговаривать, что он может стать последним крупным турниром по CS 1.6. На самом деле масштабы катастрофы преувеличены: несколько турниров Dreamhack и чемпионат Asus Final Battle Of the Year — тому подтверждение. Однако пущенный слух успел раздуть панику, и многие профи отправлялись на GameGune «в последний бой»…
► Counter-Strike: Global Offensive — очередная CS-«однодневка» от Valve или игра «всерьез и надолго»?
Разговоры о «последнем турнире», по-видимому, положительно сказались на посещаемости. В Бильбао приехали все лучшие коллективы мира ( Fnatic , ESC , Na’Vi ), кроме SK , которые на тот момент находились на грани распада, а по окончании чемпионата и вовсе прекратили существование.
ЭТО ПЕЧАЛЬНО: менеджер Schroet Kommando (SK) пояснил отсутствие шведов тем, что парни в последнее время почти не тренировались, да и с мотивацией у некоторых спортсменов серьезные проблемы
Помимо грандов отметим и приезд «интересных гостей» — команд из Казахстана ( к23 ), Бразилии ( paiN ) и Саудовской Аравии ( BTK Gaming ). Лишь в самый последний момент от участия отказалась хорошо знакомая отечественным любителям CS 1.6 узбекская команда Storm.
► Приехать-то приехали, а как играть будем, если больше года не тренировались?
А Россия с Украиной напоследок решили погулять по-крупному, отправив в жаркую Испанию не просто десант, а парочку дивизий: Natus Vincere (markeloff, ceh9, Edward, Zeus, starix), KerhNet (z1, Krutoi, B1ad3, bondik, craft1k), Virtus.pro (LeX, evil, hooch, Kucher, xaoc), zNation (redman, liTTle, hondroz, AERO, wake) и tp|uSports (Dosia, EDIK, ROMJkE, Fox, OverDrive). Последняя представляла собой сборную солянку из четырех игроков команды Moscow Five и Алексея Бирюкова ( OverDrive ), который, собственно, пригласил парней сыграть вместе на чемпионате и оплатил им все расходы.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: пятый игрок tp|uSports Алексей Бирюков ( OverDrive ), помимо того что изредка поигрывает в CS 1.6 , серьезно увлекается музыкой и выступает в группе с «игровым» названием FPS. Тяга к творчеству у прогеймера, видимо, от деда — известнейшего советского поэта Роберта Рождественского.
Всего организаторы планировали шесть групп по четыре команды на первом этапе. Но несколько иностранных коллективов не прониклись суровой торжественностью «последнего боя», и их отсутствие пришлось заполнять горячими испанскими пятерками местного разлива. В сухом остатке вышло двадцать три команды. «Для ровного счета одной не хватает!» — как говаривал посол Золотой Орды из советского мультика про Василису Микулишну.
Финское изобретение
Испанские организаторы решили, что без сюрпризов жить как-то скучно — это же Баскония! — и в корне изменили схему проведения группового этапа, обратив внимание на идею титулованного капитана лучших финских команд Томми Кованена ( lurrpis ). Ранее эта идея не вызвала в сообществе особой радости и «легла в стол» до лучших времен.
► Автор идеи, финн Томми Кованен (lurppis), советует использовать сию схему проведения на всех крупных чемпионатах.
Суть нововведений такова. Когда четыре команды в группе (две из них должны пройти дальше) играли между собой, после второго тура случалось, что у коллективов А и B было по две победы (и гарантированный проход в следующую стадию), а у команд С и D — соответственно, по два поражения. И третий тур становился формальностью — игры «пораженцев» зрители обходили стороной, а лидеры могли вообще отказаться от поединка. А в случае упорной борьбы в группе имелся шанс «договорняка» с крупным счетом — когда потерявшая шансы команда, скажем так, имитировала поединок, стараясь не зацепить лишний раз соперников…
► Португальская команда K1CK (axoN, coachi, fox, mUt, rmn) — сильнейший коллектив Пиренейского полуострова
Чтобы избежать всего этого и повысить интерес к матчам в группе, Томми Кованен предложил такую схему.
- первый тур — первая команда посева с четвертой, а вторая с третьей;
- второй тур — матч победителей и матч неудачников первого тура;
- триумфатор «матча победителей» автоматически занимает первое место в группе;
- проигравший «матч победителей» в последнем туре разыгрывает второе место с победителем в «матче неудачников».
Идея такого интереснейшего сплава группового турнира и плей-офф выглядела и справедливой, и интересной, а потому понравилась большинству участников чемпионата.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: GameGune всегда отличался от остальных турниров чем-то особенным — и новыми правилами набор баскских «фишек» не исчерпывался. Еще одной, уже традиционной, особенностью стали игровые мониторы — многолетние ламповые CRT-шки, от которых упрямо не желают отказываться организаторы. Впрочем, профессионалам такие мониторы нравятся, потому что на них «отлично летит».
Первый игровой день
В первый день соревнований свои матчи играли Na’Vi , zNation и Virtus.pro. Лучшая команда Украины на правах одного из главных фаворитов получила наивысший посев в группе B (x6tence, Karont3, Miticos). Группу с двумя испанскими командами и интернациональной сборной Karont3 нельзя было назвать трудной. Чтобы выйти, украинцам сначала нужно было отыграть «прогулочный» матч против явных аутсайдеров из Miticos и лишь потом на классе одолеть победителя второй пары.
► Хозяева из x6tence уступают Karont3 и покидают чемпионат — выиграть не помог даже «эйс» от xikii.
Как и ожидалось, Miticos были просто размазаны по de_dust2 — 16:0, а вот во второй встрече на той же карте, против x6tence (arki, FlipiN, Kairi, oFF, xikii), титулованным славянам пришлось изрядно попотеть. В роли террористов у «рожденных побеждать» получалось далеко не все, поэтому первая половина закончилась с наименьшим перевесом Na’Vi (8:7). Чтобы обрести уверенность, желательно было выиграть пистолеты за CT. Na’Vi справились с этой задачей и пошли в отрыв…
В атаке местные сеньоры x6tence откровенно огорчили: вместо продуманных и грамотных выходов, они откровенно «тошнили», используя тактику «побегу туда, не знаю куда, схлопочу хэдшот не пойми откуда». Порой это броуновское движение даже приносило результат, но не более того. Победа Na’Vi — 16:12.
► «Отбей пятюню — группа позади!»
Выиграв первые две встречи, украинцы гарантировали себе первое место в группе B и отправились на заслуженный отдых. Вторыми к финишной черте пришли Karont3.
Группа А и В
Группа А
Команда
И
В
П
О
Fnatic №1
2
2
0
6
DELTA №2
3
2
1
6
K1CK
3
1
2
3
WebOne
2
0
2
0
Группа В
Команда
И
В
П
О
Natus Vincere №1
2
2
0
6
Karont3 №2
3
2
1
6
x6tence
3
1
2
3
Miticos
2
0
2
0
ЭТО ИНТЕРЕСНО: недавно образованную пятерку Karont3 (chrisJ, fai, LEGIJA, tabseN, sukitRon) нельзя назвать обычной командой — в ее составе играют представители пяти стран: Голландии, Германии, Италии, Сербии и Венесуэлы. Общение в основном происходит на английском, хотя все спортсмены неплохо владеют и немецким.
Третий по силе коллектив России zNation (Aero, hondroz, liTTle, redman, wAke) начал в группе C (ESC, OverProject, paiN) с неожиданного поражения от рук бразильцев paiN (10:16 на de_inferno). По старой схеме у россиян почти не оставалось шансов, но теперь они могли надеяться (небезосновательно!) на победу ESC (kuben, TaZ, pasha, NEO, Loord) над paiN в матче победителей. Чтобы сразиться с представителями страны диких обезьян повторно, в последнем туре.
► Поляки из ESC (kuben, TaZ, pasha, NEO, Loord) на любом чемпионате выступают в роли основных претендентов на победу.
Бразильцы, правда, полякам уступать не желали — и до поры до времени успешно сопротивлялись: класс все же взял свое (11:16 на de_train), и третий тур для россиян стал точной копией первого, даже карта оказалась той же (de_inferno). Сделав выводы из первой проигранной встречи, zNation на «A» отправили на этот раз четырех защитников вместо троих, да и в общем подошли к игре гораздо собраннее. Грамотная подстройка вместе с адаптацией под «экзотический стиль» бразильцев побудила удачу улыбнуться zNation — тяжелая победа со счетом 16:14, и «нация зет» вслед за ESC вышла в плей-офф.
Группа C
Команда
И
В
П
О
ESC ICY BOX №1
2
2
0
6
zNation №2
3
2
1
6
paiN
3
1
2
3
OverProject
2
0
2
0
► zNation и Virtus.pro хоть и не играли между собой, но сидели, как говорится, «лицом к лицу».
Завершали первый игровой день матчи группы D (Giants, Virtus.pro, ENTITY, BTK). Команда Алексея Колесникова ( LeX ) в группе была посеяна под первым номером, а значит, серьезный соперник ждал «виртусов» только во второй игре. Выиграв у арабского коллектива BTK , во втором туре «мишки» ждали крепких македонцев из ENTITY , которые к турниру готовились с особым усердием.
А македонцы неожиданно проиграли особо не тренировавшимся испанцам из Giants (xhiroz, musamban1, yurk0, neptuno, MrT), что существенно облегчило задачу VP. Узнав имя соперника, Virtus.pro немного расслабились, но все же победили «гигантов» (16:12 на de_inferno). Вторыми стали ENTITY , сумевшие, как и zNation, взять реванш у обидчиков в третьем туре (16:13 на de_tuscan). А как хорошо все начиналось для Giants…
ЭТО ИНТЕРЕСНО: матч против Giants для македонцев был принципиальным: несколько лет назад, на гранд-финале WCG, ENTITY сенсационно обыграли чемпиона датских отборочных (Full Gaming) и, расслабившись, в хлам проиграли этим же испанцам (1:29) не выйдя в результате из группы. Балканские парни жаждали реванша, тем более — в логове соперника. Сложилось только на второй раз.
Группа D
Команда
И
В
П
О
Virtus.pro №1
2
2
0
6
ENTITY №2
3
2
1
6
Giants
3
1
2
3
BTK
2
0
2
0
Таким образом, в первый игровой день все без исключения наши команды справились с задачей выйти в плей-офф. Впереди были игры KerhNet и tp|uSports , чьи игры перенесли на следующий день.
Возвращение старых знакомых
Игры предпоследней группы E (K23, tp|uSports, GiantKilling) стали формальностью. Слабенькие испанцы без шансов «отлетели» от казахов и россиян, которые в очной схватке и разыграли судьбу первого места. Как и на прошлом WCG , москвичи легко одолели Adren и компанию (16:7 de_nuke) и вышли с первого места.
Группа E
Команда
И
В
П
О
tp|uSports №1
2
2
0
6
K23 №2
2
1
1
3
GiantKilling
2
0
2
0
iGamers (не явились)
0
0
0
0
ЭТО ИНТЕРЕСНО: тег tp|uSports хорошо известен игрокам М5 и всему нашему сообществу. На протяжении нескольких лет братья Столяровы ( Fox и Dosia ) довольно успешно выступали за эту московско-уфимскую команду. Опытный Алексей Бирюков ( OverDrive ) тоже находился в том составе.
► Опытный OverDrive плюс четверка из Moscow Five — таким получился новый состав команды-солянки tp|uSports.
Вторая команда Украины KerchNet (z1, Krutoi, bondik, B1ad3, craft1k), для которой выезд в Испанию стал чуть ли не первым за последние несколько лет, волей жребия попала в группу F (JaS, Bz, mmm). Основными соперниками тут были средние французские команды JaS и Bz (Bizonours). Играйся турнир на несколько лет раньше, и французы оказали бы украинцам серьезное сопротивление. Но сейчас CS: Source на родине революции популярнее, чем 1.6. Как результат — 16:0 и 16:1 в пользу «жовто-блакитных». KerchNet вышли из группы с первого места, за ними последовали Bz.
Группа F
Команда
И
В
П
О
KerchNet №1
2
2
0
6
Bz №2
3
2
1
6
JaS
3
1
2
3
mmm
2
0
2
0
ЭТО ИНТЕРЕСНО: за французов Bz на турнире выступал ветеран Микаэль Занатта ( Harts ), успевший засветиться и на первых чемпионатах по новой Shootmania Storm.
Игры против своих
Первый тур плей-офф подарил всего одну неожиданность, которую, впрочем, сенсационной не назовешь. Поляки из DELTA (BEn, dOK, drive, sonamed, ths) превозмогли KerchNet на двух картах (18:22 на de_inferno, 10:16 на de_train), отправив украинцев в нижнюю сетку.
Обидно, тем более что потенциал второй команды Украины гораздо выше текущего уровня игры поляков. Но потенциал, как известно, еще нужно уметь раскрыть, не проигрывая при этом почти все ситуации в большинстве за атаку на de_train.
► По выражению лица Владислава Нечипорчука (bondik) легко понять, что дела у его команды KerchNet в матче против DELTA идут, мягко говоря не очень.
Вторым интересным поединком стало равное противостояние K23 и ENTITY (16:6 на de_nuke, 16:10 на de_dust2). Равным мы его назвали только потому, что казахи, серьезно превосходящие балканцев по уровню, не тренировались вместе больше года.
Второй тур верхней сетки подарил несколько знаковых «дерби». Так, поляки из ESC в очередной раз на зарубежном турнире (кажется, в третий подряд) попали на соотечественников из DELTA, а Virtus.pro наконец-то получили шанс встретиться с принципиальным соперником из tp|uSports (читай, Moscow Five).
Польская битва закончилась без шансов для DELTA (16:12 на de_nuke, 16:5 на de_tuscan). Дома в матчах против «золотой пятерки» DELTA обычно выступает гораздо лучше. Возможно, у ребят уже сформировался «синдром выездных поражений от ESC». А основное внимание наших ценителей CS 1.6 было приковано к российским разборкам.
► DELTA: «Опять попали на ESC?! Матка боска ченстоховска!..»
Последние два года на российской сцене доминировали Moscow Five (EDIK, Dosia, Fox, ROMjKE, hacker), но руководство Virtus.pro такое положение вещей не устраивало, и самой первой задачей нового состава «медведей» было победить именно M5.
Поначалу качество игры VP вызывало лишь улыбку, но со временем опытный российско-украинский коллектив ( xaoc и Kucher — украинцы, выступавшие до этого за DTS) значительно прибавил, что показали итоги недавнего DreamHack Summer 2012.
Принципиальное дерби
Первой картой стала de_inferno. Оба коллектива по уровню примерно равны, поэтому игра получилась нервной и напряженной. В первом пистолетном раунде атакующие VP устремились на «B», где и установили бомбу. После серии разменов команды оказались в ситуации 2х2, которую красиво завершили Dosia и OverDrive , 1:0 в пользу tp|uSports. Последующие два эко-раунда тоже отправились в копилку четверки из М5, но важный четвертый взяли уже Virtus.pro. Почти до самого конца первой половины команды шли ноздря в ноздрю (3:3, 4:4 и т.д.), но первая половина все же осталась за VP (9:6).
► Чтобы обрести уверенность в своих силах, командам важно было выиграть первую карту — de_inferno.
Выиграв вторые пистолеты, VP с ходу отдали второй раунд (отлично отыграл Dosia ), чем серьезно усложнили себе жизнь. После чего начались «качели» — то VP выигрывает 12:10, то уже tp|uSports ведет 13:12. При счете 14:13 в пользу TP hooch и evil в меньшинстве нейтрализовали троих соперников, взяв тем самым важнейший раунд для своей команды. Это поражение, видимо, надломило московско-уфимскую «солянку», уступившую на первой карте со счетом 14:16. Вторая карта, de_nuke, проходила в похожем ключе, но на этот раз в концовке больше повезло TP, которым удалось сравнять счет в серии (16:12).
► Последние раунды на de_tuscan и радость победителей.
Судьба победителя « российского El Classico » (так прозвали эту встречу заокеанские зрители) решалась на de_tuscan. Virtus.pro начали за более слабую защиту, но смогли убедительно выиграть первую половину (10:5). Во второй Dosia и компания сподобились выиграть всего один раунд. Поражение 6:16 отправило tp|uSports в нижнюю сетку к KerchNet, а «медведи» попали на Fnatic.
Таким образом, победители «национальных» разборок ESC и Virtus.pro в полуфинале виннеров присоединились к Fnatic и Na’Vi (те во втором туре легко обыграли K23 и zNation соответственно).
Не на жизнь, а на смерть
Тройке наших команд, упавших в нижнюю часть сетки (tp|uSports, KerchNet, zNation), была уготована разная участь. TP в первом же туре лузеров уступила KerchNet в трех напряженных играх (16:14, 13:16, 12:16) и покинула турнир. Вместе с «керчами» дальше прошли и zNation — они одолели ENTITY.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: после поездки на турнир в Македонию команду zNation можно смело назвать специалистом по балканским коллективам. Наверное, потому, что игровой почерк «нации зет» напоминает балканский.
Параллельно с разборками в нижней сетке лучшие команды мира сражались в ее верхней части. Полуфиналы виннеров счастья нашим болельщикам не принесли, в обоих парах (Virtus.pro vs. Fnatic и ESC vs. Na ’ Vi) команды начинали с выигрыша первой карты, но уступали на последующих двух — ESC и Fnatic вышли в финал верхней сетки и гарантировали себе как минимум попадание в топ-3.
► Кто-то, а игрок Fnatic Финн Андерсен (Karrigan) знает толк в шумовом «запугивании» соперника.
Пока ESC добивало украинцев наверху, их соотечественники из DELTA, не на шутку разыгравшись, поочередно отправили домой Bz и zNation. Наши надежды на то, что их сможет остановить Virtus.pro, не оправдались — VP недооценили соперника и обидно проиграли.
В отличие от Virtus. pro , титулованные Natus Vincere, упав вниз, с запредельной концентрацией подошли к играм против опасных соотечественников из KerchNet.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: матчи против KerchNet для «рожденных побеждать» всегда складывались непросто, вспомнить хотя бы украинские отборочные к WCG 2011. Именно KerchNet тогда сенсационно победили многократных чемпионов мира, оставив их без квоты на гранд-финал.
Но в Испанию Na’Vi ехали за первым местом, а никак не за шестым. Крымская команда, серьезно усилившиеся экс-игроком DTS Тарасом Войтенко ( craft1k ), сумела показать достойную игру, но ее не хватило, чтобы пройти мировых грандов (13:16 на de_inferno, 10:16 на de_tuscan).
«Польская проверка»
Следующими соперниками Natus Vincere стали поляки из DELTA и ESC. Чтобы как следует замесить польское тесто, украинцам пришлось сыграть пять карт (две с DELTA и три с ESC). Игры против второй дружины проблем не доставили — Na’Vi катком проехались по обидчикам KerchNet и Virtus.pro. После победы над DELTA настало время для нового реванша у ESC, которым украинцы проиграли в верхней сетке.
► Экс-капитан Na’Vi Сергей Ищук (starix) «не прощает» поляков из DELTA.
На первой карте de_train поляки вновь выиграли (в верхней сетке была победа со счетом 16:6, а теперь еще более впечатляющая 16:4), но на слабейшей карте ESC — de_tuscan, счет в серии стал равным. Судьба второго финалиста решалась на легендарной de_dust2. Предугадать имя победителя было сложно — на «дасте» обе пятерки сыграли между собой не одну сотню игр и прекрасно знали, чего друг от друга ждать.
Зачастую, когда уровень противоборствующих команд примерно равен, на первый план выходит количество ошибок — кто их сделал меньше, тот и выиграл. В этот раз победили «жовто-блакитные», хотя мы помним и другие итоги противостояний этих команд на втором «дасте» (взять хотя бы финал SEC 2011 ).
► Уставшие игроки Na’Vi и Fnatic в долгожданном финале GameGune 2012.
Обойдя на пяти картах разыгравшиеся польские команды, «рожденные побеждать» потеряли много сил и энергии. На Fnatic их уже не хватило. Скандинавы как чемпионы верхней сетки финал ( best of five ) начали со счета 1:0.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: после того как Fnatic покинул Расмус Сталь ( GuX ), а на его место пришел Мартин Хельдт ( trace ), датское представительство в команде стало подавляющим, и обозначать на разных мировых ресурсах команду начали датским флагом. Для Fnatic это первая смена флага с самого начала создания команды по CS 1.6!
Первая «реальная» карта финала — de_dust2, тоже ушла в их копилку (16:7), и украинцам после этого нужно было выигрывать три карты кряду. В реальность этого команда, кажется, до конца так и не поверила, несмотря на то, что de_mirage был вытянут «на зубах» (16:14). Следующей игралась de_train, лучшая карта украинцев. Именно на ней Fnatic сделали череду «контрольных выстрелов» по уставшим соперникам — (16:8).
Призовая четверка GameGune 2012
1-е место — fnatic (Дания–Швеция) — 12000 €
2-е место — Na’Vi (Украина) — 6000 €
3-е место — ESC Gaming (Польша) — 3000 €
4-е место — DELTA (Польша) — 1500 €
To be continued?
Выиграв GameGune 2012, скандинавский коллектив окончательно забронировал за собой титул лучшей команды мира последнего года турнирного Counter-Strike 1.6. В 2013 году за место под солнцем арены турнирных баталий будут бороться CS: Global Offensive и CS: ProMod. Победитель попытается отправить Counter-Strike 1.6 на заслуженную пенсию, но не известно, сможет ли новая игра справиться с этой задачей, — CS 1.6 на своем веку пережил не одну новую версию очередного «убийцы».
В статье использованы фотоматериалы c сайта hltv.org